Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Соловушка»
возраст обучающихся 7 - 10 лет
срок реализации программы 3 года.
Составитель программы:
Отрубянникова Наталья Ивановна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории.
Здвинск, 2022
Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на Педагогическом совете МКОУ ДО Здвинская школа искусств
Решение педсовета__________/Бенцак К.Е.
Подпись ФИО
«____»___________202_г.
Содержание
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1. 2. Цель и задачи. . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1. 3. Содержание программы . . . . . . . . . . .. . . .. . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .. . . . 7
1.4. Планируемые результаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Раздел №2. Комплекс организационных педагогических условий
2.1. Календарно –учебный график. . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . .25
2.2. Условия реализации программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
2.3. Форма аттестации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.4. Оценочные материалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
2.5. Методические материалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.6. Рабочая программа воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
2.7. Календарный план воспитательной работы………………………….. . . . . 30
2.8. Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соловушка» (далее - Программа) имеет художественную направленность.
Хоровое пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня, развивает слух, музыкальность детей, помогает формировать интонационные навыки.
Хор - это организованный коллектив певцов, владеющий необходимыми вокально-техническими и художественно-выразительными средствами и глубоко передающий содержание исполняемого произведения. Хоровые коллективы решают задачу не только музыкально-художественного, но и нравственного воспитания детей.
Хоровой коллектив - это многообразие участников, в котором каждый ценен своим неповторимым духовным миром
Актуальность данной программы в том, что она направлена на духовное развитие обучающихся; для того чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, мог овладеть умениями и навыками вокально-хорового искусства, реализовать себя в творчестве. В ней учитываются основные постулаты педагогики: от простого к сложному, постепенность накапливаемых знаний, простота изложения материала, организация коллективного взаимодействия, вовлечение детей в социально - значимую деятельность и т.д.
Отличительная особенность. Программа модифицированная, составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы музыкального исполнительства» МАУДОУ МО «Светловского городского округа» «Детской школы искусств» п.Люблино, преподавателем дополнительного образования Фуртес Е.В.
Отличительной способностью данной программы является разработанная мною методика вокально-хоровой работы. Методика построена таким образом, чтобы в коллективе одновременно могли заниматься обучающиеся, прошедшие стартовый уровень обучения, и музыкально не подготовленные; составлена с учетом многолетнего опыта работы составителя, а так же новейших достижений в области детского музыкального воспитания.
Адресат программы :
Программа «Соловушка» рассчитана на детей в возрасте от 7 до 10 лет, интересующихся искусством хорового пения и имеющим способности. Состав учебной группы – постоянный.Каждая группа включает от 8 до 14 человек. Прием детей в программу «Соловушка» осуществляется путем прослушивания как один из способов диагностики музыкальной одаренности ребенка, а дети, прошедшие обучение стартовой программы зачисляются без критериев отбора.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся: Дети 7-10 лет отличаются не устойчивым вниманием, эмоциональны, не усидчивы - это предъявляет особые требования к организации занятий. Занятия следует проводить по группам, что позволяет на данном этапе осуществлять дифференцированный подход к каждому ребёнку. Важнейшей задачей педагога при работе с данной возрастной категорией является сохранение интереса детей на протяжении всего занятия. Добиться этого можно путём чередования различных форм работы при пении произведений, а так же путём подбора репертуара соответствующего вокальным возможностям и интересам детей.
Необходимо так же учитывать физиологические особенности детей. В 8 лет происходит становление характерных качеств певческого голоса, в это время начинают закладываться все основные навыки голосообразования, которые получают свое развитие в дальнейшем. К 9 годам у детей практически полностью оформляется голосовая мышца, можно обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов. Этот период является чрезвычайно важным в развитии голоса. Установлено, что только при умеренном звучании наиболее полно проявляется и тембр голоса. В этом периоде закладываются необходимые профессиональные навыки пения – точное интонирование, элементы вокальной техники, пение в ансамбле и т.д. У детей в 10 лет появляется грудное звучание. Они поют полнозвучнее, насыщеннее, ярче. Уместно использование умеренных динамических оттенков, mp и mf, исключительная эмоциональная отзывчивость детей позволяет добиваться яркой выразительности исполнения.
Объем программы:
Программа «Соловушка» рассчитана на 3 года обучения.
Первый год обучения - 252 часа.
Второй год обучения - 252 часа.
Третий год –252 часов.
В учебном году 34 рабочие недели.
Программа включает изучение нескольких учебных предметов:
Форма обучения очная.
Особенности организации образовательного процесса:Уровень программы – базовый. Освоение программного материала данного уровня предполагает исполнение в унисон хоровых произведений с инструментальным сопровождением и без него. Исполнение хоровых произведений с элементами двухголосия с инструментальным сопровождением и дублированием голосоведения. Овладение певческой установкой, умением петь естественным, легким звуком. Получат навыки диафрагмально-реберного дыхания.
Условия формирования групп: разновозрастные.
Режим занятий: расписание занятий организуется в течениепервой учебной недели.
Установленная недельная учебная нагрузка каждого года обучения – 7 часов;
установленная продолжительность одного занятия – 45 минут;
установленная продолжительность времени отдыха между занятиями – 5 мин;
установленная продолжительность времени между группами для подготовки к занятию – 5 мин.
1.2. Цель и задачи
Цель программы - развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового и музыкального исполнительства; воспитание духовно развитой, социально-ориентированной личности.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Личностные:
развитие у обучающихся личных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности.
воспитание у детей культуры межличностных отношений;
воспитание гражданской позиции, чувства ответственности перед коллективом;
Метапредметные:
формирование у детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих осваивать основы общеобразовательной программы в области хорового и музыкального искусства;
воспитание у детей умения планировать время, ставить цели, объективно оценивать свою работу;
развитие таких качеств, как терпение, выдержка, умение преодолевать трудности
Образовательные:
создание условий для овладения обучающимися знаний, умений и навыков, в области хорового пения и игры на фортепиано;
развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности, артистизма;
развитие голосового аппарата и свойств певческого голоса: опора на дыхание, тембр, кантилена, звонкость, дикция, артикуляция и т.д.
воспитание музыкального и художественно-эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры;
подготовка к концертной деятельности;
формирование теоретических знаний, владение терминологией в области культуры и музыкально-хорового искусства.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ Название раздела, тема Количество часов Форма аттестации
Теория Практика Всего
1 Раздел: Хоровое пение
1. 1. Певческая установка и дыхание 2 7 9 Устный опрос, слуховой контроль
1. 2. Звуковедениеи дикция 2 9 11 Устный опрос, слуховой контроль
1.3. Ансамбль и строй 2 17 19 Устный опрос, слуховой контроль
1.4. Формирование исполнительских навыков. 3 9 12 Устный опрос, слуховой контроль
1.5. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста 3 9 12 Наблюдение
2. Раздел: Сольфеджио. 34
3. Раздел: Музыкальная литература. 34
4. Раздел: Инструмент (фортепиано).
4.1. Обучение нотной грамоте, чтение с листа 4 6 10 Устный опрос, наблюдение
4.2 Формирование пианистических навыков. Работа с аппаратом 2 8 10 Устный опрос, наблюдение, слуховой контроль.
4.3 Изучение произведений, работа над исполнительством 2 10 12 Наблюдение, слуховой контроль
Тест «моя самооценка»
5. Раздел: Предмет по выбору: Сольное пение.
5.1. Вокальные навыки 3 21 24 Слуховой контроль
5.2. Вокальные упражнения 2 8 10 Слуховой контроль
6. Раздел: Предмет по выбору: Вокальный ансамбль
6.1. Ансамбль и строй 1 16 17 Устный опрос, слуховой контроль
6.2 Формирование исполнительских навыков. 2 15 17 Наблюдение, слуховой контроль
7. Концертная деятельность. 12 12 Наблюдение
8. Воспитательная работа 7 7 Мероприятия модулей рабочей программы воспитания
9. Итоговое занятие. 1 1 2 Промежуточная аттестация
ИТОГО: 252
Содержание:
1.Хоровое пение.
1.1. Певческая установка и дыхание.
Теория:Знакомство детей с кабинетом, музыкальными инструментами. Правилами поведения на уроке. Знакомство детей с педагогом и сверстниками. Певческая установка при пении сидя и стоя. Беседа о музыке, «Три кита» Д.Б.Кабалевского.Виды и типы дыхания. Объяснение упражнений на дыхание. Показ правильного выполнения упражнений. Объяснения упражнений на дыхание. Работа над образом, настроением, характером песен.
Практика: Посадка хорового певца, положение корпуса головы, артикуляции при пении; навыки пения, сидя и стоя.
Дыхание перед началом пения; одновременный вдох и начало пения; различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приёмы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры.
Знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании). Разучивание песен на слух.
Контроль:Опрос, слуховой контроль, Анкета для родителей.
1.2. Звуковедение и дикция.
Теория: Виды упражнений, изучение.
Практика: Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нон легато и легато. Нюансы (меццо-форте, меццо-пиано, пиано, форте).
Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.
Контроль:Опрос, слуховой контроль – 11 часов
1.3. Ансамбль и строй.
Теория: Об особенностях коллективного исполнения произведения.
Практика: Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная), соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в медленных темпах. Устойчивое интонирование одноголосного пения с аккомпанементом.
Контроль:Опрос, слуховой контроль – 19 часов
1.4. Формирование исполнительских навыков.
Теория: Анализ словесного текста и его содержания.
Практика: Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы– куплетная. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Взаимопроникновение двух элементов при исполнении фразы и всего произведения – динамического и агогического. Различные виды динамики.
Контроль : Опрос, слуховой контроль- 19 часов
1.5. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.
Теория: Роль дирижера в хоровом коллективе. Значение дирижерских жестов.
Практика: Отработка указания дирижёра: «внимание», «дыхание», «начало», «окончание» пения. Понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений.
Контроль: Наблюдение.
4.Инструмент(фортепиано)
4.1.Формирование пианистических навыков. Работа с аппаратом.
Теория: Знакомство с инструментом. Изучение клавиатуры: клавиши, октавы, регистры, звуковысотность. Постановка рук и формирование пианистического аппарата: правильная посадка за инструментом, организация положения рук во время игры.
Практика: Постановка рук и формирование пианистического аппарата: правильная посадка за инструментом, организация положения рук во время игры.
Контроль:Опрос, наблюдение- 10 часов.
4.2. Обучение нотной грамоте, чтение с листа.
Теория: Изучение нотной грамоты в пределах первой октавы. Скрипичный ключ, семь нот. Длительности нот .Динамические оттенки: f– громко, p – тихо. Штрихи nonlegato. Чтение нот с листа в диапазоне первой октавы, размер 2/4 с простым ритмическим рисунком
Практика: Работа над штрихом nonlegato, написание нот на нотном стане.
4.3.Изучение произведений, работа над исполнительством.
Теория: Подбор репертуара.
Практика: Работа над исполнительством
Контроль: Опрос, наблюдение, слуховой контроль, Тест «моя самооценка»
5. Сольное пение.
5.1. Вокальные навыки.
Певческая установка, Звукообразование.
Теория: Певческая осанка, навык правильного открытия рта. Мягкая атака, легкий фальцетный звук. Певческое дыхание и его роль в звукообразовании. Формирование плавного и экономного выдоха во время фонации.
Практика:Упражнения на правильное положение головы, расслабление мышц шеи и лица. Упражнения на произвольно управляемое брюшное и грудобрюшное дыхание.
Контроль: Слуховой контроль -24 часа.
Тембр.
Теория: Управление тембром голоса через тесситуру, силу звука, вид атаки и способ звуковедения, а также через эмоциональный настрой певца.
Практика: Упражнения, построенные на поступенных восходящих и нисходящих звукорядах. Пение восходящих и нисходящих интервалов с разнонаправленными скачками.
Контроль :Слуховой контроль
Звуковедение
Теория: Приемы звуковедения; legato, его характеристика; прием голосоведения staccato, его характеристика.
Практика: или вниз, направленные на отработку различные приемов голосоведения. Выработка умения петь в унисон. Простые по мелодике и ритму распевки, по полутонам вверх
Контроль:Слуховой контроль
Артикуляция.
Управление артикуляционным аппаратом. Выработка навыков автономного управления артикуляционной мускулатурой.
Практика: Артикуляционная гимнастика, произношение парных глухих и звонких согласных, упражнения на подвижность языка и работу губ. Пение упражнений, развивающих координацию слуха и голоса. Пение с одновременным движением рук, показывающим направление мелодического движения.
Контроль:Слуховой контроль
5.2. Вокальные упражнения.
Теория: Основные понятия распевания, упражнений и его роли в развитии певческих навыков.
Практика: показ упражнений, разучивание и впевание.
Контроль:Слуховой контроль- 10 часов
6. Предмет по выбору: Вокальный ансамбль.
6.1 Ансамбль и строй.
Теория: Об особенностях исполнительства в вокальном ансамбле.
Практика: Выработка умения петь в унисон. Простые по мелодике и ритму распевки по полутонам вверх и вниз. Пение упражнений, развивающих координацию слуха и голоса. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в медленных темпах. Устойчивое интонирование одноголосного пения с аккомпанементом, под фонограмму дублирующую мелодию.
Контроль:Опрос, слуховой контроль – 17 часов.
6.2.Формирование исполнительских навыков.
Теория: Управление тембром голоса. Приемы звуковедения; legato, его характеристика; прием голосоведения staccato, его характеристика, Управление артикуляционным аппаратом. Подбор репертуара.
Практика: Упражнения на произвольно управляемое брюшное и грудобрюшное дыхание. Упражнения, построенные на поступенных восходящих и нисходящих звукорядах.
Контроль: Наблюдение, слуховой контроль – 17 часов.
7.Концертная деятельность.
Практика. Выступления на концертах ДШИ на концертах для родителей и сверстников, на детских конкурсах районного уровня.
Контроль:Наблюдение
8. Воспитательная работа.
Контроль:мероприятия модулей рабочей программы воспитания –7 часов.
9. Итоговое занятие.
Теория:Подведение итогов года. Обсуждение концертных номеров.
Практика: Выступление на концерте (итоговом мероприятии). Проведение промежуточной аттестации.
Контроль:Промежуточная аттестация – 2 часа.
Учебно-тематический план
Второй год обучения
№ Название раздела, тема Количество часов Форма аттестации
Теория Практика Всего
1 Раздел: Хоровое пение
1. 1. Певческая установка и дыхание 2 7 9 Устный опрос, слуховой контроль
1. 2. Звуковедение и дикция 2 9 11 Устный опрос, слуховой контроль
1.3. Ансамбль и строй 2 17 19 Устный опрос, слуховой контроль
1.4. Формирование исполнительских навыков. 3 9 12 Устный опрос, слуховой контроль
1.5. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста 3 9 12 Наблюдение
2. Раздел: Сольфеджио. 34
3. Раздел: Музыкальная литература. 34
4. Раздел: Инструмент (фортепиано).
4.1. Обучение нотной грамоте, чтение с листа 4 6 10 Устный опрос, наблюдение
4.2 Формирование пианистических навыков. Работа с аппаратом 2 9 11 Устный опрос, наблюдение, слуховой контроль.
4.3 Изучение произведений, работа над исполнительством 2 10 12 Наблюдение, слуховой контроль
5. Раздел: Предмет по выбору: Сольное пение.
5.1. Вокальные навыки 3 21 24 Слуховой контроль
5.2. Вокальные упражнения 2 8 10 Слуховой контроль
6. Раздел: Предмет по выбору: Вокальный ансамбль
6.1. Ансамбль и строй 1 16 17 Устный опрос, слуховой контроль
6.2 Формирование исполнительских навыков. 2 15 17 Наблюдение, слуховой контроль
7. Концертная деятельность. 12 12 Наблюдение
8. Воспитательная работа 7 7 Мероприятия модулей рабочей программы воспитания
9. Итоговое занятие. 1 1 2 Проведение промежуточной аттестации
ИТОГО: 252
Содержание:
1.Хоровое пение.
1.1. Певческая установка и дыхание.
Теория: Знакомство детей с кабинетом, музыкальными инструментами. Правилами поведения на уроке. Знакомство детей с педагогом и сверстниками. Певческая установка при пении сидя и стоя. Беседа о музыке, «Три кита» Д.Б.Кабалевского. Объяснение упражнений на дыхание. Знакомство с навыками «цепного дыхания». Показ правильного выполнения упражнений. Объяснения упражнений на дыхание. Работа над образом, настроением, характером песен.
Практика: Посадка хорового певца, положение корпуса головы, артикуляции при пении; навыки пения, сидя и стоя.
Дыхание перед началом пения; одновременный вдох и начало пения; различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приёмы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры.
Знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании). Разучивание песен на слух.
Контроль: Опрос, слуховой контроль – 9 часов.
1.2. Звуковедение и дикция.
Теория: Виды упражнений, изучение.
Практика: Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нон легато и легато. Нюансы (меццо-форте, меццо-пиано, пиано, форте).
Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу. Пение нон легато, нюансы (меццо-форте, меццо-пиано).
Контроль: Опрос, слуховой контроль – 11 часов
1.3. Ансамбль и строй.
Теория: Об особенностях коллективного исполнения произведения.
Практика: Закрепление навыков. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная), соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в медленных темпах. Устойчивое интонирование одноголосного пения с аккомпанементом. Навыки пения произведений с элементами двухголосия с аккомпанементом.
Контроль: Опрос, слуховой контроль – 19 часов.
1.4.Формирование исполнительских навыков.
Теория:Анализ словесного текста и его содержания.
Практика:Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы– куплетная, двухчастная, рондо. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Взаимопроникновение двух элементов при исполнении фразы и всего произведения – динамического и агогического. Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе. Сопоставление 2-х темпов (медленный и быстрый)
Контроль: Опрос, слуховой контроль – 12 часов.
1.5. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.
Теория: Роль дирижера в хоровом коллективе. Значение дирижерских жестов.
Практика:Отработка указания дирижёра: «внимание», «дыхание», «начало», «окончание» пения. Понимание требований, касающихся агогическихи динамических изменений.
Контроль: Наблюдение – 12 часов.
4.Инструмент(фортепиано)
4.1. Обучение нотной грамоте, чтение с листа.
Теория: Изучение нотной грамоты в пределах первой октавы. Скрипичный ключ, семь нот. Длительности нот. Динамические оттенки: f– громко, p – тихо. Штрихи нон легато, легато. Чтение нот с листа в диапазоне первой октавы, размер 4/4 с простым ритмическим рисунком.
Практика: Работа над штрихом нон легато, легато, написание нот на нотном стане.
Контроль: Опрос, наблюдение – 10 часов.
4.2. Формирование пианистических навыков. Работа с аппаратом.
Теория: Знакомство с инструментом. Изучение клавиатуры: клавиши, октавы, регистры, звуковысотность. Постановка рук и формирование пианистического аппарата.
Практика: Постановка рук и формирование пианистического аппарата: правильная посадка за инструментом, организация положения рук во время игры.
Контроль: Опрос, наблюдение, слуховой контроль– 11 часов.
4.3. Изучение произведений, работа над исполнительством.
Теория:Подбор репертуара.
Практика: Работа над исполнительством
Контроль: Наблюдение, слуховой контроль -12 часов.
5. Сольное пение.
5.1 Вокальные навыки.
Певческая установка, звукообразование.
Теория:Закрепление пройденного материала. Певческая осанка, навык правильного открытия рта. Мягкая атака, легкий фальцетный звук. Певческое дыхание и его роль в звукообразовании( недопустимость смены дыхания в середине слова). Формирование плавного и экономного выдоха во время фонации. Обучение вдоху в характере и темпе произведения.
Практика: Упражнения на правильное положение головы, расслабление мышц шеи и лица. Упражнения на произвольно управляемое брюшное и грудобрюшное дыхание. Работа над округлым звучанием гласных
Контроль: Слуховой контроль
Тембр.
Теория: Управление тембром голоса через тесситуру, силу звука, вид атаки и способ звуковедения, а также через эмоциональный настрой певца.
Практика: Упражнения, построенные на поступенных восходящих и нисходящих звукорядах. Пение восходящих и нисходящих интервалов с разнонаправленными скачками.
Контроль: Слуховой контроль
Звуковедение
Теория: Приемы звуковедения; legato, его характеристика; прием голосоведения staccato, его характеристика.
Практика: или вниз, направленные на отработку различные приемов голосоведения. Выработка умения петь в унисон. Простые по мелодике и ритму распевки по полутонам вверх
Контроль: Слуховой контроль
Артикуляция.
Управление артикуляционным аппаратом. Выработка навыков автономного управления артикуляционной мускулатурой.
Практика: Артикуляционная гимнастика, произношение парных глухих и звонких согласных, упражнения на подвижность языка и работу губ. Пение упражнений, развивающих координацию слуха и голоса. Пение с одновременным движением рук, показывающим направление мелодического движения.
Контроль: Слуховой контроль
5.2. Вокальные упражнения.
Теория: Основные понятия распевания, упражнений и его роли в развитии певческих навыков.
Практика: показ упражнений, разучивание и впевание.
Контроль:Слуховой контроль- 10 часов.
6. Предмет по выбору: Вокальный ансамбль.
6.1 Ансамбль и строй.
Теория: Об особенностях исполнительства в вокальном ансамбле.
Практика:Выработка умения петь в унисон. Простые по мелодике и ритму распевки по полутонам вверх и вниз. Пение упражнений, развивающих координацию слуха и голоса. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в медленных темпах. Устойчивое интонирование одноголосного пения с аккомпанементом, под фонограмму дублирующую мелодию. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении различных длительностей.
Контроль:Опрос, слуховой контроль -17 часов.
6.2.Формирование исполнительских навыков.
Теория: Управление тембром голоса. Приемы звуковедения; legato, его характеристика; прием голосоведения staccato, его характеристика, Управление артикуляционным аппаратом. Подбор репертуара.
Практика: Упражнения на произвольно управляемое брюшное и грудобрюшное дыхание. Упражнения, построенные на поступенных восходящих и нисходящих звукорядах.
Контроль: Наблюдение, слуховой контроль -17 часов.
7. Концертная деятельность.
Практика: Выступления на концертах ДШИ на концертах для родителей и сверстников, на детских конкурсах районного уровня.
Контроль: Наблюдение – 12 часов.
8.Воспитательная работа.
Контроль:мероприятия модулей рабочей программы воспитания – 7 часов.
9. Итоговое занятие.
Теория:Подведение итогов года. Обсуждение концертных номеров.
Практика: Выступление на концерте (итоговом мероприятии).
Контроль: Проведение промежуточной аттестации-2 часа
Учебно-тематический план
Третий год обучения
№ Название раздела, тема Количество часов Форма аттестации
Теория Практика Всего
1 Раздел: Хоровое пение
1. 1. Певческая установка и дыхание 3 8
11 Устный опрос, слуховой контроль
1. 2. Звуковедение и дикция
2
12 14 Устный опрос, слуховой контроль
1.3. Ансамбль и строй 2 22 24 Устный опрос, слуховой контроль
1.4. Формирование исполнительских навыков. 3 12 15 Устный опрос, слуховой контроль
1.5. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста 3 13 16 Наблюдение
2. Раздел: Сольфеджио. 34
3. Раздел: Музыкальная литература. 34
4. Раздел: Инструмент (фортепиано).
4.1. Обучение нотной грамоте, чтение с листа 4 6 10 Устный опрос, наблюдение
4.2 Формирование пианистических навыков. Работа с аппаратом 2 8 10 Устный опрос, наблюдение, слуховой контроль.
4.3 Изучение произведений, работа над исполнительством 2 10 12 Наблюдение, слуховой контроль
5. Раздел: Предмет по выбору: Сольное пение.
5.1. Вокальные навыки 2 7 9 Слуховой контроль
5.2. Вокальные упражнения 1 7 8 Слуховой контроль
6. Раздел: Предмет по выбору: Вокальный ансамбль
6.1. Ансамбль и строй 1 16 17 Устный опрос, слуховой контроль
6.2 Формирование исполнительских навыков. 2 15 17 Наблюдение, слуховой контроль
7. Концертная деятельность. 12 12 Наблюдение
8. Воспитательная работа 7 7 Мероприятия модулей рабочей программы воспитания
9. Итоговое занятие. 1 1 2 Проведение промежуточной аттестации
ИТОГО: 252
Содержание:
1.Хоровое пение.
1.1. Певческая установка и дыхание.
Теория: Закрепление полученных навыков
Певческая установка при пении сидя и стоя. Объяснение упражнений на дыхание. Знакомство с навыками «цепного дыхания» в длинных фразах. Показ правильного выполнения упражнений. О дыхательной гимнастике А. Стрельниковой. Работа над образом, настроением, характером песен.
Практика: Повторение пройденного материала.
Исполнение продолжительных музыкальных фраз на цепном дыхании. Сохранение вдыхательной установки в пении. Быстрая смена дыхания между фразами в подвижном темпе. Цепное дыхание в длинных фразах.
Контроль:Опрос, слуховой контроль -11 часов.
1.2. Звуковедение и дикция.
Теория: Виды упражнений, изучение.
Практика: Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нон легато и легато. Нюансы (меццо-форте, меццо-пиано, пиано, форте).
Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу. Пение нон легато, нюансы (меццо-форте, меццо-пиано). Развитие дикционных навыков.
Контроль:Опрос, слуховой контроль -14 часов.
1.3. Ансамбль и строй.
Теория:Об особенностях коллективного исполнения произведения.
Практика:Закреплениенавыков.Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная), соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в медленных темпах. Устойчивое интонирование одноголосного пения с аккомпанементом. Навыки пения произведений с элементами двухголосия с аккомпанементом.Пение канонов. Работа над ритмичностью (дружное, точное начало и окончание пения, соблюдение пауз; не делать отклонения в темпе; не допускать искажения замысла композитора).
Контроль:Опрос, слуховой контроль -24 часа.
1.4.Формирование исполнительских навыков.
Теория:Анализ словесного текста и его содержания. Культура поведения на сцене и за кулисами.
Практика:Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы– куплетная, двухчстная, рондо.Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Взаимопроникновение двух элементов при исполнении фразы и всего произведения – динамического и агогического. Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе. Сопоставление 2-х темпов (медленный и быстрый).
Контроль:Опрос, слуховой контроль -15 часов.
1.5. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.
Теория: Роль дирижера в хоровом коллективе. Значение дирижерских жестов.
Практика: Отработка указания дирижёра: «внимание», «дыхание», «начало», «окончание» пения. Понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений.
Контроль:Наблюдение -16 часов.
4.Инструмент (фортепиано).
4.1. Обучение нотной грамоте, чтение нот с листа.
Теория: Изучение нотной грамоты в пределах первой октавы. Скрипичный ключ, семь нот. Длительности нот. Динамические оттенки: f– громко, p – тихо. Штрихи нон легато, легато. Чтение нот с листа в диапазоне первой октавы, размер 4/4 с простым ритмическим рисунком. Изучение басового ключа.
Практика: Работа над штрихом нон легато, легато, написание нот на нотном стане, расположение нот во второй октаве.
Теория:Повторение пройденного материала. Формирование пианистического аппарата. Теория игры левой рукой.
Практика: Постановка рук и формирование пианистического аппарата: правильная посадка за инструментом, организация положения рук во время игры. Игра двумя руками.
Контроль:Опрос, наблюдение -10 часов.
4.2.Формирование пианистических навыков. Работа с аппаратом.
Теория :Повторение пройденного материала. Формирование пианистического аппарата. Теория игры левой рукой.
Практика: Постановка рук и формирование пианистического аппарата: правильная посадка за инструментом, организация положения рук во время игры. Игра двумя руками.
Контроль:Опрос, наблюдение, слуховой контроль -10 часов.
4.3. Изучение произведений, работа над исполнительством.
Теория: Подбор репертуара.
Практика: Работа над исполнительством.
Контроль: Наблюдение, слуховой контроль -12 часов.
5. Сольное пение.
5.1 Вокальные навыки.
Певческая установка, Звукообразование.
Теория: Закрепление пройденного материала. Певческая осанка, навык правильного открытия рта. Мягкая атака, легкий фальцетный звук. Певческое дыхание и его роль в звукообразовании( недопустимость смены дыхания в середине слова). Формирование плавного и экономного выдоха во время фонации. Обучение вдоху в характере и темпе произведения.
Практика: Упражнения на правильное положение головы, расслабление мышц шеи и лица. Упражнения на произвольно управляемое брюшное и грудобрюшное дыхание. Работа над округлым звучанием гласных.
Тембр.
Теория: Управление тембром голоса через тесситуру, силу звука, вид атаки и способ звуковедения, а также через эмоциональный настрой певца.
Практика: Упражнения, построенные на поступенных восходящих и нисходящих звукорядах. Пение восходящих и нисходящих интервалов с разнонаправленными скачками.
Звуковедение
Теория: Приемы звуковедения; legato, его характеристика; прием голосоведения staccato, его характеристика.
Практика: Выработка умения петь в унисон. Простые по мелодике и ритму распевки по полутонам вверх.
Артикуляция.
Теория: Управление артикуляционным аппаратом. Выработка навыков автономного управления артикуляционной мускулатурой.
Практика: Артикуляционная гимнастика, произношение парных глухих и звонких согласных, упражнения на подвижность языка и работу губ. Пение упражнений, развивающих координацию слуха и голоса. Пение с одновременным движением рук, показывающим направление мелодического движения.
Контроль:Слуховой контроль – 9 часов.
5.2. Вокальные упражнения.
Теория:Основные понятия распевания, упражнений и его роли в развитии певческих навыков.
Практика: показ упражнений, разучивание и впевание.
Контроль:Слуховой контроль – 8 часов.
6. Предмет по выбору: Вокальный ансамбль.
6.1. Ансамбль и строй.
Теория: Об особенностях исполнительства в вокальном ансамбле.
Практика: Выработка умения петь в унисон. Простые по мелодике и ритму распевки по полутонам вверх и вниз. Пение упражнений, развивающих координацию слуха и голоса. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в медленных темпах. Устойчивое интонирование одноголосного пения с аккомпанементом, под фонограмму дублирующую мелодию. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении различных длительностей.
Контроль: устный опрос, слуховой контроль -17 часов.
6.2.Формирование исполнительских навыков.
Теория: Управление тембром голоса. Приемы звуковедения; legato, его характеристика; прием голосоведения staccato, его характеристика, Управление артикуляционным аппаратом. Подбор репертуара.
Практика: Закрепление пройденного материала. Упражнения на произвольно управляемое брюшное и грудобрюшное дыхание. Упражнения, построенные на поступенных восходящих и нисходящих звукорядах.
Контроль: Наблюдение, слуховой контроль – 17 часов.
7. Концертная деятельность.
Практика: Выступления на концертах ДШИ на концертах для родителей и сверстников, на детских конкурсах районного уровня.
Контроль:Наблюдение – 12 часов.
8. Воспитательная работа.
Контроль: мероприятия модулей рабочей программы воспитания – 7 часов.
9. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов года. Обсуждение концертных номеров.
Практика:Выступление на концерте (итоговом мероприятии). Проведение промежуточной аттестации.
Контроль: Проведение промежуточной аттестации – 2 часа.
1.4.Планируемые результаты
После обучения по дополнительной, общеобразовательной, общеразвивающей программе «Соловушка», обучающиеся покажут следующие результаты:
Личностные:
будут уважать и принимать исторические и современные духовные и культурные ценности;
будут доброжелательно и толерантно относиться друг к другу;
будут иметь гражданскую позицию, чувства ответственности перед коллективом;
Метапредметные:
обучающиеся будут владеть комплексом знаний, умений и навыков, позволяющих освоить программу
научатся планировать время, ставить цели, объективно оценивать свою работу;
научится терпению, выдержке, умению преодолевать трудности.
Предметные:
у обучающихся сформируются вокально-хоровые навыки для овладения знаний, умений и навыков, в области хорового пения и игры на фортепиано;
будут развиты музыкальные способности: слух, ритм, память, музыкальность, артистизм;
будут развиты музыкально – хоровые навыки;
будут развиты музыкальный и художественно-эстетический вкус, исполнительская и слушательская культуры;
подготовка к концертной деятельности;
формирование теоретических знаний, владение терминологией в области культуры и музыкально-хорового искусства.
Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарно-учебный график (см. Приложение 1 «Календарно-учебный график»)
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: Материально-техническая база ДШИ обеспечивает обучающимся возможность заниматься в соответствии с санитарными нормами.
Учебная аудитория (хоровой класс) площадью 36 кв.м. с хорошим освещением на 16 учебных мест.
В классе имеется:
фортепиано, подставки для хора, пюпитры, доска, шкафы;
компьютер, аудиосистема, шумовые инструменты, игрушки,
нотный материал, подборка репертуара,
записи аудио, видео, формат CD, MP3, записи выступлений, концертов,
диски с записями шедевров классической музыки, фильмов и презентаций о жизни и творчестве великих композиторов,
наглядные пособия.
Концертный зал с концертным роялем, синтезатором, микрофонами и другим музыкальным оборудованием, экраном, проектором.
Костюмерная с костюмами для репетиций и выступлений.
Информационное обеспечение:
Видеозапись концертных выступлений коллектива «Вдохновение» музыкальной школы г Барабинска.
Видеозапись конкурса «Поющая школа»
Аудиозапись «Музыкальная коллекция мировой классической музыки»
Электронная презентация « Мировая музыкальная классика»
Видеозаписи выступлений образцового хорового коллектива «Надежда» с 2004г.
Кадровое обеспечение:
Отрубянникова Наталья Ивановна – преподаватель 1 квалификационной категории ДШИ. Руководитель образцового самодеятельного хорового коллектива ДШИ, Образование средне – специальное, квалификация «Дирижер хора», «Учитель музыки и пения в общеобразовательной школе», «Преподаватель сольфеджио в музыкальной школе». Стаж педагогической работы 29 лет, в данном учреждении 20 лет.
Курсы повышения квалификации: Отрубянникова Наталья Ивановна прошла итоговую аттестацию по программе повышения квалификации «Актуальные вопросы методтики преподавания вокала в ДМШ и ДШИ», удостоверение о повышении квалификации № 782700261046 дата выдачи – 3 декабря 2018год, г.Санкт – Петербург;
-повышение квалификации по программе «Оказание первой доврачебной помощи учащимся во время пребывания в образовательном учреждении», удостоверение о краткосрочном повышении квалификации регистрационный номер № 3562, дата выдачи 22 октября 2018, г.Новосибирск;
- курсы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Оказание первой помощи пострадавшему образовательной в организации», свидетельство о прохождении обучении № ДО 12021_1335, дата выдачи 20.10.2021 год.
Белоусова Ирина Евгеньевна – концертмейстер 1 квалификационной категории. Образование средне-специальное, квалификация «Преподаватель ДШИ», «Концертмейстер», Стаж работы 30 лет.
Богомолова Ольга Геннадьевна– концертмейстер 1 категории, квалификация –преподаватель музыкальной школы, концертмейстер. Общий стаж работы 33 года, в данном учреждении 32 года.
2.4.Форма аттестации.
Входная диагностика:
наблюдение,
прослушивание,
опрос;
Текущий контроль:
оценка за работу в классе,
текущая сдача партий
контрольный урок в конце каждой четверти, конкурсы, концерты, фестивали.
Итоговая аттестация:
зачет в конце полугодия, отчетный концерт.
Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Учет успеваемости обучающихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их посещений, активности обучающихся на занятиях. Ведется журнал посещаемости и отметок, где детям ставятся следующие отметки: «5» - активная и эмоциональная работа на уроке, правильное выполнение упражнений, «4» - активная работа в классе, не точное выполнение упражнений, «3» - пассивная работа на уроке, не точное знание материала. На основе данных оценок выставляется оценка за каждую четверть и годовая. Отметки ставят согласно локальному акту МКОУ ДО Здвинской ДШИ «Положение об организации текущего контроля успеваемости, формы, периодичности, порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации, академическая задолженность, сроки и порядок ее ликвидации
В конце учебного года выставляется оценка по пятибалльной системе.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: отчетный концерт, результаты участия в конкурсах, отслеживание посещаемости по журналу, итоговая ведомость с отметками.
2.4. Оценочные материалы (смотреть в приложении № 2 «Оценочные материалы»).
«Ведомость успеваемости»
Тест «Моя самооценка».
2.5.Методические материалы.
Методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия); прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся; применение индивидуального подхода к каждому обучающемуся с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Формы учебного занятия:
традиционные занятия, репетиции, контрольные занятия, концерты, фестивали, конкурсы.
формы организации деятельности детей на занятии:
фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ, объяснение);
коллективная: организация творческого взаимодействия между всеми детьми одновременно (репетиция, концерт, конкурс);
Педагогические технологии:
технология коллективной творческой деятельности (обучающиеся работают совместно);
технология личностно-ориентированного обучения (учитываются индивидуально-психологические особенности и перспективы развития каждого обучающегося);
здоровьесберегающие технологии: беседы о личной гигиене на занятиях, создание преподавателем благоприятной доброжелательной атмосферы на занятиях; проведение гимнастик для глаз и для рук.
Алгоритм учебных занятий.
организационный момент,
эмоциональный настрой,
упражнение на дыхание,
пение учебно-тренировочного материала,
объяснение нового материала,
пение произведений,
анализ проделанной работы.
Дидактические материалы:
Наглядные пособия(см. в приложении № 3 «Дидактические материалы»)
2.6 Рабочая программа воспитания
Цель программы воспитания: воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, твердой моралью, способного к преобразовательной продуктивной деятельности, саморазвитию, ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры.
Задачи программы воспитания:
1.Развитие морально-нравственных качеств обучающихся: честности; доброты; совести; ответственности, чувства долга;
2.Развитие волевых качеств обучающихся: самостоятельности; дисциплинированности; инициативности; принципиальности, самоотверженности, организованности;
3.Воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
4.Приобщение обучающихся детей к экологической и социальной культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
5.Формирование нравственного отношения к человеку, труду и природе;
6.Воспитание обучающихся в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности и патриотизма.
7.Создание условий для участия семей в воспитательной деятельности МКОУ ДО Здвинская ДШИ
Особенности воспитательного процесса:
1.Программа реализуется в МКОУ ДО Здвинская ДШИ
в детском объединении «……..». Режим занятий по программе включает в себя проведение педагогом дополнительного образования не менее одного воспитательного мероприятия в месяц. Общий объем учебных часов на реализацию программы на каждый учебный год определяется в учебном тематическом плане. Для более эффективного достижения цели и реализации задач воспитательной работы, обозначенных в настоящей программе, рекомендовано активизировать деятельность обучающихся в части их участия в организационно-массовой работе.
Виды, формы и содержания деятельности
Формы и виды проводимых воспитательных мероприятий, а так же методы воспитательной деятельности, определяются педагогом дополнительного образования в зависимости от особенностей реализуемой им основной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями обучающихся, по согласованию с методистом МКОУ ДО ДШИ Здвинского района.
Виды деятельности – познавательная, трудовая, экскурсионная, досугово-развлекательная.
Формы деятельности – беседа, трудовой десант, экскурсия, игра, конкурсы, тематические беседы, выставки, социальные акции и д.р.
Содержание воспитательной работы:
Воспитательная система сориентирована на личность обучающегося, развитие его природных задатков и способностей, творческое содружество и осуществляется по следующим направлениям:
Инвариантные модули Направление деятельности
«Ключевые дела» Социальное
«Профессиональное самоопределение» Профориентационное
«Каникулы» Досуговое
«Добровольчество и волонтерство» Духовно-нравственное
«Я – гражданин России» Гражданско-патриотическое
«Родник здоровья» Оздоровительное
«Наш общий дом» Экологическое
Планируемые результаты:
1.Увеличение положительной динамики воспитанности, уровня личностного развития обучающихся, познавательной самостоятельности и качества дополнительного образования.
2. Максимальное раскрытие потенциала личности каждого ребѐнка, формирование определѐнных творческих, социальных и нравственных качеств, самореализация в условиях комфортного воспитательного пространства МКОУ ДО ДШИ Здвинского района.
3. Рост результативности достижений и успехов детей.
Календарный план воспитательной работы
Первый год обучения
1 группа
модуль мероприятия сроки
«Ключевые дела» Линейка ко Дню знаний сентябрь
«Профессиональное самоопределение» Беседа о профессиях ноябрь
«Каникулы» Новогодние представления декабрь
«Добровольчество и волонтерство» Концерт, посвященный дню пожилого человека октябрь
«Я – гражданин России» Концерт, посвященный дню защитника отечества февраль
«Родник здоровья» Папа-мама-я дружная семья март
«Наш общий дом» Участие в фестивале «Зеленая волна» апрель
Второй год обучения
2 группа
модуль мероприятия сроки
«Ключевые дела» Линейка ко Дню знаний сентябрь
«Профессиональное самоопределение» Беседа о профессиях ноябрь
«Каникулы» Новогодние представления декабрь
«Добровольчество и волонтерство» Концерт, посвященный дню пожилого человека октябрь
«Я – гражданин России» Концерт, посвященный дню защитника отечества февраль
«Родник здоровья» Участие в спортивных мероприятиях май
«Наш общий дом» Участие в фестивале «Зеленая волна» апрель
Третий год обучения
3 группа
модуль мероприятия сроки
«Ключевые дела» Линейка ко Дню знаний сентябрь
«Профессиональное самоопределение» Беседа о профессиях ноябрь
«Каникулы» Новогодние представления декабрь
«Добровольчество и волонтерство» Концерт, посвященный декаде людей с ограниченными возможностями октябрь
«Я – гражданин России» Концерт, приуроченный к вручению паспортов май
«Родник здоровья» День здоровья март
«Наш общий дом» Участие в фестивале «Зеленая волна» апрель
2.5. Список литературы
Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) (в редакции 2020 г.);
2. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН) (в редакции 2020 г.);
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок) (в редакции
2020 г.);
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее- Целевая модель);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
9.Устав МКОУ ДО ДШИ
10. Локальный акт о промежуточной аттестации и итоговом контроле обучающихся в МКОУ ДО ДШИ.
2.6. Список литературы
Список используемой литературы.
1.Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000.
2.Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987.
3.Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль,
4.«Академия развития», 1997
5.Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: Academia, 1999
6.Струве Г. Школьный хор. М.,1981
7.Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. – М., 1998
8.Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – Санкт-Петербург, 2000
9.Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. М.,1990
10.Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983
11.Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002
12.Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. -М.,1988
13.Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961.
|