Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пограничная средняя общеобразовательная школа №1Пограничного муниципального округа»
Разработала:
Живчикова Лариса Геннадьевна-
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
МБОУ «ПСОШ№1ПМО»
2025г.
Содержание:
1. Пояснительная записка – стр.1-2
2. Теоретическая часть. Имя прилагательное – стр. 3
3. Практическая часть. Имя прилагательное – стр.4-5
1. Пояснительная записка
Дидактический материал ориентирован прежде всего на помощь учителю в подготовке уроков русского языка и литературы, посвященных развитию речи, однако оно будет полезно учащимся и всем, кто любит русский язык, хочет писать и говорить грамотно. Основная его цель - предупреждение речевых, грамматических, и (по возможности) логических ошибок, а также общее развитие речи.
Задания, включенные в сборник рассчитаны на работу по развитию речи в классах разного уровня.
Сборник с дидактическим материалом состоит из двух частей: теоретической, где содержаться необходимые теоретические сведения; сведения о типе ошибок, примеры характерных ошибок с комментариями.
Практическая часть включает в себя дидактический материал для коллективной работы класса с учителем и упражнения для самостоятельной работы (могут использоваться для домашних заданий).
Дидактическим материалом для многих упражнений служат небольшие фрагменты из художественных произведений, изучаемых в школе, а также отрывки из творческих работ учащихся, требующие правки.
Новизна практических заданий заключается в следующем:
- позволяет вести работу по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ в системе;
-сэкономить время;
Знания обучающихся сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше;
Считаю, что данный дидактический материал имеет практическую значимость как для образовательного учреждения, так и для системы образования района.
Внедрение его в практику преподавания соответствует
- программе по русскому языку;
- обязательному минимуму содержания образования;
- целям изучения предмета «Русский язык»;
- повышает работоспособность;
- формирует общеучебные умения и навыки;
- выявляет слабые места в знании учебного предмета и корректирует свои знания;
- развивает логическое мышление, интеллект, связную речь;
- обогащает словарный запас.
Дает возможность учителю:
-вести работу по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ в системе;
-повышать мотивацию, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся;
-активизировать деятельность учащихся;
-осуществлять коррекцию знаний.
При изучении той или иной темы по «Морфологии» необходимо знакомить обучающихся не только с особенностями изменения, образования, правописания слов определенной части речи, но и показывать сферу употребления в речи изучаемой грамматической категории, с тем чтобы предупредить возможные речевые и грамматические ошибки учащихся.
2. Теоретическая часть «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»
При изучении прилагательных задача учителя заключается в том, чтобы познакомить учащихся с особенностями образования и употребления таких грамматических форм, как полная и краткая форма и степени сравнения.
Ошибки в образовании краткой и полной форм прилагательных проявляются в том, что учащиеся образуют полную форму у тех прилагательных, которые употребляются только в краткой, или наоборот- от полных прилагательных, не имеющих краткой формы, пытаются ее образовать. Например: Они гораздые на подвиг. (Горазд-имеет только краткую форму). От утренней зари туман был розов. (Розовый-не имеет краткой формы).
Чтобы избежать вышеуказанных ошибок, необходимо школьников познакомить с тем, что:
1. Полное прилагательное обычно обозначает постоянный, безотносительный признак. / В этой комнате низкий потолок/.
2. Краткое прилагательное обозначает признак, связанный с определенным моментом или относящийся к определенному положению. / Потолок в этой комнате низок для новой мебели/.
3. Краткое прилагательное может указывать на чрезмерность того или иного качества. (Это платье короткое /т.е. недлинное/. Это платье коротко /т.е. испорчено, слишком короткое/)
Ошибки в образовании форм степеней сравнения прилагательных заключаются в том, что учащиеся:
- выбирают не тот суффикс, который нужен для образования сравнительной степени данного прилагательного (робкий-робчее, вместо робче);
-объединяют простую и составную формы сравнительной или превосходной степени (самый тяжелейший вместо самый тяжелый; тяжелейший).
Изучая прилагательные, учитель знакомит учащихся и с грамматическими синонимами /солнечный луч-луч солнца; рыбачьи сети-сети рыбака/.
Продолжается и лексическая работа-учащиеся определяют лексическое значение однокоренных прилагательных, особенности их сочетаемости с другими словами.
Выполнение заданий в предлагаемых упражнениях позволит усвоить особенности образования и употребления тех или иных грамматических форм прилагательного.
Упражнение №1.
Раскройте скобки, выберите нужную форму прилагательного.
1) Ученик уже неделю /болен, больной/.
2) Ваше место в классе /свободное, свободно/.
3) Подруга у меня /весела, веселая/.
4) Сегодня небо /прозрачно, прозрачное/.
5) Комната /тесна, тесная/ для занятий спортом.
6) В нашем городе дороги /ровные, ровны/.
Упражнение№2.
Исправьте ошибки в употреблении степеней сравнения прилагательных.
1) Всё, что построено в нашем посёлке теперь, более красивее прежнего.
2) Мне лучше всего нравится ходить в лес за грибами.
3) Он самый сильнейший спортсмен в нашей команде.
4) Чтобы мысль была более понятнее, приведу такой пример.
5) Наша команда была более слабее, чем другая.
6) Он находится в более лучшем положении.
7) Мы надеемся, что результаты будут более лучшими.
Упражнение №3.
От сочетаний существительных в косвенных падежах образуйте, где возможно, синонимические сочетания прилагательных и существительных; укажите смысловые различия.
Образец: собрание класса-классное собрание.
Цвет фиалки, решетка сада, вершины гор, солнце юга, житель города, обложка альбома, чашка из фарфора, капли дождя, темнота ночи, охотник из Сибири, ковыль степей, шапка из меха.
(Примечание. Создание синонимических параллелей невозможно в тех случаях, когда от существительного не образуется прилагательное или когда Р.п. с предлогом из имеет при себе согласованное определение и это сочетание в целом, указывая на происхождение предмета , выражает и определенные отношения.
Упражнение №4.
Укажите словосочетания, имеющие переносное значение. С выделенными словосочетаниями составьте предложения.
Зубы волка-волчьи зубы, песня лебедя-лебединая песня, походка медведя-медвежья походка, походка старика-старческая походка, зоркость орла-орлиная зоркость, аппетит волка-волчий аппетит.
Упражнение №5.
Объясните значение данных прилагательных, составьте с ними предложения.
Искусный-искусственный, безответный-безответственный, спорый-спорный, кожный-кожаный, веселый-увеселительный, осторожный-сторожевой, памятный-памятливый.
(В случае затруднения обращайтесь к толковому словарю).
Упражнение №6.
Итоговое. Укажите ошибки, запишите предложения в исправленном виде.
1. Ученики нашего класса были готовые к спартакиаде.
2. Платье у этой девочки более красивее.
3. Школьная газета будет подробно освещать все самое интереснейшее, что делается в классах.
4. У нас на глазах развертываются самые величайшие события.
5. Младший брат был робчее сестры.
6. Он рассказал все до самых мельчайших подробностей .
7. Брат был глухой к моим просьбам.
8. Моя сестра больная ангиной.
9. Слова песни звучат в огромном зале чище, звончее.
10. Это решение более удачнее.
11. Его прежняя комната свободная.
12. Она вышла на крыльцо на босую ногу.
13. Этот ученик равнодушный к музыке.
14. В олимпиаде побеждает наиболее сильнейший.
15. Ученики нашего класса были более активнее в конкурсе.
|