Сегодня: 28.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Дидактическая игра как средство формирования положительной мотивации учащихся 5-6 классов на уроках математики

СКАЧАТЬ (2.17 Mb) 30.01.2021, 21:22
Вихрова Анастасия Николаевна
Учитель математики, ГОБОУ "АШИ № 4" г. Великий Новгород

Как сделать обучение более продуктивным? Какими методами и средствами поддерживать у детей интерес к предмету? Большинство учителей, размышляя над этими вопросами, пришли к такому мнению: учить детей надо играя. «Без игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока» (Ш.Л. Амонашвили).

Дидактические игры можно широко применять как средство обучения, воспитания и развития учащихся. Игры помогают развитию быстроты реакции, логического мышления, смекалки, умения сравнивать, делать выводы, запоминать информацию. Игры во время урока используются для решения комплексных задач: усвоения нового материала, формирования необходимых умений и навыков, развития творческих способностей. Игровые ситуации активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более эмоциональным, активным, творческим. Как правило, в игре воспроизводятся определенные ситуации, виды деятельности, условия и проблемы, в которых ученик может проявить себя, опираясь не только на знания, полученные на уроках математики, но и на свой жизненный опыт. Игра содержит в себе моменты соревнования, дает возможность участникам самоутвердиться, проявить себя в нетрадиционной обстановке.

Коллективные игры в классе разделяют по дидактическим целям урока на:
обучающие игры (в процессе такой игры, учащиеся получают новые знания, умения и навыки);
контролирующие игры (игры, дидактическая цель которых, проверить ранее полученные знания, повторить и закрепить пройденный материал);
обобщающие игры (применяются при проверке результатов обучения).

Игровая форма занятий создается с помощью игровых приемов и ситуаций, которые являются средством побуждения к математической деятельности, а также к ее стимулированию. Игра может охватывать часть учебного процесса, которая объединена общим содержанием.

Дидактическая игра не должна быть самоцелью на уроке, а являться средством обучения и воспитания. Дидактическую игру нужно рассматривать как вид преобразующей творческой деятельности в тесном взаимоотношении с другими видами учебной работы.

Любая дидактическая игра обладает существенным признаком - наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Ценность дидактических игр состоит в том, что в процессе игры, учащиеся в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом. Математическая часть содержания игры должна отчётливо стоять на первом месте. Только в этом случае игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей, воспитании интереса к изучению математики, самостоятельной активности. Целесообразность использования дидактических игр различна на разных этапах урока. Например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий зачастую применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.

Игра «Что? Где? Когда?»

Цель: систематизировать и укрепить навыки и знания учащихся по математике, активизировать работоспособность, способствовать развитию познавательной мотивации.

Задачи:
Образовательная: повторить материал, заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в самостоятельную работу.
Развивающая: способствовать расширению кругозора учащихся, развивать логическое мышление, познавательный интерес, сообразительность, умение рассуждать, анализировать, высказывать своё мнение, аргументировать его.
Воспитательная: воспитание математической культуры, культуры общения; умение работать в группах.
Коррекционная: формировать связную речь, размеренный темп речи; отрабатывать ошибки в построении предложений, окончаний слов; расширять словарный запас учеников.

Ход игры
Игру можно проводить как на уроке, так и на внеклассных занятиях.
Игра проводится в 5-6 классах. В игре содержаться логические задачи, задачи-шутки, вопросы, требующие знаний по истории математики. Игра проводится по правилам, приближенные к телевизионной игре. Для игры учащиеся делятся на команды, выбирают капитана и также придумывают название свое команды. Роль капитана команды: следить за порядком и относить жюри ответы команды, записанные на отдельных листочках.

Ведущий зачитывает, подготовленные вопросы игры, которое тем временем можно увидеть на интерактивной доске (презентация). На каждый вопрос дается определенное время, за которое команда должна дать свой ответ и предоставить его жюри, после чего каждая команда должна обосновать свой ответ. В процессе игры на доску выносятся баллы команд. В конце игры подсчитываются баллы каждой команды и определяется победитель.

Вопросы:
Вопрос от математика: «Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг железа?» (1 мин.) Ответ: одинаково.
Вопрос от учителя биологии: «У щенят и утят 42 ноги и голов 12. Сколько щенят и сколько утят?» (2 мин.) Ответ: 9 щенят и 3-е утят.

Вопрос от работников правопорядка: «Известно, что бандиты спрятались в квартире, в номере которой есть цифра 9. Сколько квартир придется обойти, чтобы поймать преступников, если в доме 100 квартир?» (2 мин.) Ответ: 19 квартир.

Библиотекари спрашивают: «Если 60 листов книги имеют толщину полсантиметра, то какова толщина книги, в которой 360 страниц?» (2 мин.) Ответ: 1,5 сантиметра.

Вопрос от музыканта: «Два мальчика играли на гитаре и один на балалайке. На чем играл Юра, если Миша с Петей и Петя с Юрой играли на разных инструментах.» (2 мин.) Правильный ответ: Юра играл на гитаре.

БЛИЦ – ВОПРОС (3 мин.)
Вопросы от литератора:
«Сколько просьб старика выполнила золотая рыбка?» Ответ: четыре.

«Барон Мюнхгаузен пересчитал число волшебных волос в бороде старика Хоттабыча. Оно оказалось равным сумме наименьшего трёхзначного числа и наибольшего двузначного. Сколько волшебных волос оказалось?» Ответ: 199.

«В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии?» Ответ: сто.

Вопрос от учителей иностранного языка: «Это слово имеет латинское происхождение, означающее шнур, веревка. Назовите это слово в том значении, в каком мы употребляем его сейчас для названия геометрической фигуры». (2 мин.) Ответ: линия или прямая.

Историк спрашивает: «В древности такого математического термина не было. Его ввел в XVII веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского оно означает "спица колеса". Что обозначает этот термин?» (2 мин.) Ответ: радиус.

Зоолог спрашивает: «Если попугай проживет еще половину того, что он прожил, да еще 1 год, то ему будет 100 лет. Сколько лет попугаю сейчас?» (3 мин.) Ответ: 66.

Вопрос от ученика 9-го класса: «У отца 6 сыновей, каждый сын имеет сестру. Сколько детей у этого отца?» (1 мин.) Ответ: 7.

Вопрос от зоолога: «По столбу высотой 10 метров взбирается улитка. Днем она поднимается на 5 метров, а ночью опускается на 4 метра. Через сколько дней улитка достигнет вершины столба.» (3 мин.) Ответ: 6 дней.

Вопрос от рабочих: «Требуется распилить бревно на 6 частей, каждый распил занимает 2,5 минуты. Сколько времени необходимо, чтобы выполнить эту работу?» (2 мин.) Ответ: 12,5 минут.

Черный ящик. Коллектив воспитателей детского сада спрашивает: «В черном ящике лежит предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего в переводе "игральная кость". Термин ввели пифагорейцы, а используется этот предмет в играх маленькими детьми. Что в черном ящике?» (2 мин.) Ответ: кубик.

Вопрос от домохозяйки: «Яйцо в всмятку варится 3 минуты. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 3 яйца всмятку?» (1 мин.) Ответ: 3 минуты.

Вопрос от предпринимателя: «Лошадь съедает один воз сена за месяц, осёл - за полтора месяца, а коза - за три месяца. Сколько возов сена лошадь, осёл и коза съедают за один месяц?» (4 мин.) Ответ: 2 воза.

Математическая викторина - это особый вид игры, которая ставит цель выявить учащихся с наибольшим математическим развитием, их начитанность и умение быстро ориентироваться в решении несложных математических вопросов. Как правило, при отработке навыков устных вычислений, викторина проводится в начале урока, при проверке знаний и умений – в конце урока. Викторина активизирует умственную деятельность школьников. Группа учащихся, играющих в викторину, получают вопросы. Ответив устно или письменно на первый вопрос, ученики получают второй и так далее. Ответы оцениваются баллами. Баллы, заработанные за период викторины, фиксируются на доске. «Стоимость каждого вопроса», в зависимости от степени трудности, может быть различна (но это не обязательно), ее сообщают заранее. Вопросы должны быть выражены в краткой, ясной форме. В викторину можно включать теоретические вопросы, вопросы из истории математики и приемы устного счета. Одерживает победу тот ученик, который дает больше правильных ответов.

Таблица 1. Примерные вопросы математической викторины для 5 класса
1 Сотая часть числа… процент
2 1% рубля… копейка
3 Число разрядов в классе… 3
4 Число 50 в Древнем Риме записывалось буквой… L
5 Единица измерения скорости на море… узел
6 Как найти неизвестное делимое? делитель · частное
7 Объем 1 кг воды… литр
8 Может ли при умножение получиться 0? да
9 Что легче 1кг ваты или 1 кг железа? равны
10 Прибор для измерения углов… транспортир
11 Формула площади прямоугольника… произведение длины и ширины
12 Единица массы драгоценных камней… карат
13 Чему равно произведение чисел 144∙25∙0∙0,8 0
14 Как найти неизвестное уменьшаемое? сложить вычитаемое и разность
15 Что больше 34∙54 или 43∙55? 43∙55
16 Площадь прямоугольника 36 см2. Чему равна сторона квадрата такой же площади? 6 см
17 Место, занимаемое цифрой в записи числа… разряд
18 В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между ними? 10
19 Наибольшее натуральное число… не существует
20 1 пуд равен… 16 кг

Таблица 2. Примерные вопросы математической викторины для 6 класса
1 1% метра… 1 см
2 В Древнем Риме буквой D записывалось число 500
3 Масса 1 м3 воды… тонна
4 Наименьшее натуральное число… 1
5 Сумма углов квадрата… 3600
6 Отрезок, соединяющий точку окружности с центром… радиус
7 Может ли при делении получиться 0? да
8 Четверть часа… 15 минут
9 Площадь квадрата 49 см2. Чему равен его периметр? 28 см
10 Какую часть часа составляет 20 минут? 1/3
11 Прибор для построения окружности… циркуль
12 К натуральному числу приписали справа три нуля. Во сколько раз увеличилось число? в 1000 раз
13 Число, обращающее уравнение в верное равенство… корень
14 Специфическая единица измерения объема нефти… баррель (159 л)
15 Как найти неизвестное вычитаемое? из уменьшаемого вычесть разность
16 Разделите 100 на половину… 200
17 Первая координата точки абсцисса
18 Когда сократимую дробь нельзя сократить… когда это нумерация углового дома
19 Какой знак нужно поставить между 2 и 3, чтобы получилось больше 2, но меньше 3? запятую
20 Сколько необходимо сделать надрезов, чтобы распилить бревно на 16 частей? 15

Математические ребусы – это всевозможные картинки с зашифрованными математическими терминами или числовые примеры, в которых числа заменены символами. Их можно использовать в качестве подведения учеников к теме урока.

Примеры математических ребусов для учащихся 5-6 классов:



Ответ: Пифагор



Ответ: ордината

 

Ответ: ноль



Ответ: Евклид

 

Ответ: неравенство



Ответ: степень



Ответ: логика

 

Ответ: пропорция

Ответ: задача Ответ: Архимед

Ответ: параллельные Ответ: Фалес

_*0*3* _ 50034 _7*53* _74531

3*0*4 31044 *9**2 59622

18990 Ответ: 18990 14909 Ответ: 14909


_ **** _ 1000 _ **7*0 _ 98750
*** 999 4**93 47593

1 Ответ: 1 51157 Ответ: 51157


1*03*6 190316 356*24 356124
+ + + +
*3*488 236488 *9** 1900

426*0* Ответ: 426804 **8024 Ответ: 358024

Занимательные задачи со спичками
Это хорошо всем известные задачи. Для их решения нужны только смекалка, способность предвидеть результат и отменное воображение. В работе над такими задачами можно использовать спички, предметы подобные спичкам или просто рисунок на бумаге. Приведу несколько задач со спичками:
Из спичек сложена фигура, состоящая из девяти рав¬ных треугольников (рис. 1). Необходимо убрать пять спичек так, чтобы осталось пять треугольников.

Дана та же фигура (рис. 1), переложите шесть спичек так, чтобы получилась фигура, состоящая из шести равных четырехугольников.

Из спичек сложена фигура (рис. 2):

уберите четыре спички так, чтобы осталось пять квадратов;

уберите восемь спичек так, чтобы осталось два квадрата;

уберите шесть спичек так, чтобы осталось три квад¬рата,

Из спичек сложена фигура, состоящая из шести равносторонних треугольников (рис. 3). Переложите четыре спички так, чтобы получилось три равносторонних треугольника.

В выложенном спичками арифметическом примере «8+3-4=0» нужно переместить только одну спичку так, чтобы получилось верное равенство (можно менять знаки и цифры).

В выложенном спичками арифметическом примере «2-0=15», переложите 3 спички так, чтобы равенство стало верным.

В выложенном спичками арифметическом примере «73+27=64», переложите 2 спички так, чтобы равенство стало верным.

В предложенной фигуре под пунктом (с) нужно убрать 6 спичек так, чтобы получилось два не равных квадрата и два одинаковых шестиугольника.
Переместите 8 спичек в фигуре (рис. 4) так, чтобы получилось три квадрата, два из которых будут равны.

Список использованной литературы
Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя – М.: Просвещение, 1990. – 96 с., ил.
Кузнецов Б.Н. Воспитание интереса к уроку математики в школе. – Иркутск, 1989. – 131 с.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1994. – 222 с.


Категория: Блоги | Добавил: vikhrovaanastasiia
Просмотров: 447 | Загрузок: 15 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог