Цель урока: повторение основных сведений о второстепенных членах предложения, обобщение имеющихся знаний по дополнению, формирование умения определять способы выражения дополнений, определение прямых и косвенных дополнений.
Задачи:
• образовательная: научить видеть отличительные свойства дополнения как второстепенного члена предложения; обратить внимание на трудные случаи выражения дополнения (отличать Именительный падеж от Винительного);познакомить с прямыми и косвенными дополнениями,
• воспитательная: формирование коммуникативных навыков у учащихся; формирование нравственных позиций учащихся;
• развивающая: развитие культуры речи, самостоятельности мышления, исследовательских умений.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма: работа в парах, индивидуальная, фронтальная работа с применением ИКТ.
Методы: частично-поисковые.
Место урока в системе: 1
Оборудование и средства:
• видеопроектор;
• презентация
Оформление доски:
• Тема урока.
• Предложение для синтаксического разбора, предложения для проверки
Этапы урока:
1. Организационный момент. Работа над ошибками.
2. Новая тема.
3. Закрепление материала.
4. Домашнее задание.
Ход урока
Запишем число, классная работа, тему урока.
1) Работа над ошибками.
На пошлом уроке была проверочная работа на знание главных членов предложения, умение определять типы сказуемых, умение находить их в предложении и ставить тире между ними, где это необходимо. Рассмотрим самые характерные ошибки. Ученик, который не допустил ошибок, вызывается к доске сделать синтаксический разбор. Предложение заранее написано на доске:
И сегодня над широкой белой скатертью полей я простился с запоздалой вереницею гусей.
Ученик, не допустивший ошибок в проверочной работе, сделал полный синтаксический разбор предложения, находя не только главные, но и второстепенные члены предложения.
Ученик выразительно читает предложение и делает синтаксический разбор:
(Повестовательное, невосклицательное, простое, распространенное, потому что есть второстепенные члены), схема.
Задание по рядам, (называют словосочетания, указывая способы подчинительной связи).
На доске записывают словочочетания со связью управления.
2) Изучение новой темы
1- Итак сегодня нас интересует управление.
Мы рассмотрели связь управление в словосочетании, а какими членами предложения являются (как правило) зависимые слова в предложении? Дополнениями.
(Они распространяют предложение, делают его подробнее, насыщеннее).
Итак . тема сегодняшнего
урока «Дополнение» .
Цели урока: обобщить сведения о дополнении, научиться их определять, рассмотреть способы выражения дополнений ,познакомиться с их видами.
-А какой член предложения называется дополнением? (Дополнение- второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей).
- К какому члену предложения относится дополнение (Дополнение относится к сказуемому- глаголу или дополнению, выраженному существительным).
Доказываем на примере предложения:
-Какими частями речи выражаются дополнения? (Дополнения выражаются существительными или другими частями речи в значении существительных, а также неопределённой формой глагола)
Т.о., первый признак дополнения - падежный вопрос, заданный к нему.
Итак,на первый взгляд о дополнении все ясно, если бы не одно но
-Какой другой член предложения можно спутать с дополнением?(Подлежащим)
-Плесень покрыла дерево.
-Почему его так легко можно спутать с подлежащим? (Вопросы похожи (кого? что? в В.п.)
-В чем причина того ,что путают падеж? (Грамм. форма м.р. и ср. р. совпадает в Им. падеже) Например, парламент принял постановление.
- Найдите подлежащее и дополнение
. -А почему так происходит? (Это самые трудные падежи)
( Я люблю винегрет. Лесник обнаружил болото.ч
-А как их отличить?(В.п.(кого?- одуш.,что?- неод., И.п. кто? что?)
Оказывается, это такой волшебный падеж, который выступает, то в форме И.п.,,то в форме Р.п.
-Как же быстро научиться различать?( Есть слово-маркер, который быстро позволяет находить В.п .(При переходном глаголе (1 скл.ж.р.- птица)(Любить птицу, забрать птицу, напугать птицу, увлекаться птицу) Итак ,в чем таинственность дополнения?
- По какому принципу будут делиться дополнения? (Есть дополнения ,которые отвечают на вопросы В.п., а есть дополнения ,которые отвечают на вопросы косвенных падежей)
-Как будут такие дополнения называться ?(Косвенные)
2 : Работа по презентации «Дополнение».
Обсуждение и запись в тетрадь . (прямое и косвенное)
На какие две группы делятся дополнения?
Учебник стр.85,п.16
1) Закрепление
1. Ученики слушают доклад. (устно)
Уж небо осенью дышало.
Я налил бабушке чаю и пригласил ее к столу.
Мой друг не надел спортивной формы.
Работа с учебником .
3 Выводы.
- Что нового вы узнали о дополнениях?
(Ребята говорят, что узнали о двух видах дополнений. Прямые дополнения выражены существительными в винительном падеже без предлога, а также существительными в родительном падеже, если обозначают часть предмета или стоят при переходном глаголе с НЕ. Косвенные дополнения выражены существительными в косвенных падежах)
3Работа с карточками, словар. работа (резолюция)
(ребята распределяют предложения с прямыми и косвенными дополнениями на две группы)
Проверка на доске.
4.Выполнение упражнения №163
Первое предложение выполняем устно: разбираем и работаем над орфограммами.
Далее пишем в тетрадях.
(Учащиеся называют и объясняют правописание выделенных орфограмм. Понесла - нёс, вперёд - впереди, пехота - пеший. Ура - здесь междометие в роли существительного).
- Всегда ли прямое дополнение выражается именем существительным в винительном падеже без предлога?
(Нет, не всегда. Прямые дополнения могут быть выраженыи существительными в родительном падеже, если они обозначают часть от целого, а также если они стоят при переходном глаголе с НЕ).
Выполнение упражнения №167. Задание по рядам. Самостоятельная работа по образцу, ученики обозначают тип дополнения. Затем читают вслух.
-Ребята, ещё раз посмотрите на схему. Все ли примеры прямых дополнений мы рассмотрели?
(Нет, не рассмотрели ещё примеры, когда прямое дополнение в форме родительного падежа стоит при переходном глаголе с НЕ).
Этой части правила посвящено упражнение №168. Работа у доски.
5.Выводы по теме. (Чему вы сегодня научились?)
Что вы сегодня узнали нового на уроке? Мы достигли поставленных целей?)
6. Оценивание работы с комментариями.
|