Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Доклад на РМО Развитие познавательного интереса учащихся в процессе внеклассной работы и в группе продлённого дня

СКАЧАТЬ (49.1 Kb) 01.04.2023, 14:25
Макотра Ирина Владимировна
учитель начальных классов, МОУ СОШ с.Старый Хопёр, Балашовского района, Саратовской области
Аннотация
В докладе рассмотрены эффективные технологии и методы развития познавательного интереса учащихся в процессе внеклассной работы и в группе продлённого дня. Подчёркнута значимость развития познавательного интереса в системе образования младших школьников. Данный материал будет полезен учителям начальных классов, классным руководителям, воспитателям группы продлённого дня.

Главная задача сегодняшнего дня в образовании - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к занятиям ставят перед педагогом задачу планомерного развития личности путём включения в активную учебно-познавательную деятельность.

Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению и носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность учащегося совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъём, радость от удачи.

Познавательный интерес возникает у обучающихся, если информация:
• заставляет удивляться, поражает воображение;
• заставляет задуматься;
• подводит учащихся к видению нового в знакомом материале;
• является основой для формирования понятий, законов, правил;
• нацеливает на внутрипредметные и межпредметные связи;
• ориентирована на использование в практической деятельности.

Формирование познавательного интереса происходит успешно, если процесс деятельности:
• вызывает у учащихся стремление находить привлекательные стороны учебно-воспитательного процесса;
• сопровождается мыслями;
• нацеливает на разрешение противоречий;
• заставляет посмотреть на явление с другой стороны;
• ориентирует на применение знаний;
• включает элементы усложнения;
• развивает воображение, смекалку, логику;
• предполагает элементы исследования.
Познавательный интерес активизирует познавательную деятельность в целом и психические процессы, лежащие в основе творческой, поисковой, исследовательской деятельности. Под его влиянием активней протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивней работает воображение. Именно поэтому наряду с реализацией учебно-воспитательных задач на занятиях, в первую очередь, стоит вызвать и развить у учащихся стойкий познавательный интерес. Для этого педагоги широко используют различные технологии, методы и методические приёмы.

1. Игровые технологии.
Игра уже давно используется как средство возбуждения интереса к изучению нового. Еще В.А. Сухомлинский говорил, что «игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Эмоциональная окрашенность игры, увлекательная ситуация позволяют усвоить значительный объём информации, углубить и систематизировать знания.
Большое значение в формировании познавательного интереса играют интеллектуально-познавательные игры. Такие игры требуют значительной подготовки как учителя, так и учеников, и могут быть приурочены к какому-либо событию или проводиться в рамках предметных недель. В интеллектуально-познавательной игре обязательно будут образовательные задачи, но она должна оставаться игрой.

Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно в коллективных, формируются и нравственные качества личности.

В группе продлённого дня можно использовать короткие игры для развития внимания, памяти, мышления. Они не требуют особой подготовки, но активизируют познавательные процессы.

Игры на внимание
1. «Слушаем тишину». В течение 3 минут все слушают тишину, после чего обмениваются впечатлениями, что каждый услышал.
«Что изменилось?» Упражнение проводится в нескольких вариантах:
• что изменилось в классной комнате по сравнению с предыдущим днем?
• что изменилось на столе в положении предметов? (Время на рассмотрение 10 секунд).

Игры на тренировку памяти
1. «Что пропало?» Ведущий читает ряд слов (5-7), не связанных между собой по смыслу. Второй раз читается не весь ряд, одно слово пропускается, дети должны восстановить пропущенное слово (усложнение задания – восстановить весь ряд).
2. «Жил – был кот». Каждый участник называет определение к слову «Кот» и повторяет все названные до него. «Жил-был красивый, пушистый, умный, веселый…» и т.д. (могут быть и другие варианты).
3. По такому же принципу составление рассказа по заданной теме: добавляя свое предложение, нужно сначала повторить все сказанное раньше .

Игры на развитие мыслительных способностей
1. Придумать слова с заданной буквой:
• начинающиеся на букву «А»;
• оканчивающиеся на букву «Т»;
• имеющие в середине «ЧК»

2. Перечислить объекты с заданным признаком:
• белого (зеленого, красного) цвета;
• прямоугольной (круглой) формы.

1. Перечислить слова со значением «хороший» и слова со значением, противоположным значению «твердый».

2. Технологии проектной деятельности.
Проектная деятельность– совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, направленная на достижение общего результата деятельности, представления о котором заранее выработаны , намечены этапы проектирования и реализации.

Исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Перед тем, как перейти к созданию полноценных проектов целесообразно проводить тренинговые занятия по развитию информационно-аналитических и информационно-поисковых умений, которые включают в задания и упражнения на:
• развитие умений видеть проблему (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон).
«Посмотри на мир чужими глазами»
«Тема одна – сюжетов много»
«Придумываем историю, используя заданную концовку»
• развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если», «наверное»).
Задания-рассуждения типа «Давайте подумаем, почему…»
Упражнения типа «При каких обстоятельствах».
Задания типа «Найди возможную причину события».
• развитие умений задавать вопросы (уметь задавать вопросы уточняющие (Верно ли, что…?; Надо ли…?; Должен ли…?) и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?).
Задание «Определи загаданное слово» (с помощью вопросов)
Упражнение «Угадай, о чем спросили» (используя ответ)
Задания «Да- Нетки»

3. Использование информационных технологий.
Большое значение при активизации познавательного процесса также имеет применение на занятиях педагогами информационно-коммуникационных технологий.

Проведение занятий с использованием ИКТ направлено на повышение качества обучения учащихся, что способствует усилению их сознательности, активности и самостоятельности, то есть усилению их познавательной деятельности.

Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях позволяет формировать у учащихся умения и навыки информационно-поисковой деятельности.

Компьютер на занятиях может выступать как средство:
• поиска информации: Интернет-ресурсы, электронные справочники и энциклопедии.
• хранения информации: фото- и видеоархивы, сборники творческих работ.
• обработки информации: обработка анкет, составление таблиц, диаграмм.
• коммуникации: электронная почта.
• наглядности: презентации, виртуальные экскурсии.

Помимо применения современных образовательных технологий на внеклассных занятиях, учителю также следует учитывать эмоциональное состояние учащихся, ведь оно всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей. Учителю на занятиях необходимо применять метод эмоционального стимулирования.

1. Метод эмоционального стимулирования.
Одним из приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования, можно назвать прием создания на занятии ситуаций занимательности — введение в образовательный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.

Подбор таких занимательных фактов вызывает неизменный отклик у учеников. Часто школьникам самим поручается подбирать такие примеры. Например, младшие школьники очень хорошо запоминают интересные факты из жизни писателей, таким образом, мы можем сформировать познавательный интерес к художественной литературе.

Одним из приемов стимулирования является сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений. Например, ученикам предлагается сравнить житейское и научное объяснение явления смены дня и ночи, времён года, куда текут реки, что такое облака и т.д.

2. Метод создания ситуации познавательного спора.
Учебная дискуссия – обсуждение каких-либо вопросов с целью их правильного решения и привлечения внимания учащихся к обсуждаемым проблемам. Это метод формирования суждений, оценок, убеждений основан на давно открытой закономерности: знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения всегда отличаются высокой мерой обобщённости, стойкости и гибкости. Включение обучающихся на занятиях в ситуации споров не только углубляет их знания, но и невольно приковывает их внимание к теме и вызывает прилив интереса. В процессе спора обучающиеся проявляют свою настойчивость, целеустремленность. Для создания ситуации спора на занятиях обучающимся предлагается высказывать свое мнение по тому или иному вопросу, задаются вопросы: «Кто думает иначе?», «Почему вы так думаете?» «Докажите».

Таким образом, активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитания. Учащиеся при такой организации внеклассной работы переживают целый ряд положительных эмоций (радость при овладении более совершенными способами деятельности, чувство успеха при более глубоком познании мира, чувство собственного достоинства и т. д.), которые способствуют поддержанию и развитию их интереса к образовательному процессу в целом.

Список использованных источников:
1. Кайрис, Г.И. Формирование познавательного интереса и развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Г.И. Кайрис // Мультиурок – 2016. 
2. Равкин, З.И. Педагогическое стимулирование нравственного развития и познавательной активности школьников. – Киров - Йошкар-Ола: КГПИ, 1975. - 45с.
3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974 г. –
4. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979. – 160с.


Категория: Блоги | Добавил: ivmakotra
Просмотров: 239 | Загрузок: 13 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог