Сколько существует человечество, столько оно занимается воспитанием детей, и это дело по праву можно считать искусством. Корни этого искусства ведут к истокам народного творчества и принципам семейного воспитания.
Современная семья, как никогда, переживает серьезный кризис: это и экономические трудности и смена общественных ценностей и парадигмы развития общества. Снижение у современных родителей социальной установки на воспитание и осознанного отношения к родительству вносит вклад в кризис семьи в целом. Так же свой вклад вносит не очень высокая осведомленность родителей о целях, задачах воспитания, а так же о закономерностях психического развития ребенка. Всё это отрицательно влияет на развитие детей.
В основе эффективного взаимодействия лежит парадигма что за воспитание детей по преимуществу несут ответственность родители и семья, а социальные институты выполняют вспомогательную функцию, дополнить воспитательную деятельность.
Для этого сейчас на практике реализуется принцип открытости детского сада для родителей: они имеют возможность свободно включаться в жизнь группы, знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду. Цель взаимодействия сада и семьи - единый подход к воспитанию ребенка и будущего гражданина.
Идея взаимодействия и взаимосвязи детского учреждения и семьи нашла отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в ФОП. Сотрудничество семьи и детского сада предполагает уважительное партнерство с учетом индивидуальных особенностей и возможностей сторон. Важнейшим принципом этого партнерства является то, что родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники образовательного процесса.
Взаимодействие педагогов и родителей реализуется посредством различных форм: традиционных и нетрадиционных, современных форм работы ДОУ с семьей.
Традиционные формы это и родительские собрания, и индивидуальные консультации и творческое взаимодействие. Но не менее перспективны и другие формы взаимодействия. Например дни открытых дверей, встречи за круглым столом, онлайн-консультирование, совместные досуги. При таких формах взаимодействия у родителей есть возможность обмениваться опытом, лучше узнать своего ребенка в другой обстановке, обучаться друг у друга быть родителем.
Эти формы взаимодействия могут раскрыть педагогов и родителей друг для друга с новой стороны и дать ресурсы для продуктивного взаимодействия для воспитания подрастающего поколения.
|