Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Дидактическая игра, как средство музыкального развития младших школьников

СКАЧАТЬ (57.4 Kb) 30.05.2021, 06:58
Лисёнкова Любовь Александровна
учитель начальных классов, средняя общеобразовательная школа №50 ОАО "РЖД"
ВВЕДЕНИЕ
Школьное образование имеет большое значение в развитии человека. Подразумевается, что оно должно дать адекватные знания и соответствующее воспитание. Многие специалисты отмечают большую значимость младшего школьного возраста в становлении личности и формировании у него продуктивного интеллекта. Поэтому обучение на начальной ступени школы во многом определяет успешность дальнейшего образования личности.

В современном мире всё более и более ужесточаются условия жизни ребенка. Сегодня почти каждый ребенок, пришедший в школу, испытывает стресс. Возможно, это происходит из-за излишней доступности детям современных электронных устройств. Возможно – от недостатка внимания родителей. Ведь ребёнок, даже в сегодняшнем мире информационных технологий, остается ребенком. Ему ничто не заменит живого общения. Сегодняшние дети часто буквально не умеют общаться, поэтому, конечно, испытывают стресс, когда вынуждены вступать в незнакомое общество и взаимодействовать с ним. Это печально, но сегодня многие дети страшатся даже бытового общения со сверстниками: не знают как познакомиться с ними, как пригласить их в игру или попроситься самому. От этого у детей может формироваться негативное отношение и к учебному процессу, и к школе в целом.
Поэтому сегодня особо актуальным становится вопрос социализации наших детей в новом обществе, в частности – в школе.

В отличие от детского сада, из которого ребята только что пришли, в школе же, ко всему прочему, довольно мало форм организованного взаимодействия детей друг с другом.
Игры же, в частности, музыкальные, могут помочь детям мягко, без травмирования психики войти в школьную жизнь. Ведь игра – знакомый для них вид деятельности, дети любят игру. И так ненавязчиво, в этом виде деятельности, учатся взаимодействовать друг с другом, самоутверждаются, развивают настойчивость, стремление к успеху и другие мотивационные качества. Это уж не говоря о прямом и самом очевидном назначении музыкальных и музыкально-дидактических игр – развитие музыкальных способностей. На то она и игра, чтобы сделать процесс обучения, а также преодоление трудностей в общении максимально органичным.

Цель: показать возможности музыкально – дидактической игры в музыкальном развитии младших школьников.

Объект исследования: процесс музыкального развития младших школьников.
Предмет исследования: музыкально–дидактическая игра как средство формирования музыкального развития младших школьников.

Задачи:
1. Раскрыть особенности музыкального развития младших школьников.
2. Рассказать о музыкально–дидактических играх, сущности понятия «музыкально – дидактическая игра».
3. Показать влияние музыкально–дидактической игры на развитие младших школьников
4.Дать анализ программ Е.Д. Критской и В.В. Алеева.
Методы исследования: контекстуальный, сравнительный анализ литературы, обобщение, наблюдение, сравнение.
Структура работы включает введение, четыре главы, заключение и список литературы.

1. Особенности музыкального развития младших школьников
1.1. Музыкальное развитие: анализ понятия

Исходя из заданной темы работы, попробуем для начала разобраться в ключевых понятиях, которые мы будем использовать. Итак, по порядку.

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека . Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона перехода количественных изменений в качественные и наоборот.

Развитие личности — сложнейший процесс объективной действительности. Современная наука выделяет составные компоненты развития, выделяя в нем физическую, психическую, духовную, социальную и другие стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами .

Далее перейдем ближе к нашей теме – что же такое музыкальное развитие?
Музыкальное развитие – качественные изменения психических процессов, вызываемые внутренними закономерностями музыкальных переживаний ребенка и внешними обстоятельствами его жизни.

Проблема развития широко освещалась в работах представителей теории свободного воспитания, в частности К. Вентцеля. В его высказываниях были отдельные положительные моменты (критика шаблонных методов, внимание к творческому и музыкальному развитию, к запросам и интересам ребенка). Однако глубоко ошибочна его фетишизация ребенка как музыканта-творца, полный отказ «посягательства» на свободу его самовыражения и от руководства педагога. В таких условиях не может формироваться эстетическое отношение к музыке. Его теория длительное время оказывала свое влияние на многих деятелей музыкальной педагогики.

Вот почему следует высоко оценить исследования известного русского физиолога В. Бехтерева. Он неоднократно и последовательно, при всей своей разносторонней деятельности, развивал мысли по интересующей нас проблеме. Ведущая идея – установление определяющей роли внешних воздействий, влияние музыки на развитие ребенка, его привычки, вкусы, на выработку навыков. В. Бехтерев говорит об отборе музыки, о последовательности ее усложнения, о музыкальных инструментах. Музыкальное развитие понимается им в широком эстетическом плане, характеризуются процессы музыкального переживания и их динамики.

Музыкальное воспитание – это целенаправленное и систематическое развитие музыкальной культуры, музыкальных способностей человека, воспитание в нём эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого переживания её содержания . Музыкальное воспитание – процесс передачи общественно-исторического опыта музыкальной деятельности новому поколению, оно включает элементы музыкального обучения и музыкального образования. Современную теорию музыкально-эстетического воспитания отличает убеждённость в возможности формирования музыкальных способностей у широкого круга людей.

Музыкальное воспитание, осуществляемое в общеобразовательной школе, детском саду и других внешкольных учреждениях через хор, пение, игру на инструментах, слушание музыки и музыкальную грамоту, способствует формированию мировоззрения, художественных взглядов и вкусов, воспитанию чувств и нравственных качеств современной молодёжи.

1.2. Сущность музыкального восприятия.
Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать и переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. К основным компонентам музыкального восприятия относятся: эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальный слух, музыкальное мышление, музыкальная память, целостность восприятия, осознание и осмысленность, опыт прослушивания музыкальных произведений. Для наглядности представим в виде схемы (см. рисунок 1):
Рисунок 1. Компоненты музыкального восприятия.

Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников, и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Развить музыкальное восприятие – это значит научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемые композитором при помощи игры звуков, специальным образом организованных. Это значит включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам, выраженным на языке невербальной коммуникации. Это означает также и понимание того, при помощи каких средств художник-музыкант – композитор, исполнитель достигают данного эстетического эффекта воздействия.

Развитие музыкального восприятия необходимо осуществлять в процессе всех видов музыкально-учебной деятельности школьников на уроке музыки. К таковым относятся:
• слушание музыки
• хоровое и ансамблевое пение
• игра на музыкальных инструментах
• пластическое интонирование
• сочинение и импровизация
• театрализация
• ритмодекламация

1.3.Особенности музыкального восприятия младших школьников в разных видах музыкальной деятельности.
а) слушание

В психолого-педагогической литературе выделяют следующие особенности восприятия младших школьников:
1. Для детей шести-семи лет характерно стремление к самовыражению в разнообразных формах: звуковых, зрительных, словесных, двигательных. У них над слуховыми преобладают зрительно-событийные впечатления. Дети восьми-девяти лет способны к более дифференцированному слуховому восприятию музыки. При целенаправленной работе им доступно осознание выразительной роли звуковысотной линии мелодии, ритма, метра, лада и т.д.

2. К девятилетнему возрасту дети приобретают опыт устных высказываний о музыке, но наблюдается недостаточно сформированный запас слов. Отсюда необходима целенаправленная работа по расширению словарного запаса учащихся.

3. Детям младшей школы присуща целостность и эмоциональность при восприятии. Им трудно выделять различные музыкальные образы. Для детей характерны нерасчлененность восприятия. Дети хорошо воспринимают общий характер произведения, но часто не замечают его индивидуальных особенностей. Произведение воспринимается ими как внешний раздражитель положительных эмоций, приятных воспоминаний о жизненных впечатлениях.

4. Для детей данного возраста характерно непроизвольное внимание, что требует его активизации путем переключения с одного вида музыкальной деятельности на другой.

5. Объем слухового внимания у детей ограничен. Это следует учитывать при прослушивании музыкальных произведений:

1-2 класс – от 1 до 1,5 минут
3 класса – 3 минуты
4 класса – 4-5 минут.

В младшем школьном возрасте дети могут усвоить обозначения темпа, динамических оттенков, исполнительских штрихов. Для этого важно использовать наглядные материалы и доступно их преподнести.

Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Радость и печаль, надежда и разочарование, счастье и страдание – всю эту гамму человеческих чувств, переданную в музыке, учитель должен помочь детям услышать, пережить и осознать.

Репертуар по слушанию музыки
У каждого ребенка с его особым внутренним миром свои интересы. В то же время в определенном возрасте детей объединяют общие увлечения.

Младшие школьники (1–2 кл.) с радостью будут слушать веселую, жизнерадостную музыку, а также произведения, посвященные героической тематике. Их привлекают пьесы, выражающие их, детский мир, отличающиеся конкретностью, яркостью образов, живым поэтическим содержанием, гибкостью ритмов, простой ясностью языка и формы.

Школьники 3–4 кл хорошо воспринимают в музыке образы героической тематики прошлого и настоящего, музыку разных народов, народную музыку в произведениях композиторов. Это свидетельствует о развитии их познавательных интересов, о стремлении к познанию окружающего мира.

При этом восприятии музыкального образа зависит от индивидуальных особенностей ученика, его музыкального и жизненного опыта, от развития музыкальных и творческих способностей. Последовательность развития музыкального восприятия должна идти от простых жанров и форм к более сложным. В целом результаты работы учителя ощутимы, когда он создает все условия для развития творческого восприятия музыки и каждый ребенок вносит что-то свое в процессе общения с искусством. Именно это обусловливает воспитывающее воздействие музыки. Оно может быть действенным, когда у школьников сформирована внутренняя установка на грамотное общение с музыкой. Важным критерием этого является стремление слушателя для себя ответить на три вопроса: что он почувствовал, слушая произведение, что услышал и что он понял (т.е. каков план – форма произведения, какова ее сущность).

б) певческая деятельность

Решение задач музыкального воспитания (в том числе и творческих задач) возможно не только в процессе восприятия музыки, но процессе ее исполнения. Выразительное исполнение произведений непременно эмоциональное, в нем должна чувствоваться глубина понимания музыкальных образов. Такое исполнение требует овладения вокально–хоровыми навыками и умениями как средствами выразительности. Формирование этих навыков и умений не является самоцелью, а служит раскрытию содержания музыки. По этому поводу неоднократно высказывала свое мнение Н. Л. Гродзенская: «Обучая пению, мы не только заботимся о качестве песни, но и о качестве исполнения, способствуя этим развитию вкуса детей. Мы развиваем в детях сознательное суждение не только о качестве произведения, но и о качестве исполнения… Работа над песней – не скучная зубрежка и не механическое подражание учителю, - это увлекательный процесс, в котором есть творческий элемент; это процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту.»

Хоровое пение – наиболее доступный школьникам вид исполнительской деятельности. Певческий голос может быть воспитан практически у всех, исключая патологические случаи. Развитию здорового голосового аппарата способствует правильное певческое развитие с учетом закономерностей становления голоса и возрастных особенностей.

Чтобы развивать и воспитывать детские голоса, прежде чем говорить о песенном творчестве и вокальных импровизациях необходимо знать певческие возможности школьников.

Так, у шестилетнего ученика они невелики. Это обусловлено тем, что его певческий аппарат еще не сформирован. Диапазон, в котором наиболее хорошо звучит голос первоклассника, небольшой: ми1 –соль1, фа1- ля1. Поэтому в качестве материала для пения на первых занятиях используются несложные, весьма ограниченные по диапазону, но яркие по музыкальному образу миниатюры.

Постепенно диапазон песенных миниатюр расширяется. В работу включаются песни, построенные на звуках тонического трезвучия, отдельных фрагментах лада, в основе которых лежат более сложные интервальные соотношения. В каждой песне первоклассники осваивают звуковысотное движение мелодии с помощью двигательных, наглядных приемов, что способствует координации слуха и голоса, точному воспроизведению звуков по высоте.

У второклассников наиболее естественно голос звучит в диапазоне ми1—си1. Этот диапазон благоприятен, прежде всего, для слухового восприятия. В то же время он определяется возможностями голосовых связок, которые еще довольно тонкие и короткие. Рекомендовано добиваться легкого и светлого звучания. Диапазон следует постепенно расширять. К концу 2 года обучения середина певческого диапазона учащихся укрепляется и совершенствуется, окраска звука становится разнообразной в зависимости от характера и содержания песни. Звучание голоса выравнивается в диапазоне ре1 – ре2. У отдельных ребят можно встретить даже звуки малой октавы (си, ля), но они, как правило, звучат неярко и напряженно. У некоторых появляется красиво звучащее ми2. С третьего года обучения голоса выравниваются на всем диапазоне до1 – ре 2 – ми2.

Сила голоса учащихся 7–10 лет не имеет широкой амплитуды. Для них наиболее типичным будет использование умеренных динамических оттенков (mf., mp). Но эмоциональная отзывчивость позволяет при этом добиваться выразительности и яркости исполнения. Бесспорно, не на всем диапазоне возможно использование всей палитры динамических красок, свойственных голосам школьников. Так, большой вред может принести требование насыщенного звучания на нижних звуках диапазона и тихого – на верхних. Лучшие качества голоса проявляются на средних звуках диапазона, которые наиболее удобны.

У младших школьников происходит становление характерных качеств певческого голоса. Поэтому тембры детских голосов должны постоянно находиться в центре внимания учителя.
У детей младшего школьного возраста тембр неровный, особенно при пении гласных. Существенное значение в процессе развития тембра голоса имеет атака звука (твердая, мягкая). Умелое использование ее в вокальной работе (при примате мягкой атаки) положительно влияет на тембр голоса, помогает избавиться от таких явлений, как зажатость голоса, носовой призвук. Также, с атакой звука связана и выработка правильного певческого дыхания. При выборе репертуара необходимо учитывать психофизические возможности детей данной возрастной группы.

в) музыкально–ритмическая деятельность

В основе музыкально–ритмической деятельности лежит моторно-пластическая обработка музыкального материала. Она способствует усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной речи; движения под музыку помогают прослеживать развитие музыкального образа. Все это достигается благодаря приобретенным навыкам и умениям согласовывать движения с музыкой, ее характером, настроением.

Детям младшего школьного возраста свойственно ощущать единство музыки и движения. По собственной инициативе они с удовольствием импровизируют под музыку, используя прихлопы, притопы, простейшие музыкальные инструменты, разнообразные предметы.

Это качество является основой музыкального развития ребенка в процессе музыкально–ритмической деятельности. Она, наряду с другими видами деятельности на уроке обеспечивает разностороннее музыкальное развитие детей: развивается музыкальность, формируются навыки коллективных действий, развиваются творческие способности.

Учащиеся младших классов имеют достаточно хорошую координацию движений.

Музыкально–ритмическая деятельность детей имеет три взаимосвязанные направления:
1. обеспечивает музыкальное развитие:
• развитие музыкального слуха;
• формирование умений подчинять движения музыке;
• усвоение музыкальных знаний;

2. дает правильные двигательные навыки:
• ходьбы (маршевая, бодрая, спортивная, торжественная, спокойная, плавная, пружинистая);
• шага (высокий, на носках, мягкий, широкий, острый, пружинистый, переменный, дробный, хороводный);
• поскоков (легкие, энергичные);
• кружения на носках, сочетание поскока с пружинистым шагом;
• движения рук (мягкие, энергичные);
• хлопков (в ладоши – тихо, громко, с размаха, держа руки близко одна от другой, скользящие «тарелками»);
• построением и перестроения, движения с предметами, элементов танца;

3. обеспечивает формирование умения управлять движениями тела: быстро и точно останавливаться, менять движение.
Качество выполнения учащимися движений зависит от понимания ими музыкального образа.

В связи с решением творческих задач важен песенно-игровой и танцевальный материал. Создавая тот или иной образ, школьники передают свое понимание содержания и характера произведения.

Развивая творческие способности детей, важно поддерживать их инициативу, стремление сочинить свой танец, придумать движение, которое бы передавало характер произведения, его особенности.

г) игра на детских музыкальных инструментах

Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов творческой коллективной исполнительской деятельности учащихся. Ее значение на уроке – способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт младших школьников, развивать их интерес к исполнительской деятельности.

Большое значение имеет детское музицирование и как деятельность, активизирующая и углубляющая восприятие музыки. Ладовые и ритмические представления учащимся развиваются при выполнении разнообразных творческих заданий в работе над песней: сочинение ритмического сопровождения, вступления, выбор соответствующих инструментов, звучание которых наиболее подходит для передачи своеобразия произведения, обоснование своего выбора и замысла. Задания такого рода вполне доступны детям младшего школьного возраста и могут выполняться с помощью ритмических, а также звуковысотных инструментов

Необходимо подчеркнуть, что, обучая детей игре на инструментах, уже с первых занятий можно давать им художественно–поисковые задания и активно формировать у них музыкально–творческое мышление. Примитивность детских сочинений не должна настораживать, так как качество их зависит от музыкального опыта школьников и со временем, с приобретением опыта и более сложных навыков может меняться. Для нас важно то, что в процессе этой деятельности у детей младшего школьного возраста формируются музыкальные творческие способности.

Представленная выше характеристика возрастных особенностей младших школьников дана в аспекте должного развития применительно к музыкальным занятиям в школе.

Укажем теперь на объективно существующие особенности общего психологического облика младших школьников, проявляющиеся в учебной практике на уроке музыки:
• разрозненный, неорганизованный музыкальный опыт;
• моторная «зажатость», «закрепощенность»;
• недостаточная вокально–слуховая координация (иногда и двигательно–слуховая);
• преобладание роли зрелищно–событийных впечатлений по отношению к слуху;
• потребность в смене эмоциональных состояний (психологи отмечают у младших школьников своеобразную «импульсивность», бесконтрольность эмоциональных состояний);
• склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации общения (со взрослыми, с персонажами произведений);
• регуляция деятельности, общения в опоре на чувственные ощущения, образы, но не на слово (стремление «увидеть» за словом конкретное представление; предпочтение тем словам, которые обобщают живые образы, представления детей);
• интерес к внешней форме (музыкальной, словесной), к замещению форм, их «переодеванию»;
• интеллектуально–волевая регуляция только во имя субъективно привлекательных, «важных» причин;
• личностная доминанта: стремление к самовыражению в самых разнообразных формах – звуковых, зрительных, двигательных.

Таковы возрастные особенности музыкального восприятия детей младшего школьного возраста.

2. Музыкально-дидактичекая игра
2.1. Музыкально-дидактичекая игра: анализ понятия

Игра – вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе.

Музыкальная игра - ведущая форма организации ритмических движений.
Н. А. Ветлугина считает, что музыкальная игра – это наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определённый сюжет, правила, музыкально-учебные задания и, облечённая в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.

«Решение сенсорных задач,- пишет Н.А.Ветлугина,- возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определенных сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действия, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки». Действительно, ребенок встречается с музыкой на занятиях два раза в неделю, где в основном осуществляется обучение певческим и ритмическим навыкам. Бытовые музыкальные впечатления не всегда бывают систематичны. А значит, для успешного музыкально-сенсорного развития детей нужна специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкально-дидактические игры.

Назначение музыкально-дидактических игр – научить ребенка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений.

Музыкально-дидактическая игра широко используется педагогами как средство воспитания и обучения. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.

Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и умственного развития. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.

Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Игровой замысел часто выражен в самом названии игры и составляет ее начало. Каждая музыкально-дидактическая игра имеет правила, которые обусловлены содержанием игры, игровым замыслом и вместе с тем выполняют очень большую роль — они определяют характер и способ действий, организуют и направляют поведение, взаимоотношения детей в игре. Правила, используемые в музыкально-дидактической игре, являются критерием правильности игровых действий, их оценки. Выражение детей «Он играет не по правилам» отражает отношение их к правилу игры как к чему-то незыблемому.

Усвоение детьми правил игры и следование им содействует воспитанию самостоятельности, возможности самоконтроля и взаимоконтроля в игре.

Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умения не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально-дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. Известно, что совершенствование музыкального слуха находится в прямой зависимости от систематичности проводимых упражнений.

2.2. Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения
В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально-дидактичекие игры принято подразделять на три вида:

1. спокойное музицирование:
 статичное поведение детей, разделенных на подгруппы;
 соревновательный элемент - в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение;
 часто проводятся с пособиями;
 за лучшее выполнение задания - награждение фишкой, флажком;
 в процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т.д.

2. игры типа подвижных:
 динамика действий (игра похожа на подвижную);
 элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут во времени от момента выполнения музыкальных заданий;
 дети, разделенные на подгруппы, вслушиваются в звучание музыки, реагируют на него движениями;
 завершающий момент игры - физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т.д.

3. игры, построенные по типу хороводных:
 двигательная активность детей ограничена;
 между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист.
 победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания (поощряются исполнением их желания).

Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.

Во всех видах музыкально-дидактических игр их правила тесно связаны с качеством выполнения сенсорных заданий и направлены на поощрение детей, точно их выполнивших.

3.Влияние музыкально–дидактической игры на развитие младших школьников
3.1. Развитие музыкальных способностей. Методические разработки игр для развития музыкальных способностей младших школьников

В младших классах используются различные игры для развития музыкальных способностей: звуковысотного, тембрового, диатонического слуха, развития чувства ритма, музыкальной памяти, детского творчества. С помощью игр уроки проходят интереснее. В дидактических играх перед детьми ставятся разные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательности действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию ощущений и восприятия у младших школьников, формированию представлений, усвоению знаний. Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы формированию музыкальных способностей ребёнка, служила его общему развитию.

Игры для развития звуковысотного слуха

«Повтори звуки»
Игровой материал: Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный – «дан», зеленый – «Дон», желтый – «Динь», маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждый по одному); металлофон.

Ход игры: Педагог показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): динь-динь-динь. Учитель просит детей спеть, как звучит бубенчик: низкий, средний, высокий. Затем всем ребятам раздают по одной большой карточке.

Педагог показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, поет «динь-динь-динь» (соль первой октавы). Учитель дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.

Металлофон можно использовать для проверки ответов ребят, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).

Игры для развития чувства ритма.

«Определи по ритму»
Игровой материал: Карточки, на одной половинке которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты – группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2-3 карточки.

Ход игры: Ученик-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Ребята по ритму определяют песню, и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся.

Игры для развития тембрового слуха

«Музыкальные загадки»
Игровой материал: Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

Ход игры: Ребята сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ученик-ведущий проигрывает мелодии или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ученик получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большое число фишек.

«На чем играют?»
Игровой материал: карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.

Ход игры: Ребятам раздают по нескольку карточек. Ученик-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Ребята определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки.
Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на 4-6 квадратиков, дается изображение различных инструментов Маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребенку дает по одной большой карте и 4-6 маленьких.

Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой.

Игры для развития диатонического слуха.

«Громко-тихо запоем»
Игровой материал: Любая игрушка.

Ход игры: Ребята выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё. Если ученик успешно справился с заданием. При повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

Игры для развития памяти и слуха.

«Назови композитора музыки»

Игровой материал: Программные произведения М.Глинки, П. Чайковского, Д. Кабалевского.

Ход игры: Учитель показывает ребятам портреты композиторов М. Глинки, П. Чайковского, Д. Кабалевского, предлагает назвать знакомые произведения этих композиторов. Затем проигрывается то или иное произведение. Вызванный ребенок должен назвать это произведение и рассказать о нем. За полный ответ ученик получает два очка. Выигрывает тот, кто получил большее число очков.

«Какая музыка?»
Игровой материал: Проигрыватель, запись вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих пар - вальс, народную пляску и польку.

Ход игры: Детям раздают карточки. Учитель дает прослушать на проигрывателе или играет сам музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Ребята узнают произведения и поднимают нужную карточку.

«Наши песни»
Игровой материал: Карточки-картинки (по числу играющих), иллюстрирующие содержание знакомых детям песен, металлофон, проигрыватель, фишки.

Ход игры: Ребятам раздают по 2-3 карточки. Исполняется мелодия песни на металлофоне или в записи. Дети узнают песню и закрывают фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закрывает все карточки.

Игры для развития детского творчества.

«Музыкальная шкатулка»
Игровой материал: Красочно оформленная шкатулка, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание знакомых песен (на обороте карточки для контроля указывается название песни и композитор).

Ход игры: В шкатулке помещается 5-6 карточек. Ребята по очереди вынимают карточки и передают их ведущему. Называя музыкальное произведение и композитора. Песни исполняются без музыкального провождения группой ребят или индивидуально.

3.2. Развитие общих способностей, качеств и свойств личности ребенка
а) развитие воображения
Основной целью современного начального образования является воспитание и развитие личности ребенка. Важной гранью воспитания и развития личности является нравственно-эстетическое воспитание ребенка. Именно возраст младшего школьника, в котором преобладает эмоционально-нравственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравственно этическом воспитании.

У младших школьников, в отличие от детей других возрастных периодов, личностная ориентация определяется направленностью на внешний, предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление, и эмоционально-чувственное восприятие действительности, для них остается актуальной игровая деятельность. Еще одна важная задача образовательной области — гармонизация абстрактно-логического и образного мышления, развития воображения, что особенно важно на начальном этапе обучения, когда ребенок только входит в учебную деятельность.

Творческое начало может проявиться в ребятах уже с первого класса - в своеобразии ответов, в стремлении самому задавать вопросы учителю, в собственных предложениях о характере исполнения музыкального произведения, в остроте слуховой наблюдательности, проявляющей себя в рассказах о музыке, услышанной вне школы. А также в собственно творческой деятельности учащихся: - сочинение музыки, тяготение к которой у большинства числа детей в раннем возрасте, насколько это возможно, желательно развивать в школе, в рамках классных занятий музыкой.

Активизация творческого воображения и творческой деятельности учащихся, зависит в первую очередь от подготовленности самого учителя, от его собственного уровня творческого развития, музыкального вкуса, теоретической подготовки.

Творческое воображение как один из важнейших познавательных процессов может быть в полной мере сформирован в рамках школьной программы по музыке средствами музыкальной дидактической игры.

б) влияние на общие психические свойства личности
В процессе игр дети приобретают не только специальные музыкальные знания, у них формируются и необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств:: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.

Музыкально-дидактические игры также обогащают детей новыми впечатлениями, побуждают к самостоятельным действиям

в) воспитательное влияние
Музыкально-дидактическая игра имеет и глубокое воспитательное влияние, о котором писала еще Е. И. Тихеева: «Эти игры также нельзя оценивать только со стороны их явно дидактической цели — ориентировки детей в том или ином представлении или усвоении знаний. Эти игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности: они организуют детей, повышают их самостоятельность. Если они проводятся живо, умелой воспитательницей, дети реагируют на них огромным интересом, взрывами радости, что увеличивает их значение».

Музыкально-дидактические игры способствуют формированию правильных взаимоотношений между детьми: умению вместе играть, согласовывать свои интересы с интересами коллектива, помогать друг другу и радоваться успеху товарища. Игры создают возможность формирования положительных черт личности: честности, правдивости; упражняют детей в моральных поступках, помогают формированию морального опыта. Дидактическая игра содействует также развитию инициативы.

Глава 4. Музыкально – дидактические игры в программах «Музыка 1 - 4» (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева) и «Музыка начальная школа» (В.В. Алеев, Т.И. Науменко)
4.1. Программа Музыка 1-4 кл. (Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина). Москва. ДРОФА. 2001 г.
Цель – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи:
• воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
• развитие активного, прочувственного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса – интонационно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребёнка в сложном мире музыкального искусства.

Методические принципы:
1) увлечённости,
2) триединства деятельности композитора-исполнителя- слушателя,
3) принцип «тождества и контраста»
4) интонационность.

Творческие задания: размышление, импровизация, рисунки, составление художественных коллажей, программ концертов, сочинения о музыке.

В программе «Музыка» Е.Критской акцент сделан на слушательскую и певческую деятельность. В репертуаре для слушания преобладают классические произведения. Система творческих заданий представлена очень сжато.

В рабочей программе мы встретили лишь игру «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения. Игра предлагается регулярно для проверки усвоенного материала. По сути – музыкальная викторина.

4.2. Программа музыка (В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак) Дрофа 2007 г
Цель - формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Задачи:
• привить интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
• научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
• способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
• воспитывать и развивать нравственно-патриотические чувства: любви к Родине, уважения к ее истории и традициям;
• привить основы художественного вкуса;
• воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству;
• научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь литературой и изобразительным искусством);
• обогатить знаниями о музыкальном искусстве;
• научить практическим умениям и навыкам в учебно-творческой деятельности;
• сформировать потребность в общении с музыкой;

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.

Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Применяемые виды деятельности: слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, театрализация, передача музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.

В рабочей программе мы встретили следующее задание: «Выразительно исполнять песню “Догадайся, кто поет”. Быть предельно внимательным, по тембру голоса догадаться, кто поет из друзей.» В общем, это можно назвать музыкально-дидактической игрой, но, как и в программе Е.Д Критской, музыкально-дидактические игры здесь почти не представлены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в работе мы показали возможности музыкально–дидактической игры в музыкальном развитии младших школьников, а также её образовательное, развивающее и воспитательное значение. Рассмотрели виды музыкально-дидактических игр и методику их проведения, а также привели некоторые примеры возможных игр в начальной школе. Кроме того, мы привели особенности музыкального развития младших школьников в разных видах музыкальной деятельности. Их, конечно, необходимо учитывать при составлении плана урока.

Сегодняшняя школа ориентирована на разностороннее развитие и свободу личности. Этого можно достичь только в случае гармоничного сочетания учебной деятельности, формирующей базовые знания, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков детей. Одной из важнейших задач современной педагогики, таким образом, является внедрение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих творческих занятий. Эти занятия должны быть направлены на развитие личностной мотивации ребёнка, его памяти, внимания, воображения и других важных психических функций, а также помогать ребенку войти в социум. Музыкально-дидактическая игра – как раз один из видов такой творческой деятельности, выполняющей множество функций. Было бы неправильным упускать из виду этот серьезный педагогический инструмент.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдулин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе – М.: Просвещение, 1983. – 112 с.
2. Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. Музыка. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений 1-4 классы – М.: Дрофа, 2013.
3. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). – Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1998. – 352 с.
4. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе : учеб. пособие - М.: Академия, 1983. - 265 с.
5. Буренина А.И Музыкальная палитра: музыкальное воспитание в детском саду, семье и школе – М.: Ред. Журнала «Музыкальная палитра», 2008.
6. Большая советская энциклопедия – М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
7. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание и развитие / диссертация - АПН СССР НИИ дошкольного воспитания, 1967.
8. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении и воспитании: учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002.
9. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. «Методика музыкального воспитания» М. «Академия» 2000 г.
10. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь – справочник. – Мн.: Хорват, М.: АСТ, 2001. – 576 с. – (Библиотека практической психологии) – М.: Издательский центр “Академия”, 1998. – 240 с.
11. Еремеева В.Д. Дошкольник становится школьником. // Практика образования, 2005, №2.
12. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. — СПб.: СПбГУ, 2005. – 109 с.
13. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста. – М.: Владос, 2000. – 304 с.
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М, 1997. – 384 с.
15. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Авторская программа по музыке «Музыка. Начальная школа» - М., Просвещение, 2012г.
16. Лаптев Н.Г. Основные аспекты музыкально воспитания младших школьников. – Астрахань: Астраханский пед. ун-т, 2001. – 166 с.
17. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: Методическое пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2003.
18. Масловская С.В. Педагогические основы становления эстетической культуры учащихся. Методическое пособие. – Оренбург: ООИПКРО, 2002. – 77с.
19. Методика музыкального воспитания в детском саду. Учебное пособие, под ред. Н. А. Ветлугиной – М., 1953.
20. Музыкальная энциклопедия. 
21. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания мл. школьников: Учебное пособие для студентов нач. факультетов педвузов. – М..: Изд. Центр “Академия”, 2001. – 368 с.
22. Подласый И.П. Педагогика начальной школы / Учебник для студентов пед.колледжей: - M.: Владос, 2008. - 464 с.
23. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под. ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. – М., 1990.
24. Радынова О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебник для студентов высш. учеб. Заведений – Дубна: Феникс+, 2011. – 352 с.
25. Сергеева Г.П. «Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе» - М.: «Академия», 2000 г.
26. Современный словарь по педагогике. Сост. Рапацевич Е.С. – М.: “Современное слово”, 2001. – 928 с.
27. Теплов Б.М. Психолог


Категория: Блоги | Добавил: llisnkovaL
Просмотров: 686 | Загрузок: 19 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог