Дидактические игры для обучения русскому языку как иностранному языку
(64.2 Kb)
| 31.03.2024, 18:19 |
Наталья Николаевна Коровникова |
учитель начальных классов, Общеобразовательная школа при Посольстве России в Швеции |
Часто родители не знают на каком языке общаться с ребенком при условии, что мама говорит на русском, а папа - на другом языке. Как маленький ребенок решает, кто на каком языке говорит в его окружении? Вот, примеры:
• Он решает, что все женщины говорят так, как мама, а все мужчины — так, как папа;
• Все предметы, которые использует мама, называются на ее языке, а все предметы, которые использует папа — на его языке.
• Все друзья мамы говорят на ее языке, все друзья папы — на его языке.
Эти выводы действуют короткое время, они не определяют жизнь человека навсегда. Такого типа суждения необходимы, как обучающий элемент. Ребёнок способен на высоком уровне освоить параллельно два языка, если для этого созданы подходящие условия. Но многие родители, поставив цель сохранить у ребёнка русский язык вне среды, сталкиваются с рядом проблем и сложностей:
• у ребёнка растёт пассивный словарный запас - т.е. ребёнок всё понимает, что ему говорят на русском языке, но сам говорить не может;
• ребёнок не хочет или отказывается разговаривать на русском;
• у ребёнка нет повода говорить по-русски, так как всё его окружение говорит на другом языке.
А также маленький ребёнок-билингв (дети, которые начинают говорить и думать сразу на обоих языках; они могут выражать свои чувства одинаково хорошо на каждом из них), даже при желании заговорить на русском, может столкнуться со сложностями, из-за которых другие русскоговорящими дети или взрослые его не поймут. Например:
• Будет путать лексическое значение и искажать слова: переставлять слоги (“масалет” вместо “самолёт”; “масти” вместо “смотри; “”капет” вместо “пакет”), пропускать буквы (“Ыба” вместо “Рыба”, “Ес” вместо “Лес”), добавлять лишние буквы и слоги («команата» — комната).
• Из-за незнания многих предметов использовать близкие по значению слова: сумка превратится в чемодан, а тигр во льва, р-р-р
• С трудом подберёт обобщающие слова (транспорт, растения, бытовые приборы и т.д.) и слова с противоположным значением (близко - далеко, горячий - холодный).
Всё это может привести к тому, что у ребёнка пропадёт любое желание и мотивация изучать русский язык и говорить на нём. Ребёнок окажется в ситуации, когда он, вроде бы знает русский язык, но устная речь у него развита слабо и использовать язык для повседневного общения он не может.
Обучение в школах детей, для которых русский язык не является родным, — одна из острейших проблем, стоящих перед современной школой, в первую очередь начальной. Плохое знание (или полное незнание) русского языка препятствует нормальному обучению, особенно это касается предметов гуманитарного цикла. К тому же (и это не менее существенно) недостаточная степень владения языком создает проблемы в общении со сверстниками и учителями, порождает разного рода коммуникативные неудачи, способствует изоляции таких детей в классе и является причиной самых разнообразных неприятностей.
Для того, чтобы “разговорить” ребёнка и развить у него устную речь необходимо расширить словарный запас русского языка. Ведь чем больше ребёнок выучит слов, тем ему будет проще подобрать нужное выражение, чтобы описать свои эмоции; или обстановку, которая его окружает; или рассказать о событии из жизни. ⠀
Но важно понять: обогащение словарного запаса — это не самоцель. В ребёнка нужно не просто «закачать» слова, а необходимо научить его правильно использовать их в речи и сочетать между собой.
В данной ситуации мне пришлось начать обучение учащихся-билингвов русскому языку как иностранному с помощью специальных дидактических игр, созданных (творчески переработанных) мною на основе обучающих игр для взрослых, впервые изучающих русский язык.
Целью данного вида деятельности является оказание помощи школьникам и их родителям в освоении лексики и орфоэпии русского языка в объёме, достаточном для общения, освоения детьми программ начального образования.
Многие учёные-лингвисты считают обучение детей-билингвов русскому языку как иностранному (хотя бы на начальном этапе) самым целесообразным, т. к. геополитическая ситуация, сложившаяся в конце XX в. России, обострила экономические и социальные процессы, в том числе и образовательные. Сегодня во многих школах (особенно в крупных городах страны) формируются классы с полиэтническим составом учащихся.
Игры с использованием различных предметов и подвижные игры
1. ПЕРЕБРАСЫВАНИЕ МЯЧА ДРУГ ДРУГУ
Цель: закрепление речевых образцов путем многократного их повторения.
Реквизит: два-три мяча.
Условия игры.
В игре могут участвовать от 3 до 15 человек. Они становятся в круг. Если учащихся больше, то образуется два или три круга. В каждом кругу играющие перебрасывают друг другу один мяч. Учитель следит за игрой, переходя от одного круга к другому.
Перебрасывая мяч, участники игры выполняют речевые задания. Например:
1) Первый играющий, бросая мяч, называет слово (например, «хороший»); второй, поймавший мяч,— синоним («замечательный») или антоним («плохой») этого слова. Бросая мяч третьему игроку, второй произно¬сит новое слово (например, «холодный») для того, чтобы поймавший назвал его синоним («ледяной») или антоним («горячий»).
2) Первый играющий. «Как тебя зовут?» (бросает мяч второму).
Второй играющий. «Меня зовут... А как тебя зовут?» (бросает мяч третьему) и т. д.
3) Один из играющих называет существительное (например, «город»), другой, поймав мяч, должен на¬звать определение к нему («красивый»).
4) Бросающий мяч произносит начало фразеологизма или любого предложения («Антон пошел...»);
тот, кто ловит, должен это предложение закончить: «... в библиотеку»).
5) Один играющий говорит условие задачи (напри¬мер, «два умножить на три»), другой должен быстро сказать ответ («шесть»). Это задание используют при отработке математических терминов и числительных.
Учитель должен следить за правильностью игры, корректировать ошибки, предлагая речевые образцы. При спаде интереса к игре следует менять задание или прекращать игру.
Вариант: мяч бросает учитель разным учащимся, а учащиеся, выполняя задание, бросают мяч снова преподавателю.
В играх с мячом победителя обычно не бывает, учитель использует эти игры для того, чтобы разнообразить занятия.
Использование мяча, во-первых, сокращает время на обдумывание (как только пойман мяч, должен следовать ответ), во-вторых, при игре с мячом выполняется двойное действие: надо поймать мяч и дать ответ. Два действия требуют автоматической отработки обоих. В-третьих, в играх с мячом демонстрируются ловкость, быстрота реакции, игра способствует созданию веселого настроения.
2. УДАРЫ МЯЧОМ ОБ ПОЛ
Цель: запоминание речевых образцов путем их многократного проговаривания.
Реквизит: один мяч для двух-трех учащихся.
Условия игры.
Учащиеся разделяются на группы из двух-трех человек. Каждая группа получает задание бить по мячу рукой и одновременно проговаривать в ритме отскакивающего мяча нужные рече¬вые единицы. Эту игру можно использовать, напри¬мер, в следующих случаях (черточкой условно обозначен удар по мячу):
1) Для заучивания названий лиц по признаку родства — Я знаю I десять I русских I слов: I брат I сестра I сын I дочь I отец I мать I дедушка I бабушка I муж I жена I;
2) для заучивания модели выражения желания — ЯI могу I сказать I по-русски: Я I хочу I есть. I Я I хочу I спать.I Я I хочу I читать I и т. д.
В каждой группе побеждает тот, кто проговорит все, не сбившись, в нужном темпе.
3. ИГРА С ЮЛОЙ
Любое упражнение на проговаривание может сопровождаться игрой с юлой. Один из играющих, раскручивая юлу, вызывает своего товарища, задача которого — выполнить задание, пока юла не упала, затем раскрутить ее и вызвать следующего участника игры.
Примеры заданий:
1) Перечислите известные вам названия овощей (фруктов, предметов мебели и т. п.).
2) Назовите предметы, сделанные из дерева.
3) Перечислите действия, связанные с профессией врача (например: «врач лечит», «выписывает лекар¬ство», «осматривает больного» и т. д.).
4) Перечислите признаки осени («осенью желтеют листья», «дни становятся короче», «часто идет дождь» и т.д.).
5) Расскажите о себе («Я приехал из...», «Меня зовут...», «Мне... лет», «Я учусь...»).
4. ИГРА С ПЕСОЧНЫМИ ЧАСАМИ
Песочные часы могут быть разными: от одной минуты до пяти.
Примерные задания:
1) Прочитайте текст (перескажите текст, ответьте на вопрос и т. п.) за время, ограниченное песочными часами.
2) Придумайте рассказ на заданную тему и говорите, не останавливаясь, до тех пор, пока не пересыплется песок в часах (например, опишите свой родной город, охарактеризуйте своего товарища, поделитесь своими впечатлениями о выставке, концерте и т. п.).
5.КРУГ В КРУГЕ
Цель: многократное повторение отрабатываемого речевого материала.
Условия игры.
Учащиеся образуют два круга — внешний и внутренний, располагаясь лицом друг к другу, так что они стоят парами. По сигналу учителя каждая пара выполняет речевое задание, а затем внешний круг (тоже по сигналу препода¬вателя) передвигается по часовой стрелке на одного игрока внутреннего круга, и вновь выполняется то же задание, но с новым собеседником. Смена собеседника и движение снимают монотонность повторения одного и того же материала.
Эту игру можно использовать для отработки этикетных формул (предложение — согласие, предложение — отказ, просьба — согласие, знакомство и т. д.). Например:
1-й учащийся. «Давайте познакомимся. Меня зовут Халид».
2-й учащийся. «Очень приятно. А меня зовут Бериван. Можете называть меня просто Бетти».
1-й учащийся. «Очень приятно. Откуда ты приехала?»
2-й учащийся. «Из Краснодарского края».
1-й учащийся. «А я из …».
Или:
1-й учащийся. «Извини, дай мне, пожалуйста, твою книгу».
2-й учащийся. «Извини, но она мне тоже сейчас нужна».
Варианты:
1) Игроки, стоящие во внутреннем круге, загадывают, договорившись между собой, какое-нибудь число или предмет (животное), а игроки, стоящие во внешнем круге, с помощью системы вопросов должны отгадать, что задумано.
Например (о животном):
а) Оно большое или маленькое?
б) Какого цвета?
в) Что может делать?
г) Что любит есть?
д) Где живет?
е) Какие издает звуки? и т. д.
2) «Круг в круге» — удобный вид игры и для проигрывания ролей.
Условия игры.
Игроки внешнего круга получают роли. Распределение ролей зависит от темы и от того речевого материала, который отрабатывает¬ся. Например, отрабатывается конструкция «наличие / отсутствие чего-либо»: «У вас есть?..»— «У меня нет...»
Роли игроков:
а) запасливый человек, имеющий все в своем доме;
б) неаккуратный ученик, у которого нет ничего из того, что необходимо на уроке;
в) продавец продуктового магазина;
г) продавец мороженого;
д) житель большого города;
е) сельский житель и т. д.
Название роли написано на карточке, которую получает каждый участник игры.
Игрок, стоящий во внутреннем круге, подходит к игроку во внешнем круге и спрашивает: «Извините, вы кто?» и получает ответ: «Я продавец (ученик, жилец этого дома и т. п.)». Игрок сообщает «общее» название своей роли, чтобы стал понятен круг предметов, которые могут его окружать. Задача второго игрока — определить полностью роль собеседника, задавая вопросы: «У вас есть?..», «Вы можете?..»; «Вы умеете?..» В заключение он говорит: «Значит, вы продавец мороженого!» или «Вы, конечно, продавец газет».
6.СТЕНКА
Условия игры.
Группа учащихся делится на две равные команды. Они выстраиваются лицом друг к другу, образуя как бы две «стенки».
Варианты игры:
1) Одна команда хором задает вопрос, вторая хором отвечает.
2) Задание выполняется отдельно парой играющих из разных команд, стоящими напротив друг друга уча¬щимися.
В игре «Стенка» может не быть победителя, т. е. она проводится как развлечение. Но можно построить ее и как соревнование двух команд. Речевые задания могут быть различные. Например:
а) «Спросите и догадайтесь»
Цель: отработка вопросительной интонации и вопросительных конструкций.
Условия игры.
Учащиеся одной команды (I) загадывают, например, место, куда бы они хотели пойти. Участники второй команды (II) задают вопрос: «Мы пойдем сегодня в кино?»
I. «Нет, не в кино».
II. «Мы пойдем в театр?»
I. «Нет, не в театр» и т. д.
Если члены второй команды отгадали, они получают очко, если не отгадали, то спрашивают: «А куда же мы сегодня пойдем?» Игроки первой команды должны открыть секрет: «Мы пойдем сегодня на выставку».
б) «Кем вы работаете?»
Цель: отработка форм творительного падежа существительных и прилагательных, спряжения глаголов.
Условия игры.
Участники одной команды спрашивают: «Кем вы работаете?»
Вторая команда отвечает хором: «Кем работаем, не скажем, а что делаем, покажем». Затем все вместе разыгрывают пантомиму, показывая действия, типичные для представителя данной профессии. Задача учащихся из первой команды — отгадать задуманную профессию.
в) «Что вы делаете (делали вчера, будете делать завтра)?»
Участники игры из одной команды изображают действия (чтение книги, завтрак, занятия каким-либо видом спорта и т. п.), задача членов другой команды — отгадать и назвать эти действия.
Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
7.ГОВОРЯЩИЕ ЧАСЫ
Цель: запоминание лексики путем многократного ее проговаривания.
Реквизит: карточки с обозначением времени (9 часов 20 минут, 4 часа 35 минут и т. п.).
Условия игры.
Двенадцать учащихся садятся в круг, лицом внутрь круга. Это часы. Каждый играющий обозначает цифру часов: первый — 1 час и одновременно 5 минут; второй — 2 часа и 10 минут, третий — 3 часа и 15 минут и т. д.
Остальные учащиеся получают от преподавателя карточки с обозначением времени. По очереди они называют время: «Сейчас 6 часов 20 минут». Учащийся, играющий цифру 6, встает, говорит: «6 часов – бом». Встает и учащийся, играющий 20 минут (он же играет и 4 часа), и говорит: «20 минут – бим».
Часы всегда встают первыми, а минуты — вторы¬ми.
Если сообщается: «12 часов ровно», встает только один ученик; «30 минут (половина) шестого»: встает играющий 5 часов — «5 часов – бом», и играющий 30 минут — «30 минут – бим». Если сообщается время «без 5 минут шесть», встает играющий 5 часов – «5 часов – бом», а затем играющий 55 минут — «55 минут – бим» и т. д.
Победителя в этой игре нет; она используется пре¬подавателем для оживления занятия.
8.ОДИН ЛИШНИЙ.
Цель: выработка навыков проговаривания и запоминания синонимов, антонимов, слов одной тематической группы.
Реквизит: стулья (на один меньше числа игра¬ющих).
Условия игры.
Стулья ставят в круг, а игра¬ющие ходят вокруг них. Сесть нужно по знаку ведущего или учителя. Например, учитель говорит: «Я буду называть слова-антонимы. Если среди них будет не антоним, садитесь». Или: «Я назову слова-синонимы. Если среди них будет не синоним, садитесь». Или: «Я буду называть слова одной тематической группы (напри¬мер, овощи); если я назову не овощ, садитесь». Тот, кто не успел сесть вовремя и остается без стула, выходит из игры. Выбывает и тот, кто сел, когда не было произнесено слово-сигнал.
Проигравший убирает один стул. Выигрывает тот, кто остался в игре последним, когда все выбыли.
9.СТОП.
Цель: тренировка в употреблении лексики со значением национальности, места жительства; отработка конструкции со значением места.
Реквизит: стулья; открытки и карточки, на которых написаны названия республики и города. Например: «Адыгея, г. Майкоп».
Условия игры.
В игру включается число кар¬точек или открыток на две меньше, чем число участ¬ников. Такое же число стульев ставится по кругу спин¬ками друг к другу. На сиденья стульев кладут карточ¬ки.
Участники игры быстро ходят вокруг стульев. Как только преподаватель говорит: «Стоп!», они должны сесть на стулья и взять свои карточки.
Для двух участников игры не хватит стульев. Они должны обойти весь круг сидящих (навстречу друг другу, кто быстрее) и каждому сидящему задать вопросы: «Откуда вы приехали? Кто вы по национальности? Из какого вы города?» Сидящий показы¬вает свою карточку и отвечает: «Я приехал(-а) из Адыгеи. Я курд (курдянка). Я из Майкопа».
Побеждает тот из двоих, кто первым обойдет круг сидящих. Победитель садится на один из стульев, а остальные бегут до сигнала «Стоп!», после чего игра начинается опять.
10.ТЕЛЕФОН.
Цель: заучивание речевого образца путем его многократного повторения.
Условия игры.
Класс делится на две-три команды. Члены команды садятся рядом друг с другом. В каждой команде есть ведущий. Преподаватель дает им по одной карточке, на которой написано предложение. Ведущий должен прочитать это предложение и прошептать его на ухо первому из сидящих в ряд игроков своей команды.
Задания участникам игры:
1) прошептать предложение следующему из сидя¬щих в ряд игроков (и так по очереди до последнего игрока),
2) перевести фразу на родной язык и прошептать соседу; следующий участник игры должен снова пере¬вести фразу на русский язык, передать соседу, сидя¬щему с другой стороны; тот снова переводит на родной язык и т. д.
Участник команды, сидящий последним, произносит вслух услышанную фразу. После него ее говорят по очереди все играющие так, как они ее услышали, и, наконец, ведущий читает фразу по карточке. Побеждает команда, члены которой быстрее и вернее пере¬дали фразу.
Игры – загадки.
1.ДЕШИФРОВЩИКИ (РАСШИФРОВЩИКИ).
Цель: развитие языковой догадки.
Условия игры.
Ведущий (вначале препода¬ватель) пишет первую и последнюю буквы слова. Например: У----- Ь (учитель)
Задача участников игры — узнать слово, для чего каждый по очереди произносит название буквы, а ведущий вписывает ее вместо черточки. Если буква в слове повторяется несколько раз, то ведущий ее вписывает во всех позициях.
Например, играющий говорит: «и». Ведущий пишет букву «и», вставляя ее вместо прочерков в том месте, где она должна быть написана.
Второй играющий говорит: «б». Ведущий отвечает: «Такой буквы в этом слове нет» и записывает очко проигрыша.
Игра продолжается до тех пор, пока не разгадано слово или не набрано количество проигрышных очков, о котором игроки договариваются заранее, например десять. Если набралось десять проигрыш¬ных очков, а слово не разгадано, то проиграли отгадывающие, а водящий выиграл. Он расшифровывает слово. Иногда отгадывающие узнают слово еще до того, как вписаны все буквы. В этом случае победа достается им. Ведущим становится участник игры, который назвал слово или последнюю букву, благо¬даря которой слово стало понятным.
2.КАКОЕ СЛОВО НАПИСАНО?
Цель: развитие языковой догадки.
Условия игры.
Ведущий (учитель) пишет слова, в которых переставлены буквы. Напри¬мер, вместо «стол» написано «лост». Задача играющих — быстро составить из этих букв слово. В том случае, если дети не могут выполнить задание, ведущий подсказывает: «Это предмет мебели».
Того, кто догадался раньше всех, преподаватель должен похвалить.
3.ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЭТО?
Цель: развитие навыков употребления вопроси¬тельных предложений без вопросительного слова.
Условия игры.
Один из играющих выходит из комнаты. Остальные загадывают кого-нибудь из присутствующих, широко рас¬пространенное животное или прячут какой-либо пред¬мет.
Отгадывающий (водящий) должен найти решение с помощью десяти вопросов, на которые он получает в ответ только «да» или «нет».
Например, спрятана книга. Отгадывающий должен узнать, где она находится, задавая вопросы:
—Книга находится на столе?
—Нет, не на столе.
—Она лежит в портфеле?
