Сегодня: 21.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Дидактический материал по теме "Квадратные неравенства"

СКАЧАТЬ (103.1 Kb) 06.12.2023, 22:26
Багарян Марина Грикоровна
учитель математики и информатики, МОБУ СОШ №67 города Сочи
Краснодарский край
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №67 города Сочи имени дважды Героя Советского Союза Савицкого Евгения Яковлевича

Дидактический материал

по теме

«Квадратные неравенства»


Составитель:
Багарян Марина Грикоровна,
учитель математики МОБУ СОШ №67 города Сочи

Сочи, 2023

 
Пояснительная записка
Дидактический материал по теме «Квадратные неравенства» создан в соответствии с программой школьного курса алгебры. Данный материал может быть успешно использован учителями, применяющими в своей деятельности учебники разных авторов.
Цель создания данного дидактического материала обеспечить учителя дидактическим материалом, позволяющим:
отработать навыки решения квадратных неравенств;
определить уровень знаний и умений учащихся в усвоении данной темы.

Задачи:
обобщение практических навыков по теме «Квадратные неравенства»;
контроль за формированием навыков решения неравенств;
помощь в подготовке и организации самостоятельной работы;
организация разноуровневого контроля;
развитие математической грамотности школьников;
воспитание интереса к математике, к умственной деятельности;
формирование культуры учебной деятельности;
активизация познавательной деятельности обучающихся.

Актуальность создания материалов по теме «Квадратные неравенства» заключается в том, что данная тема встречается в КИМ ОГЭ и ЕГЭ. Решение квадратных неравенств вызывают затруднения у учащихся.
Новизна материала заключается в группировке неравенств по знаку дискриминанта и для каждой группы представлены задания базового и повышенного уровня сложности. Для каждого типа представлен образец решения с полным оформлением.

Ожидаемый результат.
Опорный конспект даст возможность детям систематизировать неравенства по знаку дискриминанта. Решенные примеры неравенств по каждому виду позволят учащимся лучше справится с ними. В каждой группе по 4-5 неравенств с разным уровнем сложности вычисления дискриминанта и корней квадратного уравнения. Решая задания от простого к сложному, учащимся проще закрепить умение решать квадратные неравенства. Выполнение данных заданий, даст возможность лучше подготовиться учащимся к государственной итоговой аттестации.
Данные дидактический материал можно использовать как изучая тему «Квадратные неравенства» для закрепления и отработки навыков решения квадратных неравенств, так и дополнительное средство обучения при подготовке к итоговой аттестации учащихся. Для проведения контроля подготовлены карточки двух уровней сложности по 3 варианта в каждом и ответы к ним.

Квадратные неравенства.
х2 + 4х - 21 > 0 (a> 0)

y = х2+4х-21 - квадратичная функция, графиком является парабола, ветви которой направлены вверх. Найдем нули функции:
х2+4х-21= 0
D= 100 > 0 \\\\\\\\ \\\\\\\\\\
х1= -7, х2 = 3 -7 3 х
х € (-∞; -7)U(3;+ ∞).
Ответ: (-∞; -7)U(3;+ ∞). 2х2 + 3х -9 ≥ 0
х2 + 7х > 0
х2 – 169 ≥ 0
9х2 – 27 > 0
3х2 – 2х – 4 > 0
х2 - 4х - 12 < 0 (a>0)

y = х2 - 4х - 12 - квадратичная функция, графиком является парабола, ветви которой направлены вверх. Найдем нули функции:
х2 - 4х - 12 = 0
D=64
х1= -2 \\\\\\\\\\
х2= 6 -2 6 х
х € (-2;6)
Ответ: (-2;6). х2 - 5х -14 < 0
3х2 - 15х ≤ 0
х2 – 221 < 0
5х2 – 35 ≤ 0
5х2 – 4х – 3 ≤ 0
-5х2 - 4х + 9 > 0 (a<0)

y = -5х2 - 4х + 9 - квадратичная функция, графиком является парабола, ветви которой направлены вниз. Найдем нули функции:
-5х2 - 4х + 9 = 0
D = 196
х1= -1,8 \\\\\\\\
х2 = 1 -1,8 1 х
х € (-1,8;1)
Ответ: (-1,8;1). -5х2 + 4х +1 ≥ 0
-7х2 - 49х > 0
-х2 + 16 > 0
-3х2 + 18 ≥ 0
-7х2 – 2х + 3 > 0
-х2 + 8х + 48 < 0 (a < 0)

y = -х2 + 8х + 48- квадратичная функция, графиком является парабола, ветви которой направлены вниз. Найдем нули функции:

-х2 + 8х + 48 = 0 \\\\\\\\ \\\\\\\\
D = 256 -4 12 х
х1= -4
х2 = 12
х € (-∞; -4)U(12; +∞).
Ответ: (-∞; -4)U(12; +∞). -7х2 + 4х + 3 < 0
-х2 + х ≤ 0
-х2 + 225 < 0
-6х2 + 30 ≤ 0
-9х2 + 3х + 4 < 0
2х2 - 12х + 18 > 0 (a > 0)

y = 2х2 - 12х + 18 - квадратичная функция, графиком является парабола, ветви которой направлены вверх. Найдем нули функции:
2х2 - 12х + 18 = 0
D= 0
х1= 3
х € (-∞; 3)U(3; +∞). \\\\\\\\ \\\\\\\\
Ответ: (-∞; 3)U(3; +∞). 3 х
х2 + 14х + 49 > 0
4х2 + 4х + 1≥ 0
0,9х2 – 0,6х +0,1> 0
1/27х2 +1/3 х + 3/4 ≥ 0

3х2 - 12х + 12 < 0 (a > 0)
y = 3х2 - 12х + 12 - квадратичная функция, графиком является парабола, ветви которой направлены вверх. Найдем нули функции:
3х2 - 12х +12 = 0
D= 0
х= 2
х € θ 2 х
Ответ: нет решения. х2 + 18х + 81 < 0
16х2 - 8х + 1 ≤ 0
2,5х2 + х +0,1 < 0
1/25х2 + 2/5х + 1 ≤ 0

-х2 - 10х -25 < 0 (a < 0)
y = -х2 - 10х -25 - квадратичная функция, графиком является парабола, ветви которой направлены вниз. Найдем нули функции:
-х2 - 10х -25 = 0 -5 х
D= 0 \\\\\\\\ \\\\\\\\
х = -5
х € (-∞; -5)U(-5; +∞).
Ответ: (-∞; -5)U(-5; +∞). - х2 + 10х - 25 < 0
- 49х2 - 14х - 1 ≤ 0
- 9х2 + 12х - 4 < 0
- 0,09х2 + 0,6х -1≤ 0
3х2 - 7х + 18 > 0 (a > 0)
y = 3х2 - 7х + 18 - квадратичная функция, графиком является парабола, ветви которой направлены вверх. Найдем нули функции:
3х2 - 7х + 18 = 0
D < 0
Уравнение не имеет решения. График функции х
не имеет точек пересечения с осью ОХ. \\\\\\\\\\\\\\\\
х € (-∞;+∞)
Ответ: (-∞;+∞). 7х2 - х + 3 > 0
х2 + 16 > 0
3,1х2 -2,5х + 3,8 > 0
х2 + 8 ≥ 0
7х2 - 3х + 2 < 0 (a > 0)
y = 7х2 - 3х - 2 - квадратичная функция, графиком является парабола, ветви которой направлены вверх. Найдем нули функции:
7х2 - 3х - 2 = 0
D < 0
Уравнение не имеет решения. График функции х
не имеет точек пересечения с осью ОХ.
х € θ
Ответ: нет решения. 6х2 - 4х + 5 < 0
х2 + 81 < 0
2,3х2 +1,3х+4,6 < 0
3х2 + 36 ≤ 0
-2х2 - 3х - 15 < 0 (a < 0)
y = -2х2 - 3х - 15 - квадратичная функция, графиком является парабола, ветви которой направлены вниз. Найдем нули функции:
-2х2 - 3х - 15 = 0
D < 0
Уравнение не имеет решения. График функции \\\\\\\\\\\\\\\\ х
не имеет точек пересечения с осью ОХ.
х € (-∞;+∞)
Ответ: (-∞;+∞). -15х2 - 5х – 1 ≤ 0
-2х2 - 50 ≤ 0
-5,5х2 - 3,5х – 1,5 < 0
-6х2 - 36 < 0
-7х2 - х - 1 > 0 (a < 0)
y = 3х2 - 7х + 18 - квадратичная функция, графиком является парабола, ветви которой направлены вниз. Найдем нули функции:
3х2 - 7х + 18 = 0
D < 0 х
Уравнение не имеет решения. График функции
не имеет точек пересечения с осью ОХ.
х € θ
Ответ: нет решения. -3х2 + 7х - 8 > 0
-7х2 - 28 > 0
-0,4х2 - 0,3х–0,2 ≥ 0
-5х2 – 40 > 0
Опорный конспект для решения квадратных неравенств.
y= ax2+bx+c – квадратичная функция, графиком является парабола
Знак D (дискриминанта)
Неравенство ax2+bx+c = 0, D > 0, корни х1, х2 (х1< х2) Ответ:
ax2+bx+c > 0
+ +
х1 ̶ х2 х
(-∞; х1)U(х2;+ ∞)
ax2+bx+c < 0 (х1;х2)
ax2+bx+c > 0
+
̶ х1 х2 ̶ х
(х1;х2)
ax2+bx+c < 0 (-∞; х1)U(х2;+ ∞)
ax2+bx+c = 0, D = 0, корень х0
ax2+bx+c > 0

+ +
х0 х
(-∞; х0)U(х0;+ ∞)
ax2+bx+c ≥ 0 (-∞; + ∞)
ax2+bx+c < 0 Нет решения
ax2+bx+c ≤ 0 х0
ax2+bx+c > 0 х0 х
Нет решения
ax2+bx+c ≥ 0 х0
ax2+bx+c < 0 (-∞; х0)U(х0;+ ∞)
ax2+bx+c ≤ 0 (-∞; + ∞)
ax2+bx+c = 0, D < 0,
уравнение корней не имеет
ax2+bx+c > 0

х
(-∞; + ∞)
ax2+bx+c < 0 Нет решения
ax2+bx+c > 0
х
Нет решения
ax2+bx+c < 0 (-∞; + ∞)

Алгоритм решения квадратных неравенств:
Определить направление ветвей параболы.
Найти нули функции.
Определить промежутки знакопостоянства.
Выбрать нужный промежуток в зависимости от знака неравенства.
Записать ответ.

Ответы к неравенствам.
2х2 + 3х -9 ≥ 0
х2 + 7х > 0
х2 – 169 ≥ 0
9х2 – 27 > 0
3х2 – 2х – 4 > 0 (-∞; -3] U [1,5;+ ∞)
(-∞; -7)U(0;+ ∞)
(-∞; -13] U [13;+ ∞)
(-∞; -√3)U(√3);+ ∞)
(-∞; (1-√13; )/3)U((1+√13)/3;+ ∞)
х2 - 5х -14 < 0
3х2 - 15х ≤ 0
х2 – 221 < 0
5х2 – 35 ≤ 0
5х2 – 4х – 3 ≤ 0 (-2;7)
[0;5]
(-11;11)
[-√7; √7]
[(2-√19)/5; (2+√19)/5]
-5х2 + 4х +1 ≥ 0
-7х2 - 49х > 0
-х2 + 16 > 0
-3х2 + 18 ≥ 0
-7х2 – 2х + 3 > 0 [-0,2;1]
(-7;0)
(-4;4)
[-√6; √6]
(-(√22+1)/7;(√22-1)/7)
-7х2 + 4х + 3 < 0
-х2 + х ≤ 0
-х2 + 225 < 0
-6х2 + 30 ≤ 0
-9х2 + 3х + 4 < 0 (-∞;-3/7)U(1;+ ∞)
(-∞; 0]U[1;+ ∞)
(-∞; -15)U(15;+ ∞)
(-∞; -√5]U[√5;+ ∞)
(-∞;(1-√7)/6)U((1+√7)/6);+ ∞)
х2 + 14х + 49 > 0
4х2 + 4х + 1≥ 0
0,9х2 – 0,6х +0,1> 0
1/27х2 +1/3 х + 3/4 ≥ 0
(-∞; -7)U(-7;+ ∞)
(-∞; + ∞)
(-∞; 1/3)U(1/3;+ ∞)
(-∞; + ∞)
х2 + 18х + 81 < 0
16х2 - 8х + 1 ≤ 0
2,5х2 + х +0,1 < 0
1/25х2 + 2/5х + 1 ≤ 0 Нет решения
0,25
Нет решения
-5
- х2 + 10х - 25 < 0
- 49х2 - 14х - 1 ≤ 0
- 9х2 + 12х - 4 < 0
- 0,09х2 + 0,6х -1≤ 0 (-∞; 5)U(5;+ ∞)
(-∞; + ∞)
(-∞; 2/3)U(2/3;+ ∞)
(-∞; + ∞)
1 - 4 (-∞; + ∞)
1 - 4 Нет решения.
1 - 4 (-∞; + ∞)
1 - 4 Нет решения.

Карточки по теме «Квадратные неравенства»

Уровень 1 Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
2х2 + 3х -9 ≥ 0
-7х2 - 49х > 0
х2 + 14х + 49 > 0
7х2 - х + 3 > 0
-3х2 + 7х - 8 > 0 х2 - 5х -14 < 0
х2 + 7х > 0
-7х2 + 4х + 3 < 0
- 49х2 - 14х - 1 ≤ 0
6х2 - 4х + 5 < 0 -5х2 + 4х +1 ≥ 0
3х2 - 15х ≤ 0
х2 + 18х + 81 < 0
16х2 - 8х + 1 ≤ 0
-15х2 - 5х – 1 ≤ 0
Уровень 2 Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
- 9х2 + 12х - 4 < 0
9х2 – 27 > 0
5х2 – 4х – 3 ≤ 0
3х2 + 36 ≤ 0
-5,5х2 - 3,5х – 1,5 < 0 - х2 + 10х - 25 < 0
-3х2 + 18 ≥ 0
3х2 – 2х – 4 > 0
0,9х2 – 0,6х +0,1> 0
2,3х2 +1,3х+4,6 < 0 -6х2 + 30 ≤ 0
-7х2 – 2х + 3 > 0
3,1х2 -2,5х + 3,8 > 0
-0,4х2 - 0,3х–0,2 ≥ 0
1/25х2 + 2/5х + 1 ≤ 0

Ответы:

Уровень 1 Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
(-∞; -3] U [1,5;+ ∞)
(-7;0)
(-∞; -7)U(-7;+ ∞)
(-∞; + ∞)
Нет решения (-2;7)
(-∞; -7)U(0;+ ∞)
(-∞;-3/7)U(1;+ ∞)
(-∞; + ∞)
Нет решения [-0,2;1]
[0;5]
Нет решения
0,25
(-∞; + ∞)
Уровень 2 Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
(-∞; 2/3)U(2/3;+ ∞)
(-∞; -√3)U(√3);+ ∞)
[(2-√19)/5; (2+√19)/5]
Нет решения
(-∞; + ∞) (-∞; 5)U(5;+ ∞)
[-√6; √6]
(-∞; (1-√13; )/3)U((1+√13)/3;+ ∞)
(-∞; 1/3)U(1/3;+ ∞)
Нет решения (-∞; -√5]U[√5;+ ∞)
(-(√22+1)/7;(√22-1)/7)
(-∞; + ∞)
Нет решения
-5

Полная информация во вложении. 


Категория: Блоги | Добавил: БагарянМГ
Просмотров: 170 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог