Сегодня: 03.07.2022
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Дистанционные занятия в классе фортепиано

СКАЧАТЬ (23.1 Kb) 05.12.2021, 19:58
Попова Елена Александровна
педагог, МБУДО Сергиевская ДШИ
Методическое сообщение.
 
Занятия в классе фортепиано для многих представляются как процесс довольно консервативный, методика сложилась еще прошлом веке, а инновации могут касаться лишь некоторых деталей.

Пандемия, начавшаяся в 2020 году, заставила по-иному взглянуть на учебную практику. 4-я четверть позапрошлого учебного года пришлась на период локдауна, когда практически вся страна ушла на самоизоляцию. В спешном порядке пришлось искать новые, спасительные технологии, чтобы достойно завершить учебный год.

В условиях самоизоляции для преподавателей музыкальных школ и школ искусств первоочередными стали следующие задачи:
1) поддерживать постоянный контакт с учениками;
2) непрерывность учебного процесса;
3)сохранность контингента.

Преподаватели теоретических дисциплин пошли путем онлайн - конфе-ренций, видео-лекций, ссылок на материалы с платформы YouTube. Но то, что годится для групповых занятий, не подходит для индивидуальных. Уроки игры на музыкальном инструменте требуют других форм и методов.

Многие преподаватели-инструменталисты , судя по методическим разра-боткам, появившимся уже в марте-мае 2020 г. в интернет - пространстве, проводили занятия в режиме самоизоляции посредством видео-звонков через платформы Viber, WhatsApp, Skype, ВКонтакте. К плюсам данного формата можно отнести возможность отследить условия, в которых ученик занимает-ся дома, его посадку, организацию игрового аппарата ,качество инструмента.

Но если видео-уроки со старшеклассниками проходили более или менее гладко, учащимся младших, а зачастую и средних классов, требовалась помощь родителей: настроить связь, подержать телефон, навести камеру, найти нужный ракурс. Одним из положительных моментов дистанта стало то, что родители оказались тесно вовлечены в учебный процесс. Образо- валась триада «Ученик-родитель- учитель». Если раньше некоторые родители не посещали родительские собрания и классные концерты, ссылаясь на загруженность на работе, и вообще, плохо представляли себе, что такое учеба в музыкальной школе, какой должна быть домашняя работа ребенка,- то теперь они воочию убедились, что уроки музыки не развлечение, а тяжелый труд, требующий поддержки и помощи, создания необходимых условий.
Выяснилось, что у ряда учеников инструменты расстроены, кто-то сидит слишком низко, кто-то слишком высоко, у кого-то болтаются в воздухе ноги, кто-то вообще умудряется играть на синтезаторе стоя. И хотя раньше на родительских собраниях учитель постоянно говорил о необходимости своевременной настройки фортепиано, оптимальной высоты сиденья, подставки для ног, лишь занятия в условиях самоизоляции подтолкнули родителей к выполнению данных условий.

К минусам видео-уроков относится то, что звук зачастую «плывет», картинка и звучание не совпадают, связь прерывается. О тонкостях фрази-ровки, звукоизвлечения и говорить не приходится. Если начистоту, то ни одна интернет-платформа сегодня не готова решить задачу полноценного обучения музыке. В ряде случаев невозможность проводить онлайн-занятия объясняется тем, что фортепиано находится в одной комнате, а компьютер в другой, гаджеты « не тянут» в условиях всеобщей самоизоляции и перегру-женности интернета, а родители, будучи загружены работой, не всегда могут оказать ребенку своевременную помощь.

Тем не менее, педагоги, работая по 12 часов в сутки, сумели подготовить своих учеников к сдаче переводных и выпускных экзаменов, а кого-то и к успешным выступлениям на дистанционных конкурсах, набравших с неко-торых пор огромную популярность.

Экзамены в формате видеоотчета практиковались во многих ДМШ в период самоизоляции. Чаще всего ученики записывали каждую пьесу отдельным файлом и отсылали педагогу для размещения на общешкольном сайте или в групповом чате. В некоторых учебных заведениях для выпускников требовалось снять целиком всю экзаменационную программу без монтажа. Ведомость выпускных экзаменов создавалась на ПК в программе Microsoft word.

Обзор опыта дистанционных занятий преподавателей по классу фортепиано стал доступен лишь спустя некоторое время с начала всеобщей самоизоляции, а тогда каждая школа, каждый педагог в зависимости от собственных условий, методом проб и ошибок, самостоятельно
решал задачи учебного процесса в сложившейся ситуации. Поделюсь собственным опытом.

Осваивать дистанционную форму обучения мне пришлось за 2 месяца до начала пандемии. Ученица 6-го класса Нина Державина, которую я готовила к ответственному конкурсу, заболела, потом начались сильные морозы, сменившиеся затяжными метелями, - а в сельской местности, когда ребенка родители возят в музыкальную школу за 15 км., посещение занятий в зимнее время становится большой проблемой. Таким образом, в течение трех недель мы были вынуждены заниматься дистанционно. Видеосвязь попробовали и сразу забраковали: кадр зависает, звук прерывается. Решили заниматься по телефону. Технология следующая: звоню ученице, включаю громкую связь, ученица играет, слушаю, делаю замечания, указываю на ошибки, даю время на самостоятельную работу, затем перезваниваю, ученица снова играет , если ошибки исправлены, даю задание по данному произведению на следующий урок и переходим к другой пьесе. Но чаще всего приходилось работать детально, так как мы готовили произведение крупной формы . Несмотря на все издержки аудиоформата уроков, девочка успешно выступила на конкурсе и стала дипломантом. Так что, когда все образовательные учреждения оказались на «удаленке», я уже была готова к дистанционным занятиям .

Ход урока зависел во многом от возраста того или иного ученика, уровня освоения им программы и его домашних условий,- качество мобильного интернета, степени вовлеченности в учебный процесс родителей. Уже с самого начала остановились на аудиоуроках, с кем-то –по мобильному телефону, с кем-то по стационарному.

План аудиоурока:
1) организационный момент ( здороваемся, осведомляюсь о самочувствии, прошу сесть поудобнее, младшим напоминаю о правилах посадки за инструментом) -2-3 мин.;
2) играем гаммы, с малышами короткие технические упражнения- 5-7 мин.;
3) играем первое произведение, прорабатываем отдельные отрезки, даю задание для самостоятельной работы(10-15 мин.);
4) самостоятельная работа ученика-10-20 мин.;
5) снова выхожу на связь, ученик играет отработанное произведение или его фрагмент, отмечаю то, что получилось хорошо, указываю на недочеты, даю задание на следующий урок.
С кем-то за урок проходили 2-3 пьесы, но иногда застревали на одном произведении.

Оговорюсь сразу, такой метод работы оправдал себя с теми учениками, кто к IV четверти грамотно разобрал всю программу и начал учить ее на память. С теми, кто в III четверти много болел или откровенно ленился, уроки по телефону были сущей пыткой. Особенно трудно давались занятия с малышами. Приходилось заниматься таким образом: идем буквально по фразам, прошу ученика назвать ноты, затем сыграть; проигрываем несколько раз, пока не добьемся точности ,затем учим следующую фразу, из фраз складываем предложения и так далее.

Теперь о минусах аудиоуроков. Невозможно по телефону проконт-ролировать посадку, постановку руки, аппликатуру ученика. А у некоторых инструменты оказались в столь плачевном состоянии, что невозможно было понять, ученик ошибается или фортепиано фальшивит. Правда, по окончании самоизоляции родители срочно обратились к настройщику, убедились, что от игры на расстроенном инструменте больше вреда, чем пользы. Дистант высветил сильные и слабые стороны учащихся: умение или неумение работать самостоятельно, внимательное или невнимательное отношение к замечаниям учителя, собранность или расхлябанность.

Уроки по телефону довольно дорогое « удовольствие» для учителя. А еще они крайне энергозатратны, нервное напряжение педагога здесь намного выше, чем в процессе очного занятия.

Переводные и выпускные экзамены в Сергиевской ДШИ, как и большинстве российских школ, проводились в форме видеоотчета. К сожалению, не все учащиеся смогли полностью освоить программу. Одни выучили 3-4 произведения, другие только 2. Для некоторых видеозапись «сырой» программы оказалась серьезным стрессом. Родители рассказывали, что приходилось делать по нескольку дублей каждого видеофайла, у детей случались нервные срывы, запись приходилось откладывать до следующего дня.

Зато двое из моих восьми учеников, второклассник Глеб Захаров и выпускник Матвей Степанов, подготовили отличные видеоотчеты, отдельные записи мы отправили на дистанционные конкурсы и заняли призовые места.

Подготовка к дистанционному экзамену заставила ученика стать более собранным, способным на самоконтроль, на требовательное отношение к собственному исполнению, дала ему возможность неоднократно увидеть и услышать себя со стороны, выработать в характере упорство, целеустрем-ленность . В целом, поставленные задачи были решены, IV четверть, несмотря на трудности, во многом оказалась плодотворной: выпускники достойно окончили школу, учащиеся благополучно перешли в следующий класс, контингент был сохранен.

Опыт дистанта пригодился мне и во II четверти 2020-2021 гг., оказался полезным и в текущем учебном году, когда многие учащиеся находятся на карантине. Теперь я комбинирую видео- и аудио- формы занятий, в зависимости от качества интернет-связи с конкретным учеником. Со временем, надеюсь, в каждой школе будут созданы интернет-площадки для полноценных дистанционных занятий, а пока педагогу приходится обходиться собственными силами и средствами. Руководителям ДМШ и ДШИ хорошо бы продумать систему компенсаций затрат педагогам, чьи мобильные телефоны буквально горят от перегрузок во время дистанци-онных уроков.

Анализируя собственный опыт дистанционных занятий, я пришла к выводу, что зачастую совершаю педагогическую ошибку, буквально разжевывая ученику каждую деталь,от текста и аппликатуры, до фразировки и динамики. Учитель-нянька нужен лишь для самых маленьких музыкантов. В случае с учащимися среднего и старшего звена, учитель уже не «кормит с ложечки», а нацеливает на самостоятельную работу, при этом корректируя и направляя. Не зря Г.Г. Нейгауз считал, что «одна из главных задач педагога – скорее быть ненужным ученику…, то есть привить ему самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиться цели». И теперь я ставлю во главу угла следующие педагогические задачи: воспитать в ученике

умение думать,
умение слушать,
умение понимать,
умение видеть текст.

В заключение выражу солидарность с моими коллегами, прошедшими школу дистанта и считающими, что дистанционные занятия это вынужден-ная мера применительно к небольшому отрезку времени. Основной формой обучения, не только музыке, но и любой школьной дисциплине, остается очная. Классический урок при тесном эмоциональном контакте учителя и ученика остается главным, незаменимым инструментом передачи знаний, умений и навыков.

Литература

1. Антонова А.В. Особенности дистанционного обучения игре на фортепиано на современном этапе.
2. Вежова В. В. Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса.
3. Жиртуева О.Н. Дистанционное обучение игре на фортепиано в детской школе искусств.
4. Панина Н. А. Плюс и минусы дистанционного обучения в классе фортепиано. 
5. Сухорукова Г. Дистанционное обучение в классе фортепиано.
 


Категория: Блоги | Добавил: 9170194120
Просмотров: 146 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
V Всероссийский творческий конкурс "Летний звездопад"
III Всероссийский творческий конкурс ко Дню семьи, любви и верности "Наша дружная семья"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
X Всероссийский творческий конкурс "Обитатели подводного царства"
IX Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
V Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
V Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
Всероссийская олимпиада для учащихся начальных классов "Математический квест"


© 2012 - 2022 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 03.07.2022

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог