Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Дидактическая игра как средство обучения на уроках русского языка и математики в начальной школе.

СКАЧАТЬ (22.7 Kb) 03.02.2022, 20:51
Юрьева Елена Ивановна
учитель начальных классов, МОБУООШ №26 имени В.Я.Первицкого х.Роте-Фане

Каков ребенок в игре,
таков во многом он будет в работе,
когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля
происходит прежде всего в игре.
А.С. Макаренко

Человек формируется в деятельности, и чем она разностороннее, тем разностороннее его личность.
При поступлении в школу ведущим видом деятельности младших школьников является обучение. Для ребенка этот переход является очень сложным: игровая деятельность, носящая относительно свободный характер, сменяется учебной деятельностью, носящей обязательный характер.

Для успешного обучения ребенок должен не только быть психологически готов к учебной деятельности, но и иметь устойчивое желание учиться. В этот период важное значение для младших школьников имеет мотивация к обучению, включающая интерес к школе и интерес к новому виду деятельности - обучению. И только при условии, что познавательный интерес к учебной деятельности постоянно поддерживается учителем, у ребенка постепенно развивается интерес к приобретению новых знаний, умений и навыков.

В первые годы обучения в школе наиболее трудными, а для некоторых детей нелюбимыми предметами становятся математика и русский язык. Это объясняется тем, что у части детей ещё недостаточно развиты такие функции мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, умение сравнивать, классифицировать, дифференцировать, речевое недоразвитие многих современных детей, несформированность первоначальных языковых обобщений делают предельно сложным преподавание русского языка и математики в начальной школе.

Эти предметы в начальной школе решают одну из важнейших специфических задач обучения учеников - преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств, развитие логики, внимания. Для успешного обучения детям необходимо на первых же порах пробудить интерес к учебным занятиям, увлечь, активизировать их деятельность. Вот здесь и выделяется главная роль дидактической игре. Именно она даёт возможность формировать у обучающихся на наглядной и наглядно-действенной основе первое представление о числе, величине, фигуре, помогает развивать абстрактное мышление у детей. Именно через дидактические игры можно привлечь внимание детей к предмету, развить у них интерес, заинтересованность в получении знаний. В игре на уроке у обучающихся развиваются психические процессы, а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках. Применение дидактических игр способствует не только повышению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения, повышает прочность полученных знаний.

В игре заложены огромные обучающие и воспитательные возможности. Здесь дети преодолевают серьёзные трудности, тренируя свои силы, развивая способности, ум. Игра закрепляет полезные умения, навыки и привычки, здесь ребёнок переживает удовольствия, победы, ощущает свой успех.

Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.

Б. Паскаль, писал: «Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая сделать его занимательным», и такую задачу может решить только дидактическая игра.

Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Дидактическая игра на уроках в начальной школе не только увлекает, заставляет думать, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей. Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки. Поэтому включение в урок игр и игровых упражнений делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.

Хочу рассказать о некоторых дидактических играх, которые советую использовать на уроках математики. Основная тема курса математики в 3 классе — изучение табличного умножения и деления. Методика требует, чтобы дети не только знали таблицу, но и понимали принципы ее составления, дающие возможность находить любое произведение. Вычислительные навыки, как известно, приобретаются в результате многократных повторений одних и тех же операций. Чтобы избежать однообразия в отработке табличных случаев умножения и деления, проводите упражнения в игровой, занимательной форме.

Важная роль на уроках отводится устным упражнениям. Для того чтобы привлечь к этому всех обучающихся, можно использовать сигнальные карточки. Они помогают дисциплинировать учеников и одновременно получать информацию об усвоении материала. С их помощью можно в виде игры проводить много устных упражнений.

Например:
«Устный счёт»

У всех обучающихся есть карточка с цифрами от 0 до 9. Читаю пример (16:4). Встает или поднимает руку тот ученик, у кого карточка с цифрой 4. Лучше всего давать примеры на деление, так как в ответах получаются однозначные числа.

«Проверь себя»
Заготовить карточки, на которых записаны результаты умножения каких-либо чисел, например 18. Показать карточку ученикам, а они записывают пример на умножение с таким ответом.

«Верные друзья!»
К доске выходят два ученика. Читаю им пример, например: 8×4. Предлагаю составить четыре примера на умножение и деление с этими же числами. Первый ученик составляет примеры на умножение, а другой — на деление. 4×8=32 8×4=32 32:4=8 32:8=4
Важно, чтобы дети усвоили способ нахождения частного по произведению, понимали, что именно из примера 4×8 =32 вытекает 32:4=8, 32:8=4.

«Круговые примеры»
Заранее готовлю карточки с примерами, подбирая их так, чтобы ответ предыдущего примера являлся началом следующего. Каждый обучающийся одного ряда получает такую карточку. Здесь очень важно не ошибиться! На следующем уроке эти круговые примеры получают ребята другого ряда.
(3х2=6 === 6х6=36 === 36:9=4 === 4х5=20 === 20:2=10 …)

Можно использовать и другие дидактические игры: «Математическое домино», «Математическое лото», «Собери пример», «Молчанка», «Лучший счётчик», «Рыбалка», «Лабиринт», «Доберись до вершины», «Заполни окошечко», «Определи курс корабля», «Цепочка», «Все по порядку») игры, включающие элементы поиска и творчества: «Собери круговые примеры», «Математическая гусеница».

На уроках русского языка дети с удовольствием играют в такие игры , как «Собери слово», «Доскажи словечко», «Третий лишний», «Я начну, а ты продолжи», «Спрятанное слово», «Игры-соревнования», «Кто больше. Кто быстрее», «Назови антонимы», «Будьте внимательны», «Верни пропажу».

В игре ребенок с большим интересом и охотой выполняет то, что вне ее ему кажется очень трудным и неинтересным. В.А. Сухомлинский сказал об этом, что ребенок – это пытливый исследователь, который познает мир, делает новые открытия через игру.

Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к учебному предмету. Игра также проводится на разных этапах урока. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра носит поисковый характер, используется для закрепления материала. Проведение игровых форм на уроках повышает интерес обучающихся к предмету, помогает ученикам обобщить и закрепить знания по темам, способствует формированию умений работать коллективно и повышает ответственность за качество учебы. Во время проведения игр обучающиеся работают с удовольствием, от своей деятельности они получают удовольствие, стараются выполнить задачу игры как можно лучше. На уроках, в содержание которых входит такое средство обучения, как дидактическая игра, повышается активность учеников, повышается их интерес к уроку. Использование игры в младших классах помогает снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем развитию элементарного интереса к учебным предметам.

Это лишь некоторые виды работ на уроках математики и русского языка в начальных классах, которые активизируют деятельность младших школьников. При выполнении описанных выше заданий ребята думают, сравнивают, анализируют. И это способствует более прочному и осознанному усвоению знаний.

Благодаря использованию дидактических игр на уроках в начальных классах можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.

Каждая дидактическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи. При подборе игр необходимо учитывать интерес учеников к различным играм, особенности и возможности их участия в дидактической игре.

Дидактические игры способствуют созданию положительных эмоций, делают уроки яркими, занимательными и запоминающимися.

Как писал Д.Б. Эльконин, «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир человека вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Так что нет ничего страшного, если на каком-то этапе интеллектуальная игра сочетается с трудом, ведь благодаря именно ей, дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками»

 
 


Категория: Блоги | Добавил: jurevaelena
Просмотров: 205 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог