Значение книги в жизни человека огромно. Трудно, конечно, в наше время, когда появилась масса соблазнов – телевизор с множеством программ, компьютер – заставить ребенка читать. Но и в век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому-восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность чтения, отсутствие интереса к чтению приводят к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята плохо прочитывают условия задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представлении в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.
Сегодня практически утрачена и традиция семейного чтения. В нашей школе мы решили возродить традицию семейного чтения и провести годовой семейный проект “Читаем вместе” по произведению Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. Тем более что в образовательной системе «Школа 2100» чтение отрывка из данного произведения входит в программу второго класса. На уроках внеклассного чтения мы с ребятами в течение учебного года прочитали и обсудили все произведение « Маленький принц». И я была поражена детской мудростью! Своими мыслями и находками мне хочется поделиться с коллегами….
Произведение Экзюпери называют философской сказкой. Философия — это наука об общих законах развития человека и мира, часто слово "философия" используют как синоним к слову "мудрость". В сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и её ценностях, об отношениях людей. Особенностью философских произведений является то, что каждый образ, кроме прямого значения, имеет и символическое: Маленький принц — это не только образ конкретного героя, но и символ ребёнка вообще; роза — это не просто цветок, это символ любимого, но капризного существа; Лис — это символ природы, друга; астероид малыша — это символ планеты, а ещё — это далёкий для многих взрослых мир детства...
Мир детства хрупок и чист, дети — это непосредственные существа, которые живут, полагаясь на свои чувства, прислушиваясь к голосу сердца. Взрослые часто утрачивают способность воображения, перестают обращать внимание на красоту мира и тем самым ограничивают себя. Поэтому взрослые и дети — это два мира, две разные планеты, и лишь немногие способны вернуться в страну детства...
Первое знакомство с книгой Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»...
Что надо сделать, чтобы оно состоялось?
Как подарить второклассникам радость общения с этим волшебным и мудрым произведением?
Не все дети еще одинаково хорошо читают. Поэтому шаг первый — даю задание на лето: купить и прочесть книгу вместе с родителями. Результат — к началу года у всех имеется текст. Многие приобрели книгу специально для своего ребенка — что может быть ценнее такого подарка! И самое удивительное, что многие родители были благодарны мне за то, что вместе с детьми заново перечитали эту книгу.
Шаг второй — надо продумать уроки внеклассного чтения так, чтобы они отличались от обычных уроков не только по своему содержанию, но и по своей структуре. Так появились десять вопросов, на которые ребята давали письменные ответы.
Вот эти вопросы и ответы детей:
1. «...все взрослые сначала были детьми, только мало кто об этом помнит». Для чего взрослым помнить, как они были детьми?
«Для того чтобы смыслом жизни взрослых не становились цифры, чтобы взрослые могли видеть самое главное - красоту природы, душу ребенка, чтобы они могли восхищаться восходом солнца или цветком на лугу, любоваться улыбкой человека и вместе с ребенком наблюдать как плывут облака-лошадки. Для того, чтобы «увидеть барашка сквозь стенки ящика. Если взрослые будут помнить о своем детстве, им веселее станет жить, а значит, у их ребенка будет счастливое детство с понимающими и любящими родителями».
2. «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Как ты сам приводишь в порядок свою планету?
«Летом мы часто бываем на даче. Садоводство у нас небольшое. Когда мы с подружкой гуляем и видим много мусора, мы надеваем перчатки, берем большие мешки и идем наводить порядок. Бытовой мусор мы забираем с собой в город и там выбрасываем в специальные баки».
3. «...когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце...» Что делаешь ты, когда тебе грустно?
«Когда мне грустно, я стараюсь вспомнить что-нибудь веселое. Обычно я пою веселые песни или вспоминаю уроки, которые прошли у меня очень удачно. От таких мыслей я сразу перестаю грустить. А еще есть проверенное средство: позвонить друзьям и собрать компанию для игр. Все-грусть как рукой снимет».
4. Маленький принц заботился о своей розе, он любил ее. А кого любишь и о ком заботишься ты?
«Те, кого я люблю, находятся рядом со мной. Это мои родители-самые близкие и дорогие люди. Главное для меня, чтобы они были здоровы. Поэтому я им помогаю по дому. Но больше всех в моей заботе нуждается сейчас маленький кролик Ляля. Я не забываю ее покормить, люблю играть с ней, мыть и чесать шерстку. Она очень шустрая и игривая. Я не забываю прибраться в ее домике. Вот так я забочусь о тех, кто рядом со мной».
5. «...суди сам себя. Это самое трудное. Себя судить труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр». За что ты судишь себя сам?
«Я осуждаю себя за свою лень. Мама часто мне говорит, что лень вперед меня родилась. Бывает мне лень читать, проще посмотреть видеофильм. Я ленюсь заправлять постель, и мне бывает стыдно, если беспорядок увидят мои друзья. Поэтому я стараюсь, борюсь с ленью. Научилась правильно оценивать свои проступки. Верю, мне удастся победить лень».
6. «Среди людей тоже одиноко». Бывает ли тебе одиноко среди людей? Почему?
Когда я ездила в летний загородный лагерь у нас было много развлечений, но я по вечерам очень грустила о маме. Мне ночью мама снилась. Там мне было одиноко даже среди людей»
7. «У них (людей. — авт.) нет корней — это очень неудобно». Прав ли цветок? Какие корни держат тебя на родной земле?
«Меня держат на родной земле родители, ведь я их единственный ребенок. А еще бабушки с дедушками, ведь они так мной гордятся. И, конечно, мои питомцы могут без меня погибнуть. Если бы меня не было, им было бы очень грустно. А я даже себе е представляю, как бы я жила без моих близких и родных».
8. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Что это — самое главное, которое нельзя увидеть глазами?
Самое главное, чего нельзя увидеть глазами, а можно почувствовать – это любовь, дружба и доброта. Когда люди любят друг друга, они вместе справятся с любыми невзгодами. Я люблю своих родителей, а они меня. Это очень важно! Настоящая дружба проверяется временем. Друг никогда не подведет и всегда придет на помощь. С другом можно поделиться своими секретами, можно вместе любоваться звездами. Доброта очень важна в жизни. Без добрых поступков все будет серым и злым. У каждого человека есть сердце. Оно объединяет и любовь, и дружбу, и доброту. Все это подсказывает человеку, как ему жить».
9. Чему научил вас Маленький принц?
«Маленький Принц научил меня размышлять обо всем, что нас окружает. Он показал мне своими примерами, каким должен быть человек и как вести себя среди людей. А еще он научил меня тому, что нужно знать цену счастью, беречь время и всегда быть в ответе за свои дела и за людей, которым ты нужен».
10. Зачем нам шипы и колючки, если мы совсем не злючки?
Десятый вопрос был темой домашнего сочинения-сказки.
Шаг третий — сами уроки. Можно сколько угодно планировать и придумывать, но никогда не знаешь наверняка, чем все закончится. Иногда чья-нибудь фраза, брошенная мимоходом, может полностью изменить весь так бережно и тщательно продуманный ход урока.
Урок начинается. Звучат обычные слова, приветствия — все как обычно. Поворачиваюсь к доске, пишу фразу из «Маленького принца». А дети читают, стараются угадать следующую букву, слово, всю фразу. «Это из «Маленького принца», я читал!» — вдруг догадался кто-то радостно.
Раздаю листочки. Десять минут на ответ. Пишут, стараются. Договариваемся, не думать сейчас об ошибках, важны не они, а ваши мысли. Молодцы, спасибо! Вы очень хорошо поработали!
Поднимите руку, кто читал дома эту главу, а кто готов читать по ролям? Каждому хочется побыть в этой роли, и дети стараются быть справедливыми, выбирая чтеца.
А дальше мы путешествуем... Вы помните, на каких планетах побывал Маленький принц? Кто готов нам рассказать о планете короля? Дети «превращаются» в принцев и, незаметно для себя, учатся преобразовывать рассказ автора в рассказ «от первого лица».
Читаем сочинения каждый урок!
Учащиеся вели тетради, в которых записывали свои сочинения, задавали вопросы автору и друзьям, узнавали значение непонятных слов. В их тетрадях можно увидеть толкование слов «Сахара», «галактика», «удав», «астероид», «принц», «баобаб» и литературоведческих терминов: «аллегория», «ирония», «пролог», «эпилог», «метафора». В некоторых тетрадях можно увидеть записи незнакомых для данного ученика слов: «юстиция», «эфемерные», «флюгер», «мантия» и др. До уроков по произведению дети познакомились со значением слова «философия».
До конца понять эту сказку, по-моему, невозможно, даже если читать ее каждый год снова и снова. Вот и сегодня на некоторые истины из этой сказки мы взглянем пристальнее.
Что Экзюпери нам рассказал в гл. V?
1. Учащиеся специально к уроку приносили фотографии взрослых и детей, перед уроком каждый сам прикрепил на доску принесенные им снимки.
-Вы принесли сегодня на урок фотографии взрослых и детей. Это задание, конечно, не случайное. Ведь один из вопросов, на который Экзюпери ищет ответ, о том, чем взрослые отличаются от детей.
-Разделите страницу в тетради пополам, слева напишите слово «Взрослые» и напишите к нему ряд ассоциативных слов. Помните при этом не только слова Экзюпери: «Взрослым всегда все нужно объяснять», «Они никогда ничего не понимают сами», но и такое высказывание: «Не стоит на них (взрослых) сердиться. Дети должны быть очень снисходительны к взрослым». Тем более что вы поняли: Экзюпери имеет в виду не всех взрослых, а только тех, которые забыли, что когда-то были детьми. Да и вообще понятие «взрослость» вовсе не означает только возрастной признак, можно быть по возрасту ребенком, а на мир смотреть по-взрослому.
Дети зачитывают вслух по очереди свои слова. Можно делать дополнения к своему ряду слово из понравившихся слов.
-Справа напишите слово «Дети» и напишите к нему ряд ассоциативных слов. Дети зачитывают вслух свои слова, дополняют.
-Подчеркните в левом и правом рядах по одному слову, которые, по-вашему, являются самыми точными.
-Как люди становятся злыми, скупыми, тщеславными? Ведь все они были сначала чистыми, невинными детьми (Экзюпери нам рассказал об этом в гл. V).
2. Вы согласились с тем, что каждый человек - это маленькая планета, и на этой планете могут прорасти страшные пороки - «баобабы».
-Что узнал маленький принц, путешествуя по планетам, о людях? Какие пороки-баобабы могут вырасти на человеческой планете? (Читают по тетрадям выписанные человеческие пороки).
- А какие «цветы» - добрые качества не нужно выпалывать, а нужно стараться взрастить в себе?
-А теперь, объединившись в группы, изобразите символы пороков - «баобабов» и добродетелей - «цветов», которые могут прорасти из хороших семян.
Помните: нарисовать просто. Надо только вспомнить, как летчик нарисовал для маленького принца ящик, в котором сидел барашек. А маленький принц посмотрел на рисунок, нагнув голову, и сказал: «Не такой уж маленький, мой барашек.… Смотри-ка, он уснул…»
Защита проектов…, взрыв эмоций, победа чувств и детская мудрость воплощения идеи в рисунке!
3. - Дома вы писали самохарактеристики, называя свои недостатки и хорошие качества. Давайте поделимся своими наблюдениями над собой. Почитайте о себе «в розовом свете».
- А теперь о себе «в черном свете». Помните при этом слова Экзюпери: «Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
- А знаете, что вы делали, когда писали самохарактеристики? Приводили в порядок свою планету. Выполняли главное правило Маленького принца: «Встал поутру…»
- Посмотрите на доску. Вот страшные «баобабы». Вы, конечно, не позволите прорасти таким «баобабам» на ваших планетах. Пусть в ваших душах из хороших семян прорастают и цветут вот такие «цветы».
- Каждый из нас - это маленькая планета, и человек сам на ней хозяин. Каждый из нас неповторим. Но было бы плохо, если бы каждый существовал только сам по себе. Людей должны соединять узы.
- Зачитайте те мудрые мысли, которые вы выписали, читая гл. V сказки
«Ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком».
В течение всего года ребята постепенно заполняют страницу «Мудрому человеку вся земля открыта» афоризмами:
• «Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету»;
• «Среди людей тоже одиноко»;
• «Узнать можно только те вещи, которые приручишь»;
• «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил»;
• «Там хорошо, где нас нет»;
• «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»;
• «У каждого человека свои звезды»;
• «Надо судить не по словам, а по делам»;
• «Единственная настоящая роскошь на Земле – роскошь человеческого общения»;
• «Самое трудное – судить себя. Это куда труднее, чем судить других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» и др.
Вот и последний урок. Научил ли вас чему-нибудь Маленький принц? Дружбе, любви, доброте и радости, научил читать и писать, ухаживать за землей (и полкласса готовы закрыть все заводы и остановить движение машин), прощать (если бы все люди об этом помнили!) и «спрашивать родителей о том, о чем я раньше стеснялась спросить».
Свод заповедей Маленького принца появляется в процессе групповой работы:
• необходимо трудиться каждый день,
• поддерживать порядок на своей планете,
• нельзя жить без любви и дружбы,
• надо ценить и уважать человека,
• никогда нельзя забывать близких тебе людей,
• людям нужна красота и доброта,
• нужно быть терпеливым,
• уметь преодолевать грусть и уныние,
• учит судить не по словам, а по делам,
• приносить людям пользу,
• делать добро,
• быть верным слову,
• прощать слабости окружающим людям, быть к ним снисходительными.
В конце учебного года на совместном родительском собрании мы провели семейную викторину «Маленький принц». Три семьи отвечали на вопросы блиц - турнира, складывали мозаику из афоризмов, по описанию отгадывали героя, задавали наперебой вопросы друг другу, были артистами и писателями.
До свидания, Маленький принц!
Теперь можно открыть тайну – оказывается, есть такая книжка, написанная известным венгерским писателем, взявшим себе псевдоним Антуан Сент-Этьен – “Маленький принц возвращается”, где говорится о том, как летчик, став астронавтом, на космическом корабле посещает различные вымышленные планеты и находит Маленького принца. Герой встречается с буро-коричневой женщиной, которая коллекционирует слезы и превращает их в звезды, то оказывается на планете, где растут гигантские подсолнухи, и девчонки-близнецы швыряют в путника гигантскими семечками. В другом месте огромный лимонно-желтый червь точит свою планету, то зловредные драконы обижают Летчика, а потом катаются на его корабле. В конце концов, он находит Маленькому принцу на Земле пару – девочку Луалу – и опять отправляет их на планету Маленького принца. Но это уже другая история…
Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам–
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам -
Ничто не повторится.
|