Сегодня: 27.09.2022
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Дидактическая игра как средство развития речевого дыхательной функции у детей 3 – 4 лет в условиях ДОУ

СКАЧАТЬ (18.4 Kb) 09.12.2021, 10:28
Богомазова Лилия Ильдусовна
учитель-логопед, МАДОУ "Детский сад "ЛЕГОПОЛИС" г.Перми
Речь является продуктом психической деятельности человека и результатом сложного взаимодействия разных мозговых структур. Реализация устной речи происходит благодаря координированной работе переферического двигательного аппарата, которая обеспечивается центральной нервной системой.

В речепроизводстве участвуют дыхательный, фонаторный и артикуляционный отделы периферического речевого аппарата.

Дыхательный отдел периферического речевого аппарата составляет энергетическую основу речи, обеспечивая так называемое речевое дыхание. Анатомически этот отдел представлен грудной клеткой, легкими, межреберными мышцами и мышцами диафрагмы. Легкие обеспечивают определенное подсвязочное давление воздуха. Оно необходимо для работы голосовых складок, модуляции голоса и изменение его тональности.

При физиологическом дыхании (т.е. вне речи) вдох происходит активно за счет сокращения дыхательных мышц, а выдох - относительно пассивно за счет отпускания стенок грудной клетки, эластичности легких. Фазы вдоха и выдоха в покое мало отличаются по длительности. По способу преимущественного расширения грудной полости физиологическое дыхание подразделяется на различные типы: 1) реберное (грудное); 2) брюшное; 3) смешанное (грудно-брюшное). В свою очередь, реберное дыхание бывает трех разновидностей: а) ключичное; б) верхнереберное; в) нижнереберное. В процессе речи существенно увеличиваются функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через нос и рот, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет через рот. «Речевой» вдох характеризуется наличием определенного объема воздуха, способного обеспечить поддержание под связочного давления. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка высказывания.

Под речевым дыханием понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить, короткие, достаточно глубокий вдох и рационально использовать воздух при выдохе. Правильное речевое дыхание дает возможность при меньшей затрате мышечной энергии речевого аппарата добиваться максимума звучности, более экономно расходовать воздух. Большое внимание уделяется развитию речевого дыхания в исследованиях А.Г. Ипполитовой, В.И. Селиверстова, М.Е. Хватцева, О.В. Правдиной и др.

Речевое дыхание дошкольников резко отличается от речевого дыхания взрослых: оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры. Малоым объемом легких. Многие дети пользуется верхнегрудным дыханием, часто произносят вдох с резким поднятием плеч. Некоторые дети не умеют рационально расходовать воздух в процессе речевого высказывания, не редко добирают воздух почти перед каждым словом.

Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять правильность речи, менять громкость, использовать речевую методику (Г.В. Артоболевский, З.В. Савкова, М.И. Фомичев, М.Е. Хватцев). По имеющимся в специальной литературе сведениям расстройства физиологического и речевого дыхания в ряде случаев свидетельствуют о речевой патологии, которые в свою очередь может сопровождать различные отклонения в психофизическом развитии.

Существуют определенные методики, направленные на восстановление физиологического и речевого дыхания: дифференциация ротового и носового выдоха у детей с ринолалией А.Г. Ипполитовой; снятие напряжения с мышц всего тела и органов артикуляционного у заикающихся детей Н.А. Рождественской, Е.Л. Пеллингер; восстановительная дыхательная гимнастика Г.Н. Пустынниковой, восстановительная дыхательная гимнастика Е.В. Лавровой, дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой и др.

В рамках теории деятельности в логопедической работе широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр, в сочетании с другими приемами6 показом, пояснением, указанием, вопросами. 3 – 4 года – наиболее благоприятный период всестороннего развитие ребенка. В 3 – 4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение и речь. В процессе игры развивается речь ребенка. В связи с чем игра является как способ оценки и прогнозирования речевого развития у данных детей. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому не один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств, методов развития и воспитания, как младший дошкольный возраст.

Мною был разработан проект по развитию речевого дыхания у детей 3 – 4 дет в условиях ДОУ, в основу, которых положена методика речевого дыхания Л.И. Беляковой. Опираясь на методику Беляковой Л.И. выстроила этапы работы по развитию речевого дыхания. У детей 3 – 4 лет в условиях ДОУ. Подобрала и адаптировала систему дидактических игр на поэтапное развитие речевого дыхания с учетом онтогенетического принципа.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является игра. Т.к. игра – ведущий вид деятельности детей. Дошкольного возраста.

П.Ф. Лесгафт считал, что игра есть упражнение, с которого ребенок готовиться к жизни. Игра – сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая игра является сильным средством воспитания детей дошкольного возраста. Дидактические игры - разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей. А также в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Литература
1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.; 1985
2. Гирилюк Т.Н. Логопедическая работа с детьми младшего и дошкольного возраста: учебно-методическое пособие к курсу «Технология ранней коррекционной помощи». Пермский государственный педагогический университет. – П., 2009 – 181с.
3. Удальцова Е.И. Дидактические игры. М., 1963. – 59 с.
4. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н, Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. / Под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с. – (Логопедические технологии.)


Категория: Блоги | Добавил: Liliildusovna
Просмотров: 124 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
III Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XII Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
IX Всероссийский творческий конкурс "Осенний ёжик"
II Всероссийский творческий конкурс "Бал цветов, овощей и фруктов"
II Всероссийский творческий конкурс "Страна грибов и ягод"
VI Всероссийский творческий конкурс "Путешествие в зоопарк"
XI Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
X Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
XIX Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VII Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2022 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.09.2022

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог