Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению, практическому владению иностранным языком в повседневном общении и в профессиональной сфере. Смысл современного образования заключается не в изучении школьных учебных предметов, а «в развитии личности предметами» (П. Ф. Каптерев) и вооружении её таким образовательным потенциалом, который обеспечит возможность самостоятельного творческого развития, способность решать проблемы коммуникативного, нравственного, этического и социального характера. [1, 2]
Для решения этой задачи особая роль отводится диалогу, так как он способствует формированию умения устного общения на иностранном языке в реальных ситуациях. Он позволяет включить знания языкового материала, навыки его преобразования в осмысленное высказывание. К тому же диалог учит выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства, а также преобразовывать их в зависимости от цели, ситуации, сферы общения и социальных ролей участников коммуникации, то есть решать коммуникативные задачи, соотнося своё речевое поведение со знаниями национально-культурных особенностей страны изучаемого языка, правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях общения.
Обучение диалогической речи осуществляется тремя способами:
- с использованием диалога-образца,
- на основе пошагового составления диалога,
- посредством создания ситуаций общения.
Остановимся на работе с диалогом на образце, который ориентирован на овладение обучающимися образцовыми высказываниями на иностранном языке, тренировку коммуникативного взаимодействия обучающихся, выполнение различных трансформаций с текстом диалога, а также на формирование навыков и умений составления диалога по образцу. [2, 82]
Для успешного решения этих задач необходимо соблюдать следующие этапы:
-послушать диалог, используя визуальную опору;
-послушать отдельные реплики и определить их принадлежность;
-прочитать реплики, обращая внимание на лексику и грамматику;
-послушать отдельные реплики для отработки правильного произношения и интонации;
-отработать реплики, произнося их совместно и индивидуально;
-прочитать диалог по ролям;
-воспроизвести в ролях весь диалог, как пример;
-выполнить самостоятельную работу в парах;
-представить диалог несколькими парами;
-самостоятельно расширить реплики в диалоге в соответствии с контекстом и коммуникативной задачей;
-составить диалог по аналогии с образцом, но с использованием расширенных реплик и в иной ситуации в рамках данной темы.
Особое внимание следует уделить этапу отработки фраз и их лексико-грамматической стороне, потому что, исправляя ошибки в ходе диалога, мы прерываем его, нарушая целостность высказывания со всеми эмоциями и жестами. Кроме того, это может привести к возникновению у обучающихся «страха речи» на иностранном языке. Следовательно, обсуждать правильность диалога нужно по его окончании. Положительным моментом является то, что при соблюдении предложенных этапов, диалог создаёт ситуацию «успеха» как у сильных, так и у слабых обучающихся. Разыгрывая те или иные ситуации, обучающиеся раскрепощаются, вживаясь в роль, а это позволяет получить максимальный эффект в учении. Здесь для учителя важно создать наиболее реалистичную обстановку с помощью звукового, визуального и тактильного сопровождения диалогической ситуации. К тому же эта обстановка помогает задействовать все органы чувств, что повышает качество усвоения информации.
Таким образом, диалог способствует повышению мотивации обучения через формирование личностного отношения к ситуации, предполагает овладение как речевыми, так и языковыми сторонами коммуникации, развитие всех основных компетентностей при сохранении главной роли коммуникативной, и нацелен он на формирование личности, раскрытие её творческого потенциала, её социальную адаптацию к условиям меняющегося поликультурного мира.
|