—Нет, она не в портфеле (и т. д.)
Если водящий догадывается, где спрятан предмет, он садится на свое место, а группа выбирает нового водящего. Если водящему не удалось найти спрятан¬ное, он должен выполнить еще одно задание.
4.ОХОТА ЗА СИНОНИМАМИ.
Условия игры.
Один из участников выходит из комнаты. Оставшиеся придумывают слово и подбирают к нему синонимы. Например, задумывается слово «хорошо». Подбираются синонимы: «прекрасно», «великолепно», «чудесно», «замечательно» и т. д. Каждый синоним закрепляется за участником игры.
Отгадывающий входит и задает вопросы. Отвечая на вопросы, каждый участник игры должен в ответе употребить доставшийся ему синоним. Запомнив синонимы, водящий должен отгадать загаданное слово; если не отгадал, то водит снова.
Вариант: загадав слово и подобрав синонимы, все придумывают рассказ; каждый участник игры дол¬жен запомнить фразу с доставшимся ему синонимом.
Например:
1) Вчера был прекрасный день.
2) Мы встали в великолепном настроении и решили пойти в ближайший парк.
3) Парк, который находится недалеко, просто чудесный, можно сказать, замечательный.
4) Самое удивительное и интересное в нем — это пруд.
Игра продолжается до тех пор, пока не использованы все синонимы.
Водящий выигрывает, если сумеет сопоставить синонимы и назвать загаданное слово.
Водящим становится тот участник игры, который произнес фразу, после которой стало ясно, какие синонимы задуманы. Если водящий не определил синонимы, он водит снова.
5.ХУДОЖНИКИ.
Цель: активизация устной речи.
Реквизит: чистые листы бумаги и карандаш.
Условия игры.
Учащихся можно раз¬делить на пары или на команды по три, пять или семь человек.
Если играют парами, то каждый участник игры получает лист бумаги и рисует картинку.
Если игра групповая, то каждая команда получает лист бумаги, обсуждает сюжет рисунка, и один из участников команды рисует. Время для рисования оговаривается заранее (от пяти до семи минут).
Когда рисунки сделаны, играющие обмениваются ими, а затем должны объяснить, что на рисунке изображено. Авторы рисунка следят за правильностью объяснения.
Победителя в игре нет.
Игры – соревнования: кто быстрее, кто правильнее?
Любое контрольное задание можно проводить как соревнование учащихся. Например:
Учитель. В течение этой недели мы с вами выучили много новых слов. Сейчас уже можем назвать десять слов, обозначающих предметы в классе. Вспомните эти слова! Кто назовет слова, обозначающие мебель в классе? Слова, связанные с уроком письма? Чтения?
За каждый правильный ответ дается жетон. Это может быть просто кусочек картона любой формы и цвета. Можно раскрасить их в разные цвета и выда¬вать в зависимости от сложности вопроса: желтый - одно очко, зеленый - два очка, синий - три очка, красный - пять очков.
Победителем считается тот, кто набрал большее число очков.
В таких играх ведущим может быть только учитель, но он имеет возможность назначить помощников, которые будут раздавать жетоны.
1.ВСПОМНИТЕ СЛОВА!
Цель: активизация лексики различных тематических групп; контроль навыков правильного упо-требления слов.
Варианты:
1) Ведущий называет профессию, задача учащих¬ся - перечислить действия, связанные с ней. За каждое слово выдается жетон.
Ведущий: «Что делает врач?» Учащиеся: «Лечит, осматривает, дает лекарство, оперирует» и т. д.
2) Ведущий называет действия, учащиеся должны перечислить профессии, связанные с этими действиями. Например:
Ведущий: «Кто проверяет тетради, вызывает к доске, ставит отметки?»
Учащиеся: «Учитель, преподаватель».
Ведущий: «Кто учит?»
Учащиеся: «Учитель, преподаватель, педагог, тренер, мастер, консультант, руководитель» и т. д.
Ведущий: «Кто играет?»
Учащиеся: «Артист, актер, музыкант, певец, скрипач, пианист, футболист» и т д.
3) Ведущий предлагает существительное, учащие¬ся — глаголы или словосочетания. Например: «ветер» — «дует, ревет, стучит, воет, свистит, качает деревья, срывает крыши...»
4) Ведущий называет предметы, учащиеся — опре¬деления: «небо» — «синее, серое, облачное, низкое, высо¬кое, бездонное, холодное...»
5) Ведущий называет предметы, явления, учащиеся рассказывают, какая польза (вред) от этого предмета: «вода» — «утоляет жажду, смывает грязь, стирает, орошает поля..».
Выигрывает тот, кто набрал больше жетонов.
2.СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ.
Цель: запоминание слов, контроль их понима¬ния.
Реквизит: у каждого участника игры лист бумаги, разделенный на три части:
Заданное
слово Синоним Антоним
хороший замечательный плохой
Условия игры.
Ведущий диктует заданные слова, их должно быть не более десяти. Задача игра¬ющих – подобрать синонимы и антонимы. Первый, кто закончит работу, объявляет об этом, остальные прекращают записи. Затем эти записи сверяются. Если синоним (антоним) повторяется в записках дру¬гих членов группы, то игрок получает за него одно очко; если слово новое, больше ни у кого его нет, то — два очка. Побеждает набравший большее число очков.
3.КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ, ПОСЛОВИЦ, ПОГОВОРОК?
Цель: заучивание фразеологизмов, пословиц, поговорок, контроль их употребления.
Условия игры.Класс делится на две команды. Учитель (он ведущий) дает слово первой команде. Один из членов команды называет первый фразеологизм (пословицу, поговорку). Если фразеологизм (пословица, поговорка) назван правильно, команда получает очко. Затем то же делает вторая команда.
Игра проводится в быстром темпе. Каждый раз говорит только один из членов команды (по очереди). Если он не может назвать фразеологизм (пословицу, поговорку) или допускает ошибку в речи, команда теряет одно очко, а игру продолжает другая команда.
Варианты:
1) Учитель предлагает ситуации. Команды называют фразеологизм (пословицу, поговорку), соответствующий ситуации. Например:
Ведущий: «На день рождения девочке подарили куклу, о которой она давно мечтала. Девочка говорит подруге о своем состоянии».
Член команды: «Я на седьмом небе от сча¬стья».
2) Учитель просит учащихся назвать фразеологизмы (пословицы, поговорки), в которых есть числа (семь раз отмерь, один раз отрежь; на седьмом небе от счастья; у семи нянек дитя без глазу; первый блин комом; семеро одного не ждут; семь бед — один ответ; один в поле не воин; один за всех, все за одного; беда не приходит одна; двум смертям не бывать, а одной не миновать; за одного битого двух небитых дают; за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь; не имей сто руб¬лей, а имей сто друзей; обещанного три года ждут; ум хорошо, а два лучше; бабушка надвое сказала; ста¬рый друг лучше новых двух; семь пятниц на неделе; за семью замками; книга за семью печатями; семь потов сошло; семь верст киселя хлебать; семь верст до небес; семи пядей во лбу; семимильными шагами; седь¬мая вода на киселе), пословицы и поговорки, в которых упоминаются звери, птицы, рыбы (без труда не вытащишь и рыбку из пруда; видно птицу по поле-ту; волков бояться — в лес не ходить; дареному коню в зубы не смотрят; за двумя зайцами погонишь¬ся, ни одного не поймаешь; и волки сыты, и овцы целы; как собака на сене; как волка ни корми, он все в лес смотрит; лучше синица в руках, чем журавль в небе; на ловца и зверь бежит; слово не воробей, вылетит — не поймаешь; соловья баснями не кормят; не все коту масленица; пуганая ворона куста боится; пустили козла в огород; сказка про белого бычка; старый конь борозды не испортит; цыплят по осени считают; яйца курицу не учат) и т. п.
3) Учитель предлагает конструкции быть очень счастливым, нужно быть осмотрительным; мало, незначительно... Учащиеся должны вспомнить синонимичные им фразеологизмы: на седьмом небе от счастья; семь раз отмерь, один отрежь; раз, два и обчелся.
Игра может проводиться с использованием класс¬ной доски. Члены команды быстро по очереди подходят к доске и пишут фразеологизмы (пословицы, поговорки). Если кто-то не может написать, то ставит прочерк. Выигрывает команда, написавшая больше фразеологизмов (пословиц, поговорок) и сделавшая меньше ошибок.
4.ЧТО ГДЕ ИСПОЛЬЗУЮТ?
Цель: отработка конструкций научного стиля речи «что получают из чего», «что где используют (при¬меняют)».
Реквизит: лист бумаги с изображением или названием предмета, о котором будет идти речь (он прикрепляется к доске); жетоны. Например, на листе написано слово «нефть».
Условия игры.
Класс делится на две команды. Учащиеся становятся друг за другом, как для эста¬феты. Ведущий спрашивает: «Что мы получаем из нефти?» Члены команд по очереди быстро подходят к доске, говорят, что получают из нефти, и берут один жетон (одно очко). Если участник не может ответить в течение десяти секунд, другая команда имеет право на внеочередной ответ. Выигрывает команда, на¬бравшая наибольшее число очков.
При отработке конструкции «что где используют (при¬меняют)?» (где используют нефть?) одна команда отвечает с помощью конструкции с глаголом «ис¬пользовать», другая – с глаголом «применять».
5.МНОГОСЕРИЙНОСТЬ.
Цель: развитие навыков употребления различных форм глагола.
Условия игры.
Учащиеся делятся на четыре группы: первая разыгрывает самостоятельно сочинен¬ную сценку; вторая - «пересказчики»; третья - репортеры с места действия; четвертая группа - повествователи.
Первая группа разыгрывает сценку на тему, подсказанную преподавателем. Задача второй — пере-сказать ее, используя обороты косвенной речи. Задача третьей группы — назвать совершаемые речевые дей¬ствия в настоящем времени, четвертой — описать дей¬ствие в прошедшем времени. Например:
1-я группа. Здравствуйте!
2-я группа. Он сказал: «Здравствуйте».
3-я группа. Он здоровается.
4-я группа. Он поздоровался.
Или:
1-я группа. Входите, пожалуйста.
2-я группа. Он сказал, чтобы входили.
3-я группа. Он вежливо приглашает войти.
4-я группа. Он вежливо пригласил войти.
Проигрывают те, кто допустил больше ошибок.
6.КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ?
Цель: развитие навыков употребления слов определенных тематических групп.
Реквизит: вывески с названиями учреждений.
Условия игры.
Учитель показывает вывески и задает вопросы. За каждый правильный ответ учащийся получает очко. Выигрывает тот, кто набрал большее количество очков.
Например:
Тема «Отдых».
1) Какие виды отдыха вы знаете?
2) Назовите виды отдыха спортивного типа.
3) Какие бывают виды отдыха лечебного типа?
4) Знаете ли вы развлекательные виды отдыха?
5) Пользовались ли вы коллективными видами отдыха?
6) Как отдыхают в таких учреждениях? Учи¬тель показывает вывески:
«Санаторий», «Дом отдыха», «Турбаза», «Спортивный лагерь», «Трудовой лагерь», «Детский оздоровительный лагерь», «Сельский клуб», «Парк культуры и отдыха», «Клуб любителей книги» и т. д.
Тема «Магазин».
1) Перечислите, что можно купить в следующих магазинах (учитель показывает вывески мага-зинов):
«Овощи», «Фрукты», «Кондитерская», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Булочная», «Кулинария», «Универмаг», «Обувь», «Тульские пряники», «Мир спорта», «Супермаркет», «Всё для дома», «Посуда», «Подарки, сувениры», «Канцелярские товары», «Бытовая техника».
2) Назовите действия, которые в течение дня производит продавец:
а) продуктового магазина;
б) магазина ткани;
в) бытовой техники;
г) канцтоваров и т. д.
Тема «Почта».
1) Какие операции производятся в почтовом отделении?
Преподаватель показывает вывески:
«Прием и выдача денежных переводов»
«Получение и отправление ценных писем и бандеролей»
«Прием и выдача посылок»
«Выдача корреспонденции «До востребования»
«Приём телеграмм»
«Подписка на га¬зеты и журналы»
«Отдел доставки»
2) Перечислите названия всех видов корреспонденции.
3) Назовите действия, производимые человеком, который пишет письмо.
4) Расскажите, по какому поводу посылают теле¬граммы и письма.
5) Кто и кому может писать письма?
Тема «Транспорт».
1) Перечислите все виды транспорта, которыми пользуется современный человек.
2) Назовите профессии, связанные с транспортом.
3) Какие действия совершает водитель машины (летчик)?
4) Какие действия совершает пассажир общественного транспорта?
Тема «Город».
1) Какие операции производят в «Доме быта»?
Учитель показывает таблички:
«Ремонт одежды», «Ремонт обуви», «Ателье», «Химчистка», «Прачечная», «Ремонт часов», «Раскрой ткани» и т. д.
2) Назовите профессии, связанные со сферой бытового обслуживания.
Тема «Продукты».
1) Какие продукты необходимы для приготовления борща (ухи, пирожков, торта и т. д.)?
2) Что можно приготовить из картофеля (капусты, риса и т. д.)?
3) Составьте меню:
а) для маленького ребенка;
б) для любителя мясных блюд;
в) для любителя овощных блюд и т. д.
7.НЕТЕРПЕЛИВЫЕ СЛУШАТЕЛИ.
Цель: активизация устной речи; развитие умения задавать вопросы.
Условия игры.
С помощью считалки выбирается водящий, который садится перед учащимися и начинает рассказ. Задача учащихся — задать макси¬мум вопросов к каждой фразе, сказанной водящим. Если водящий, отвечая на вопросы, теряет нить пове¬ствования, он проигрывает. Если он смог довести рассказ до логического конца, он выигрывает. И в том и в другом случае выбирают нового водящего. Образец:
Водящий. Однажды я сидел дома.
Учащиеся. Когда ты сидел? В какое время ты сидел? Почему ты сидел дома? С кем ты сидел? На чем ты сидел? Что ты делал? и т. д.
8.СНЕЖНЫЙ КОМ.
Цель: закрепление лексики и синтаксических конструкций путем многократного повторения.
Условия игры.
Участники игры получают задание продолжить сказанное преподавателем, при¬чем каждый следующий учащийся повторяет то, что услышал от других. Образец:
Преподаватель: «Халид родился 6 августа 2000 года».
Первый учащийся: «Халид родился 6 августа 2000 года, а я — 17 февраля 2002 года».
Второй учащийся: «Халид родился 6 августа 2000 года, Бериван— 17 февраля 2002 года, а я 27 июля 2000 года» и т. д.
9.СЕРПАНТИН ОДНОЙ ФРАЗЫ.
Цель: развитие умений строить и использовать сложные предложения.
Условия игры.
Ведущий (сначала учитель, а в дальнейшем учащийся) предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока — продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу. Образец:
Ведущий: «Я покупаю хлеб».
Первый учащийся: «Я покупаю хлеб каждый день».
Второй учащийся: «Я покупаю хлеб каждый день в 4 часа».
Третий учащийся: «Я покупаю хлеб каждый день в 4 часа, потому что в это время привозят свежий хлеб» и т. д.
10.«ДА» И «НЕТ» НЕ ГОВОРИТЕ, ЧЁРНОГО С БЕЛЫМ НЕ БЕРИТЕ.
Цель: активизация вопросно-ответных конструкций.
Условия игры.
В основу этой игры поло¬жена детская фольклорная игра, которая начинается словами:
Вам сегодня предлагают туалеты.
Что хотите, то купите —
Черного с белым не берите,
Да и нет не говорите..
Вы поедете на бал?
Затем в каждой паре играющих один задает вопросы, другой отвечает. При этом спрашивающий провоцирует отвечающего на ответ «Да» или «Нет», а отвечающий должен избегать этого ответа, так же, как слов «белый» и «черный». Образец:
Первый. Вы поедете на бал?
Второй. Поеду.
Первый. Вы поедете в черном костюме?
Второй. Я поеду в сером костюме.
Первый. Но, конечно, в белой рубашке? Да?
Если отвечающий произносит запрещенные в игре слова, он проигрывает.
Учитель внимательно следит за игрой, пере¬ходя от одной пары играющих к другой. Игра не должна затягиваться, ее следует прервать через пять-семь минут.
Игры с использованием таблиц и планов.
1.ГДЕ СТОИТ МАТРЁШКА?
Цель: отработка форм, передающих пространственные значения (предлоги «в» и «на» для обозначения местонахождения, конструкция «что находится где?»), употребление придаточных определительных предложений с союзным словом «который (-ая, -ое, -ые)».
Реквизит: рисунок, на котором символически изображено пространство, начиная от космоса и кончая комнатой, где на столе стоит матрешка.
Условия игры.
Учащиеся разделяются на две команды. Им предоставляется четыре-пять минут для обсуждения рассказа о том, где находится комната, в которой стоит матрешка. Рассказывает капитан команды. Начинает первой команда, подготовившая рассказ раньше другой.
Задачи перед играющими могут ставиться разные: придумать самый интересный, самый фантастический рассказ, самый короткий, с неожиданными подробно¬стями или событиями.
Например: «Моя любимая матрешка всегда стояла на столе в моей комнате, которая расположена в трёхкомнатной квартире на первом этаже двухэтажного дома. И вдруг она пропала. Я увидел, что на столе матрешки нет. Кто мог взять ее? В нашей квартире вместе со мной живут мои отец, мать, брат и сестра. Никто из них не брал мою матрешку. Наш дом стоит во дворе в тихом районе небольшого городка. И вдруг я догадал¬ся: в нашем городе живут большие птицы, которые любят уносить в свои гнезда все красивое. Такие птицы водятся на всем земном шаре, а может быть, и на всех планетах во вселенной. Наверное, мою матрешку унесла такая птица».
Ошибившийся игрок проговаривает текст сначала. Выигрывает команда, которая точнее выполнила задание учителя.
Учащиеся начального этапа могут играть в эту игру, используя минимум слов, например: «Матрешка находится на столе, стол находится в комнате, комната находится в квартире, квартира находится на ... этаже» и т. д.
Вариант: игра может проводиться как эста¬фета двух команд. В этом случае рисунок можно при-крепить к доске, а команды выстраиваются перед ней в две колонны. Одновременно к рисунку подбегают по одному представителю от обеих команд. Каждый из участников игры произносит свою реплику и уступает место другому игроку своей команды.
Задача преподавателя — отметить ошибки учащих¬ся, определить победителя.
2.НАШ ГОРОД.
Цель: развитие навыков употребления кон¬струкций «у нас есть что», «что находится где», «чего где нет», глаголов движения с приставками; активизация лексики, связанной с темами «Город», «Служба быта», «Где купить?».
Реквизит: схема города.
Условия игры.
Группа делится на команды по два-три человека, за которыми закрепляются рай¬оны города (на схеме они обозначены цветом). Каждая команда знакомится со своим районом («зеле¬ный» район, «розовый» и т. д.), проговаривая названия всех имеющихся на схеме объектов.
Например: «В нашем районе есть сквер, магазин «Оде¬жда», кинотеатр, гостиница, гастроном, кафе, но нет театра, музея, ювелирного магазина, почты...»
После этого учитель объявляет конкурс на лучший рассказ о своем микрорайоне. Команды должны дать название микрорайону, описать все его достопримечательности. Побеждает группа, лучше всех справившаяся с заданием.
Варианты игры:
1) конкурс на лучший (самый полный) маршрут по району для туристов;
2) конкурс на лучший справочник для туристов «Что интересно посмотреть в нашем городе»; командам дается задание составить справочники для спортсменов, (любителей театра, ученых, любителей старины и т. п.)
Выигрывает команда, составившая наиболее подробный маршрут и рассказавшая о нем с минимальным количеством ошибок.
Вывод: мой опыт может быть полезен не только учителям начальных классов, в которых обучаются дети-билингвы, но также воспитателям групп продлённого дня и руководителям кружков.
|
Категория: Блоги | Добавил: nnk1990nnk
|
Просмотров: 112 | Загрузок: 2
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|