План-конспект
мероприятия
«День народного единства –
государственный праздник России»
Форма проведения: библиотечный бинарный урок
по предметам «Литература», «Изобразительное искусство и мировая культура»
Разработала: Бордакова Ольга Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа
с.Большой Мелик Балашовского района
Саратовской области»
2024г.
Дата проведения: 4 ноября 2024 года
Классы: 5 - 6
Цели мероприятия:
- формирование чувства патриотизма, гражданственности;
- организация знакомства школьников с историей праздника 4 ноября – Дня народного единства;
- расширение представления о духовном значении праздника;
- развитие мышления, речи, словарного запаса учащихся;
- создание условий для раскрытия творческих способностей.
Задачи:
Образовательные: повышать уровень развития учащихся, расширять их знания о Дне народного единства, совершенствовать технику чтения.
Развивающие: способствовать развитию творческих способностей учащихся, создавать условия для осознанного познавательного интереса к чтению и истории России;
Воспитательные: продолжать формировать представление о России как о многонациональном государстве, о Родине; прививать любовь к малой родине посредством книг писателей-земляков; воспитывать уважение к национальным традициям и символам страны, развивать нравственные качества личности.
Форма проведения: библиотечный бинарный урок по предметам «Литература», «Изобразительное искусство и мировая культура» .
Форма организации работы: групповая/индивидуальная.
Образовательные технологии:
- обучение в сотрудничестве (командно-групповая работа);
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Материально-техническое оснащение мероприятия:
ноутбук, изображения Государственных символов Российской Федерации (Герб РФ, Флаг РФ), портрет Президента РФ Владимира Путина, Гимн РФ (текст и фонограмма) фонограмма песни «То берёзка, то рябина»; простые и цветные карандаши, краски, альбомные листы, цветная бумага, ножницы – на каждого ребенка; верёвочка и разноцветные прищепки (для оформления «фотосушки»).
План мероприятия
I Организационный момент. – 2 мин.
II Вступление. Раскрытие содержания праздника. – 7 мин.
III Основная часть
1. Икона Казанской Божьей Матери. – 5 мин.
2. Физкультминутка. – 2 мин.
3. Родина в стихах Николая Палькина, Антона Пришельца. – 3 мин.
4. Пословицы о Родине. – 3 мин.
5. Загадка – код. – 3 мин.
6. Символы государства. – 5 мин.
7. Итог занятия: символы России как многонационального государства: рисунки, аппликации с изображением государственной символики. – 7 мин.
IV Заключение. Рефлексия: Что значит быть патриотом. – 2 мин.
Ход и содержание мероприятия:
I. Оргмомент (2 мин).
Учитель приветствует детей, сообщает цели урока (кратко).
Ученики отвечают на вопросы (В случае затруднений учитель подсказывает):
- Кого называют патриотом? (Человека, который любит Родину),
- Что такое Родина? (Это место, где человек родился, где живёт. Это вся страна),
- Что такое малая родина? (Это место, где мы родились и живём. Мы можем назвать малой родиной наше село Котоврас, районный центр – Балашов, областной – Саратов, Прихопёрье, Поволжье)
- Как называется наша страна? (Россия, а столица России – Москва).
(Слайды: виды Прихопёрья, Балашова, Москвы) – учитель комментирует.
II. Вступление (7 мин.)
Учитель: Начинаем библиотечный урок по литературе, мировой культуре и изобразительному искусству, посвященный Дню народного единства. Послушайте стихотворение Натальи Майданик «День Народного единства» (читает подготовленный ученик 6 класса):
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
- Чему посвящено это стихотворение? (Родине, единству народов с ней и друг с другом). Родина и Единство… Как связаны эти слова? (В нашей стране и в нашем селе живут представители разных национальностей. Объединяет их любовь к Родине, дружба и добрососедские отношения).
Беседа о празднике. Раскрытие содержания праздника.
– В чём смысл этого праздника? (В единстве народа – сила России)
Праздник 4 ноября многие воспринимают как новый праздник. А ведь отмечаем мы его с 2005 г. Сколько лет мы его празднуем? (19 лет)
Самое главное, что это не вновь придуманный праздник, а праздник, возвращённый россиянам. У него очень древняя история. Перенесемся на 400 лет назад, в начало 17 века. (Слайды: виды Москвы 17 века).
– Кого вы здесь видите? Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось Смутой.
– Как вы понимаете, что такое Смута? (Все смешалось, стало мутным, ничего не понять)
– Что нужно для того, чтоб в государстве был порядок? (Правительство, армия, законы)
– Ничего этого не было, не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались враги (поляки), которые захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства.
– Прочитаем отрывок из пьесы А.Н. Островского «Козьма Захарьич Минин». (Дети читают отрывок по ролям).
(Слайд: репродукция картины К. Маковского «Минин на Нижегородской площади»)
Учитель: Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? По каким словам и делам можно понять это?
– Кто призвал простой народ встать на защиту Родины и собрать для этого деньги? (К. Минин и Д. Пожарский)
– Перед вами портреты К. Минина и Д. Пожарского (слайды)
– Давайте познакомимся с этими героями. (Рассказы библиотекаря и учителя)
1) Кузьма (Козьма) Минин (полное имя – Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий).
Минин был гражданином (горожаниен, житель города) Нижнего Новгорода. Он был честным и добропорядочным торговцем, старостой города. Минин убеждал народ «стать за веру, за Отечество». В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки – вече. Люди на них рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались к Минину. Он принял мудрое решение: собрать средства со всего народа и всем миром защитить Русь от врагов.
Нижегородцы увлеклись предложениями Минина и решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги. По совету Минина давали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества; по его же совету, выбрали вождем князя Дмитрия Пожарского.
К нижегородцам скоро примкнули и другие города. В начале апреля 1612 г. в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым во главе, а в октябре Москва была очищена от поляков.
Умер он в 1616 г. Прах Минина покоится в Нижегородском Преображенском соборе. В 1818 г. воздвигнут памятник в Москве, а в 1826 г. – в Нижнем Новгороде.
2) Пожарский Дмитрий Михайлович (1578–1614 гг.) – князь.
Пожарский происходил из князей Суздальской земли и принадлежал к так называемым «захудалым» княжеским родам, т.е. не игравшим важной роли в государственных делах.
В предыдущих сражениях Пожарский был ранен и лечил ранения в своей вотчине недалеко от Нижнего Новгорода, куда и прибыли посадские люди приглашать его стать начальником ополчения, которое затевалось в Нижнем Новгороде. Он согласился.
Д.М. Пожарский жил долго, но не играл важной роли в государстве, как можно было бы ожидать. Он не был ни особенно близким к государю советником, ни главным военачальником. Ему не поручали особенно важных государственных дел. Служба его ограничилась второстепенными поручениями. Он погребен в Суздальском Спасо-Ефимовском монастыре. Но в памяти народа его имя осталось как имя освободителя.
3) Так и случилось! (показ слайдов сражения)
Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!
Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади – в самом сердце России (слайд: памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия»).
Библиотекарь: Главное в этом событии то, что впервые не государство само себя защищало, не власть, а сам народ. Люди, которые возглавили это ополчение, не собирались становиться царями или занимать какие-то государственные посты. Люди просто восстановили государственную власть, избрали царя и передали ему власть. В этом, наверное, уникальная особенность данного праздника.
III Основная часть
1. Праздник иконы Казанской Божьей матери – 5 мин.
Учитель: 4 ноября совпадает с одним из православных праздников. Кто знает, что это за праздник? (Ответы учеников о празднике)
Казанская икона Божьей Матери особо почитается русским православным народом. Праздник в её честь – один из самых старых в России, он отмечался как общенародный с 17 века!
Совпадение этих двух праздников знаменательно. Икона Казанской Божьей матери не раз помогала русскому воинству. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу. И молитва была услышана. Эта икона помогла народному единству, победе, преодолению Смуты.
Позже в честь иконы Казанской Божьей матери и в память обо всех погибших в период смутного времени Дмитрий Пожарский на свои средства выстроил Казанский собор на Красной площади. (Слайд)
История иконы (Презентация)
В 1579 году большая часть Казани была уничтожена пожаром. Одним из погорельцев был Даниил Онучин. После пожара его дочери явилась во сне Богородица – Матерь Божия и открыла ей, что под развалинами их дома находится Её чудотворный образ. Рассказали о чудесном явлении митрополиту.
Огромная толпа народа направилась к дому Онучиных. Начались раскопки. Был найден святой образ необычайной красоты.
На месте обретения чудотворной иконы в Казани был основан Казанский Богородицкий женский монастырь. Юная Матрона Онучина приняла в нем постриг и стала потом настоятельницей.
Оригинал иконы хранится в Казанском монастыре.
Учитель: За что благодарная Россия увековечила память Минина и Пожарского? Что защищали они и ополчение? (Родину).
2. Физкультминутка. – 2 мин.
3. Родина в стихах поэтов – земляков. – 3 мин.
– Много стихотворений о Родине вы изучаете в школе. А ведь поэты жили и живут не только в больших городах, но и рядом с нами. Послушайте стихотворение поэта Антона Пришельца. Он жил в Балашовском районе, в селе Безлесное. Это стихотворение стало песней. (Фонограмма).
То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!
От морей до гор высоких,
Посреди родных широт
Всё бегут, бегут дороги
И зовут они вперёд ! . .
Солнцем залиты долины,
И куда ни бросишь взгляд –
Край родной, навек любимый,
Весь цветёт, как вешний сад!
Детство наше золотое
Всё светлее с каждым днем!
Под счастливою звездою
Мы живём в краю родном!
А вот отрывок из стихотворения Николая Егоровича Палькина, который жил в селе Большой Мелик. Оно тоже стало песней.
(Читают подготовленные ученики).
У моей России
Очи голубые,
Очи голубые,
Русая коса.
На лесных озёрах,
На лесных просторах
Поднялась Россия -
Дивная краса.
На лесных озёрах,
На лесных просторах
Поднялась Россия -
Дивная краса.
(Можно прослушать полный текст стихотворения или песню).
– О чём эти стихотворения? (О любви к Родине)
– За что авторы любят свою Родину? (За красоту, могучую силу, за её народ)
– Русский народ издавна передавал свою любовь к Родине в пословицах и поговорках. А вы знаете пословицы о Родине?
4. Задание. Соберите пословицы. (Дети собирают пословицы из отдельных реплик). – 3 мин.
Родина – мать, Родине служить.
Жить – умей за неё постоять.
Человек без Родины, там и пригодился.
Где кто родился, что соловей без песни.
(Родина – мать, умей за неё постоять.
Жить – Родине служить.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Где кто родился, там и пригодился.)
Вывод: Для того, чтобы вечно жило творчество русского народа, необходимо беречь наше российское государство, нашу Россию.
5. Загадка – код – 3 мин.
Учитель: Русский народ – мастер ещё в одном жанре народного творчества. Это загадки. Послушайте их и попробуйте раскодировать этот «загадочный» код, нарисовать общую отгадку.
(Загадки о цветах российского флага)
• Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка, написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)
• Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы, как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)
• Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко…(красным)
– Что у вас получилось? (Флаг России)
6. Беседа о государственных символах – 5 мин.
Учитель: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Каждый цвет имеет особое значение. Что означают цвета нашего государственного флага? (Ответы детей:
• Белый цвет означает мир, чистоту, правду, благородство – говорит о том, что у нашего государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам.
• Синий цвет – это небо, благородство, духовность, вера, говорит о том, что Россия против войны. Она хочет дружить со всеми народами Земли.
• Красный цвет – отвага, героизм, огонь, означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется, защищать свободу и честь Родины от врагов.)
Учитель: Государственный флаг Российской Федерации поднимается на её главных зданиях. Мы в школе каждую неделю поднимаем Флаг Российской Федерации, исполняем гимн России. Так мы показываем, что мы – россияне и что мы едины.
– Чем является флаг для нашего государства? (Символом)
– Какие государственные символы России вы еще знаете? (Герб, Гимн)
Библиотекарь: Рассмотрим изображение Государственного герба России (Герб в переводе с немецкого – наследие, наследство).
В современной России в качестве герба с изменениями принято изображение времен Александра II. Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном щите. Над орлом – три короны (две малые и одна большая). В лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди, на красном щите, всадник, поражающий копьем дракона.
Двуглавый орел является символом единения народов России; его короны – символы союза республик, краев и областей. Скипетр и держава означают силу и мощь единого государства. Всадник на щите – олицетворение побеждающего добра, готовности народа защищать страну от врагов.
Учитель: У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад – в 1497 году.
Библиотекарь: Впервые его ввёл царь Иван III Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри российского герба – герб Москвы. На нём на красном фоне изображён Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона.
Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
Учитель: Сейчас ребята расскажут вам о Гимне России. (Двое подготовленных учеников).
Гимн в переводе с греческого – торжественная хвалебная песня, или похвала, исполняемая в особых случаях.
Гимн страны! Он исполняется в особо торжественных случаях: при встречах и проводах глав государств, при проведении парадов, больших государственных праздников. Все присутствующие при этом встают, а военные отдают честь.
Учитель: Как вы думаете, почему гимн государства все исполняют и слушают стоя? (Так проявляется уважение к стране).
– Послушайте стихи о сегодняшнем празднике.
Наталья Майданик
ПРИЗЫВНАЯ
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
IV Итог урока. Рисунки, аппликации. – 7 мин.
V Заключение. Рефлексия. Что значит быть патриотом. – 2 мин.
Учитель: Сегодня мы подробно поговорили о Дне народного единства – замечательном российском празднике. Так что же значит быть патриотом? (Любить Родину, хранить её традиции, изучать историю, литературу, помнить истоки великих праздников и дат).
В заключение нашего библиотечного урока давайте возьмемся за руки и все вместе произнесем речёвку:
Главное – вместе!
Главное – дружно!
Главное – с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!
Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!
Использованные источники:
1.Пьеса А.Н. Островского «Козьма Захарьич Минин».
2. стихотворения Н.Е. Палькина
3.Большая детская энциклопедия
4.Виды Москвы Смутного времени
Примечание: учителя-предметники по очереди берут на себя обязанности ведущего.
|