Сегодня: 25.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Диктанты "Знакомьтесь: Арктика"

СКАЧАТЬ (67.4 Kb) 07.11.2020, 14:38
Мужикова В.В., Лупачева Н.А.
Учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО "АМКК"
5 класс
Полярная сова.

Полярные совы обычно зимуют в тундре. В ночной темноте пролетают они над мерцающими в звёздном свете снегами. Кормятся мышами и зайцами, беспощадно истребляют этих беспомощных зверьков. Редкий зайчонок сможет не оказаться в острых когтях у опасной совы, когда она собирается на охоту.

Но всё-таки кончается полярная ночь. В каменных россыпях не заметишь гнёзд совы, потому что они расположены почти у самых ног. Тепло в гнёздах сохраняется в сильные морозы, так как они устланы лёгким пухом.

Именно такое гнездо я обнаружил в расщелине. Неожиданно огромная белая птица взлетела у меня из-под ног, и распахнутые крылья слились с белизной снегов.

«Сергей, что там?» - удивлённо спросил мой товарищ. В гнезде съёжился испуганный птенчик, а рядом остались лежать тёплые яйца.
(По материалам Интернета) (118 слов)

Контрольный диктант «Повторение 5 класс»

Поздняя осень
Коротка летняя пора на севере тундры. В мае еще в воздухе вьются снежинки, бушуют буйные ветры по ее бескрайним просторам. Потом вдруг проясняется небо, тает снег, начинают оживать и цвести первые растения.

В это время сюда возвращаются птицы. Тундра — родина этих птиц. На берегах светлых озер они строят свои гнезда. Здесь они могут спокойно отложить яйца, выкормить птенцов и не беспокоиться о пище. Мошки и комары сами лезут им в рот!

Быстро проходит летняя пора. Птенцы вырастают и отправляются за далекие горы, леса и моря. Весной они опять вернутся сюда.

Наступает день, когда солнце не поднимется из-за горизонта. Теперь его не увидишь до весны. Долгая полярная ночь простирается над необъятными просторами тундры, и только синие сумерки освещают землю.
(По материалам Интернета) (118 слов)
Грамматическое задание:
1. Во всех предложениях подчеркнуть подлежащее и сказуемое.


Контрольный диктант по теме «Итоговый диктант в конце года»

Белый медведь.
В полярном море, среди торосов и плавучих льдин, живет самый большой медведь на земле –* белый.
Белый медведь – настоящий хозяин, самый сильный в Арктике зверь. Он неутомимый ходок и неутомимый пловец. Он очень хитрый охотник. Часами он караулит тюленей у лунок, прикрыв черный нос белой лапой. Или ловко ползет к тюленям на брюхе, высмотрев их на снегу.

Весь год плавают по океану огромные льдины, и весь год бродят по ним медведи-самцы. А медведицы на зиму выходят на землю и прячутся в глубокие снежные норы –* берлоги.
Там, в берлогах, и появляются крохотные медвежата. До весны они спят да сосут молоко. А весной медвежья семейка вылезает из-под снега и отправляется бродить по ледяным неоглядным полям.
(113 слов) (По Н. Сладкову)

Примечания: * - сообщить о постановке тире.
Николай Иванович Сладков (1920—1996) — писатель, автор более 60 книг о природе\, среди которых «Краешком глаза», «За пером синей птицы», «Осиновый невидимка», «Подводная газета», «Земля над облаками», «Свист диких крыльев».


Грамматическое задание к тексту:
1. Объяснить слова: 1вариант - хозяин, ходок, Арктика; 2 вариант- торосы, лунка, берлога.
2. Подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные к именам существительным: семья, льдина, медвежонок.
3. Подобрать подходящие по смыслу имена существительные к именам прилагательным: полярный, плавучий, огромный, белый, ледяной.

6 класс
Не с существительными
Недруги
Тюлень и белый медведь — недруги. Тюлень питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. У тюленя не ноги, а ласты. Плавать под водой без воздуха он долго не может. Зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Вот здесь, возле лунок, его и подстерегает белый медведь.
Белый медведь на снегу совсем не виден. Шуба его белая, как снег, лишь нос чёрный. Когда медведь подкрадывается к тюленям, он прикрывает нос лапой. Сотни километров проходит он по льдам в поисках добычи. Даже полынья во льдах не преграда для него. Прыгнет в ледяную воду и плывёт дальше до льдины. Ни мороз, ни холодная вода, ни непогода медведю не страшны. У него замечательная шуба.
(110 слов. По материалам Интернета )
Задание Объясните орфограмму "Не с именами существительными". Проведите словообразовательный анализ слов недруги, пловец и ныряльщик.

Свободный диктант «Имя числительное»
К полюсу на лыжах
Спишите текст, расставляя пропущенные буквы и записывая числа словами

(16) марта (1975) года отважная с…мёрка ру(с,сс)ких спортсменов во главе с Дмитрием Шпаро вп…рвые на лыжах отправилась к (С,с)еверному полюсу. За (76) дней было преодолено (1500) к…лометров тяж…ло… пути по ледя(н,нн)ым торосам с опас(?)ными трещинами и развод…ями в условиях постоянной стуж(и,ы). Во время экспедици… наиболее ни…кая температура воздуха достигала (- 45) градусов. Особенно трудными были последн… к…лометры пути. См…льчаки выбивались из сил. Из(за) густо…, непроглядно… тумана, которым (А,а)рктика встретила их на подступах к полюсу, пут…шестве(н,нн)ики чуть (не) прошли символическую точ(?)ку глубиной свыше (4) к…лометров. Определить географическое пол…жение полюса можно только при пом…щи Со…нца. А Со…нца (не) было. Но (31) мая внезапно по…вившийся солнечный луч(?) позволил Шпаро найти точ(?)ку (С,с)еверного полюса.
Отважные и(с,сс)ледователи выполнили больш…й об(?)ём науч(?)ной работы и вн…сли зн…чительный вклад в сокровищницу наш..х знаний об (А,а)рктике, о ж…зни человека в (не)обыч(?)ных суровых условиях.
(По материалам Интернета)

Контрольный диктант по теме «Имя числительное»

Полярный или белый медведь является одним из представителей семейства медвежьих. В настоящее время это самый крупный вид, а самым ближайшим родственником белого медведя является бурый медведь.
Полярные медведи происходят от медведей гризли восточной России и Аляски, они появились примерно 200-500 тысяч лет назад.
Полярные медведи прекрасно приспособились к суровым условиям севера. У них имеется два слоя меха: гладкий водоотталкивающий слой и плотный подшерсток. Толстый слой жира - от 5 до 10 сантиметров - под кожей помогает удерживать тепло даже в самые лютые морозы. У них маленькие уши и хвост, что не позволяет им терять тепло.
Ступни медведей покрыты мехом, а на подошвах имеются бугорки, что позволяет им передвигаться по скользкому льду. Белый мех – идеальный камуфляж, который позволяет скрываться в снежных пустынях от охотников и незаметно подкрадываться к добыче.
Благодаря своим перепончатым лапам, белые медведи умеют хорошо плавать и могут проплывать десятки километров в поисках пищи, находясь в ледяной воде несколько часов.
(150 слов. По материалам Интернета)

Грамматическое задание к тексту:
1. Озаглавить текст.
2. Сделать морфологический разбор одного числительного.
3. Дополнительное задание: подчеркнуть в предложениях 3 абзаца грамматические основы.

«Имя прилагательное»
Клюква
Ещё не шёл настоящий снег, но каждый день наползали серые низкие тучи, сыпали частым дождём, роняли редкие колючие снежинки. Заморозки схватывали землю. В острых серебряных иглах инея померкли последние травы и листья. Над деревенскими трубами теперь вились дымки. Ранние сумерки загоняли ребятишек домой.
А на болотах подошла клюква. В сентябрьскую пору ягода была твёрдой, непрозрачной. Правда, если ягоды полежат, то они дозреют и размягчатся, а после первых заморозков будут сочными и вкусными. Положите ягодки на солнце, и они станут похожи на россыпь драгоценных камней.
Сейчас на подмосковных болотах клюквы много не наберёшь. Отправляются за ней в дальние северные области.
В студёные, холодные зимы самым вкусным блюдом на свете кажется клюквенный кисель из тех осенних ягод.
(100 слов. По Т. Горовой)

«Имя прилагательное»
Ледяные поля
Полярная ночь непроглядная и чёрная. Лишь качаются, полыхают на небе разноцветные сияния: зелёные, синие, красные. А вверху разносятся непонятные шорохи, словно шепчутся звёзды.
Но приходит конец бесконечной ночи. Однажды краешек солнца покажется над горизонтом. Свет ещё багровый и тусклый. Но как все рады солнцу и свету!
Во всей суровости и красоте открывается глазам страна полуночного солнца, страна самых звонких льдов и пушистых снегов.
Не видны на белом белые песцы и медведи. Зато как заметны белые чайки на чёрной воде и чёрные тюлени на белом снегу! А сколько жизни на шумных птичьих базарах! Мелькают крылья, звенят голоса, гудит в скалах эхо. А как прекрасны и незабываемы розовые чайки на лазоревых льдах!
(100 слов. По материалам Интернета)

Грамматическое задание
1. Разбор слов по составу: разноцветные, ледяные, лазоревых (1 вариант); полуночного, бесконечной, багровый (2 вариант).
2. Морфологический разбор слова: самых звонких (1 вариант); прекрасны (2 вариант).
3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
Лишь качаются, полыхают на небе разноцветные сияния: зелёные, синие, красные. (1 вариант);
Полярная ночь непроглядная и чёрная. (2 вариант).

На полярной станции

С берегов Большой земли поднялись самолеты, полетели на север и приземлились на лед у самого полюса. Из самолетов вышли люди, осмотрелись. Кругом расстилались широкие снеговые поля, горели на солнце горы льда. Но долго любоваться не пришлось. Нужно было поскорее разгрузить самолеты.
Дул резкий ветер, но никто не прекращал работы. На лед выгрузили продукты, ящики с аппаратурой, вездеходы. Кто-то ставил на лед домики, другие собирали припасы и укладывали в склады. Вскоре вырос среди полярных льдов необыкновенный городок. Затрепетал на ветру кумачовый флаг, задымил костер, поспел первый вкусный обед.
Летчики заспешили к самолетам. Неустойчивая погода могла преградить им путь на ледяной полосе. А маленький городок зажил своей нелегкой трудовой жизнью.
(107 слов. По материалам Интернета.)

Полярники

Наступила осень. Круглосуточный полярный день сменился темной ночью. С Большой земли привезли на полярную станцию телеграфные столбы. Полярники развесили фонари над своим городком, и в окнах вспыхнул свет рабочих ламп, ярко загорелись прожекторы.
Полярникам каждую минуту приходится быть наготове. Крепки полярные льды, но и они порой не выдерживают страшной силы ветра. Широкие трещины змеями пробегают по ледяным полям, огромные льдины крошатся и громоздятся друг на Друга, вырастают горы льда. Но отважные полярники преодолевают все трудности. Когда льды портят посадочные площадки, люди расчищают новые. Когда льды ломают их склады, люди перевозят запасы на новое место. За всеми нелегкими делами полярники не забывают главного. Они помогают отечественной науке раскрыть тайны природы.
(109 слов. Из газеты.)
Примечание. Сказать о правописании Большая земля, наготове.

7 класс
Рождение станций на льду
Наши полярники, участники зимовок на полярных стан¬циях, оставили нам немало интересных описаний и рас¬сказов о том, как они дрейфовали, производили наблю¬дения.
Как родились полярные станции? Кто тот смелый чело¬век, который решился утверждать, что станции на дви¬жущемся льду не только возможны, но и необходимы? Это был Фритьоф Нансен, знаменитый норвежский учё¬ный и полярный исследователь.
В 1893 году Нансен и его двенадцать товарищей на корабле «Фрам» оставили берега Европы и поплыли на север. Нансен полагал, что в районе Ново-Сибирских ост¬ровов течение понесёт его к Северному полюсу. Когда Нансен достиг 83°59' северной широты, он убедился, что течение отклоняется к Западу. Тогда исследователь ре¬шился на очень смелое дело. Он оставил корабль и вместе со своим помощником, лейтенантом Иогансоном, высадился на лёд и на собаках направился к Северному полюсу.
До полюса путешественники не дошли, но они собрали огромный и очень ценный научный материал. Нансен пришёл к выводу, что Арктику, тогда ещё не изученный край, можно исследовать на дрейфующих льдинах. (По Н. Варварину. 158 слов)

Контрольный диктант по теме «Причастие»

Арктика – это не просто снежная шапка Северного полюса. Это огромный район, примыкающий к ней. Он включает в себя окраины материков Евразии и Северной Америки, прилегающие части Атлантического и Тихого океанов и почти весь Северный Ледовитый океан с островами. Общая площадь этого района составляет около 27 миллионов квадратных километров. Самое первое письменное свидетельство об исследовании Арктики датируется четвертым веком до нашей эры.
Арктика – это необычайная красота: снежная пустыня, льды, дикие животные. Пребывание на Северном полюсе оставит неизгладимое впечатление на любого человека, побывавшего в этом регионе.
В Арктике есть жизнь. Леса и ледовые пустыни населены белыми медведями, северными оленями, песцами, зайцами, приспособившимися к суровым условиям, благодаря толстому слою подкожного жира и густого меха. Характерные для этих мест птицы – это куропатки, белые совы, кайры, гагарки, чайки и даже вороны. В арктических водах и прибрежных районах легко встретить моржей, тюленей, нарвалов и белух.
Россия – первая и единственная страна, использующая так называемые дрейфующие полярные станции, благодаря которым российские ученые получили возможность исследовать Арктику круглый год.
(161 слов. По материалам Интернета)

Грамматическое задание:
1. Озаглавить текст.
2. Определить стиль текста.
3. Сделать морфологический разбор одного причастия: 1 вариант – из 1 абзаца; 2 вариант – из 2 абзаца.

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

Встреча в Арктике

         Электроход «Енисей» шел к жителям далекой Чукотки. Он вез им машины и продукты. Вдруг льды стали смыкаться, вплотную обступив корабль. * Пришлось временно остановиться. Вскоре матросы увидели, что к кораблю справа приближается белая медведица. Позади нее неуклюже шли два медвежонка.
Матросы решили медвежат забрать. Они спустили за борт прочный трос с широкой петлей на конце, затем сверху вниз бросили банку свиной тушенки. Звери до того увлеклись тушенкой, что не заметили, как веревка пошла вверх. Она стягивалась вокруг них кольцом. В ловушку попалась сама медведица. Она, поднявшись на дыбы, рванулась в сторону. ** Но трос держали крепко-накрепко более двадцати самых сильных матросов. Негромко рыча, вытянув вперед лапу, она понемногу, медленно приближалась к корпусу корабля. Медвежата неистово визжали.
         Но штурман не разрешил поднять медведицу. Шесть дней медвежья семья прожила вблизи электрохода. Когда «Енисей» тронулся, звери сначала очень удивились и по-медвежьи, вперевалку бежали за ним. (144 слова)
Примечание: повторить до диктанта правописание наречий.

Грамматическое задание:
1. Подчеркнуть все деепричастные обороты как члены предложения.
2. Сделать синтаксический разбор предложений: * - 1 вариант; ** - 2 вариант

Короткое северное лето

В течение долгой северной ночи люди мечтают о лете.
Однажды утром, когда отчаявшиеся люди уже по¬теряли надежду на приход лета, холодный ветер внезапно стих. Из-за свинцовой мути робко и неуверенно проглянул голубой глазок неба. Потом вдали глухо бухнуло. Тёмные тучи поползли к деревне. Они ползли медленно, грозно, клубясь и властно разрас¬таясь до самого горизонта. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю.
Несмотря на ливень, захлопали двери. Люди выбе¬гали на улицу, ставили ушаты под потоки, под про¬ливным дождём радостно перекликались друг с дру¬гом. По лужам носились босоногие ребя¬тишки, всю весну высидевшие дома.4
Началось короткое северное лето. Оно зашагало по влажным, курящимся лёгким паром полям с проклю¬нувшимися всходами, по обочинам дорог, опушенных нежнейшей зеленью, по отжившим перелескам. Играла на солнце берёзовая рощица, вся подёрнутая зелёной дымкой.4
(123 слова. По Ф. Абрамову.)
Примечание: Фёдор Александрович Абра́мов (29 февраля 1920, село Веркола, Архангельская губерния — 14 мая 1983, Ленинград) — русский советский писатель, литературовед, критик и публицист. В его произведениях крестьянский мир Русского Севера показан в его будничных заботах, горестях и радостях.

Грамматическое задание
1. Выпишите три словосочетания "глагол + сущест¬вительное с предлогом", укажите значение предло¬гов (из двух первых абзацев — I вариант; из последних абзацев — II вариант).
2. Выполните морфемный разбор слов: клубясь, курящимся, перекликались (I вариант); разрас¬таясь, отжившим, носились (II вариант).
3. Обозначьте орфограммы в словах: в течение (лета), неуверенно, вдали(I вариант); из-за мути, медленно, несмотря на ливень (II вариант).
4. Произведите синтаксический разбор предложе¬ния:По лужам носились босоногие ребя¬тишки, всю весну высидевшие дома. (1 вариант); Играла на солнце берёзовая рощица, вся подёрнутая зелёной дымкой. (2 вариант)

Контрольный диктант по теме «Предлог, частица, союз».

Арктика. Климат здесь неласков: тепла немного, ветры лютые, осадки скудные. Полновластный хозяин — холод. Куда ни взглянешь — лед, лед, лед... Большие ледяные поля, битый лед или единичные серебряные льдины. Спускающийся к морю «язык» ледника, не удержавшиеся в нем айсберги причудливых форм и силуэтов. Недаром Фритьоф Нансен сказал про эти края: «Это страна льда и тьмы».
Край вовсе не богат растительностью, без которой никогда не возникнет почва. Внешний покров земли — это ничем не прикрытые камни, лишь кое-где лежит тонкий почвенный слой. Он дает жизнь самым нетребовательным растениям: мхам, лишайникам и неизвестным, до конца не изученным травам. Стволик карликовой березы — толщиной в карандаш, но и такой малютке, спрятавшейся в моховой подушке, не один десяток лет.
(110 слов. По материалам Интернета)
Грамматическое задание:
1. Озаглавьте текст.
2. Объясните правописание НЕ в 1-м абзаце (I вариант), во 2-м абзаце (II вариант), укажите части речи, с которыми употреблены эти частицы.
3. Произведите синтаксический разбор предложений Внешний покров земли... (I вариант), Он дает жизнь... (II вариант).
4. I -II вариант. Выпишите из 1-го абзаца однокоренные слова, произведите их морфемный разбор. Подберите синонимы к прилагательному богат в словосочетании богат растительностью. Найдите в тексте антоним к этому прилагательному.
Союз
Прочитайте. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя союзы.

Северный Ледовитый океан это ... хаос торосов ... долгая полярная ночь ... свирепые вьюги (и). Однако именно здесь обитает белый медведь. Этот крупнейший на планете наземный хищник всё больше привлекает к себе внимание ... путешественников ... учёных-зоологов (не только... но и). Исследователи пытаются разгадать секрет уд. .вительной приспособленности белого медведя к жизн.. в лед..ной пустын.. . В отличи.. от своего бурого собрата белый медведь даже (не) впадает в регулярный зимний сон (не)прячется от (не)взгод ... будто намеренно идёт им (на)встречу (а, но). Он совершает непрестанные коч..вки бродит среди дрейфующих льдов ... зимой ... летом (как... так и). Могучий зверь обл..дает поразительной способностью ориентации на местности. ... многомесячное отсутствие солнца ... темнота полярной ночи ... непрерывные перемещения льдов не останавливают его передвижений (ни... ни... ни). Белых медведей осталось на земном шаре (не)много. Поэтому ... учёных ... всех защитников природы (не)может (не)беспокоить их судьба (не только... но и).
(По Успенскому С.М.)
Примечание: Савва Михайлович Успенский (1920—1996) — советский, российский зоолог, доктор биологических наук, исследователь Арктики, охотник. Специалист в области арктической орнитологии, занимался изучением и охраной белого медведя. Автор более 350 научных публикаций, а также многих научно-популярных книг.

8 класс
Диагностический диктант
Родная земля

Вставало солнце, растопляя сентябрьские туманы, расчищая небо. На земле снова начиналось лето. Так продолжалось в течение целой недели.
Опираясь на палку, выломанную из старой заброшенной засеки, шагал он лугами, сосняком, мысленно не переставая благодарить встретившуюся старушонку, открывшую ему этот полузабытый способ передвижения по родной земле.
Первую ночь он провёл возле порожистой речонки, да чересчур загляделся на играющую на вечерней заре рыбешку. Ночлег под открытым небом, под звёздами вошёл у него в привычку. Питался он сухарями, размоченными в ручье, печёной картошкой, ягодами.
Он был по-настоящему счастлив. Никогда прежде не доставляли ему столько радости такие пустяки, как запах дыма, шорох падающей с дерева сухой прошлогодней шишки, полыхающая на солнце рябина. Когда он по утрам слышал прощальные песни журавлей, у него на глазах выступали слёзы. (122 слова. По Ф. Абрамову)

Грамматическое задание:
1. Синтаксический разбор: питался он сухарями, размоченными в ручье, печёной картошкой, ягодами. (I вариант); вставало солнце, растопляя сентябрьские туманы, расчищая небо. (II вариант)
2. Сделайте морфологический разбор слов: I вариант — открывшую; II вариант — выломанную
3. Разберите слова по составу: I вариант - размоченными, по-настоящему, опираясь; II вариант - падающей, мысленно, расчищая.

Контрольный диктант

Русский Север — край невероятных просторов, раздолья и воли. Север никогда не знал ни татаро-монгольского ига, ни крепостного права. Это край редкого богатства и редкой красоты, которая и поныне не утратила очарования первобытной дикости.
Беспредельные леса, полные зверья и птицы, многоводные реки и озера, серебряные от плещущей рыбы, —* таким увидели этот край впервые пришедшие сюда люди.
Однако Север не сказка, не та обетованная земля, о которой веками мечтали крестьяне. Север — это бесконечная зима с непролазными снегами и лютыми морозами. Север — это штормы и бури ледяных морей. Именно на этой земле выросло особое племя русских людей — поморов, людей великого мужества, выносливости, людей предприимчивых. Ведь именно они, поморы, прорубили окно в Европу, сделав свою столицу — город Архангельск — первыми морскими воротами России. Из среды поморов вышли наши землепроходцы, еще четыре века назад бесстрашно и дерзко бороздившие на своих немудреных суденышках Ледовитый океан. Отсюда, из Поморья, началось грандиозное движение русского народа в Сибирь, на Восток. (150 слов) (По Ф. Абрамову)

Грамматическое задание:
1. Сделать синтаксический разбор двух выделенных предложений

Седов
(1)Издавна люди стремились попасть на Северный полюс, разгадать его тайну. (2)Но природа крепко хранила ее. (3)Корабли, дирижабли плыли и летели на полюс, но разбивало их штормами, заметало пургой.
(4)Среди отважных исследователей полюса особенно волнует образ Седова. (5)Седов, энтузиаст полярных исследований, является выходцем из народа. (6)Не встретив поддержки у царского правительства, он не отказался от своего решения и не пал духом. (7)На гроши, выпрошенные у фабрикантов, купцов да миллионеров, он снарядил экспедицию на Северный полюс.(8) Маленькая шхуна «Фока» только на второй год с трудом пробиралась к бухте Тихой. (9)Отсюда Седов и два матроса пешком отправились на полюс. (10)По пути Седов занемог, ослаб, но продолжал держать в руке компас и двигался на нартах вперед. (11)К сожалению, осуществить свою мечту ему не пришлось. (12)Но советские летчики, советские ученые-исследователи продолжили начатое им дело.
(129 слов. По Водопьянову М.В.)
Примечание: Водопьянов Михаил Васильевич (6 (18) ноября 1899 года, Тамбовская губерния — 11 августа 1980 года, Москва) - советский лётчик, участник спасения экипажа парохода «Челюскин», участник арктических и высокоширотных экспедиций, генерал-майор авиации, член Союза писателей СССР, член ЦИК СССР, шестой Герой Советского Союза.

Грамматическое задание:
1. Среди предложений 2 -4 найдите предложение, осложнённое обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
2. Установите, каким обособленным членом осложнено предложение 5. Выделите его в переписанном тексте.
3. Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.
4. Выпишите грамматическую основу предложения 7.
5. Выпишите номер(а) предложения(ий), в котором(ых) есть вводные конструкции.

«Простое предложение»
Зимовщики

Мы сидели в маленькой комнате с железной печью и закопчёнными стенами, увешанными шкурами оленей. Свет полярного дня проникает в оттаявшее окно, очищен¬ное снаружи от снега. Обросшие густыми бородами, уже загоревшие на солнце зимовщики приветливо встречают гостей. Мы рассказываем о родной стране, о Москве, о Ленинграде. От новых друзей узнаём местные новости. Зиму они провели благополучно. В полярную ночь бодро чувствовали себя люди, непрерывно трудившиеся и зани¬мавшиеся спортом. Шутки и смех помогали им коротать долгую зиму. В стенной газете, разрисованной рукой художника-зимовщика, мы прочитали историю зимовки, посмеялись над карикатурами.
Здесь горело электричество, в комнатах, тёплых и уют¬ных, слышались голоса женщин, детей, напоминавшие далёкую домашнюю жизнь.
Самым радостным праздником в жизни зимовщиков был день рождения света, полярного дня. В этот торжест¬венный день полярники встречали солнце, впервые пока¬завшееся после долгой и тёмной зимы.

(По И. Соколову-Микитову. 148 слов.)
Примечание: Ива́н Серге́евич Соколо́в-Микито́в (17 [29] мая 1892, Осеки, Калужская губерния — 20 февраля 1975, Москва) — русский советский писатель и журналист, специальный корреспондент. Участник арктических экспедиций на ледоколе «Георгий Седов», возглавляемых Отто Шмидтом (Северный Ледовитый океан, на Землю Франца-Иосифа и Северную Землю), экспедиции по спасению ледокола «Малыгин», в которой участвовал как корреспондент «Известий».

9 класс
Контрольный диктант по теме «Сложное предложение»
В ночном полёте
Люди легко впадают в панику, когда солнце исчезает даже на несколько минут. В своё время этим великолепно пользовались жрецы: они умели извлекать выгоду из такой простительной человеческой слабости — любви к солнцу.
Жители Севера в полярную ночь, конечно, в панику не впадают, но по солнцу сильно скучают. Они научились жить и работать при электрическом свете, но разве можно примириться с тем, что цепенеет земля и замирает природа, что только луна, которой долгая ночь набивает цену, высокомерно проходит по замёрзшему небосклону?
Лётчикам очень плохо без солнца. Наш самолёт летит в сплошной тьме, днём — в ночном полёте. Мы видим лишь самих себя да силуэты крыльев — страшно мало для людей, под которыми три с половиной километра пустоты. Когда в мире светло, можно глянуть вниз и убедиться в том, что компас и высотомер не врут. Странно и дико думать о том, что стоит этой стрелке закапризничать, и стальная птица, впитавшая в себя человеческий разум, станет слепой и бессильной, как подстреленный воробей, потому что видеть во тьме, как летучая мышь, человек не научился…
Но всё-таки мне повезло. Утром, когда скрытое от глаз солнце на короткое время дарит Северу чахлый суррогат дня, пилот обратил моё внимание на несколько спичечных коробков, темнеющих внизу среди заснеженных гор. Это был Верхоянск, совсем ещё недавно носивший гордый титул полюса холода. И я расту в своих глазах от сознания того, что сижу в тёплой кабине, даже без шубы, а подо мной сейчас около пятидесяти градусов мороза. (235 слов/ Владимир Санин «У земли на макушке»)

Грамматическое задание: В последнем абзаце подчеркнуть грамматическую основу каждого предложения.
Примечание: Владимир Санин — автор известных книг о советских полярниках "У Земли на макушке", "Новичок в Антарктиде" — больше десяти лет верен полярной теме. Действие произведений основано на подлинных драматических событиях, имевших место в Антарктиде, Арктике, на дрейфующей станции "Северный полюс"

Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненное предложение»
Северный Ледовитый океан, или, как его иногда называют, Северное Полярное море, представляет собой акваторию площадью около 13 миллионов квадратных километров. На востоке он соединяется узким Беринговым проливом с Тихим океаном, с запада его выход в Атлантический океан достаточно широк — около одной тысячи трехсот километров.
Значительная часть его покрыта дрейфующими льдами, движение которых возникает под влиянием постоянных морских течений и быстро меняющихся воздушных течений.
Вдоль западного побережья Скандинавского полуострова стабильно существует теплое течение Гольфстрим. Оно несет в Ледовитый океан огромную массу сравнительно теплой воды, чем освобождает значительную часть Баренцева моря от льдов и обеспечивает незамерзаемость северного порта в городе Мурманске.
На Северном полюсе смена дня и ночи происходит всего два раза в год: вместе с сумерками полярный день продолжается более полугода, затем наступает полярная ночь.
Во время полярной ночи поверхность океана значительно остывает, на морской воде образуются обширные площади сплошного льда, толщина которого постепенно увеличивается и за несколько лет может достичь 3–4 метров. Такой лед называют паковым. Однако под влиянием течений и ветров паковый лед разрушается, и в районе этих зон возникают хаотические ледяные нагромождения, которые называют торосами.
(178 сл. По произведению А. Белякова «Валерий Чкалов»)

Грамматическое задание:
1. Озаглавить текст
2. Найти в тексте СПП и подчеркнуть в них грамматическую основу.

Примечание: Александр Васильевич Беляков (1897—1982) — штурман, преподаватель Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского, генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза, участник легендарного перелета Валерия Чкалова через Северный полюс.

Северное сияние, или сполохи, как его называют живущие на севере люди, мне первый раз довелось увидеть много лет назад на берегу Онежского озера. Собираясь в пешеходное путешествие по лесному Заонежью, остановился в Повенце. Тогда это был маленький старинный городок.
Ночью я вышел на улицу, и меня поразило ещё не виданное мною зрелище. В полнейшей тишине по звёздному небу колыхался широкий светящийся занавес. Он то сужался, то расширялся, то собирался в складки, то менял свой цвет. Я был очарован чудесным небесным зрелищем.
Впоследствии мне много раз доводилось любоваться северным сиянием. Особенно памятна полярная ночь в Арктике, на далёком Шпицбергене, где я участвовал в экспедиции по спасению ледокола «Малыгин».
Мне известны художники, пытающиеся изобразить в красках северное сияние, но запечатлеть его на картине довольно трудно. Сияние постоянно изменяет свой цвет, переливается, то падает лёгкой занавесью, то вытягивается длинной колеблющейся лентой, то принимает стрелообразные формы с вспыхивающими жёлтыми, красными, зелёными и фиолетовыми лучами.
Я и теперь завидую людям, имеющим возможность любоваться северным сиянием.
(160 слов) (По И. Соколову-Микитову)

Контрольный диктант
Об Архангельске можно писать бесконечно. Он разнообразен и контрастен. Он стар, но по существу строиться начинает только сейчас. Есть города, для которых все в прошлом. У Архангельска – все в будущем.
Как понять душу города? Можно свернуть с улицы Павлина Виноградова, пойти по любому переулку и через двести метров очутиться как бы в глубокой провинции и в прошлом веке. Деревянные тротуары, меж досок лезет трава, возле ступенек крылец цветут одуванчики, заборы заваливаются внутрь и наружу. Дома, одноэтажные и двухэтажные, с высокими крышами, с наружными лестницами, напоминающими трапы; и в этих домах, в их фигурных башенках со шпилями, с петушками, в их маленьких окошечках есть что-то милое, давно забытое… А во дворах – трава, и колодцы, и старые ивы, и мостки, и сараи…
Можно сидеть в белую ночь на таком дворике под ивой за врытым в землю старым столом, пить чай из самовара, лениво брать из вазочки прозрачный мед, вздыхать,- и о внешней шумной жизни напоминать вам будут разве что гудки пароходов на реке да звук садящихся и взлетающих за Двиной самолетов. (169 слов) (Ю. Казаков)
Примечание Ю́рий Па́влович Казако́в (8 августа 1927, Москва — 29 ноября 1982, там же) — русский советский писатель, драматург и сценарист.

10 класс

Контрольный диктант (входной контроль)
Арктика.
Арктика поражает разнообразием климата: от сравнительно влажного и мягкого климата на западе и до климата полярных пустынь на острове Гренландия, где средняя годовая температура равна минус тридцати градусам. Зимой в этой части планеты господствуют воздушные арктические массы, а средняя месячная температура воздуха в это время года меняется под влиянием теплых и холодных морских течений, рельефа и ветров.
На большей части Арктики нет деревьев. Только ближе к России и на севере Скандинавии прорастают березовые, сосновые и еловые деревья. Тундровая растительность представлена различными видами: злаками, осоками, лишайниками, карликовыми ивами и березами. Летом, когда поверхность прогревается солнцем, начинают расти травянистые растения.
Особенность арктического животного мира в том, что здесь можно повстречать северных оленей, овцебыков, белых медведей, песцов, зайцев, леммингов, белых сов, куропаток, кур. Арктические моря полны тюленей, моржей, белух и нарвалов, а в местных водах встречается самое большое млекопитающее – гренландский кит.
В целом, арктическая экосистема обладает чрезвычайно хрупким равновесием, которое легко нарушить и даже уничтожить. Веками ранее в Арктике разрабатывали минеральные ресурсы, главным образом, медь, золото, никель, апатит и алмазы. Сегодня полным ходом идет разработка угля, нефти, природного газа в северной части Арктики, а также добыча железной руды. (186 слов. По материалам Интернета)

Грамматическое задание:
1. Сделать синтаксический разбор выделенного предложения.

Контрольный диктант по теме «Именные части речи»
Россия является первой и единственной страной, использующей дрейфующие полярные станции для исследования Арктики. Работа этих станций прерывалась всего дважды: во время Великой Отечественной войны и в девяностые годы.
Каждая такая станция представляет собой установленный на дрейфующей льдине комплекс станционных домиков, в которых живут участники экспедиций. Впервые такой относительно дешевый и эффективный способ исследования Арктики предложил в далеком 1929 году Владимир Визе, исследователь, работавший в Арктическом научно-исследовательском институте. Благодаря существованию дрейфующих станций российские ученые получили возможность исследовать Арктику круглый год.
Однако лед не самое надежное плавательное средство. К тому же в последнее время из-за глобального потепления в Арктике все сложнее найти надежную льдину требуемых размеров для организации долговременной работы. Ледяные поля, на которых располагаются станции, подвергаются постоянным сжатиям, из-за чего в самых неожиданных местах происходят торосы, способные раздавить домики и оборудование, появляются разломы и трещины. Например, в 2013 году пришлось срочно эвакуировать ученых и оборудование на полгода раньше намеченного срока из-за того, что льдина раскололась.
В настоящее время предполагается проектирование и строительство ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс», которая будет новым научно-исследовательским судном. (175 сл. По материалам Интернета.)

Грамматическое задание:
1. Озаглавить текст
2. Сверху подписать все именные части речи (1 вариант - во втором абзаце; 2 вариант - в третьем абзаце)
Дополнительное задание: синтаксический разбор последнего предложения.

11 класс.
Контрольный диктант по теме «Сложное предложение»
Обилие островов в Северном Ледовитом океане всегда было основой для изучения Арктики. Однако огромное водное пространство, покрытое дрейфующими торосистыми льдами, с низкими температурами воздуха, сильными ветрами, снегом и туманами, издавна было труднодоступным для человека.
Одними из первых путей человека в центр Арктики и к Северному полюсу были пути по льду. История помнит экспедиции английского мореплавателя Парри и герцога Абруцкого. Обе экспедиции окончились неудачей. И лишь упорный труд американского полярника Роберта Пири позволил ему в 1909 году достичь Северного полюса на собачьих упряжках.
Другой способ исследования Арктики предполагал использование дрейфующих льдов. Он состоял в том, что путешественники позволяли своему кораблю, снабженному всем необходимым на несколько лет, вмерзнуть в лед и передвигаться по воле его дрейфа. Наиболее солидным предприятием такого рода была экспедиция норвежского исследователя Нансена, который на корабле «Фрам» начал свой дрейф летом 1893 года. Дрейф закончился через три года выносом корабля в Атлантический океан между Гренландией и Шпицбергеном, и Нансену не удалось достичь Северного полюса.
Русские экспедиции на судах ставили своей задачей не только достижение Северного полюса, но и обследование прохода судов по Северному морскому пути. Однако итог этих путешествий был зачастую трагичным. Экспедиция лейтенанта Брусилова на судне «Св. Анна» погибла. Только два человека добрались до Земли Франца-Иосифа. Экспедиция геолога Русанова на корабле «Геркулес» погибла полностью, и причина трагедии так и осталась неизвестной. Мужественно вела себя экспедиция полярного исследователя Георгия Седова. Сам Седов умер по пути к Северному полюсу, а остальная команда вернулась на судне «Св. Фока» через два года в Мурманск.
В дальнейшем для изучения Арктики применялись аэростаты, дирижабли, самолеты: началось исследование Арктики с воздуха. (250сл. По произведению А. Белякова «Валерий Чкалов»)

Грамматическое задание:
1. Озаглавить текст.
Примечание:
1. Выписать при необходимости имена исследователей на доске.
2. Александр Васильевич Беляков (1897—1982) — штурман, преподаватель Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского, генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза, участник легендарного перелета Валерия Чкалова через Северный полюс.

Контрольный диктант за 1 полугодие.
Чаще всего русские исследователи Арктики ассоциируются с кораблями, санями и собачьими упряжками. Однако свой вклад в изучение полярных просторов внесли и летчики, главным из которых был советский ас Валерий Чкалов.
Его профессиональная деятельность началась в 1924 году. Он был направлен в авиационную эскадрилью в Ленинград. Нужно отметить, что Чкалов всегда отличался не только отвагой, но и дерзостью. Он часто совершал очень рискованные полеты, за что многократно получал взыскания от начальства и даже был осужден за воздушное лихачество и приговорен к нескольким месяцам тюремного заключения. Существует легенда, правда, не подтвержденная документально, что Валерий Чкалов на спор пролетал под Троицким мостом в Ленинграде.
Но главными достижениями летчика были испытания новинок авиационной промышленности. За свою службу он наравне с авиаконструкторами представлялся к получению высших государственных наград.
В 1937 году Валерий Чкалов вместе с коллегами Георгием Байдуковым и Александром Беляковым задумал осуществить перелет из Советского Союза в Соединенные Штаты через Северный полюс. Несмотря на плохие условия видимости, летчики сумели вовремя достичь американского города Ванкувер, пролетев за 63 часа путь длиною в 9 тысяч километров. Перелет сквозь Северный полюс превратил Чкалова в народного героя, живую легенду. (190 сл. По материалам Интернета)

Грамматическое задание:
1. Озаглавить текст. (Исследователи Арктики)
2. Сделать полный синтаксический разбор выделенного предложения, включая разбор простых предложений.

Контрольный диктант
В ночь на 12 ноября барометр начал повышаться. Пурга прекратилась. На небе засияли звезды. Но ветер не утихал, и эти кажущиеся признаки успокоения никого из нас обмануть не могли.
Первые признаки сжатия появились в 16 часов 10 минут. Справа от корабля послышался режущий ухо треск: лед нажимал на корпус и ломался, торосясь у самого судна. Через десять минут льды неожиданно отпрянули от правого борта корабля, и мы увидели, что на юге, по ту сторону открывшейся накануне трещины, весь лед стихийно двинулся вправо. Звуки торошения теперь доносились со всех румбов. Сливаясь, они превращались в сплошной грозный гул. В течение каких-нибудь сорока минут справа от корабля образовалась огромная полынья шириной до 200 метров. За кормой появилось много трещин.
У борта корабля тем временем события развертывались в быстром темпе. Трещина, видневшаяся по носу судна, внезапно разошлась и превратилась в разводье шириной до 30 метров. Послышались толчки. На месте нашей стоянки льдины пришли в движение. Они взаимно перемещались: поля, находившиеся справа, уходили на юго-запад, льды слева понесло на северо-восток.
Внезапно корабль задрожал. Я выбежал на палубу и спустился по трапу на ледяное поле. Оно тряслось под ногами, вибрируя так, словно подо льдом работали мощные турбины.
И вдруг из мрака выступил ледяной вал высотой метра в два. Он медленно катился к кораблю с юго-востока... На палубе грянули выстрелы и замелькал красноватый огонек факела. Это был сигнал тревоги для всех, кто находился вне корабля…
(218 сл. По произведению К. Бадигина «На морских просторах»)

Грамматическое задание:
Озаглавить текст

Примечание:
1. Бадигин Константин Сергеевич, (1910–1984), капитан дальнего плавания, Герой Советского Союза, кандидат географических наук, исследователь Арктики, член Союза писателей СССР.
2. Словарная работа (до диктанта) Сжатие, торосы (торосясь, торошение), полынья = разводье, румб.

Нравится кому или нет, но реальность такова, что в Архангельске наиболее ярко выраженный сезон – зима. Весна – лишь обещание, лето – иллюзия, хоть и выдается неделя – другая жары, осень – уже погружение в воспоминание о весне и лете. Зима – это наше сущее, она приходит к нам уверенно, никогда не обманывает. Чистый снег, холод – часть характера северян.
В далеком прошлом разница между летом и зимой ощущалась острее, чем теперь. Снегопады выбеливали город и окрестности, сливавшиеся в единый холодный простор. Пейзаж наводил на мысли о летаргическом сне природы. Об очередном оледенении. Все живое пропадало с глаз долой, дома замыкались в себе. Утром город словно и не просыпался. В ясные морозные дни над ним зависал дым из множества труб, а стены «стреляли как из пистолета»
Но зиму, как она ни долга, сменяла весна. Снег потихоньку подтаивает, лед на Северной Двине утрачивает белизну, приобретает скучный сиреневый оттенок, ледяной панцирь набухает и лопается. Раньше, когда не было ледоколов и реку не с заранее, на середине образом появлялась и мало-помалу расширялась темная полоса. В один прекрасный день гигантская масса льда приходила в движение. Громоздясь друг на друга и обрушиваясь, разбрасывая осколки, льдины неслись быстрее и быстрее. На них виднелись следы саней, обломки ограждений, окружавших полыньи. Где еще совсем недавно полоскали белье. (210 слов) (Ю. Барашков)
Юри́й Анато́льевич Бара́шков ( советский и российский ученый-архитектор, педагог, историк архитектуры и краевед, профессор кафедры инженерных конструкций, архитектуры и графики Высшей инженерной школы Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, научный руководитель Центра деревянного зодчества САФУ.
Контрольный диктант.
Всякий, кто приезжает в Архангельск, и советовать не надо, обязательно придет на Набережную – парадную магистраль города, самую красивую и самую древнюю улицу, не раз запечатленную на полотнах художников всех времен. Здесь начинался город – первый морской порт России и первое «окно в Европу», колыбель отечественного судостроения и ворота Арктики. С набережной любовался просторами Двины гениальный Ломоносов, прохаживался по ней великий преобразователь России Петр Первый. Набережная – свидетельница отправки с ее причалов полярных экспедиций и уходивших в арктическое плавание судов Русанова и Седова.
В Архангельске – поморской столице, до недавнего времени сплошь деревянной, мало архитектурных памятников старины. Часть из них уничтожили пожары, другие – были изведены невежественностью людской, неразумной самодеятельностью, а порой и обидным заблуждением, что все новое - лучше старого. Но те памятники, что уцелели, опять же – на Набережной: подворья Сурского и Соловецкого монастырей, церковь тысяча семьсот срок пятого года постройки, Гостиный двор – уникальный памятник русского зодчества второй половины семнадцатого века. Уцелела, правда, лишь часть его, да и то утратившая в некоторых деталях облик, но и в этом она бесценна. (166 слов)


Категория: Блоги | Добавил: vvm1602
Просмотров: 2462 | Загрузок: 17 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог