Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


"Детство, опаленное войной" проект научно-практическая конференция

СКАЧАТЬ (5.44 Mb) 20.02.2024, 11:18
Жеверникова Ольга Васильевна
учитель русского языка и литературы, МКОУ Суенгинская СОШ

 

 
Оглавление

1. Введение ................................................................. стр. 2-5
2. Основная часть...................................................... стр. 5-12
2.1. Память........................................................................стр.5
2.2. Ребенок Великой Отечественной войны .............. стр.6-9
2.3. Дети Донбасса.....................................................стр.10-12
3. Заключение...........................................................стр. 13-14
4. Список литературы.....................................................стр.15

1. Введение
Уильям Теккерей, английский писатель 19 века, сказал: «Война в одинаковой мере облагает данью мужчин, женщин и детей; но только с первых взимает кровь, со вторых - слезы, а с третьих - и слезы, и кровь».
Актуальность:
Как-то на очередной экскурсии в наш школьный краеведческий музей мы увидели фотографию улыбающейся, светлой, красивой пожилой женщины. Копна седых волос, приветливая улыбка и огромная сила обаяния поразила. Рядом лежал альбом, посвященный великому подвигу этого человека. Когда мы узнали, что это бывший учитель нашей школы, хотя бывших учителей не бывает, мы более подробно расспросили о ней. Оказалось, что она жива, здорова, что она мама нашей первой учительницы Людмилы Владимировны. Мы с ней редко встречались, потому что она не живет постоянно в Суенге. Сведения о ней были очень скудными. До этого на митинге в честь Дня Победы, на классных часах, на встречах вспоминали детей войны, их было много, а теперь оказалось, что она в числе последних. Когда было объявлено о научно-практической конференции, у нас не было сомнения, что мы расскажем о ней, о Зое Ивановне Ишимовой, бывшей учительнице начальных классов Суенгинской школы.
Война и дети…Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает… Но мы думаем, что правильнее было бы назвать их «дети Победы», ведь именно Великая Победа подарила надежду, веру и любовь великому народу!
Им, лишенным счастливого детства, но не потерявшим любовь.
Им, плачущим о погибших родных и близких, но с улыбками встречающих каждый рассвет.
Им, видевшим тень смерти, и тем, кто имел к ней прямое отношение, но воспевающим жизнь.
Им, детям войн, посвящается…
А так же адресуется тем, кто пытается забыть и вымарать из истории эти страшные события, кто, прикрываясь своим эгоизмом, не хочет знать своей истории, кто, нарисовав на майке паука, пытается внести смуту в головы других и в души тех, кто воюет за Победу, за Правду и справедливость.
Цель исследования:
1. Доказать на примере жизни детей, переживших войну, что они так и не узнали настоящего детства, поэтому нашему поколению нужно научиться милосердию, состраданию и глубокому уважению к старшему поколению, еще раз доказать, что страшнее слова война нет ничего на свете.
2. Восстановить связь между поколениями, содействуя передаче позитивного семейного опыта старших поколений, духовных и моральных ценностей человека, как личности, возрождение интереса молодежи к истории своей семьи, к истории страны, укрепление духовно-эмоциональной связи поколений.
Задачи исследования:
1.Познакомить наших сверстников с отдельными судьбами детей в годы войны.
2. Воспитать на примере судеб детей войны чувство сопричастности, гордости за свой народ.
3. Приобщить сверстников к истории и культуре народа.
4. Разжечь искру патриотизма в душах тех, кто забыл, где он родился, с каким народом ему по пути.
Объект исследования: образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны, в СВО
Предмет исследования: жизнь и роль детей в войне.
Гипотеза исследования: поведение и образ жизни детей войны всегда отличается патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине.
Методы работы над исследованием:
-сбор, изучение и анализ материалов, документов
-подготовка и проведение классных и общешкольных мероприятий;
-обработка результатов
-соответствующие выводы.
Предполагаемые результаты:
- формирование и развитие у наших сверстников чувства сопереживания и гордости в отдельности за тех, кто пережил страшные годы, и за государство в целом;
- решение проблем формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся;
- овладение содержанием таких понятий как «Родина», «патриотизм», «гражданский долг», «мужество»;
- понимание необходимости защиты интересов Отечества в связи с объективной оценкой политической ситуации в мире;
- проявление активности при проведении массовых мероприятий и организации коллективных дел;
- формирование высокой ответственности, осознание гражданского и патриотического долга, воспитание и развитие чувства неравнодушия у ребят;
- повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного развития учащихся;
- создание условий для преемственности поколений.
Значимостью работы является то, что данный материал можно использовать как дополнительный на уроках и на внеклассных занятиях. Также собранные материалы будут переданы в школьный историко-краеведческий музей. Надеемся, что наша работа будет интересна для учеников, учителей, местных жителей.

2. Основная часть
2.1. Память.
Почему мы назвали нашу работу «Дети войны»? Ведь хотелось бы ее приурочить к Году Учителя, но познакомившись с детством Зои Ивановны, мы остановились на этой теме, чтобы сопоставить ее детство с детством тех детей, которые с 2014 года страдают в Донбассе. Для нас, детей, их ровесников, эта тема очень актуальна, потому что мы не понаслышке знаем о детях Донбасса. Мы общались с нашими ребятами, которые мобилизованы для СВО, и они нам рассказали, как тяжело им там смотреть как трудно и невыносимо жить детям. Звери бомбят школы, детские сады, пользуются мирными жителями как щитом для собственной безопасности. Превратили страну в руины. И когда мы читали воспоминания Зои Ивановны, то как бы возвращались в рассказы наших ребят об украинских детях.
В 2015 году в Российской Федерации был организован проект «Миру — мир», в рамках которого дети России и Европы рисовали эскизы памятной скульптуры для детей Донбасса. Российский скульптор Денис Селезнёв, опираясь на макет, созданный старшеклассниками школы № 1100 города Москвы совместно с детьми из Германии, создал скульптурную группу памяти детей Донбасса. На скульптурной композиции мальчик смотрит в небо, прикрывая собой младшую сестрёнку. Композиция была установлена на Аллее ангелов и открыта 2 июня 2017 года. На открытии присутствовали гости из Германии и Италии. После открытия памятник был освящён священнослужителями Свято-Николаевского храма города Донецка. В финальной части мероприятия состоялся молебен о воцарении мира на Донбассе.
Количество погибших детей в городе, в котором жила Зоя Ивановна, неизвестно, но каждый год там проходит молодежная акция Памяти «Ровно в 4 часа…» на которой произносятся следующие слова: «День памяти и скорби – это одна из самых трагических дат в истории нашей страны. На фронт ушли 37 тысяч наших земляков, 15 тысяч не вернулись с полей сражений. Двадцать второго июня мы вспоминаем всех, чьи жизни унесла война: стариков, женщин и детей, погибших во время бомбёжек, замученных в концлагерях, умерших от голода. В этот день мы приходим к памятникам и обелискам, чтобы возложить цветы и венки на могилы воинов, отдавших свои жизни во имя Победы. Мы скорбим о тех, кто навеки остался Солдатом Великой Отечественной, и всегда будем помнить, какой ценой завоёван мир на нашей земле!
В каждой Российской семье из поколения в поколение передаётся память о родных и близких доблестно сражавшихся на фронтах, трудившихся в тылу, познавших голодное военное детство.
Мы благодарны нашим ветеранам за героический подвиг, во имя мира и жизни на земле! Низкий поклон фронтовикам, труженикам тыла, всему военному поколению!
Пусть над нашей Родиной всегда будет мирное небо!»
Кто скажет, что положение детей во время Великой Отечественной войны очень сильно отличается от положения современных детей Донбасса?

2.2. Ребенок Великой Отечественной войны.
Зоя Ивановна Ишимова родилась 11 март 1931 года в городе Ногинске Московской области. Ее отец, Иван Калинкович, был родом из Украины. Городок Ногинск небольшой. Под землей находились военные заводы, полигоны, а на земле ткацко-прядильные и ниточные фабрики. До войны жизнь в городке была спокойной, жили хорошо. О войне десятилетняя Зоя услышала 22 июня 1941 года из сводок Совинформбюро.
7 ноября 1941 года отцу пришла повестка на фронт, мама поехала провожать его в Москву. Именно в том знаменитом параде участвовал отец, после которого в числе остальных бойцов прямо с Красной площади уходил на фронт, так как готовилось большое наступление под Москвой. На трибуне стоял один Сталин. Немцы находились в сорока километрах от Москвы, но Сталин из столицы не выезжал, и люди все твердо были уверены, что ее не отдадут.
Мальчики, ее друзья, наперебой утверждали что «мы фашистскую армию разобьем быстро» Все на это надеялись… Но каждый день по радио они слышали, что Красная армия отступает, оставляя русские города. В магазинах все разобрали: продукты и промышленные товары стали давать только по карточкам. Хлеба детям давали по 300 граммов, взрослым – 600 граммов и больше ничего. За хлебом стояли огромные очереди, через каждые два часа очереди проверяли. Не один десяток часов в этих очередях простояла и Зоя.
В 1941 году зима в Подмосковье была очень холодной, морозы доходили до 30-40 градусов, водопроводные трубы размерзались и лопались, воды не было. Печки топить стало нечем. Ставили печки из железа, им требовалось меньше дров, трубы выводили в окна. Топили чем придется. Ходили собирать сломанную мебель, на складах брали торф. В подвале дома набирали воду. Мама мыла всех в тазу. Было холодно, голодно, очень трудно. Везде были развешены плакаты «Родина-мать зовет». «Это очень нас поддерживало. Мы понимали, зачем все эти лишения».
Мальчишки рвались на фронт, многие из них убегали воевать, а девочки еще ходили в школу. Голодные, в ветхой одежонке, за 2 километра, потому что их школу отдали под госпиталь. Там хлеба давали по 50 грамм. Иногда так обессиливали, что в школу еле шли, но в надежде, что там получат хлеб. Первый кусочек, который ей дали, Зоя съела, не успев опомниться. Стало стыдно, что ничего не оставила больной маме и маленькому брату. Следующие пайки она носила домой, там их размачивали с горячей водой и солью и ели. Соль выменивали на рынке за вещи.
Очень боялись почтальона, потому что он каждый день приносил похоронки. Дети плакали, рыдали женщины. Было общее горе. Электричества не было с начала войны, окна были оклеены крестами бумаги, чтобы от бомбежки не вылетели оконные стекла; завешены одеялами, чтобы не проникал свет.
Их 7 класс дежурил на чердаках, чтобы гасить зажигалки, которых фашисты из самолетов сбрасывали на крыши домов. Очень часто звучал сигнал воздушной тревоги – «всем в убежище». Иногда успевали взять вещи, иногда в чем были, в том и бежали. Очень близко подступили фашисты.
Братику тогда было только 2 года, спали с ним вместе, чтобы не замерзнуть. Когда заболела и слегла мама, он умер. Кому-то нужно хоронить, мама не может, она пошла к соседке тете Паше. Тетя Паша завернула братика в простыню, привязала к саночкам веревкой и отправила Зою с ним на кладбище. Там девочка подошла к сторожу, а он говорит: «Вот куча мертвых, и твой братик тут будет». Потом они так и не узнали, где и как его похоронили. Живым не до того было.
Школа была занята под госпиталь, привозили много раненых. Медсестры не справлялись, и девочки ходили им помогать: поддерживали раненых, писали за них письма. Мужчины плакали от беспомощности, когда диктовали им письма. Все в кровавых бинтах, многие без рук, без ног. Пытались угостить девочек сахаром, хлебом, но они не брали. Солдатам самим надо было подкреплять силы. Один солдат, раненый в лицо, попросил Зою написать письмо жене и детям, а за то протянул ей кусочек сахара, «а я не беру, а рука сама тянется. Вкуснее этого сахара я ничего в жизни не ела, он был такой вкусный, но мама меня отругала».
Дети очень старались учиться, им казалось, что хорошими знаниями они помогают тем, кто в это время воевал, а оценок им тогда не ставили. Организовали в школе кружок художественной самодеятельности. Детские концерты, видимо, помогали взрослым хотя бы на несколько минут отвлечься от страшных тягот войны, от постоянного напряжения. Чаще всего выступали в госпитале. После концерта взрослые долго не расходились, подолгу рассказывали друг другу о событиях на фронте. Казалось, что оставаясь вместе, они старались сохранить ту частичку тепла, что дети им давали. Они были универсальными актерами: пели, танцевали, читали стихи, разыгрывали сценки. У целого поколения, рожденного с 1928года по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют их сегодня.
Судьбы детей военной поры похожи. Война стала их общей биографией.
даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети.
Свои трудовые книжки они получали раньше, чем паспорта. Их выдавала война. И очень старались учиться. Чернила замерзали, поэтому писали только карандашами и только в школе, экономя бумагу и карандаши.
В декабре началось наступление. Очень много погибло защитников Москвы, очень много раненых было в госпитале. Отца тоже ранило в том сражении. После отступления немцев был у людей такой душевный подъем, что казалось, что и войне конец. В следующую зиму было легче: не было таких сильных морозов, стали собирать в лесу шишки на топку печек, травы. Стали в городке появляться пленные фашисты, которые чинили водопроводные трубы, расчищали разбомбленные дома, дороги. Для детей они все еще оставались врагами. Ребятишки бросали в немцев камни, стреляли по ним из рогаток. Охранники не знали, что с ними делать. Пожаловались в школу, и учительница провела беседу, что не все немцы виноваты в той войне, и дети отступились от пленных.
В 1943 рыли в лесу окопы. После наступления стало жить легче: давали крупы, сахар, кусочек мыла на месяц. Все с нетерпением ждали победы. В 1944 мама сильно заболела, и ее отправили в больницу. Без нее стало совсем трудно. Однажды в окно девочка увидела солдата с тросточкой, оказалось, что это после госпиталя вернулся ее отец. С этих пор стало еще легче. Папа пошел на работу. Горя было много, все ждали победу. Вдруг однажды ночью раздались крики: «Победа!» Не поймешь, что происходит: кто пляшет, кто плачет. Все бросились на площадь, собрался весь народ, все обнимаются, целуются. Уже на следующий день отправились встречать поезда с фронта. Ей, четырнадцатилетней девочке, запомнился этот праздник как лучший в жизни.

2.3. Дети Донбасса.
Заветной мечтой каждого из нас, любого ребёнка является мир на земле. Люди, отвоевавшие для нас Великую Победу в Мае 45-го, не могли даже представить себе, что в 21 веке будут умирать дети в страшной братоубийственной войне. В войне, развязанной киевской хунтой в Донбассе.
Май 2014 года жители Донецкой народной республики считают чертой, после которой прежней Украины больше не осталось… Не желая признавать выбор людей, их право на независимость, свободу, справедливость, киевский режим перешел к прямым убийствам мирного населения, применив тяжелую артиллерию и авиацию. Сколько тогда погибло людей, можно лишь догадываться…
Пишет волонтер, кандидат психологических наук Марина Кравцова.
«Война — это страшно. Сгоревшие дома, целые выжженные деревни забыть нельзя, но еще больше потрясают дети. Они каждый день находились на грани жизни и смерти, испытывали невероятную боль, и при этом оставались добрыми, гостеприимными, даже бесстрашными. А еще у них было прекрасное чувство юмора. Они старались шутить, подбадривали друг друга. Сейчас их нервная система сильно истощена. Война съедает людей. Жить нужно, вот и жители Донбасса все эти годы пробуют приспособить свою жизнь к этим нечеловеческим условиям, к которым привыкнуть невозможно — между прилетами успевают доехать на работу, отвести детей в садик или школу. Выпускники находят момент, чтобы подать документы в колледж или университет. Дети хотят учиться, они мечтают получить профессию, пойти работать, а вынуждены свои самые счастливые детские годы проводить в сырых, холодных подвалах и бомбоубежищах.
Это действительно удивительные дети. В одном из поселков, к примеру, все эти 8 лет не было света, воды, газа, и сейчас свет провели только на отдельные его улицы, дома разрушены практически до основания. Там жизнь всегда концентрировалась вокруг буржуйки: с ее помощью согревались, готовили еду. Даже придумывали какие-то уникальные рецепты: однажды местные женщины поделились со мной рецептом «военного» торта, который можно приготовить на буржуйке.
Сегодня был обстрел центра города… Наверняка, там так же гуляли дети: смеялись, бегали, хулиганили… Один прилет снаряда, и детский смех сменился криками, слезами. И осознанием, что сына или дочку больше не вернуть… А скольких детей война сделала сиротами… На улице не остался никто: в Донецкой народной республике есть свои министерства здравоохранения, образования, работают органы опеки. Ребят, которые теряют родителей, определяют в Дом ребенка. Им дают кров, еду, одежду. Но как залечить хрупкую душу? Многие дети Донбасса и не знают, что такое мир. Они родились во время войны и продолжают жить под пулями и снарядами». Марина вспоминает, как вывозила из села детей в восстановленный донецкий цирк. В автобусе они сидели, словно «старички»: серьезные, грустные, напряженные. Потом эти же «старички» садились на карусель и на глазах преображались в настоящих детей, такими, какими они должны быть: глаза начинали гореть, дети улыбались, перебегали от карусели к карусели, обнимали всех встречающихся собак. Но стоило автобусу вернуться в поселок, и она снова видела «старичков», в глазах которых только сосредоточенность, боль и страх…
Мы хотели еще поместить в свою работу воспоминания детей Донбасса, пережитые ими ужасы войны, но не смогли: сердце не выдерживает слушать о том, как мальчик Санька писал письмо Деду Морозу на Новый Год, чтобы тот «включил тишину» в его родном селе, девочки Ани, которая просила прощения у русских солдат за то, что их забрали от семей, от детей, чтобы они помогли восстановить мир у них дома.
За каждым из детских воспоминаний – горе, огромное как вселенная. Горе, которое не способно вылечить время, боль, которая будет вечно жить в сердцах родителей и родственников, потерявших самое дорогое, что было в их жизни – своих детей. А погибло детей много. Каждый из погибших малышей мог стать кем-то в этой жизни, реализовать свои мечты, сделать этот мир светлее, прекраснее, добрее. Кто-то из них хотел быть врачом и спасать жизни. Кто-то мечтал о профессии строителя, чтобы сделать города своей, как тогда казалось, родины Украины еще красивее. Кто-то мог вырасти и превратиться в гениального ученого. И все они стали бы просто счастливыми людьми, мамами и папами, которые растили бы своих детей и жили, вдыхая аромат цветущих деревьев, свежего морского бриза, радуясь каждодневным маленьким победам и достижениям. Но всё это оборвалось в один миг…
Утро 2 марта в селе Любечаны Климовского района Брянской области началось со стрельбы. Сюда проникла диверсионно-разведывательная группа. Очевидцы сообщают о том, что мужчины, говорившие на украинском языке, останавливали машины, заставляли выходить водителей и пассажиров.
В одном из автомобилей ехали мужчина и трое детей: две девочки и 10-летний мальчик Федор. Мужчина подвозил детей к школьному автобусу. Именно эту машину расстреляли диверсаны. Водитель погиб на месте, а мальчик сумел открыть дверь, заставил девочек выйти из машины и отвел их подальше. При этом ребенок сам также получил ранение – об этом сообщили в новостях 1 канала.. Уже потом мальчик Федор смог поймать попутку, на которой его и девочек увезли в безопасное место.
По поручению председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина, десятилетнего Федора, спасшего девочек при нападении украинских диверсантов в Брянской области, наградили ведомственной медалью “Доблесть и отвага”. Специалисты отметили проявленные мальчиком героизм и самоотверженность.
А таких мальчиков у нас целая страна. Разве можно победить такой народ, у которого любой мальчишка знает, как поступить в критической ситуации? Вся страна поддерживает раненого Федора, вся страна, как один желает ему скорейшего выздоровления.

4. Заключение
Выводы
Проанализировав рассказы детей войны, мы как будто соприкоснулись с живой историей. Мы почувствовала безграничную любовь и уважение к ним, и благодарность за их жизненный подвиг. Мы убедились в том, что образ жизни и поведение детей в годы войны характеризуются преданностью Родине, любовью к своему народу, небывалой стойкостью.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что поведение и образ жизни детей во время войны основаны на патриотизме, гражданской активности, преданности Родине, нашла свое подтверждение.
Голод, разруха, смерть близких, непосильный труд заставили даже малышей быстро повзрослеть. Но дети любой войны все равно остаются детьми. Они мечтают о веселых праздниках и игрушках, душистом мыле и кусочке сахара, новой одежде и увлекательной книге. Несмотря на войну, дети продолжали учиться и ходить в школу. Причем учиться с полной отдачей, учиться добросовестно, чтобы поддержать тех, кто воюет, отдает свои жизни. Правда, учебный день и тогда был очень короткий, и сейчас: после учебы все спешили, одни на работу, другие укрыться в подвале.
Память – наша история. Помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным.
В своей работе нам хотелось, как можно больше узнать о детях войны, о том, что пришлось пережить в годы войны нашим бабушкам и дедушкам, многие из которых были в то время еще детьми, как сейчас трудно детям Донбасса. В основу своей работы мы положили воспоминания ветерана педагогического труда Ишимовой Зои Ивановны.
Эту работу мы намерены продолжать дальше, потому что нам досталось неимоверное богатство: мирное небо. Рядом идет войн, рядом, но не возле нашего дома. Да, возле нашей страны, воюют там наши земляки, но мы учимся, отдыхаем, играем. Мы всей душой с теми, кто охраняет наше мирное небо. Нам необходимо сохранить память и признательность тем, кто сохранил нам нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего. А война всегда живет в памяти народа.
Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить:
– Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить?
Почему сыновья не вернулись домой,
Столько жен потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?
Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, и землянка – их кров.
А мечта – до Победы дожить.
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.

Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат,
И пулеметы не строчат,
Чтоб жили люди, города...
Мир нужен на земле всегда!

5. Список литературы.
1. Материалы школьного историко-краеведческого музея.
Воспоминания Ишимовой Зои Ивановны.
2. Википедия «Памятники детям войны» 
3. Обобщенный банк данных «Мемориал»
4. Статья белорусского волонтера, кандидата психологических наук Марины Кравцовой «Дети Донбасса».
5. Стихотворения «Я недавно смотрел старый фильм о войне» Юрия Воронова, советского поэта, журналиста и общественного деятеля. В 1959-1965 годах главного редактора «Комсомольской правды».
6. Материалы новостей 1 канала.


Категория: Блоги | Добавил: егор1993
Просмотров: 162 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог