"Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Добро неотделимо от нравственности, а нравственность – от милосердия и сострадания.»
Академик Дмитрий Лихачев
Известно, что многие нынешние родители уверены, что у ребёнка необходимо развивать, в первую очередь, такие качества, как: настойчивость, уверенность в себе, умение за себя постоять и уверить другого в своей правоте. Несомненно, в развитии всех этих качеств тоже есть польза. К несчастью, с недавних пор во внимание не часто берутся такие качества, как, доброта, милосердие, отзывчивость. Доброта является основой воспитания, на которой строится отношение к миру, к людям. Добродушность, чуткость, вежливость, готовность прийти на помощь — это главные черты личности.
Добрый ребёнок или не очень — зависит прежде всего от его воспитания. Маленькие дети очень отзывчивы к доброте и, наоборот, к жесткости. Важная задача взрослых — не подавить детскую чувствительность и доверие, не научить их обману и безнравственности.
Возможно кто-то станет утверждать, что в нашем современном жестоком мире нет места доброте. Но доброта — это ведь не слабость. Демонстрируя ребёнку свой положительный пример отношения к другим людям, а также животным и природе, мы ориентируем на такое же поведение и ребёнка. Если у родителей отсутствует желание воспитать из своего ребёнка дружелюбного, сочувственного, внимательного и отзывчивого человека, то скоро они увидят в семье маленького эгоиста, безразличного к чужим несчастьям, не способного на дружбу и любовь.
К сожалению, характерной чертой современного мира является детская жестокость. Весьма часто мы слышим, как школьники могут быть жестоки друг по отношению к другу, грубы с ровесниками и учителями, резки с родителями, оскорбительно шутят. Именно поэтому для родителей важно ещё в раннем детстве заложить основы справедливости и порядочности, а именно — воспитать доброго ребёнка. Необходимо учить детей отличать добро от зла и стремиться прививать малышам добрые качества. Для достижения этой цели полезно самому стать достойным примером для подражания.
Понятие «доброта» многогранно. Это и проявление заботы, и способность к сочувствию и состраданию, и небезразличие к бедам людей и готовность прийти на помощь, и бескорыстие, а также принятие людей такими, какими они есть – со всеми их недостатками.
В современном мире такие слова, как: доброта, отзывчивость, милосердие отодвигаются на задний план. Такие качества ребёнок должен получать в семье, где и воспитываются такие ценности.
В настоящее время школа учит детей учиться. Однако воспитательные моменты они как были, так и останутся. Так как воспитание происходит ежедневно. Учителя на своём примере показывают, как необходимо поступить в какой-либо ситуации, помогают разобраться в сложившемся конфликте среди учащихся и примирить детей. Одноклассники тоже вносят воспитательный момент в само общение. И поскольку воспитание — это неотъемлемая часть образовательной работы в школе, то необходимо приложить все усилия для того, чтобы у наших учеников сформировалось понимание морально-нравственных качеств и осознание что такое хорошо и что такое плохо.
Окунувшись, в работу учителя мы поняли, насколько она трудоёмкая и многогранная. Помимо образовательной деятельности есть и другие аспекты.
Одним из направлений нашей деятельности стала работа над сплочением детского коллектива и привитием таких качеств, как доброта, отзывчивость. Для этого проводились различные мероприятия. Например, тематические классные часы, внеклассные и внеурочные мероприятия, а также участие в различных городских акциях и конкурсах.
Помимо этого проводилась активная работа с родителями. Она включала в себя проведение тематических родительских собраний, участие родителей в проведении классных мероприятий (классные часы, мастер-классы, совместные творческие мероприятия и экскурсии).
В СМИ мы узнали про ежегодную Рождественскую акцию «Рождество идёт в больницы», проводимую Обществом православных врачей Великого Новгорода. Принять участие в данной акции могли все желающие. Это могло быть: денежное пожертвование, проведение любого творческого мастер-класса или изготовление поделок для Рождественской ярмарки. Целью данной акции это помощь новгородцам вынужденным встречать этот светлый праздник в больничной палате.
Мы решили поучаствовать в такой акции, что поможет детям проникнуться такими качествами как доброта к ближнему, сочувствие и милосердие.
В начале был проведён классный час, где ученикам было рассказано об этой акции, о целях её проведения и о результатах. Также детей познакомили с понятиями «милосердие», «благотворительность».
МИЛОСЕ́РДИЕ - Готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами.
Благотворительность — оказание помощи (безвозмездной или на льготных условиях) тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания (целевой) помощи.
Для классного часа был подготовлен короткометражный видеофильм «Друг в беде не оставит».
После проведённого классного часа и просмотренного видеофильма дети не остались равнодушными и решили принять участие. На уроках технологии и внеурочной деятельности нами были изготовлены поделки. Многие родители тоже изъязвили желание поучаствовать в этом мероприятии и приносили поделки в школу.
Все поделки были отправлены на ярмарку, которая проводилась перед новогодними праздниками в одном из торговых центров. Учащиеся самостоятельно посещали эту ярмарку и с удовольствием наблюдали как продаются поделки, сделанные их руками.
Все проведённые мероприятия позволили нам не только приобщить детей к классным делам, но и проявлять дружеские отношения по отношению к своим сверстникам. Заинтересованность таким мероприятием позволило в детях проявить нравственные качества: доброту, отзывчивость, милосердие и сострадание. Поэтому участие в благотворительном марафоне стало для наших классов неотъемлемой частью нашей школьной жизни.
Список использованной литературы.
1. Доброта и толерантность.//http://33mbdou51.ru/?page_id=661
2. Свободная энциклопедия Википедия / https://ru.wikipedia.org/wiki/Благотворительность
3. Статья «Воспитание в детях доброты и милосердия, сострадания и отзывчивости./ Ложкина В.С.// https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/05/16/vospitanie-v-detyah-dobroty
4. Толковый словарь Кузнецова / Gufo.me// https://gufo.me/dict/kuznetsov/милосердие
|