Проблема дисциплины в первом классе волнует как молодых учителей, так и учителей со стажем. Особенно это касается детей первого класса, когда они только пришли из детского сада. Возникает вопрос: как же наладить дисциплину с первых дней обучения первоклашек? Изучив литературу по данному вопросу, делюсь полученной информацией.
Многие дети, пришедшие в первый класс, не знают, а зачем ходить в школу? Учителю нужно с первых уроков задать мотивацию и коротко, ненавязчиво напоминать об том. Важно донести до детей, что школа – это их будущее... Можно провести классный час о профессиях, поговорить о том, кто кем мечтает стать и что нужно для этого. Также для мотивации на начало урока можно выучить несколько стихотворений, урок начинать с них, когда дети проговариваю их все вместе хором.
Дети в первом классе быстро утомляются и не могут долго удерживать внимание, поэтому нужна частая смена деятельности: устная работа, работа по учебнику, по тетради, у доски, просмотр презентации на экране и так далее. Дети должны постоянно быть заняты. Не нужно забывать про физминутки, видим, что дети устали, встали ненадолго, размялись, и после отдыха работа будет более продуктивная. Физминутки я провожу под спокойную музыку, движения показываю сама, бывает, читаю специальные стихотворения, а дети показывают то, о чем я прочитала. Если проводить физминутки под шумную, ритмичную музыку, то детей потом очень сложно посадить на урок.
Итак, детей заинтересовали, уроки делаем разнообразными, часто меняем задания, но в классе всё равно шум. В такой ситуации можно попробовать использовать сигнальную карточку или сигнальное место. Заранее с детьми мы договариваемся, что как только я поднимаю кружок красного цвета, нужно сесть правильно. Также и сигнальное место, заранее обговорили, что если я встала в левый угол класса, то всё внимание на меня, в классе тишина. Это действительно работает, но использовать часто не рекомендую, дети привыкнут к такому приёму и не будут реагировать на него. Часто на уроках использую фразы на внимание. Итак, говорю детям: кто меня слышит, поднимите левую руку, кто меня слышит, встаньте. Фразы для того приёма можно придумывать разнообразные. Дети, которые не слышат учителя, начинают смотреть на тех, кто выполняет какие-то действия, начинают слушать и включаются в работу. Еще фразы, которые мне помогают: это задание для самых внимательных, кто выполнил работу, сядьте правильно, чтобы я видела, кто уже молодец, давайте послушаем, какой ряд тише, кто тише сидят мальчики или девочки.
Когда расшумелись дети, ни в коем случае не нужно на них кричать, нужно замолчать, посмотреть на них внимательно, сказать, что в таком шуме продолжать урок нельзя, что вы не получите никаких знаний, если в классе будет такой шум.
Педагог всегда должен иметь четкий поурочный план. Если учащиеся заметят, что вы сами не знаете, что дальше делать или чем заниматься на уроке, внимание детей будет утеряно.
Так как в первом классе нельзя ставить отметки за поведение, можно завести таблицу поведения, в которой напротив фамилии ребенка закрашивать окошечко зелёным, желтым или красным цветом в конце каждого урока в зависимости от поведения. Значение цветов нужно обговорить с детьми. Такую таблицу можно разместить в классный уголок или на доску, чтобы дети видели и стремились к лучшему.
Очень хорошо мотивируют и улучшают дисциплину на уроке смайлики, сейчас в интернете их большое разнообразие. Я в своей работе использую смайлики не только на уроках, но и вручаю их детям за примерное поведение на переменах, в столовой, в раздевалке. Также можно использовать наклейки, есть специальные для школы. Можно сделать список класса и приклеивать наклейки напротив фамилий детей, а потом подводить итог в конце недели или месяца, кто набрал больше всех. Это детям очень нравится. Те дети, которые нарушали дисциплину, будут стараться получить эти смайлики.
На уроке бывает, что дети выкрикивают ответы с места, не поднимая руку, перебивают друг друга. В этом случае я спрашиваю только тех детей, кто поднимает руку, стараюсь находить время на уроке, чтобы повторить правило, как нужно правильно отвечать.
Не нужно забывать о родителях, которые тоже могут помочь своему ребенку. С родителями нужно обязательно провести беседу о поведении ребенка в школе. Многим деткам не хватает внимания от своих родных и они нарушают дисциплину в школе, стараясь компенсировать дефицит внимания дома.
Работать над дисциплиной нужно начинать с первых дней, из урока в урок. Не падать духом и не кричать, если это сразу не получается сделать. Пройдет немного времени, дети повзрослеют, поймут, чего школа от них требует и тогда наступит в классе тишина.
Совет 1: Как наладить дисциплину на уроке
Проблема дисциплины на уроке волнует многих - как начинающих учителей, так и педагогов со стажем. Особенно остро эта задача стоит в среднем звене – подростки часто становятся неуправляемыми и не слушают своих преподавателей. Возникает вопрос: как наладить дисциплину на уроке?
Инструкция
1
Сделайте четкое разграничение всех этапов урока. Выделите организационный момент, озвучьте перед учащимися цели и задачи урока. Четкое поэтапное распределение времени на уроке стимулирует учащихся к более ответственному подходу к процессу обучения.
2
Разнообразьте методы и средства обучения на уроке. Чем интереснее урок, тем меньше времени остается ученикам для посторонних занятий. Эффективным способом организации плодотворной учебной деятельности является групповая творческая работа. Постарайтесь включить абсолютно всех учащихся в ход урока, не ограничивайтесь общением только с сильными учениками.
3
Уважайте личность ребенка. Не допускайте унизительных слов и действий по отношению к слабым учащимся. Ваша задача – видеть человека в каждом ученике, пусть он даже и отъявленный хулиган и двоечник. Такие дети, как правило, чувствуя, что к ним относятся с уважением, стараются соответствовать ожиданиям учителя и ведут себя хорошо.
4
Ваши действия как педагога должны иметь четкую направленность и нести смысловую нагрузку. Если учащиеся заметят, что вы сами не знаете, что дальше делать или чем заниматься на уроке, дисциплина будет утеряна. Поэтому необходим четкий поурочный план действий.
5
Если ход урока внезапно нарушен, если учащиеся мешают вам вести урок, никогда не продолжайте объяснение в шуме и крике. Остановитесь, замолчите, сядьте, внимательно посмотрите на детей. Выждите паузу. Когда в классе наступит тишина, спокойным тоном объясните, что вы не будете вести урок дальше, пока не будет порядка. Как правило, это действует.
6
Заведите традицию выставлять оценки за поведение после каждого урока, поддерживайте связь с родителями учащихся, ставьте в известность школьное начальство, если вы сами уже не можете контролировать ситуацию с поведением учащихся.
7
В начальной школе неплохо действуют различные игровые системы наказания: система штрафов, выдача красных карточек, доска позора и т.п. Конечно, вы можете поставить в журнал двойку, но вряд ли это надолго решит проблему дисциплины. Необходимо искать различные методы, подходы, способы повышения уровня заинтересованности учащихся в учебном процессе.
Совет 2: Как наладить дисциплину в классе
Инструкция
1
Отсутствие дисциплины на уроке у педагога нередко бывает, когда в классе есть неразрешенная конфликтная ситуация, для разрешения которой не всегда достаточно лишь откровенного разговора между учителем и учениками. Обратитесь за помощью к психологу или к социальному педагогу, если понимаете, что самостоятельно решить конфликт вы не сможете.
2
Отсутствие дисциплины на уроках чаще всего наблюдается в 6-8 классах, когда ребята вступают в переходный возраст. Для того чтобы в классе на уроке была рабочая атмосфера, мотивируйте ребят на активную деятельность. Проводите уроки интересно - они должны быть разнообразными по типу и форме. Запланируйте такие уроки, как урок-путешествие, урок-суд, интегрированный или дифференцированный уроки.
3
Заинтересуйте ребят темой урока. Проведите экскурсии на предприятия или в музей перед занятиями. Например, изучая происхождение каучука на уроке химии, сходите с учащимися на производство, изготавливающее изделия из каучука. Все это вызовет интерес к материалу, изучаемому во время урока - проблем с дисциплиной у вас не возникнет.
4
Хорошая дисциплина на уроке часто является следствием хороших взаимоотношений между учителем и детьми, поэтому относитесь к учащимся тактично, уважайте их достоинство, и они не позволят себе бестактного поведения.
5
Поддерживайте контакт с родителями. Но обращайтесь за помощью к ним и к администрации школы только в экстренных случаях. Таким путем вы сможете добиться хорошего поведения лишь на некоторое время. Если хотите, чтобы дети соблюдали дисциплину на ваших уроках, налаживайте отношения с ними, станьте им другом, но не переходите черту, когда ребята посчитают, что им все дозволено. Любите детей - они очень хорошо чувствуют это.
Совет 3: Как поддерживать на уроке дисциплину
У детей столько энергии, что часто она бьет через край. И учителю очень сложно удерживать внимание на теме урока, особенно ели он преподает сложный предмет - алгебру, физику, геометрию или химию.
Инструкция
1
Как только вы заметили, что ученики начали шептаться, отвлекаться, заниматься посторонними делами, смените тему разговора. Если вы объясняли способы решения сложных задач или уравнений, переходите к практике. Вызовите к доске тех, кто больше всех мешал проведению урока. Напишите пример или формулу и попросите ребят решить их. Обязательно подсказывайте, если эти задания ученики видят впервые.
2
Если вы преподаете в младших классах, отсутствие дисциплины на уроке может говорить о том, что дети просто устали сидеть на одном месте в одной позе. Проведите небольшую зарядку. Пусть ученики встанут возле парт, поднимут руки вверх, опустят вниз. Сделают несколько приседаний. Побегают вокруг столов паровозиком. Во время упражнений включите веселую музыку, чтобы переключить внимание малышей с предмета на упражнения. Пять минут физической разрядки вполне хватит, чтобы оставшееся до звонка время прошло в тишине и спокойствии.
3
Завоевывайте авторитет у учеников. Не ругайтесь, не повышайте голос. Спокойно и строго объясните, почему нужно сделать так, как говорите вы. Старайтесь к каждому школьнику найти свой подход. Станьте ребятам старшим товарищем, на которого можно во всем положиться. Тогда они начнут уважать вас и тот предмет, который вы преподаете.
4
Разнообразьте учебную программу практическими занятиями, подготовьте интересные пособия, придумайте сложные логические задачи. Стимулируйте совместное творчество. Тогда ваши уроки станут интересны ребятам, они сами будут поддерживать дисциплину, борясь с ее нарушителями.
Полезный совет
Лучше всего налаживать с детьми контакт в неформальной обстановке. Походы в музеи, кино, выезды на природу, способствуют сближению учеников с учителем. Взрослых, заслуживших авторитет, ребята начинают воспринимать как лидеров и стараются не доставлять им беспокойства.
Совет 4: Как наладить отношения в классе
В семье ребенок окружен всеобщей любовью, для родителей, бабушек и дедушек он самый умный, общительный и честный. Его любят за то, что он просто есть. Но у одноклассников ваш ребенок не вызывает особой любви, потому что в детском коллективе ценятся несколько иные достоинства, чем в семье.
Инструкция
1
Помогите ребенку повысить успеваемость. Во все времена успешные люди пользуются авторитетом. Возьмитесь вместе с ним за домашние задания, приобретите дополнительную литературу, которая расширит кругозор вашего ребенка по определенному предмету.
2
Помогите ребенку повысить самооценку, часто из-за низкой самооценки происходят конфликты в среде школьников. Более уверенные в себе дети стараются подавить слабого и не уверенного в себе ребенка.
3
Добейтесь похвалы учителя за хороший ответ вашего ребенка на уроке. Поощрение со стороны преподавателя – лучший способ самоутвердиться в классе.
4
Воспитывайте в своем ребенке волевые качества: честность, справедливость и решительность.
5
Позаботьтесь, чтобы у вашего ребенка была возможность с кем-то поделиться лишней ручкой, конфетой, яблоком. Нежадных детей уважают в любом коллективе.
6
Прививайте ребенку чувства доброты и сострадания, подберите на улице брошенного котенка или подкормите дворовую собаку.
7
Не обсуждайте при малыше его одноклассников, ведь ваше мнение может отличаться от его. Старайтесь подмечать в его сверстниках хорошие черты и поступки, тогда ваш ребенок не будет к ним относится свысока и быстрее вольется в коллектив.
8
Старайтесь привить вашему ребенку спокойствие и рассудительность, потому что в детском коллективе не любят излишне эмоциональных детей, которые слишком бурно реагируют на обиды или плохие оценки.
9
Встречайтесь с учителем в школе после уроков, когда не видят одноклассники вашего ребенка. Дети не уважают «подлиз», и любой приход родителя в образовательное учреждение, кроме классного родительского собрания или вызова за плохое поведение, воспринимается детьми как заигрывание с учителем.
10
Если все предпринятые попытки не помогли вашему ребенку стать «равноправным» членом детского коллектива, обратитесь к психологу, он предложит более профессиональные методы.
В школе действуют не писаные правила общения, отличные от семейных и, придя в школу, каждый ребенок должен быть готов к переменам. Легче приходится детям, пришедшим в образовательное учреждение из местного детского сада, когда добрая половина одноклассников знакома, что называется с горшка. Тяжелее, когда ребенок попадает в класс, где его никого не знает из детей, или переходит в новую школу в связи с переездом. Родителям нужно помочь ребенку влиться в школьный коллектив.
Совет 5: Как добиться дисциплины на уроке
С трудностью налаживания дисциплины на занятии сталкиваются не только молодые, но и опытные преподаватели. Отсутствие порядка крайне негативно сказывается на усвоении информации. Чтобы наладить контакт и воспитать в учениках дисциплинированность и ответственность, вы можете воспользоваться следующими советами.
Инструкция
1
В процессе занятия преподавать должен быть максимально внимательным, быть в курсе всего, что происходит в классе, уметь следить за успехами каждого ученика. На занятии необходимо вовлекать в работу как можно больше школьников, избегать того, чтобы некоторые из них оставались без внимания. На уроке каждый должен иметь собственное задание. Например, если один из учеников решает пример на доске, то остальная аудитория должна делать это в тетради, если один из них справился раньше остальных, то преподавателю нужно держать наготове другую интересную работу.
2
Каждый учитель должен помнить о том, что ритм жизни его и учеников различен. Зная это, педагог по возможности ведет занятие так, чтобы класс постоянно двигался вперед, без ненужных остановок, в гибком темпе. В «сильных» группах, в которых ученики чрезмерно энергичны и шумливы, преподаватель должен избегать бесполезных остановок, иначе они быстро потеряют интерес и начнут развлекать себя самостоятельно.
3
Разъяснение основных правил и процедур поможет преподавателю сэкономить много времени, не отвечая по несколько раз на одни и те же вопросы: «Как исправить плохую оценку?», «У меня не пишет ручка», «Кому нужно сдать работу?» и так далее. Также нежелательно тратить время на выяснение причин опоздания ученика или других дисциплинарных нарушений, лучше всего делать это после звонка. С целью сохранения порядка в классе, учитель должен проявлять определенную требовательность, но в тоже время и уважение к личности каждого школьника. Необходимо добиваться того, чтобы сам класс был нетерпим к нарушениям дисциплины, ведь порядок – это залог устойчивого внимания.
4
Учитель должен стараться создать позитивное отношение к предмету, повысить самоуважение каждого ученика, стимулировать внимание. Преподавателю нужно постоянно помнить о том, чтобы содержание занятия должно совпадать с интересами школьников.
5
Преподавателю желательно поддерживать контакт с родителями. Но обращаться к ним необходимо только в экстренных случаях. Чтобы дети соблюдали дисциплину на уроках, нужно налаживать отношения с ними, стать им другом, но не переходить ту черту, когда ученик поймет, что ему все дозволено.
|