Сегодня: 05.07.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Кукольный Мастер»

СКАЧАТЬ (112.2 Kb) 29.03.2020, 09:05
Жукова Татьяна Николаевна
Педагог дополнительного образования, МБУ "Школа № 68" г. о. Тольятти
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игрушка, кукла – одно из самых ярких отражений человеческой истории и культуры – близка и понятна каждому. Этот своеобразный вид художественного творчества в современной жизни приобретает всё больше поклонников, коллекционеров и любителей создавать авторскую куклу. Художники-кукольники России за последние 10 лет объединились в Международную Ассоциацию кукольников, проводят ежегодные конкурсы и выставки, открывают школы кукольного мастерства и музеи кукол, выпускают журналы – каталоги международных выставок, проводят мастер-классы.
Дополнительная образовательная программа «Кукольный Мастер» имеет художественную направленность, включает в себя по 3 тематических модуля первого и второго годов обучения, ориентирует на решение задач декоративно-прикладного образования и эстетического воспитания, т.е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое.
Актуальность программы
Программа разработана и составлена на основе опыта отечественных и зарубежных мастеров кукольников, методической литературы и собственного опыта, с учетом Концепции модернизации дополнительного образования.
Программа отвечает идеям и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
• соблюдает принцип работы на конечный результат;
• способствует выработке у учащихся познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий; создает предпосылки для успешной социализации, закладывает основу для формирования у школьников социально значимых практических умений и развития творчества.
Необходимость внедрения программы в области ДПИ выполняет социальный заказ общества, родителей и образовательного учреждения СП ЦДО «Радуга» МБУ «Школы № 86» г. о. Тольятти, сохраняя возможность формирования художественно - творческих способностей детей в процессе изготовления текстильных игрушек.
Занятия в рамках программы дают возможность детям попробовать свои силы в проектировании, моделировании и конструировании изделий, обеспечивают их вариативность, дают возможность реализовать себя с учётом возрастных, индивидуальных приоритетов.
Школьные программы по ручному труду и технологии не дают возможность освоить новые техники при работе с текстильными материалами, использовать специальные инструменты и приспособления, приемы работы, а на занятиях в системе дополнительного образования есть возможность их изучать и работать с ними. Данная программа позволяет избежать монотонности в обучении, благодаря овладению обучающимися разнообразными видами декоративно-прикладного искусства и техниками.
Программа актуальна, так как знакомство и приобщение детей к одному из направлений прикладного творчества современности оказывает влияние на формирование их художественного вкуса, воспитывает терпение и аккуратность, обогащает внутреннюю жизнь ребенка. Эта работа весьма кропотливая и трудоемкая, а ее результат нередко представлен в единственном экземпляре. Дети, оказавшиеся в позиции творцов, проходят все этапы художественно-творческого осмысления мира. Изготовление кукол - искусство как индивидуальное, так и коллективное, что дает детям возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу.
В наше время такое творчество, как шитье одежды, игрушек, стало не актуальным, так как все можно купить в магазинах. Во многих семьях даже нет дома швейных машинок. Общество превратилось в общество потребителей. Огромной проблемой стало то, что родители не могут (или им некогда) передать свой опыт по рукоделию детям, как это было раньше. Многие мамы не могут зашить элементарную дырочку, не говоря о том, чтобы создать неповторимый образ костюма или платья. Обучение по программе позволяет сохранить преемственность поколений.
Отличительной особенностью программы является применение конвергентного подхода, позволяющего выстраивать обучение, включающее в себя элементы нескольких направленностей: освоение основ декоративно - прикладного творчества посредством знакомства с различными видами рукоделия (специальные технологии по пошиву текстильной куклы и ее гардероба, декора), материаловедения, композиции, рисунка.
Содержание тематического плана из года в год может частично корректироваться. В план могут вноситься изменения, отражающие достижения в области ДПИ, социальные запросы обучающихся и их родителей, социальном заказе муниципального образования. Учитывая характерные особенности кукольного ремесла, а также конкретные условия, возможны сокращение или увеличение времени по отдельным темам, перестановка тем при сохранении общего количества учебных часов.
Программа предусматривает часы на подготовку к конкурсам, выставкам, проведение зачетных, итоговых тестов, проверочных работ, мероприятий и т.д. Так же предусматривает «стартовый» (ознакомительный) уровень освоения содержания программы, предполагающий использование общедоступных универсальных форм организации материала, минимальную сложность задач, поставленных перед обучающимися.

Целью программы является - создание условий для активизации самостоятельной творческой деятельности и формирования практических навыков художественно-творческой деятельности через изготовление текстильной куклы.

Задачи программы:
Обучающие:
• Изучить традиционные и современные техники изготовления кукол и игрушек;
• Изучить традиционные и современные художественные материалы;
• Освоить приемы работы с различными видами ткани, экономному использованию материалов, способы соединения и оформления изделий;
• Освоить последовательность технологических операций, применяемых для изготовления кукол, конструированию и пошиву одежды для них;
• Сформировать необходимые знания, умения и навыки работы со швейной машиной, инструментами и приспособлениями, знать правила безопасной работы, знать устройство швейной машины;
• Создавать авторские композиции по рисунку или описанию;
• Дать представление об особенностях и разновидностях кукол, познакомить с профессиями текстильной промышленности.

Развивающие:
• Способствовать развитию творческой активности, художественного вкуса, фантазии, изобретательности, самостоятельности мышления при изготовлении изделий;
• Способствовать формированию таких личностных качеств, как настойчивость, воля, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность, усидчивость, целеустремленность;
• Расширить сенсорный опыт (глазомер и точность), развивать моторику рук;
• Развивать мышление: умение анализировать, сравнивать, выделять главное;
• Развивать у обучающихся собственную социальную позицию, содействовать адаптации к жизни в обществе.

Воспитательные:
• Прививать навыки работы в группе, взаимопомощи, взаимовыручки, поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
• Воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе, чувство удовлетворения от творческого процесса и от результатов труда;
• Содействовать организации содержательного детского досуга.

Реальность выполнения программы
Программа рассчитана на 2-х годичный срок обучения
• 1 год обучения рассчитан на ознакомительную и базовую подготовку учащихся,
• 2 год обучения - на совершенствование знаний, умений и навыков учащихся.
• Возраст учащихся – 9-14 лет
• Количество часов: в год - 108 часов, в неделю - 3 часа
Набор детей в объединение осуществляется на основании заявления от родителей и производится с 1 сентября нового учебного года. Добор детей производится в течение года. Учебные группы формируются с учетом индивидуальных способностей и уровня подготовленности детей (приложение 1).
Два года обучения являются базовыми, достаточными для получения основных знаний и навыков.
После завершения программы, обучающиеся, при желании, могут продолжить посещать занятия с корректировкой содержанием тем, в соответствии с их интересами и потребностями.

Уровень подготовки детей при приеме в группы следующий:
• желание ребёнка и родителей заниматься декоративно-прикладной деятельностью;
• должны представлять формы работы мастерской кукол;
• должны иметь склонность к декоративно-прикладной деятельности (рисованию, шитью).
Уровень подготовленности определяется собеседованием и проведением ряда упражнений на владения инструментами и приспособлениями.

Режим занятий:
• Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 и 2 учебных часа.
• Продолжительность учебного часа - 40 минут с 10-ти минутными перерывами.

Формы организации деятельности
• Особенности занятий - групповые занятия с постоянным составом 8-12 человек.
• Форма детского образовательного объединения – творческая мастерская «Кукольный Мастер».

Формы обучения:
• теоретические занятия;
• практические занятия;
• занимательные беседы;
• мастер-классы для детей;
• презентации;
• творческие мастерские;
• выставки.

Ожидаемые результаты 1 года обучения
Предметные:
• организация своего рабочего места в зависимости от вида работы, выполнению доступных действий по самообслуживанию;
• приемы рациональной безопасной работы режущими (ножницы) и колющими предметами (швейная игла), швейными машинами (простейшие швы);
• знание истории возникновения кукол; классификации текстильных кукол, материалы, используемые для их изготовления;
• начальное владение основными технологических операций, которые применяют в изготовлении текстильных кукол, конструированию и пошиву одежды для них;
• знание обозначений и техник выполнения основных швов;
• умение переносить выкройки на ткань;
• самостоятельное изготовление изученных в программе видов кукол по выкройке, простейшему чертежу, доступное заданным условиям;
• составление технологической последовательности изготовления несложных игрушек.

Личностные:
• наличие у обучающегося интереса к декоративно-прикладному творчеству (изготовлению текстильной куклы), к новым способам исследования технологий и материалов;
• стремление к лучшему выполнению творческой работы;
• умение осознавать свои трудности, стремится к их преодолению, адекватное понимание причин успешности и неуспешности творческой деятельности;
• формирование таких качеств, как настойчивость, воля, умение доводить начатое дело до конца;
• осознание эстетических потребностей;
• понимание необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
• использование приобретенных навыков в практической деятельности для самостоятельной творческой деятельности, воспитание творческой активности, развитие инициативы.

Метапредметные:
• принятие и сохранение учебно-творческой задачи;
• планирование своих действий, учитывая выделенные в пособиях этапы работы;
• осуществление итогового и пошагового контроля;
• умение вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
• умение договариваться, приходить к общему решению, задавать вопросы по существу, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать со сверстниками;
• соблюдение корректности в высказываниях;
• передаче партнеру необходимой информации как ориентир для построения действия, взаимному контролю и оказанию в сотрудничестве помощи.

Ожидаемые результаты 2 года обучения
Предметные:
• владение приемами рациональной безопасной работы режущими (ножницы) и колющими предметами (швейная игла), швейными машинами;
• знание последовательностей технологических операций при изготовлении текстильной куклы, оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки ткани, разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия, области применения и назначение материалов и инструментов;
• решение простейших задач конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на довыкраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
• самостоятельное изготовление авторских изделий, используя знания, умения и навыки;
• составление технологических последовательностей изготовления несложных игрушек;
• использование приобретенных навыков в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности;
• в доступной форме умение показывать красоту материалов, форм при создании авторских проектов.

Личностные:
• наличие у обучающегося интереса к декоративно-прикладному творчеству (изготовлению текстильной куклы), к новым способам исследования технологий и материалов;
• стремление к лучшему выполнению творческой работы;
• умение осознавать свои трудности, стремится к их преодолению, адекватное понимание причин успешности и неуспешности творческой деятельности;
• формирование таких качеств, как настойчивость, воля, умение доводить начатое дело до конца;
• осознание эстетических потребностей;
• понимание необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни, эмоционально ценностное отношение к добросовестному творческому труду.

Метапредметные:
• принятие и сохранение учебно-творческой задачи;
• планирование своих действий, учитывая выделенные в пособиях этапы работы;
• осуществление итогового и пошагового контроля;
• умение вносить коррективы в свои действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
• умение прогнозировать конечный практический результат в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей, находить варианты решений,
• формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности: умение договариваться, приходить к общему решению, соблюдению корректности в высказываниях, задавать вопросы по существу, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействуя со сверстниками, допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи, стремиться к координации при выполнении коллективных работ, осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Критерии и способы определения результативности
Способы определения результативности:
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
• Начальный контроль (сентябрь)
• Текущий контроль (в течение всего учебного года, в конце каждого модуля)
• Промежуточный контроль (декабрь)
• Итоговый контроль (май) (Приложение 2)

Способы проверки результатов обучения
• Собеседование, опрос
• Педагогическое наблюдение и анализ
• Анализ итогового занятия в конце каждой темы, модуля

Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов являются:
• готовое изделие
• временная выставка по окончанию каждого раздела, модуля программы, демонстрируются поделки несколько дней, чтобы дети могли посмотреть образцы, сравнить и дать оценку;
• открытое занятие;
• отчетная выставка творческих работ в конце учебного года;
• выставки, конкурсы школьного, городского, областного, всероссийского уровня, защиты творческих работ.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце занятия, так же проводится отдельное занятие. Работы оцениваются по следующим критериям:
• качество выполнения изучаемых на занятии приёмов, операций и работы в целом;
• степень самостоятельности;
• уровень творческой деятельности (репродуктивной, частично продуктивной, продуктивной), найденные продуктивные решения.

Подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных работ, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать, не только чужие работы, но и свои. Проводимая в конце учебного года выставка, дает возможность педагогу оценить творческие способности обучающихся.

Формы отслеживания (диагностики) и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, зачетная ведомость, аналитический материал, фотоотчет, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, тестирование (Приложение 3).

1 год обучения
Модуль Русские безликие куклы (ознакомительный уровень)

Цель: формирование практических навыков художественно-творческой деятельности через пробуждение интереса к рукоделию на тематической и технологической основе изучения народного искусства, народной игровой куклы.

Задачи:
Обучающие:
• приобщить к культуре своего народа через знакомство с историей, значением и технологией изготовления традиционной тряпичной куклы;
• обучить основам изготовления народной игровой куклы;
• освоить начальные приемы работы с различными видами ткани, экономному использованию материалов, способы соединения и оформления изделий;
• познакомить с швейным оборудованием, приемами работы, техникой безопасности.

Развивающие:
• способствовать формированию таких личностных качеств, как настойчивость, воля, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность, усидчивость, целеустремленность;
• расширить сенсорный опыт (глазомер и точность), развивать моторику рук.

Воспитательные:
• формировать этическую и эстетическую культуру на основе знакомства с элементами традиционного народного творчества, особенностями труда, быта;
• воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе, чувство удовлетворения от творческого процесса и от результатов труда;
• формировать навыки общения в группе и коллективной деятельности.

Предметные ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать:
• технику безопасности на рабочем месте и при работе с швейными инструментами, швейной машинкой;
• классификацию текстильных кукол и историю их возникновения, виды простых игровых народных кукол;
• последовательность изготовления простейших народных игровых кукол;
• основные виды швов: строчной, «вперёд иголку», «через край».

Обучающийся должен уметь:
• пользоваться инструментами и приспособлениями для шитья;
• работать на швейной машинке (делать простейшие швы);
• самостоятельно изготавливать изученные в программе виды кукол, выполнять основные технологические операции, применяемые при изготовлении кукол;
• бережно и уважительно относиться к кукле как к объекту национальной истории и культуры.

Обучающийся должен приобрести навык:
• элементарной технологии обработки ткани ручными швами;
• самостоятельного конструирования и изготовления простейшей бескаркасной текстильной народной игровой куклы.
Содержание программы модуля
Тема № 1
Вводное занятие.
Теоретическая часть
Т/Б на рабочем месте и при работе с инструментами.

Тема № 2
Виды работ. Организация рабочего места. Материалы и инструменты
Теоретическая часть
Изучение правил техники безопасности обращения с ручным инструментом, показ методов и способов вдевания нити в иглу, методов и способов завязывания узелков. Показ приемов выполнения ручных стежков: прямые стежки, шов «вперед иголку», косые стежки, отделочные стежки. Отмеривание нитей нужной длины, закрепление ее на ткани.
Практические занятия
Начальное освоение приемов ручного стачивания ткани.

Тема № 3
История возникновения кукол. Виды текстильных кукол.
Теоретическая часть
Беседа, презентация о текстильных куклах.
Практические занятия
Рисование понравившегося образа куклы.

Тема № 4
Русские безликие куклы-обереги «Девкина забава», «Вепсская кукла», «Берегиня», «Столбушка» и т.д.
Теоретическая часть
Введение в тему. Демонстрирование образцов кукол. Знакомство с традиционной русской куклой, историей возникновения, видами кукол.
Примитивный раскрой куклы с помощью линейки, мела или карандаша, лицевая и изнаночная стороны тканей, их определение. Знакомство с различными видами тканей: двунитка, бязь, сатин, лен, ситец, марлевка, шелк. Знакомство с различными видами тесьмы, кружевами, лентами, нитками. Различные способы завязывания узлов. Ознакомление со структурой ткани, понятие долевой и поперечной нити. Бесшовная сборка отдельных деталей куклы.
Практические занятия Раскрой и связывание кукол: «Девкина забава», «Вепсская кукла», «Берегиня», Кукла счастья, «Владимирская столбушка», «Приглашение дитя в семью».
Украшение частей костюма кукол различной тесьмой, кружевом. Практическое применение шва «вперед в иголку», «назад в иголку». Оформление окончательного образа русской куклы.
Проведение выставки работ, оценка и обсуждение деятельности.

Тема № 5
Швейная машина, ее устройство, порядок выполнение операций, техника безопасности при работе
Теоретическая часть
Изучение правил техники безопасности при работе на швейной машине. Знакомство с ее устройством, правилами эксплуатации (заправка нити в иглу и челнок), порядком выполнения операций, правилами ухода за машинкой.
Демонстрирование видов швов.
Практические занятия
Практическое выполнение различных операций.

Тема № 6
Итоговое занятие
Проведение выставки работ, оценка и обсуждение деятельности.

Модуль Минимализм в искусстве создания текстильных кукол (базовый уровень)

Цель: формирование практических навыков художественно-творческой деятельности через изготовление текстильной бескаркасной куклы с личиком из трикотажного полотна.

Задачи:
Обучающие:
• обучить основам изготовления текстильной бескаркасной куклы с личиком из трикотажного полотна;
• освоить начальные приемы работы с различными видами ткани, экономному использованию материалов, способы соединения и оформления изделий;
• осваивать работу с швейным оборудованием.

Развивающие:
• способствовать формированию таких личностных качеств, как настойчивость, воля, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность, усидчивость, целеустремленность;
• расширить сенсорный опыт (глазомер и точность), развивать моторику рук;
• активизировать образное мышление и творческий поиск обучающегося при освоении технологий изготовления бескаркасной куклы.

Воспитательные:
• воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе, чувство удовлетворения от творческого процесса и от результатов труда;
• формировать навыки общения в группе и коллективной деятельности.

Предметные ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать:
• технику безопасности на рабочем месте и при работе с швейными инструментами, швейной машинкой;
• характеристики основных видов ткани – хлопчатобумажные, трикотаж, шелк, синтетика;
• последовательность изготовления примитивных бескаркасных кукол;
• простую последовательность утяжки личика из трикотажного полотна.

Обучающийся должен уметь:
• пользоваться инструментами и приспособлениями для шитья;
• работать на швейной машинке (делать простейшие швы);
• самостоятельно изготавливать изученные в программе виды кукол, выполнять основные технологические операции, применяемые при изготовлении кукол.

Обучающийся должен приобрести навык:
• элементарной технологии обработки трикотажной и хлопчатобумажной ткани ручными швами. Могут самостоятельно сконструировать и сшить простейшую бескаркасную текстильную куклу с простейшим скульптурным личиком.

Содержание программы модуля

Тема № 1
Вводное занятие
Введение, беседа в тему «Минимализм в искусстве создания текстильных кукол»

Тема № 2
Примитивные куклы-малышки, куколки-брелочки
Теоретическая часть
Демонстрирование образов кукол, способов раскроя, сметывание деталей кукол, оформления простейшей прически и утяжки трикотажного личика. Знакомство с набивочным материалом.
Практические занятия
Раскрой, сметывание, сшивание, набивка куклы - брелочка. Создание образа, рисование лица, примитивное платье, оформление прически.
Раскрой, сметывание, сшивание куклы-подушки, сразу оформление ножек, набивка куклы. Создание образа, рисование примитивного лица акриловыми красками, оформление прически.
Раскрой головы куклы - ангела, ручек, платья, сметывание, сшивание, набивка, украшение платья, рисование лица. Оформление прически, крыльев.

Тема № 3
Итоговое занятие
Проведение выставки работ, оценка и обсуждение деятельности.

Модуль Основные приемы создания текстильных кукол

Цель: формирование практических навыков художественно-творческой деятельности через изготовление текстильной примитивной куклы из трикотажного полотна и хлопчатобумажной ткани.

Задачи:
Обучающие:
• обучить основам изготовления текстильной примитивной куклы и ее одежды из трикотажного полотна и х/б ткани по выкройке, простейшему чертежу, доступным заданным условиям, освоить последовательность технологических операций;
• обучить основам кроя простейшей одежды, основам декора примитивной куклы;
• освоить приемы работы с различными видами ткани, экономному использованию материалов, способы соединения и оформления изделий;
• осваивать работу с швейным оборудованием.

Развивающие:
• способствовать формированию таких личностных качеств, как настойчивость, воля, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность, усидчивость, целеустремленность;
• расширить сенсорный опыт (глазомер и точность), развивать моторику рук;
• активизировать образное мышление и творческий поиск обучающегося при освоении технологий изготовления куклы и ее оформления.

Воспитательные:
• воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе, чувство удовлетворения от творческого процесса и от результатов труда;
• формировать навыки общения в группе и коллективной деятельности.

Предметные ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать:
• характеристики основных видов ткани – хлопчатобумажные, трикотаж, шелк, синтетика;
• последовательность технологических операций при изготовлении примитивной куклы, конструированию и пошиву одежды для них;
• область применения и назначение материалов и инструментов;
• основные технологические операции, применяемые при изготовлении кукол, конструированию и пошиву простейшей одежды для них;
• внешний вид, обозначения и технику выполнения основных швов.

Обучающийся должен уметь:
• пользоваться инструментами и приспособлениями для шитья;
• работать на швейной машинке (делать простейшие швы);
• самостоятельно изготавливать изученные в программе виды кукол, выполнять основные технологические операции, применяемые при изготовлении кукол и ее аксессуаров.

Обучающийся должен приобрести навык:
• самостоятельного изготовления простейших примитивных текстильных кукол, составлять технологическую последовательность их изготовления.

Содержание программы модуля

Тема № 1
Введение в тему «Основные приемы создания текстильных кукол» (Приложение 5).

Тема № 2
Теоретическая часть
Демонстрирование образов кукол, способов экономного раскроя, сметывание и стачивание на швейной машине деталей кукол, оформления простейшей прически и художественное оформление лица. Раскрой и стачивание примитивной одежды.
Практические занятия
Раскрой, сметывание, стачивание деталей куклы-подушки, набивка, сшивание деталей потайным швом. Создание образа, рисование примитивного лица акриловыми красками, оформление прически.
Раскрой головы куклы - ангела, ручек, платья, сметывание, стачивание, набивка, украшение платья, рисование лица. Оформление прически, крыльев.

Тема № 3
Вальдорфские куклы, примитивные вальдорфские куклы, сенсорный гномик
Теоретическая часть
История Вальдорфской куклы. Особенности и виды этих кукол, построение головы. Введение новой ткани: флис, трикотаж, искусственный мех. Способы утяжки лица. Особенности в стачивании деталей куклы.
Практические занятия
Раскрой, сметывание, стачивание, набивка головы, тельца, конечностей примитивной куклы Пуськи. Раскрой, сметывание, стачивание одежды. Вышивка и утяжка лица, создание конечного образа.
Раскрой, стачивание, набивка сенсорного гномика. Утяжка лица. Создание конечного образа.

Тема № 4
Кукла Тильда (примитив), мишка-тильда, заяц-тильда, тильда-пухлик
Теоретическая часть
История возникновения куклы Тильды. Особенности построения тела куклы. Виды кукол. Выкройки различных кукол. Способы набивки деталей куклы, стачивание потайным стежком. Выкраивание примитивной одежды (жилет, штанишки, юбочка) по лекалам. Тонировка лица.
Практические занятия
Раскрой игрушки по выкройкам, сметка деталей, стачивание на швейной машине, набивка, оформление мордочки мишки Тильды.
Раскрой игрушки по выкройкам, сметка деталей, стачивание, набивка, оформление мордочки зайца Тильды, раскрой и пошив примитивной одежды.
Раскрой куклы Пухлика по выкройкам. Сметка и стачивание деталей, набивка тела и оформление головы. Пошив одежды. Рисование лица акриловыми красками и тонировка сухой пастелью.

Тема № 5
Текстильные пупсы
Теоретическая часть
Особенности кроя и шитья из трикотажной ткани крупных кукол. Утяжка головы. Оформление прически из акриловых ниток. Виды различных глаз. Набросок своей куклы.
Практические занятия
Раскрой по выкройкам из трикотажной ткани тельца куклы, утяжка головы, оформление лица, вышивание мелких деталей. Набивка куклы. Выкройка одежды, пошив ее, декорирование.

Тема № 6
Итоговое занятие
Проведение выставки работ, оценка и обсуждение деятельности.

2 год обучения
Модуль Кукла в русском сарафане

Цель: создание условий для активизации самостоятельной творческой деятельности и формирования практических навыков художественно-творческой деятельности через изготовление текстильной куклы-большеножки и русского национального костюма по выкройке, эскизу.

Задачи:
Обучающие:
• приобщить к культуре своего народа через знакомство с историей русского костюма;
• изучить крой и пошив традиционного русского национального женского костюма, его декора;
• обучить основам изготовления текстильной куклы-большеножки из х/б ткани по выкройке, освоить последовательность технологических операций;
• освоить технику «грунтованный текстиль» для росписи лица куклы;
• осваивать работу с швейным оборудованием, изучить устройство швейной машины.

Развивающие:
• способствовать развитию творческой активности, художественного вкуса, фантазии, изобретательности, самостоятельности мышления при изготовлении изделий;
• развивать мышление: умение анализировать, сравнивать, выделять главное;
• способствовать формированию таких личностных качеств, как настойчивость, воля, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность, усидчивость, целеустремленность.

Воспитательные:
• воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе, чувство удовлетворения от творческого процесса и от результатов труда;
• прививать навыки работы в группе, взаимопомощи, взаимовыручки, поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Предметные ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать:
• последовательность технологических операций при изготовлении куклы-большеножки, крой и пошив русского национального женского костюма (круглый сарафан, рубаха);
• внешний вид, обозначения и технику выполнения основных швов, виды декоративных швов, выполняемых на машине;
• устройство швейной машины;
• требования, предъявляемые к качеству готового изделия.

Обучающийся должен уметь:
• соблюдать технологический процесс и приемы изготовления изделий;
• использовать различные декоративные швы при изготовлении изделия;
• качественно выполнять аппликационные работы;
• самостоятельно выполнять работы согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

Обучающийся должен приобрести навык:
• самостоятельного изготовления примитивных текстильных кукол-большеножек, составлять технологическую последовательность их изготовления.

Содержание программы модуля

Тема № 1
Вводное занятие. Т/Б на рабочем месте и при работе с инструментами. Виды работ. Организация рабочего места. Материалы и инструменты.
Теоретическая часть
Повторение правил техники безопасности обращения с ручным инструментом. Повторение правил техники безопасности при работе на швейной машине, правилами ухода.
Демонстрирование сложных операций (декоративные швы, трикотажные швы, соединительные швы).
Практические занятия
Практическое выполнение различных операций.

Тема № 2
Текстильная кукла – тыквоголовка в русском сарафане
Теоретическая часть
План выполнения творческой работы (Приложение 5). Демонстрация и выбор моделей. План раскладки выкроек на ткани. Особенности построения головы. Новые способы пришивания волос. Примеры рисования сложного лица (глаза, нос, губы, тонировка). История русского сарафана, особенности тканей, кроя, отделки. Обувь, связанная крючком.
Практические занятия
Раскрой куклы по выкройкам, стачивание, набивка. Сборка куклы. Отделка пальцев рук. Создание прически. Рисование сложного лица акриловыми красками и сухой пастелью. Раскрой и стачивание круглого русского сарафана и рубахи, отделка. Выполнение мелких украшений-аксессуаров. Связывание крючком обуви.

Тема № 3
Итоговое занятие
Проведение выставки работ, оценка и обсуждение деятельности.

Модуль Сувенирная кукла в подарок

Цель: создание условий для активизации самостоятельной творческой деятельности и формирования практических навыков художественно-творческой деятельности через изготовление текстильной куклы по выкройке, эскизу.

Задачи:
Обучающие:
• обучить основам изготовления текстильной куклы из х/б ткани по выкройке, эскизу, освоить последовательность технологических операций;
• изучить крой и пошив, декор современного костюма для куклы;
• освоить технику «грунтованный текстиль» для росписи лица куклы.

Развивающие:
• способствовать развитию творческой активности, художественного вкуса, фантазии, изобретательности, самостоятельности мышления при изготовлении изделий;
• развивать мышление: умение анализировать, сравнивать, выделять главное;
• способствовать формированию таких личностных качеств, как настойчивость, воля, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность, усидчивость, целеустремленность.

Воспитательные:
• воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе, чувство удовлетворения от творческого процесса и от результатов труда;
• прививать навыки работы в группе, взаимопомощи, взаимовыручки, поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Предметные ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать:
• последовательность технологических операций при изготовлении текстильной куклы, конструированию и пошиву современного костюма;
• требования, предъявляемые к качеству готового изделия.

Обучающийся должен уметь:
• соблюдать технологический процесс и приемы изготовления изделий;
• использовать различные декоративные швы при изготовлении изделия;
• качественно выполнять аппликационные работы;
• самостоятельно выполнять работы согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

Обучающийся должен приобрести навык:
• самостоятельного изготовления примитивных текстильных кукол, составлять технологическую последовательность их изготовления.

Содержание программы модуля

Тема № 1
Вводное занятие
Введение, беседа в тему «Сувенирная кукла в подарок»

Тема № 2
Новогодние кукляшки, сувенирные куколки
Теоретическая часть
Знакомство с небольшими куколками-брелочками, сувенирными куколками, их демонстрация. Особенности кроя и оформления. Создание эскиза куколки и разработка выкройки.
Практические занятия
Раскрой куколки по выкройкам, набивка, стачивание, оформление головы и лица. Декорирование.
Раскрой по своей выкройке, набивка, стачивание, оформление головы и лица. Декорирование. Подведение итогов.

Тема № 3
Текстильная кукла-Тильда
Теоретическая часть
Демонстрация образов кукол. Выбор выкроек. Особенности построения тела. Особенности стачивания и набивки куклы-Тильды, оформление лица.
Практические занятия
Раскрой куклы по выкройкам. Стачивание деталей. Сборка куклы.
Раскрой и стачивание одежды, крыльев, волос, шапочки с использованием различных тканей, аксессуаров, обуви. Применение различных техник украшения одежды и образов кукол, таких как бисероплетение, ажурное вязание крючком, отделка атласными лентами и различным кружевом или тесьмой.

Тема № 4
Итоговое занятие
Проведение выставки работ, оценка и обсуждение деятельности.

Модуль Авторская кукла
Цель: создание условий для активизации самостоятельной творческой деятельности и формирования практических навыков художественно-творческой деятельности через изготовление авторской текстильной куклы.

Задачи:
Обучающие:
• создавать авторские композиции по эскизу или описанию;
• осваивать работу с швейным оборудованием, изучить устройство швейной машины.

Развивающие:
• способствовать развитию творческой активности, художественного вкуса, фантазии, изобретательности, самостоятельности мышления при изготовлении изделий;
• развивать мышление: умение анализировать, сравнивать, выделять главное;
• способствовать формированию таких личностных качеств, как настойчивость, воля, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность, усидчивость, целеустремленность.

Воспитательные:
• воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе, чувство удовлетворения от творческого процесса и от результатов труда;
• прививать навыки работы в группе, взаимопомощи, взаимовыручки, поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Предметные ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать:
• последовательность технологических операций при изготовлении авторской куклы, конструированию и пошиву костюма по своему эскизу;
• технологию изготовления аксессуаров из ткани, ниток, бисера, ленточек, внешний вид, обозначения и технику выполнения основных швов, виды декоративных швов, выполняемых на машине;
• требования, предъявляемые к качеству готового изделия.

Обучающийся должен уметь:
• осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;
• создавать авторские изделия, подчеркивая индивидуальный стиль;
• владеть приемами кроя и шитья кукол и кукольной одежды;
• использовать различные декоративные швы при изготовлении изделия;
• качественно выполнять аппликационные работы;
• самостоятельно выполнять работы согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

Обучающийся должен приобрести навык:
• самостоятельного изготовления авторских текстильных кукол, составлять технологическую последовательность их изготовления.

Содержание программы модуля

Тема № 1
Вводное занятие
Введение, беседа в тему «Авторская кукла». Демонстрация примеров авторских кукол. План выполнения творческой работы (Приложение 5).

Тема № 2
Тильда по эскизу своего рисунка
Теоретическая часть
Поиск новых образов кукол-Тильд, в том числе и в интернете, рисование своей куклы. Разработка выкройки куклы о одежды.
Практические занятия
Раскрой по своему рисунку. Сшивание и набивка тела, оформление головы, рисование лица. Сборка куклы.
Раскрой и сшивание одежды, крыльев, волос с использованием различных тканей, ниток, создание аксессуаров.
Проведение выставки работ, оценка и обсуждение деятельности.

Тема № 3
Текстильная кукла-тыквоголовка по эскизу своего рисунка
Теоретическая часть
Поиск новых образов кукол, в том числе в интернете, рисование эскиза своей куклы, разработка технологической карты.
Практические занятия
Раскрой, стачивание и набивка тела куклы. Оторочка мелких деталей рук, ног. Крой и стачивание одежды и аксессуаров по своей задумке.
Сборка куклы. Создание прически.
Рисование лица куклы.

Тема № 4
Итоговое занятие
Проведение выставки работ, оценка и обсуждение деятельности.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Формы и методы обучения
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности педагога и учащихся. В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы.

Особое место в программе занимают активные методы обучения:
• репродуктивный (воспроизводящий). Он включает применение освоенного на основе образца или примера. Работы детей носят исследовательский характер, выполняются по правилам в похожих ситуациях с предложенным примером. Это отчётливо отслеживается во всех разделах программы;
• объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала, показом мастер - классов, презентаций);
• метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения, поясняя способы выполнения поставленной задачи);
• частично-поисковый (обеспечение активного поиска решения познавательных задач);
• практический.

Программа предполагает совместную работу детей с педагогом, а также их самостоятельную творческую деятельность.
Занятия, как правило, включают в себя необходимый минимум теории, но основной упор идет в сторону практики - это шитье, простейший крой одежды, рисунок, материаловедение, вышивка, вязание, плетение и т. п.
В процессе рождения куклы надо тщательно обдумывать все детали - черты лица, контуры тела, характер, мимику. Но нередко во время работы - это тряпичное существо словно оживает, и само начинает диктовать условия - например, свой внешний вид. В итоге, готовое изделие не всегда совпадает с задуманным. Уже на этом этапе кукла начинает свою собственную независимую от создателя жизнь.
Сшивать швы по краям можно при помощи машинки, но можно и вручную, только стежки в таком случае должны быть мелкими, чтобы не вылезал наполнитель. Набивать изделие для создания объема можно таким же материалом, что и подушку: ватой, соломой, резаным поролоном, синтепоном и другим, но лучше чем-то очень мягким.
Лицо куклы можно раскрашивать фломастерами, красками, создавать при помощи пуговиц, вышивки, аппликации. Волосы можно оформить при помощи пряжи или другого волокнистого материала.
Общение детей друг с другом в процессе обучения, обсуждение новых идей, планов, показ созданных работ делает их жизнь более разнообразной, яркой, творчески насыщенной и удовлетворяет потребность детей - в общении и досуге.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Программа основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Детям в процессе занятия разрешается разговаривать, высказывая свои мысли, общаться между собой, делиться мнениями. В процессе демонстрации продукта деятельности разрешается двигательная активность.
Важнейшим условием для реализации программы является развивающей, здоровьесберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психолого-педагогический и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей. Занятия должны проходить в просторном светлом помещении с мебелью, рассчитанной для младших школьников и школьников среднего звена.
Ткань, инструменты, швейные машины и приспособления для шитья должны размещаться в удобном для детей месте.
Должны быть предусмотрены места для выставки готовых изделий.

Комплексное учебно-методическое обеспечение программы включает:
1. Информационное обеспечение: специальную и популярную литературу для педагога и для обучающихся, альбомы, журналы, книги, фотоматериалы о художественно-прикладном искусстве и технологии пошива текстильных кукол и игрушек из различных тканей.
2. Технологические карты, мастер-классы подробной последовательности изготовления кукол из ткани и их оформления. Демонстрационный материал: куклы, сшитые обучающимися и педагогом.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты (Приложение 6):
• создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
• применение индивидуальных, групповых форм обучения;
• формирование творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности;
• применение знаний учащимися на разных психологических уровнях.

Материально-техническое обеспечение
Помещение, удовлетворяющее санитарно-гигиеническим нормам (классная комната).

Наглядные пособия
• презентации на определенные темы занятий;
• литература;
• технологические карты для изготовления игрушек;
• образцы игрушек;
• образцы ручных и машинных швов;
• шаблоны для изготовления игрушек.

Перечень необходимых материалов:
• Ткань однотонная и с мелким рисунком различной расцветки и фактуры: хлопчатобумажные (ситец, бязь, сорочечная), льняные, шерстяные (костюмные), шелковые, искусственные, синтетические, смесовые, трикотаж, драп, сукно, фетр и др.
• Нетканые материалы (синтепон, ватин).
• Набивочный материал (вата, ватин, холофайбер, и пр.).
• Нитки швейные катушечные (№ 10-40) различных цветов (в тон ткани).
• Пряжа крученая и многослойная некрученая различной толщины, цвета, состава (для “париков”).
• Мех искусственный и натуральный (с ворсом различной длины), плюш, ворсовые ткани (бархат, велюр, вельвет, спандекс, махровая и др.).
• Кожа натуральная и искусственная, клеенка и др. (для изготовления деталей глаз, рта, носа, лап и пр.).
• Тесьма, ленты, кружево, “шитье”, сутаж, шнур и др. (для декорирования, изготовления некоторых подвесных деталей).
• Клей универсальный типа “Момент”, клеящий горячий пистолет с специальным клеем.
• Проволока медная (диаметром 2-4 мм.) для каркаса.
• Палочки, ветки для народных кукол.
• Пуговицы, бусины, бисер, стразы, пайетки, блестки и пр. (для декорирования).
• Молнии, кнопки, крючки одежные, пряжки, липкая лента, резинка бельевая и др. (для изготовления некоторых видов кукол).
• Клей ПВА, клей-карандаш для бумаги.
• Тетради обучающимся для записи заданий, выполнения зарисовок и пр.

Канцтовары:
• карандаши простые и цветные, фломастеры, ручки цветные шариковые и гелевые, альбомы, ватман (для выполнения оформительских работ, наглядных пособий, изготовления открыток, сувениров);
• кисти №1, №2, №3, акриловые краски, пастель художественная;
• бумага писчая, картон, калька (для изготовления выкроек), бумага писчая для документации;
• папки, файлы для хранения документации, выкроек;
• скрепки маленькие и большие, кнопки канцелярские;
• скотч (шириной 10-50 мм.).

Перечень необходимых инструментов:
• Набор швейных игл различной величины
• Нитевдеватели
• Наперстки
• Вспарыватели
• Ножницы (закройные, канцелярские, «зигзаг»)
• Булавки портновские
• Мел портновский или тонкий кусочек мыла
• Линейки, угольники, лекала, циркули
• Шило
• Кусачки, плоскогубцы
• Крючки вязальные № 1-3
• Сантиметровая лента
• Колышки, палочки для набивки
• Кисти для клея
• Резинка-ластик, точилка
• Нож канцелярский
• Дырокол
• Степлер

Перечень необходимого оборудования:
• Утюг, подставка
• Доска гладильная, резиновый коврик
• Машины швейные
• Компьютер (для разработки творческих проектов, оформления сопроводительной документации к работам для участия в выставках и др.)
Список используемых источников
Литература
1. Агапова И., ДавыдоваМ. Мягкие игрушки на любой вкус. – М. : ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 160 с. + 8, ил.
2. Дайн Г., Дайн М. Русская тряпичная кукла. М.: Изд. «Культура и традиции», 2007.
3. Зайцева О. Декоративные куклы. Практическое руководство по изготовлению кукол из пластика и папье-маше, созданию тканых фактур и различных аксессуаров для кукол. – М.: АСТ;СПб.; Астрель СПб, 2010. – 111 с.: ил., 16 л. ил. – (Своими руками).
4. Мудрагель Л. Куклы из текстиля и трикотажа. История, коллекции, изготовление. Питер, 2014.
5. Коллекция журналов «Кукольный мастер» Издательский дом «Дизайн Кора» специализированное издание «для профессионалов и любителей кукол»;
6. Коллекция журналов «Ручная работа». Издательство ООО «Бонниер Пабликейшенз»;
7. Кочеткова Н. В. Мастерим игрушки сами: образовательная программа и конспекты занятий: (для детей 7-14 лет). – Волгоград: Учитель, 2010. – 141 с.
8. Куклы из ткани. Лучшие модели. Галерея авторских кукол. Гриднева Е., Питер, 2015.
9. Лободина Н, В, Технология 1 класс: практические и творческие задания: рабочая тетрадь – Волгоград: Учитель, 2010. – 73 с.
10. Текстильные Ангелы и Феи. Пошаговый мастер-класс. - Войнатовская Е., Питер, 2015.
11. Текстильные куклы на каркасе. Пошаговый мастер-класс. - Войнатовская Е., Питер, 2014.
12. Тильдамания. Рязанова Н., - АСТ, Москва, 2013.
13. Чердачные куклы. Мастер-классы и выкройки. - Войнатовская Е., Питер, 2015.
14. Чулочная кукла. Украшение на ёлку. - Лаврентьева Е., Питер, 2017.
15. Чулочная кукла. Забавные домовушки-обереги. - Лаврентьева Е., Питер, 2017.
16. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани. 5 класс – М.: «Просещение», 1999.
17. Чуракова И. Авторская тряпичная кукла. Одежда, аксессуары. Питер, 2015.
18. Шьём мишку Тёпу. Пошаговый мастер-класс в сказках и картинках. Русецкая И., Питер, 2017.
19. Юрина Нина, Куклы – М.: СЛОВО/SLOBO, 2002. – 48 стр., илл.

Категория: Блоги | Добавил: umelisa
Просмотров: 152 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.07.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог