Сегодня: 07.10.2022
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Демонстрационный экзамен как инновационный способ оценивания уровня сформированности общих и профессиональных компетенций у будущих специали

СКАЧАТЬ (22.1 Kb) 27.04.2022, 20:21
Исаева Екатерина Игоревна
преподаватель специальных дисциплин, КГКП "Костанайский индустриально-педагогический колледж"
Демонстрационный экзамен как инновационный способ оценивания уровня сформированности общих и профессиональных компетенций у будущих специалистов

Сегодня главной целью среднего профессионального образования является создание условий для формирования творчески активной, социально адаптированной, конкурентоспособной личности.

Конкурентоспособность выпускников учреждений профессионального образования зависит от степени соответствия их профессионально-квалификационных характеристик к требованиям современного рынка труда. Но, современный выпускник–специалист этим требованиям не всегда отвечает. Это связанно с дефицитом современного оборудования в образовательных учреждениях, фондов, соответствующих требованиям времени, а главной проблемой является отсутствие реальной связи с работодателем, не знание его запроса. В результате молодые специалисты могут приступить к практической работе на предприятии лишь после дополнительного обучения. Эти процессы автоматически снижают шансы на получение работы по сравнению со специалистами с более высоким уровнем квалификации, опытом работы по специальности.

Анализ ситуации на рынке труда и рынке образовательных услуг позволяет сделать вывод, что существует потребность в интегрированных образовательных программах, которые позволяют получить рабочую профессию и повысить уровень профессиональных компетенций до уровня высококвалифицированного специалиста.

Существенные недостатки в профессиональной подготовке студентов приводят к тому, что они больше подготовлены как специалисты, хорошо знающие теорию, но на практике востребованы выпускники, которые могут «думать» руками быстро и качественно. Именно такие работники в условиях рыночной экономики быстрее адаптируются в окружающем мире, смогут углубить специализированные знания и умения по выбранной профессии, довести профессиональную компетентность до уровня международных стандартов.

Опыт работы зарубежных стран дает возможность предполагать, что демонстрационный экзамен может быть эффективен при реализации программ среднего профессионального образования, профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки, при условии наличия заинтересованного работодателя.

Демонстрационный экзамен повышает мотивацию обучающихся и работников, так как меняются подходы в организации обучения, осуществляется переход к самостоятельному обучению на рабочем месте при сопровождении квалифицированных преподавателей и ведущих специалистов предприятий. Демонстрационный экзамен предполагает оценку профессиональных компетенций путём наблюдения за выполнением трудовых действий в условиях, приближенных к производственным.

Основные принципы проведения демонстрационного экзамена:
• трёхстороннее сотрудничество работодателя, работника и преподавателя;
• независимость экзамена от способа подготовки соискателя;
• индивидуальный подход.

Для образовательных учреждений, проведение демонстрационного экзамена – это возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ, материально-техническую базу и уровень квалификации преподавательского состава, а для выпускников это возможность подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов WorldSkills без дополнительных испытаний и получить предложение о трудоустройстве уже на этапе выпуска из образовательной организации.

Если говорить об оценке уровня сформированности профессиональных компетенций, то мы придем к выводу, что существующую систему оценивания необходимо менять, в связи с тем, что оценочные материалы проверяют в первую очередь теоретическую подготовку, а не практическую подготовленность.

В настоящее время добиться успеха в условиях рыночной экономики сможет лишь тот, кто научился четко определять цели, организовывать поиск путей их реализации, анализировать ход работы, извлекать уроки из временных неудач. В связи с этим педагогам необходимо выйти на новый уровень подготовки будущих специалистов, соответствующих мировым стандартам. Одним из ведущих средств для оценки уровня сформированности компетенций является демонстрационный экзамен, который сдается путем презентации на практике профессионального мастерства, которое оценивают не только преподаватели, но и представители работодателей.

Современные требования к оцениванию направлены на оценивание объективной готовности будущего специалиста к выполнению определенного вида трудовой деятельности.

Оценочные средства носят комплексный характер, требует принятия практических решений, как в известной ситуации, так и в нестандартных ситуациях. Современные оценочные средства должны быть направлены на решение не теоретических, а профессиональных задач, требующих применения информации из разных областей знаний. В идеальном случае задание представляет собой показательную работу в реальных условиях.

Методика проведения демонстрационного экзамена и оценки квалификации разработана на основе европейского и финского опыта оценки и признания квалификаций работников компаний. Признание квалификации основывается на подтверждении работодателем и обществом ценности компетенций (опыта, знаний, умений) работника, сформированных в результате предшествующего обучения и профессиональной деятельности.

Демонстрационный экзамен проводится с целью оценки и подтверждения квалификации кандидата, необходимой для выполнения работ в одной из областей трудовой деятельности.
Сдача демонстрационного экзамена – это реальная работа и деятельность. Демонстрационный экзамен сдается путем демонстрации на практике профессионального мастерства, определенного в базовом учебном плане. Профессиональное мастерство оценивают специалисты трудовой жизни и образования. Демонстрационный экзамен повышает мотивацию обучающихся и работников, так как меняются подходы в организации обучения, осуществляется переход к самостоятельному обучению на рабочем месте при сопровождении квалифицированных преподавателей и ведущих специалистов предприятий.
При внедрении демонстрационного экзамена проведение теоретических и практических занятий будет осуществляться по новым формам и методикам. Студенты смогут выполнять роль инструкторов, которая в последующем им самим же и поможет при демонстрации своих знаний на практике при сдаче демонстрационного экзамена.

Демонстрационный экзамен будет не только средством оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций у будущих автомехаников, но и будет выступать связующем звеном между образовательными организациями и работодателями.

С помощью внедрения демонстрационного экзамена как педагогического средства оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций может быть достигнута договоренность, а тем самым исчерпано противоречие между профессиональным образованием и требованиями, предъявляемыми работодателями к современному выпускнику средне-профессиональной образовательной организации.

В заключение следует отметить, что разрешение выше обозначенных противоречий становится возможным путем комплексной модернизации системы проведения экзаменационных процедур по итогам освоения программ подготовки рабочих и специалистов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Касаткина Н.Э. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие / Н. Э. Касаткина, Т. А. Жукова. Кемерово: ГОУ ВПО "Кемеровский гос. ун-т", 2010. 203 с.
2. Ключарев Г.А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов / Г.А. Ключарев // Социологические исследования. 2015. №11. С.49-56.
3. Кондрина И.В. Самосовершенствование профессионально важных качеств у студентов в процессе их психолого-педагогической подготовки: Дис. канд. пед. наук. Кемерово, 2000. - 180 с.
4. Олейникова О.Н. Муравьева А.А. Профессиональные стандарты как основа формирования рамки квалификаций. Методическое пособие / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева. Москва: АНО Центр ИРПО. 2011. 72 с.
5. Сборник рабочих материалов проекта 2012 года, Финско-Российский проект «ВАЛО: вклад в развитие современной системы квалификаций» 2011–2014.URL: http://valo.nwaip.ru/doc/materiayi/publikacii/sbornik.pdf
6. Станулевич О.Е. Профессиональные компетенции как показатель качества профессионального образования / О.Е. Станулевич // Среднее профессиональное образование. 2013. № 4. С. 5-10.
7. Залуцкая Г. Ф. Формирование исследовательских умений обучающихся как одно из условий профессиональной подготовки будущих специалистов // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1222-1226.
8. Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия
9. Сумина Т.Г. Модель формирования компетенций в изучении дисциплины «Методика воспитательной работы»/ Формирование кадрового потенциала СПО – инновационные процессы на производстве и в профессиональном образовании [Текст]: сб. науч. тр. IX Междунар. науч. –практ. конф., 16 февр. 2016 г., г.Екатеринбург / под ред. С.А. Днепрова, А.В. Пивоварова; РГППУ. – Екатеринбург, 2016. С. 119-125


Категория: Блоги | Добавил: katrin199313
Просмотров: 83 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
IX Всероссийский творческий конкурс "Мастерица-Осень"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
X Всероссийский творческий конкурс "Осенний ёжик"
II Всероссийский творческий конкурс "Праздник урожая"
IV Всероссийский творческий конкурс  "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
VI Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"
XX Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2022 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 07.10.2022

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог