Сегодня: 21.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Дополнительная общеобразовательная программа секция Волейбол

СКАЧАТЬ (540.0 Kb) 21.08.2024, 17:17
Веселкова Екатерина Алексеевна
преподаватель, БПОУ УР "Глазовский технический колледж"
Пояснительная записка
Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент ценностного развития личности.
Волейбол как составная часть программы по физической культуре является одним из средств в решении основных задач физического воспитания, укрепления здоровья студентов, формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, тренировка основных физических качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости. Таким образом, систематиче-ские занятия волейболом способствуют решению оздоровительных, образовательных и воспи-тательных задач в учебном заведении. При разработке настоящей программы использовались программа по волейболу для спортивных школ с учетом собственного опыта работы. В про-грамме представлено содержание материала по основным компонентам: технической, такти-ческой, физической теоретической, интегральной, морально-волевой подготовке, а также по инструкторской и судейской практике, нормативные требования.
В процессе обучения по волейболу, программа предусматривает решение следующих целей:
- формирование физической культуры личности готовой к социально-профессиональной деятельности;
- приобщение к здоровому образу жизни, к систематическому физическому самосовер-шенствованию.
Достижения этих целей помогает решение следующих задач:
- создание целостного представления о физической культуре общества;
-приобретение необходимых теоретических знаний, методических приемов и навыков игры в волейбол;
- формирование осознанной потребности к непрерывному физическому развитию-саморазвитию и здоровому образу жизни;
- воспитание нравственных, физических, психологических качеств личности, способ-ных к успешному личностному и профессиональному развитию.
Структура программы содержит:
- организацию и методику проведения занятий по волейболу;
- развернутое содержание учебного материала по всем разделам;
- нормативные требования.
Содержание учебного материала включает в себя следующие разделы:
- теоретическая подготовка;
- обща физическая подготовка;
- специальная физическая подготовка;
- методико-практический раздел;
- контрольные упражнения нормативы;
- инструкторская и судейская практика.
Учебный материал всех разделов способствует приобретению и развитию инвариант-ных способностей студентов:
Исследовательские:
- исследовать особенности организации и методики овладения знаниями и умениями по всем разделам учебного материала по волейболу
- систематизировать и исследовать основные методы и способы формирования двига-тельных умений и навыков игры в волейбол.
Проектировочные:
- составить план изучения теоретических сведений и практических занятий
- продумать алгоритм деятельности
Технологические:
- овладеть методами, обеспечивающими достижение практических результатов
- формировать двигательные умения и навыки
- анализировать результаты выполнения тренировочных заданий, принять практические рекомендации по совершенствованию приемов и способов игры в волейбол
- закреплять и совершенствовать умения и навыки путем многократного их выполнения
Рефлексивные:
- осознать роль занятий волейболом для себя, как игры на всю жизнь
- осмыслить, что здоровый образ жизни и занятия волейболом, как ценность для себя.
Годовой план-график
распределение учебно-тренировочной нагрузки секции волейбола
на 2024-2025 учебный год

№ п/п
Виды
подготовки Всего часов Периоды (месяцы, недели)
Подготовительный Основной
Переходный
Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май
1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4
1 Теоретическая под-готовка 5 2 1 1 1
2 Общая физическая подготовка 10 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2
3 Специальная физи-ческая подготовка 10 2 2 2 2 1 1 1 2 1 2 2 1 2 1 2 1 1 2 1 1
4 Техническая подго-товка 50
Техника нападения 25 1 1 1 2 2 1 2 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1
Техника защиты 25 1 1 1 1 2 1 1 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 2 1 2
5 Тактическая подго-товка 30
Тактика нападения 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Тактика защиты 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1
6 Интегральная под-готовка 10 2 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1
7 Судейская практика 12 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1
8 Медицинский осмотр 2 1 1
9 Контрольные испы-тания 5 3 1 1
10 Итого часов 160 7 5 7 7 6 5 7 7 7 7 8 5 0 5 7 7 4 7 6 7 7 8 6 6 7 6 3 6 6 7 7 1

Практическая часть
Содержание программного материала по волейболу
I. Организация и методика проведения занятий по волейболу
1. Регулирование и контроль нагрузки.
2. Методы организации учащихся, формирование двигательных навыков.
3. Средства и методы воспитания физических качеств.
4. Предупреждение травматизма, оказание первой помощи.
II. Общая физическая подготовка
III. Специальная физическая подготовка
IV. Техническая подготовка
Техника нападения
- действия без мяча в нападении и защите.
Стойки, перемещения.
- Сочетание перемещений, остановок, падений, прыжков.
Техника нападения
Действия с мячом, передачи мяча: передача сверху двумя руками: в стену стоя, сидя, ле-жа, во время перемещений, сочетание этих действий у сетки, стоя спиной в направлении пе-редач.
В прыжке через сетку, с последующим падением назад и перекатом на спину (вторая пе-редача).
Из зоны нападения через сетку на заднюю линию.
Передача мяча
Для связующих: вторая передача лицом и спиной по направлению – у сетки на месте и после перемещений, вдоль сетки и перпендикулярно к ней, из глубины площадки с отвле-кающими действиями.
Передача одной рукой сверху стоя на месте и в прыжке.
Передача с последующим падением – на точность из глубины площадки к сетке.
Подачи мяча
Многократное выполнение подач: верхней прямой и боковой на силу и точность.
Планирующая подача – по заданию.
Чередование способов подач при моделировании сложных условий (на фоне утомления и т.д.).
Нападающие удары
Для нападающих: нападающий удар после остановки во время разбега и прыжка с места.
Нападающий удар с переводом вправо с поворотом туловища влево.
Имитация нападающего удара и обманный нападающий удар одной рукой в прыжке на заднюю линию.
Боковой нападающий удар слабейшей рукой из зон 2,3. прямой с переводом, боковой удары с первой передачи сверху, снизу.
Для связующих: имитация передачи мяча в прыжке и нападающий удар.
Нападающие удары с первой передачи.
Нападающий удар с переводом влево без поворота туловища из зон 3,4,2 с высоких и средних передач.
2. Техника защиты.
Прием мяча
Стабильное качество приема подачи верхней прямой, боковой, планирующей.
Отбивание мяча сомкнутыми кистями над головой с последующим падением и перека-тами на спину.
Последовательное выполнение приема мяча сверху и снизу двумя руками, снизу одной рукой и в опорном положении и с падением от различных приемов нападения (ударов на силу, обманных ударов и передач).
Блокирование
Одиночное – ударов в одном направлении различными способами.
Блокирование в одной зоне (3,4,2) – удар выполняется в двух направлениях с различных передач.
Групповое – (вдвоем, втроем) – ударов основными способами из зон 4,3,2.
V. Тактическая подготовка
1. Тактика нападения
Индивидуальные действия
Имитация нападающего удара и откидка вперед и назад за голову.
Выбор места и подача на игрока, вышедшего после замены.
Чередование силовых и нацеленных подач на выходящего игрока (в зоне 1) с задней ли-нии.
Нападающие удары против группового блокирования, в разрыв, через слабого блоки-рующего.
Умение связующего игрока вторую передачу выполнить в зону, где нападающий может произвести удары без блока или против одного блока.
Умение выбрать способ нападающего удара в зависимости от передачи (прямой по ходу, с переводом вправо, влево, боковой, обманный).
Групповые действия
Первая передача в зону 3 на выходящего игрока зоны 6, вторая передача, в зоне 4 – нападающий удар, игроки зон 3 и 2 имитируют нападающие удары.
То же, но вторая передача на удар в зону 3 ( укороченные).
Нападающие удары при скрестном перемещении игроков в зоне 2.
Игроков зон 2,3 и 1 в доигровке при первой передаче на удар.
Игроков зон 5 и 1 с игроком, выходящим к сетке из зоны 6 ( при первой передаче).
Игрока, выходящего из зоны 1, с игроками зон 6 и 5 (при второй передаче, удар с задней линии).
Игроков зон 6,5,1 с игроками зон 2,3,4 при первой передаче:
- для удара и откидки
- для второй передачи
Игрока зоны 2 с игроками зон 6 и 5 при второй передаче на удар с задней линии.
Командные действия
Прием мяча и первая передача в зоны 2,3,4, где игрок имитирует нападающий удар и выполняет откидку:
- из зоны 2 в зоны 3, и 4;
- из зоны 4 в зоны 3 и 2;
- из зоны 3 в зоны 4 и 2 спиной к нападающему.
Прием подачи и первая передача игроку зон 1 и 6 (чередование), вышедшему к сетке, вторая передача нападающему, к которому выходящий обращен лицом (три нападающих – активное).
То же, но в доигровке (когда мяч направлен через сетку без удара).
2. Тактика защиты
Индивидуальные действия
Умение правильно решить задачу на задней линии в зонах 1,5 при игре «углом назад», принимать мяч в защите (если выполняется нападающий удар) или идти вперед к сетке на страховку (в случае обманного удара или скидки).
При скоростной игре в нападении – умение закрыть блоком направление, в котором мяч может быть послан сильно, или определенную зону своей площадки, наиболее «слабую» в данной расстановке.

Групповые действия
Взаимодействия игроков зон 5 и 1 с игроком зоны 6 в рамках системы игры «углом назад» (страховка и при приеме мяча от нападающих ударов с блокирующими).
Взаимодействие блокирующих зон 4 и 3 с защитником зоны 1 и страхующим зоны 5, зон 2 и 3 с защитником зоны 5 и страхующим зоны 1.
Сочетание групповых действий в рамках системы «углом вперед» и «углом назад».
Командные действия
Расположение игроков при приеме мяча о противника «углом назад», когда страховку блокирующих осуществляет крайний защитник (варианты групповых действий).
Сочетание (чередование) системы игры «углом вперед» и «углом назад».
Организация и методика проведения занятий по волейболу
Соблюдение преподавателем, тренером дидактических принципов обучения, знание им теории, методики техники и тактики волейбола, умение определять оптимальную нагрузку, рационально использовать имеющееся оборудование, инвентарь и технические средства обучения – все это является непременными условиями эффективности проведения занятий по волейболу, как и на любом другом уровне физической культуры преподаватель должен, одновременно обучать, развивать, и воспитывать учащихся, опираясь на принципы демо-кратизации, гуманизации и доступности педагогического воздействия.

Структура урока
Как и любое занятие по физической культуре, занятие по волейболу продолжается от полутора до двух часов и состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключи-тельной. Новая концепция проведения урока позволяет учителю самому планировать учеб-ный материал в зависимости от реальных условий. Овладение умением избирать оптималь-ный вариант структуры урока, строится на основе учета связи нового материала с ранее пройденным и учета степени сложности новой системы.
Подготовительная часть урока используется прежде всего для организации учащихся, психологической настройки на активное сознательное овладение учебным материалом, функциональной подготовки организма к предстоящей двигательной деятельности.
Очень важно в начале подготовительной части урока, правильно поставить образова-тельные задачи. Сообщать их надо в доступной интересной форме. На подбор упражнений и методов организации учащихся в подготовительной части, большое влияние должны ока-зывать предстоящая основная деятельность, упражнения должны быть легкими по нагрузке, и доступными по освоению. При этом учитель должен концентрировать свое внимание на точном выполнении учащимися основных фаз технических движений и по мере необходи-мости, вовремя делать методические замечания. Хорошие результаты дает использование в этой части урока эстафеты, подвижных игр с применением набивных мячей. Это в равной степени относится и к общеразвивающим упражнениям, их роль своеобразной разминки – трудно переоценить. Уже на первом году обучения появляется необходимость включать в комплекс ОРУ серии специально направленных физических упражнений – для подготовки мышц связок, суставов к предстоящей основной работе и желательно выполнять их не на месте, а в движении. Количество повторений упражнений и их серии должно определяться с учетом содержания и характера предстоящей двигательной деятельности. И конечно в любом случае нагрузку следует наращивать постепенно и дифференцированно.
Основная часть урока, которая характеризуется высоким уровнем физической нагрузки на организм учащихся. Здесь осваиваются разнообразные технические приемы, игры в во-лейбол взаимодействия игроков совершенствуются физические качества. Поэтому структу-ра основной части урока волейбола бывает сложной, состоящей из отдельных блоков тех-нических приемов, навыков, умений, которые включают в себя определенное количество специальных упражнений и направлены на решение конкретных задач. Сложные по коор-динации упражнения, новые движения надо выполнить и разучивать в первой половине основной части, а упражнения предъявляющие повышенные требования к вегетативным функциям организма – во второй. Если главная задача урока – изучение технических прие-мов, то в конце основной части целесообразно выполнять упражнения для тренировки вы-носливости. Упражнения для воспитания координации движений ловкости, быстроты, ско-ростно-силовых качеств, следует выполнять непосредственно после подготовительной ча-сти, когда учащиеся еще не утомлены – упражнения для воспитания быстроты должны предшествовать упражнениям на силу и выносливость. Вместе с тем в последние годы ис-пользуют метод комплексной подготовки, в основе которого лежит использование инте-грального подхода к уроку волейбола. Ведущими при внедрении интегрального подхода в практику проведения уроков волейбола являются методы: сопряженных воздействий, иг-ровой, соревновательный. Одним из основных видов игровой деятельности учащихся в ос-новной части урока волейбола является двухстороння игра, либо игра уменьшенными со-ставами. Если на уроке запланирована игра в волейбол на ее проведение обычно отводится 30-35 минут. Недостаток учебного времени выдвигает при этом на первый план вопросы организации, т.е. ученики незанятые непосредственно в игре должны по заданию и под контролем учителя выполнять в это время несложные упражнения для совершенствования физических качеств, или развития отдельных мышечных групп.

Регулирование и контроль нагрузки
Нагрузка на уроках физической культуры должна быть достаточно высока, чтобы со-здать оптимально благоприятные функциональные сдвиги в организме учащегося и обеспе-чить переход систем и функций на более высокий качественный уровень. Но в то же время нагрузки не должны быть чрезмерными, т.к. это может вызвать негативные последствия. Существует такое понятие – как моторная плотность урока физической культуры – это от-ношение времени затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности урока. По данным С.Н.Андреева (1986г.) оптимальной мотор-ной плотностью урока физического восприятия следует считать плотность равную 70%. В то же время нельзя не отметить, что показатель моторной плотности урока вряд ли можно считать информативно-объективным критерием определения величины физической нагрузки. Ее величина зависит прежде всего от объема и интенсивности включенных в за-нятие упражнений. На уроках волейбола, как правило, можно наблюдать два пика пульсо-вой кривой: первый – в подготовительной части, когда упражнения выполняются в движе-нии, поточно, и второй – в конце основной части, во время проведения двухсторонних игр и упражнений для совершения физических качеств следует признать целесообразным такое планирование нагрузок на уроках волейбола, которое предусматривало бы их постепенное увеличение в первой части урока волнообразный характер в основной (при этом первый пик должен приходиться на первую половину, второй – наиболее значительный – на сере-дину урока и третий – на вторую половину) и постепенное снижение в заключительной ча-сти. Для того, чтобы правильно регулировать на уроке волейбола нагрузку, необходимо:
1. Определить рациональную последовательность решения основных задач урока.
2. При проведении в первой, второй половине и середине основной части урока комплекса мало интенсивных упражнений направленных на решение задач фор-мирования навыков выполнения, технических приемов и тактических действий включать в него несложные знакомые учащимися упражнений высокой интен-сивности. Например, при обучении передачи мяча сверху двумя руками и после 5 минут работы, дать задание соревновательного характера: эстафета возвратно-беговая с мячами; кто быстрей выполнит.
3. Рационально изменять продолжительность выполнения упражнений, их интен-сивность, продолжительность интервалов отдыха, характер отдыха, число повто-рений, величину отягощений.
4. Осуществлять дифференцированный подход к учащимся, видоизменяя задание в соответствии с особенностями отдельных групп учащихся.
5. Овладеть методами оперативного контроля за величиной нагрузки. С этой целью учителю следует обучить занимающихся методике определения показателя ЧСС. Но наиболее прост и доступен в практическом отношении для учителя и учащих-ся такой способ контроля нагрузки на уроке волейбола, как наблюдения за внеш-ними признаками утомлении приведенные в таблице №1.
Таблица №1.
Внешние признаки утомления при физических нагрузках.
Обычное Среднее Переутомление
Небольшое покраснение ко-жи лица. Незначительная потливость. Учащенное ров-ное дыхание. Четкое выпол-нение команд и заданий. От-сутствие жалоб. Значительное покраснение кожи лица. Большая потли-вость особенно лица. Уча-щенное дыхание с периоди-ческими глубокими вздохами и выдохами. Нарушение ко-ординации движений. Жало-бы на усталость. Разное покраснение или си-нюшность кожи. Резкое уча-щенное аритмичное дыхание. Резкое нарушение координа-ции движений. Жалобы на головокружение, шум в ушах, слабость, тошнота.

При первых признаках переутомления учитель обязан полностью освободить ученика от выполнения упражнения, до выяснения причин его вызвавших.

Методы организации учащихся
Основы успешного проведения урока волейбола – это правильное планирование и при-менение таких методов организации урока, которые наилучшими способом помогли бы учите-лю на каждом конкретном занятии решать поставленные задачи. На уроках волейбола в раз-личной степени применяются фронтальный, групповой, индивидуальный методы организации учащихся.
Наибольшее применение из вышеперечисленных методов имеет фронтальный, преду-сматривающий одновременную работу всей группы над одним учебным материалом.
При фронтальном методе организации исхода из специфики волейбола, целесообразно в большинстве случаев разделить учащихся на группы поточного выполнения одного и того же упражнения. Кроме того практика проведения уроков волейбола показывает, что большинство волейбольных упражнений желательно выполнять в парах, тройках, индивидуально.
При групповом методе организации в отличие от фронтального учащиеся в обязатель-ном порядке делятся на группы, каждая из которых выполняют свое задание. Их смена проис-ходит по команде учителя. На уроках волейбола этот метод имеет ограниченное применение. Например, при проведении двухсторонней игры не все школьники могут одновременно при-нять в ней участие. В этом случае оправдано использование группового метода: учащиеся не занятые должны получить различные задания для совершения физических качеств.
Индивидуальный метод, в этом случае каждый учащийся получает свое задание и вы-полняет его самостоятельно. Ряд технических приемов в волейболе отличаются повышенной сложностью для обучения. Поэтому рекомендуется предварительно изучать их индивидуально в упрощенных условиях, расчленив их на относительно самостоятельные элементы. Например, разбег, прыжок, ударное движение руки по мячу при нападающем ударе.

Формирование двигательных навыков и умений
Процесс обучения любому техническому приему игры в волейбол или тактическому действию при необходимости формирования их прочных навыков складывается из трех эта-пов: начального разучивания, углубленного разучивания, закрепления, дальнейшего совершен-ствования.
В соответствии со стадиями формирования двигательных умений и навыков выделяют следующие фазы изучения приемов игры в волейбол и их способов:
ознакомление с приемом, изучение его в упрощенных, специально созданных условиях, изу-чение технического приема в условиях приближенных к игровым, совершенствование техни-ческого приема в условиях игровой деятельности.
Общее ознакомление с игровым приемом -- здесь предусматривается создание у занимаю-щихся представлений об изучаемом техническом приеме ( рассказ, показ а также опробование и его выполнение). Цель объяснения заключается в том, чтобы занимающиеся поняли основ-ное назначение изучаемого приема, особенности и технику его выполнения, а также тактиче-ское применение в игре.
Приступая к разучиванию новых игровых приемов, не следует сразу же говорит учащим-ся о возможных ошибках. Обычно ученики чаще всего повторяют именно их. Лучше показать ребятам отлично выполненное упражнение, а на ошибки указывать только по мере их появле-ния.
Изучение приема в упрощенных, специально созданных условиях направлено на овла-дение основной структурной и ритмом приема предупреждения или устранения лишних дви-жений и ошибок исполнения. Поэтому его необходимо изучать с помощью специально подо-бранных имитационных и подводящих упражнений, исключив по возможности влияние всех отвлекающих факторов и сконцентрировать внимание учащихся на правильном выполнении движения.
На данном этапе целесообразны следующие методы обучения:
- Метод расчленного упражнения с последовательным объединением частей в целое;
- Метод целостного упражнения с избирательным выполнением его деталей. Первый используют, если действие поддается расчленению на относительно
самостоятельные элементы без существенного искажения (например, разбег, прыжок, ударное движение по мячу рукой при нападающем ударе). Начинать обучение следует с основных ча-стей упражнения по мере их усвоения переходят к второстепенным, независимо от места их в упражнении. Например, при изучении подачи мяча и нападающего удара начинать осваивать приемы следует с ударного движения по мячу, а затем переходить к подбросу мяча вверх при подаче, к разбегу и прыжку при нападающем ударе. Если же расчленение целого приводит к изменению самой сути движений, к искажению их структуры, выбирают второй метод, он наиболее приемлем при обучении перемещениям, приему и передачам мяча.
Изучение технического приема в условиях приближенным к игровым.
Как только ученики научились правильно выполнять технический прием в упрощенных условиях, учителю необходимо несколько усложнить упражнение. Например, передачи мяча, подачи, нападающий удар выполнять через сетку - на месте и в движении.
Совершенствование технического приема в условиях игровой деятельности.
Основная задача которая стоит на этом этапе - это привитие ученикам навыков и умения
выполнять игровые приемы во взаимодействии с партнерами в групповых и командных
упражнениях. При изучении техники игровых приемов таких как подача нападающий
удар, блокирование, не следует обременять учащихся многообразием тонкостей, лучше
сосредоточить их внимание на главных компонентах исходном положении,
подготовительной, основной и заключительной фазах игрового приема. Интерес к занятиям больше, если учитель использует соревновательную форму проведения урока. Так при изуче-нии передачи мяча в движении во встречных колоннах ставится задача возможно дольше про-держать мяч в воздухе не уронив его на площадку. Этот же методический прием можно ис-пользовать при обучении приему мяча и защитным действиям.

Средства и методы воспитания физических качеств
Применение на уроках волейбола наиболее эффективных средств и методов воспитания двигательных качеств поможет решить одну из важнейших задач физического воспитания за-нимающиеся - повышение их физической подготовленности укрепления здоровья. Около 80% всех действий волейболиста имеет скоростно-силовой характер. Это прежде всего прыжки, стартовые рывки, передачи, падения, перекаты и т.п. Важно выбрать, исходя из специфики во-лейбола, наиболее эффективные средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств. Например, сгибание и разгибание рук в упоре лежа окажет меньше влияние, чем то же самое но в прыжке, а прыжки из глубокого приседа -- по сравнению с прыжками в глубину. Приме-нение большого количества специальных подводящих и основных упражнений в процессе формирования навыков этих двигательных действий будет способствовать и воспитанию ско-ростно-силовых качеств. Но круг средств, которые можно использовать для этой цели на уро-ках волейбола, конечно же значительно шире. К ним относятся общеразвивающие упражнения, упражнения с отягощением, прыжки с преодолением собственного веса, которые необходимо выполнять в максимальном темпе за счет кратковременных усилий. Целесообразно примене-ние метода динамических усилий при котором используются небольшие не более 20% веса те-ла - отягощения, а движения выполняются с максимально возможной скоростью и амплитудой, и метода сопряженных воздействий, когда малый вес отягощений, непосредственно использу-ются в упражнении для совершенствования технических приемов (спец. манжеты, пояса, набившие мячи). На уроках волейбола необходимо воспитание, как общей выносливости яв-ляющейся базой для разносторонней подготовленности учащихся, так и более характерной для волнообразного режима игровой деятельности волейболистов скоростной выносливости. По-вышение уровня общей выносливости можно достичь увеличением моторной плотности и ин-тенсивности уроков, а также применением специальных волейбольных упражнений достаточ-ной длительности (6-8 мин) и умеренной интенсивности. В основном используются комплекс-ные упражнения поточного характера (прием - передача мяча в движении с изменением направления и скорости нападающий удар, игра 2*2 и т.д.) подвижные, двухсторонние игры, мини-волейбол. Для воспитания скоростной выносливости положительный эффект дает ис-пользование волейбольных упражнений в следующих сочетаниях показателей физических нагрузок: метод - повторный; интенсивность субмаксимальная; продолжительность упражне-ния - 20с - 1 мин; число повторений - 3-4. Отдых между повторениями должен быть такой про-должительности, чтобы показатель ЧСС в конце был 120-140 уд/мин. Работу по воспитанию общей выносливости, как правило, следует планировать во второй половине основной части урока, а скоростной - в первой.
Воспитание ловкости т.е. умения рационально перестраивать двигательную деятельность в сжатые временные интервалы, диктует необходимость использовать упражнения требующие мгновенного реагирования на внезапно изменяющиеся ситуации.
Для этой цели больше всего подходят подвижные игры. С успехом применяются и от-дельные технические приемы в сочетании с акробатическими, гимнастическими и легко-атлетическими упражнениями. Например, подбрасывают мяч вверх - вперед делают ку-вырок вперед - встают - нападающий удар то же самое но вместо нападающего удара передача сверху или снизу двумя руками.
Одиночные и многократные прыжки на месте и с разбега с поворотом на 180 , 270 , 360°. Для воспитания быстроты используют повторный, соревновательный и игровой методы. Дли-тельность одного упражнения не более 15 сек. Интервал отдыха между повторениями 30-45сек. Количество повторений в серии 6-8. Таких серий на протяжении урока может быть не-сколько их проведение целесообразно планировать или в конце подготовительной, или в начале основной части урока после упражнений на ловкость. Например, рывки и ускорения из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя) по зрительному сигналу, быстрые переме-щения с последующей имитацией технического приема.

Предупреждение травматизма и оказание первой помощи
Специфика волейбола предопределяет необходимость постоянного соблюдения на уроках мер безопасности способствующих предупреждению травматизма. Температура воздуха в зале должна быть в пределах 16-18 С, а пол чистым и сухим, искусственное освещение на уровне пола 150 - 200. Инвентарь и оборудование должны быть исправными и подобраны в соответ-ствии с возрастом и физической подготовленностью учащихся. При выполнении упражнений учащиеся, как правило сосредотачивают внимание на мяче, и плохо контролируют изменение игровой обстановки, перемещение партнеров. Это может привести к столкновению и травмам. По этой причине все задания с мячами школьники должны начинать выполнять только по сиг-налу преподавателя, тренера.
С первых же уроков волейбола следует приучить детей соблюдать очень полезное прави-ло: сразу после свистка учащиеся все должны остановиться, взять в руки мячи и повернуться лицом к преподавателю.
К типичным травмам возможным на уроках волейбола относятся: растяжение связок го-леностопного реже коленного и плечевого суставов, пальцев рук и их вывихи. Сразу после получения травмы необходимо:
1. Осмотреть её.
2. Заморозить место травмы, если это растяжение мышц или связок, наложить давящую повязку.
3. Обеспечить травмированному покой.
4. При необходимости вызвать или доставить пострадавшего к врачу. Для того чтобы средства замораживания оказывали нужный эффект, холод должен проникать до травмированной ткани и действовать достаточно долго, особенно если сустав или мышцы крупные. По этой причине применение хлорэтила оказывается не всегда эф-фективным так как он замораживает лишь поверхностно и кратковременно. Одновре-менно замораживаем для того, чтобы приостановить внутреннее кровотечение, надо положить давящую повязку, и приподнять травмированную область под углом более 45 , для лучшего оттока крови.

Общая физическая подготовка
Задачи общей физической подготовки:
1. Укрепление здоровья, содействие общему развитию организма игрока, при-обретение правильной осанки.
2. Развитие и совершенствование основных двигательных навыков и умений.
3. Укрепление систем организма волейболиста несущих основную нагрузку в игре.
Средствами общей физической подготовки являются общеразвивающие
упражнения.
Специальная физическая подготовка
Задачи специальной физической подготовки:
1. Развитие физических качеств специфических для данной игровой деятельности.
2. Развитие качеств и способностей необходимых для овладения техникой и
тактикой игры.
Средствами являются:
1. Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокра-щения мышц которые участвуют в выполнении технических приемов, скорости пры-гучести, спец. ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой), быстроты переключения.
2. Упражнения сходные с основным видом действия не только по характеру нервно-мышечных усилий, но и по структуре движений.
3. Акробатические упражнения.
4. Подвижные и спортивные игры.
5. Специальные эстафеты и контрольные упражнения (тесты).

Психологическая подготовка
Психологическая подготовка служит важным условием успешного решения задач в си-стеме многолетней подготовки волейболистов.
Следует выделить общую психологическую подготовку и подготовку к соревнованиям.
Задачи психологической подготовки сводятся к следующему:
1. Воспитание высоких моральных качеств, формирование чувства кол-лективизма, развитие положительных черт личности.
2. Воспитание волевых качеств, целеустремленности, настойчивости, вы-держки и самообладания, смелости. Дисциплинированности.
3. Адаптация к условиям соревнований.
4. Настройка на игру и методика руководства командой в игре.

Контрольные нормативы по технической подготовке
1. Точность второй передачи.
Устанавливают ограничители расстояния и высоты передачи (обручи, линии, ленты). Передача из зоны 3 в зону 2 (4) - расстояние - 3 - 3, 5м высота ограничителя Зм, расстоя¬ние от сетки не более 1,5м. Если обруч, то высота его над сеткой 30-40см, расстояние от боковой ли-нии 1м, от сетки 20-30см. При передаче из зоны 2 в зону 4 расстояние передачи 5-6м, при пе-редаче в прыжке из зоны 2 в зону 3 - 1- 2м, в зону 4-4 -5м. Количество по¬пыток - 5. Учиты-вается количество и качество передач. Задание выполняется стоя спиной и ли¬цом по направ-лению передач.
2. Точность передачи мяча через сетку (в прыжке).
На противоположной площадке очерчивают зону, куда надо послать мяч: в зоне 4 -размером 2 * 1м, в зоне 1 и в зоне 6 - размером 3 * Зм, количество попыток - 5. Учитыва¬ется количество и качество выполнения. Передачи выполняются двумя руками через сет¬ку, двумя руками вдоль сетки, одной через сетку.
3. Передачи сверху у стены стоя и сидя (попеременно).
Расстояние от стены 2,5м, на стене на высоте 3 м - контрольная линия. Передача над со-бой - верхняя (нижняя) передача в стену - после отскока от стены передача над собой и сесть - передача - встать и выполнить передачу в стену стоя и т.д., необходимо сохранить расстояние до стены и высоту передачи. Две передачи стоя, и одна сидя составляют се¬рию. Учитывается максимальное количество серий.
4. Передачи сверху у стены, стоя лицом или спиной (поочередно). Расстояние до стены - Зм. Контрольная лента на стене на высоте 4 м. Надо стремиться выдержать рас¬стояние до сте-ны и высоту передачи. Подбрасывается мяч над собой - передача в стену -передача над собой - поворот на 180 (спиной к стене) - передача стоя спиной - поворот кругом - передача, стоя ли-цом к стене и т.д. Передачи стоя лицом к стене, над собой и стоя спиной составляют серию. Учитывается количество серий.
5. Точность подач. Основные требования: качественное техническое использование за-данного способа подачи, подача в определенный участок площадки.
Правая (левая) половина площадки, зона 4-5(1-2), мишень в 50см от боковых линий в зонах 5 -4 ( 1-2) размером 1,0 * 1.0м, в зоне 6 от лицевой линии в 50см, размер линии тот же.
6.Точность нападающих ударов. Требования: технически правильное использование того или иного способа удара, мяч должен быть направлен достаточно сильно с опреде¬ленной точ-ностью.
При ударах из зоны 4 в зоны 5 -6 площадь попадания ограничивается лицевой, боко¬вой линиями; при ударах с переводом площадь ограничивается боковой линией и линией парал-лельной ей на расстоянии 2м от нее: если удар выполняется из зоны 2 - в зонах 4 -5; при ударах из зоны 4 - в зонах 1 -2; количество попыток - 5.
7. Точность первой передачи (прием мяча). Подача должна быть нацеленной в зону, где стоит игрок. Только в этом случае попытки идут в зачет. Цель - обод диаметром 2м на высоте 1,5м. Учитывается качество и количество.
8. Защитные действия (защита зоны). Игрок - в зоне 6, в круге диаметром 2м. Из зо¬ны 4 и 2 стоя на подставке мяч посылают поочередно с собственного подбрасывания уда¬ром. Количе-ство ударов 20-30.
9. Блокирование. При одиночном блокировании учащийся располагается в зоне 3 и в мо-мент передачи на удар выходит в соответствующую зону для блокирования. Высота удара и направления известны. При групповом блокировании игроки располагаются каж¬дый в своей зоне.

Начальное обучение
Техника и тактика игровых приемов стойки и перемещения
При приемах и передачах мяча, лежащего с небольшой скоростью, а также перед вы-полнением нападающего удара и блокирования игрок ставит ноги на ширине плеч, одна немного впереди, сгибание ног и наклон туловища незначительны, руки перед туловищем, вес тела равномерно распределен по всей площади опоры (рис. ). При приеме подачи при страховке волейболист чуть больше сгибает ноги, средняя стойка, (рис. ). При игре в защи-те (прием мячей, летящих с большой скоростью) игрок находится в полу приседе, тулови-ще наклонено вперед О.Ц.Т. перемещен на переднюю часть опоры, низкая стойка, (рис. ). Перемещение игроков различны по скорости. Выполняют их ходьбой (приставным или обычным шагом) бегом или скачком. Иногда перемещения выполняют сочетанием ходьбы, бега и скачков.
Методика обучения
Стойки перемещения игрока целесообразно разучивать в различных построениях, применяя фронтальный метод организации учащихся.
Вначале обучения следует показ стойки, объяснения - для какого технического дей-ствия - какая применяется стойка, а затем сочетание стоек с перемещениями.
Упражнения для обучения:
1. Принять положение средней стойки - ноги согнуты в коленях так, чтобы они нахо-дились в одной проекции с носками, руки на коленях, спина прямая, взгляд вперед. Остаться в этом положении, руки чуть согнуть в локтях, расположив их впереди.
2. Исходное положение - средняя стойка - принять высокое, низкое положение, опять среднее.
3. Среднее положение стойки - шагом переместиться вперед, назад, влево, вправо.
4. То же, что упражнение 3, но скачком.

5. Упражнения в парах: один игрок бросает мяч вверх - вперед, другой бежит оста-навливается шагом (скачком) ловит мяч на уровне головы в положении приема мяча свер-ху двумя руками.
6. В парах подброс мяча одним игроком является сигналом для другого - принять вы-сокую стойку, подброс мяча с имитацией нападающего удара - принять низкую стойку. Ошибки встречающиеся при обучении стойкам и перемещениям:

1) Ноги выпрямлены или чрезмерно согнуты в коленях.
2) Руки опущены.
3) Несоответствие скорости перемещения, скорости полета мяча.
4) Нерациональный способ перемещения.

7. Передвижение приставными шагами левым, правым боком вперед - остановка прыжком, выпадом.
8. Броски и ловля мяча в колоннах с выходом под мяч и принятием средней стойки.
9. Перемещение шагом вперед, в стороны, назад, выполняя передачи мяча над собой.
10. Перемещение занимающегося в противоположную колонну после встречной
передачи мяча.

Передача мяча сверху двумя руками
Прием и передача мяча - это та основа, на которой строятся атакующие и защитные действия волейболиста. От того насколько умело овладевают занимающиеся этими техни-ческими приемами во многом зависит успех дальнейшего обучения.
Прежде чем приступить к изучению передачи мяча, ученики должны усвоить следу-ющее: при выполнении приема необходимо перемещаться так, чтобы к моменту передачи мяча оказаться в исходном положении, т.е. в соответствующей для данного технического приема, стойке.
В момент передачи, касаться мяча только фалангами пальцев.
В момент передачи разгибание рук, туловища и ног выполняют одновременно, со-провождая мяч руками до полного их выпрямления.
Методика обучения
Ученик принимает исходное положение, т.е. среднюю стойку, (рис. ) руки согнуты в локтях, кисти перед лицом, чуть выше лба, образуя «ковш». Локти направлены вперед в стороны, ноги на ширине плеч, одна несколько впереди другой, туловище слегка наклоне-но вперед (рис. ). При передаче пальцы соприкасаются с мячом, амортизируя, смягчают по-ступательное движение (рис. ). Затем согласованным разгибанием рук, туловища и ног мя-чу придается поступательное движение вперед - вверх (рис. ). В заключительной фазе пе-редачи ученик полностью разгибает руки, туловище и ноги, а кистями сопровождает мяч.
Ошибки встречающиеся при обучении передачам двумя руками сверху:
1. Несвоевременный выход на мяч.
2. Неправильное исходное положение перед приемом мяча.
3. Мяч принимается на уровне груди или за головой.
4. Кисти рук не сопровождают мяч.
5. Отсутствует фаза амортизации.
Упражнения для обучения передачам мяча сверху двумя руками
1. Без мяча, индивидуально, имитация передачи мяча двумя руками сверху, с
активным разгибом рук в локтях и завершающим кистевым движением вперед.
2. То же самое, что и в упражнение 1, но с шагом вперед, назад. Влево, вправо.
3. В парах, с обеих сторон сетки на расстоянии 4 м. Один учащийся бросает мяч дру-гому в направлении головы. Партнер находясь в средней стойке кисти над головой, выхо-дит под мяч и ловит мяч на приготовленные кисти затем, выполняет передачу.
4. То же, но мяч набрасывают партнеру, он перемещается и выполняет передачу.
5. Передача мяча сверху в парах или в стенку.
Прием и передача мяча двумя руками снизу
Прием мяча двумя руками снизу используют при приеме подачи, при игре в защите, в том числе и при страховке и перебиваний через сетку мячей, летящих далеко за пределами площадки.
Прежде чем приступить к освоению этого приема, занимающиеся должны усвоит ь следующее:
Необходимо перемещаться так, чтобы к моменту приема мяча находиться в исходном положении, стойке. Мяч принимают на предплечья, ближе к кистям; кисти соединяют об-разуя своеобразный замок. Ноги и туловище разгибают активно с сопровождающим дви-жением рук и плеч вперед - вверх.

Методика обучения
Начальный этап обучения приему мяча двумя руками снизу целесообразно проводить фронтальным методом построив учащихся в шеренгу, колонну. Особое внимание обратив на исходное положение, т.е. стойку: ноги на ширине плеч или шире, параллельны или одна впереди другой, согнуты в коленях, руки выправлены и направлены вперед - вниз, локти приближены друг к другу, кисти соединены, туловище слегка наклонено вперед (рис. )
Осуществляя прием, игрок располагается так, чтобы мяч был перед ним (рис. ) мяч принимают на предплечья. Ближе к кистям (рис. ).
Затем идет дальнейшее разгибание ног и туловища, плавно смещая руки вперед -вверх вслед за мячом.
Упражнения для обучения приему и передаче мяча двумя руками снизу
1. Имитация приема мяча - находясь в исходном положении ученик выполняет серии движений имитирующих прием мяча. Основное внимание следует обратить на согласо-ванность в работе рук, туловища и ног.
2. В парах, один учащийся набрасывает мяч, другой приняв стойку, подводит руки под мяч снизу и ловит его.
3. То же, что упражнение 2, но после перемещений.
4. В парах. Один ученик набрасывает мяч, другой приняв исходное положение,
подводит вытянутые руки под мяч снизу и ловит его.
5. То же, что упражнение 4, но после выпада, перемещений.
6. Индивидуально: жонглирование мячом: а) передача мяча снизу двумя руками над собой, чередование передач разной высоты - 1м, - 3 м; б) то же самое, что и в упражнении (а), но двигаясь влево, вправо, приставным шагом - назад, вперед - передача на каждом ша-ге.

7. С обеих сторон сетки: партнер с одной стороны - группа из 3 - 4 учащихся с другой стороны сетки - набрасывание мяча броском каждому из группы - возвращение мяча пере-дачей снизу двумя руками.
8. Учащиеся располагающие по одному в зонах 4,3,2 в метре от сетки. Остальные в колоннах по одному в зонах 1, 5,6. Учащиеся стоящие в зонах 4,3,2 бросают мячи выбега-ющим навстречу из напротив стоящих колонн, те принимают мячи снизу двумя руками, затем возвращение в конец своей колонны.
Характерные ошибки: сгибание рук в локтях во время приема мяча, неправильное со-единение кистей рук сильное опускание плеч вперед - вниз. Отсутствие согласованности в движении рук, туловища и ног.
Нападающий удар
Атакующий игрок должен осознать, что его рукой, образно говоря, реализуются уси-лия всей команды. Прежде чем мяч дойдет до атакующего, его обработает как минимум еще два игрока (игрок принявший мяч с подачи или в доигровке и игрок выполнивший передачу для нападающего удара). А в целом только согласованность всех партнеров поз-воляет атакующему игроку получить мяч для завершающего удара. Нападающий удар - технический прием атаки, заключающийся в том, что игрок перебивает мяч одной рукой в прыжке на сторону противника выше верхнего края сетки. Прямой нападающий удар по ходу выполняют при достаточной горизонтальной скорости разбега и использование ее для вертикального прыжка. Длина разбега ограничена 2-4 м. (2-3 шага). Первый шаг относи-тельно небольшой, скорость движения средняя, длина второго шага увеличена скорость движения возрастает. На третьем шаге горизонтальная скорость разбега преобразуется в высоту вертикального прыжка, и выполняется он обычно скачком. При этом одну ногу (обычно правую) выносят вперед и ставят на пятку (стопорящий эффект), и приставляя ле-вую, приземляются на параллельно поставленные стопы, сгибая ноги. Маковым движени-ем руками через стороны по дуге назад и вперед вверх с одновременным разгибанием ног выполняется прыжок вверх. Левая рука после махового движения задерживается на уровне плеч. Правая рука, осуществляя замах, движется вверх, плечо отводится назад, туловище прогибается, ноги в коленных суставах разгибаются. Затем следует ударное движение ки-стью правой руки и приземления на полусогнутые ноги.
Методика обучения
Начало разбега и его скорость зависят от расстояния и траектории полета мяча. При последнем шаге разбега руки движутся вниз, назад и выполняется скачок на выставленную вперед правую ногу и приставляя левую, приземляется на параллельно поставленные сто-пы, сгибает ноги, маховым движением назад, разводит руки через стороны назад.
Упражнения для обучения нападающего удара:
1. В парах: игроки располагаются на расстоянии 6 м друг от друга - поочередно вы-полняют нападающие удары правой (левой) рукой по мячу лежащему на ладони, поднятой вперед - вверх левой (правой) руки, направляя удар в пол. Отскочивший мяч ловит парт-нер.
2. То же, что и в упражнении 1, но удар выполняется на опущенной до уровня головы сетке, кисть захлестывающим движением накрывает мяч.
3. Ученик выполнив разбег и прыжок вверх сбивает мяч, ударом с руки партнера, стоящего на подставке.
4. Ученик из зоны 4 выбегает к сетке и выполняет нападающий удар по мячу, под-брошенному учителем вертикально вверх на высоту 2м. над сеткой.
5. В парах игроки стоят в 2м от сетки с обеих сторон. Бросок теннисного мяча, после шага скачка вперед - через сетку, стараясь попасть мячом в пол противоположной площад-ки. Обратить внимание на захлестывающие движения кисти.
Характерные ошибки встречающиеся при обучении нападающему удару:
1. Отсутствие стопорящего шага при разбеге.
2. Двойной наскок перед прыжком.
3. Удар по мячу согнутой в локтевом суставе рукой.
4. Нет завершающего движения кистью.
5. Недостаточно энергичный мах руками перед прыжком.
6. Прыжок вверх с одной ноги.
Блокирование
Блок - это наиболее действенное средство нейтрализации нападающих ударов сопер-ника. Блокирование является основным оружием обороны. Блок выполненный одним иг-роком называется индивидуальным, двумя или тремя игроками - групповым.
Индивидуальное блокирование.
Находясь в положении готовности перед сеткой - ноги на ширине плеч и несколько согнуты в коленях, руки полусогнуты. Кисти расположены перед грудью, взгляд направ-лен через сетку. Как только игрок определил предполагаемое место атаки, он, если это необходимо, быстро перемещается вдоль сетки к предполагаемому месту встречи с мячом приставным шагом, скачком или бегом. До 1,5 м - перемещаются скачком 2-3 м -приставными шагами, более 3 м - обычным бегом, поворачиваясь затем лицом к сетке.
Методика обучения
Важными элементами блока являются выбор места, время для прыжка и постановки рук над сеткой. Начальный этап обучения блокированию целесообразно начинать без мяча, т.е. имитировать постановку блока обращая внимание на точное выполнение задания. Для погашения горизонтальной скорости после перемещения, перед прыжком, выполнять сто-порящее движение, выставляя маховую ногу в сторону и приставляя к ней опорную. При обучении блокированию учителю, также следует обратить внимание учеников на пра-вильный выбор места для прыжка, своевременный прыжок и постановка рук над сеткой.
Упражнения для обучения блокирования
1. Ознакомление учащихся с исходным положением, показ стойки и объяснение тех-ники блокирования.
2. В парах, с обеих сторон сетки И.П. средняя стойка, кисти на уровне груди. По сигналу учителя выпрыгивают вверх касаясь ладонями друг друга над сеткой.
3. То же что и в упражнении 2, но двигаясь вдоль сетки, приставными шагами вы-прыгивая на блок после каждого шага.
4. В парах. Один учащийся стоит на гимнастической скамейке и держит мяч над верхним краем сетки; другой выпрыгнув вверх накрывает мяч кистями с одновременным отталкиванием мяча.
Ошибки встречающиеся при обучении блокированию:
1. Отсутствует стопорящий шаг после перемещения вдоль сетки
2. Несвоевременный прыжок (рано или поздно)
3. Блокирующий раньше нападающего коснулся мяча
4. Нет активного движения кистей на мяч
Подачи
Подача предназначена не только для введения мяча в игру. Она является также эф-фективным средством, затрудняющим или срывающим атаку соперника. Поскольку пода-ча - это начало всех игровых эпизодов, то от умения выполнять ее и тактически правильно реализовать, зависит ход игры. Выбор цели и сосредоточенность необходимые условия для успешной подачи. Видов подач несколько, и по способу выполнения их, наиболее доступ-ны на начальном этапе обучения в школе, нижние прямая и боковая, а также верхняя пря-мая подачи.
Техника выполнения нижней прямой подачи таковы. Исходное положение - стоя ли-цом к сетке, ноги на ширине плеч, согнуты чуть в коленях, левая впереди (для правши) мяч на ладони согнутой левой руки, расположенной на уровне пояса, игрок смотрит на проти-воположную площадку (рис. ). Правую руку отводят для замаха назад, тяжесть тела пере-носят на стоящую сзади ногу, взгляд переводят на мяч (рис. ). Движением левой руки вверх побрасывают мяч на 0,4 - 0,6м., правой рукой после замаха и производят удар (рис.)
Верхняя прямая подача - исходное положение стоя лицом к сетке, ноги на ширине плеч, левая впереди( для правшей), мяч в левой руке на уровне груди, взгляд направлен на площадку соперника (рис. ). Правую руку игрок поднимает вверх, туловище слегка откло-нено назад, (рис. ) движением левой руки вверх игрок подбрасывает мяч перед собой вверх на высоту 0,6 - 0,8 м выше головы (рис. ). Разгибая опорную ногу, производят удар рукой по мячу (рис. ).
После нанесения удара, рука продолжает движение вперед и вытягивается в направ-лении подачи, кисть сопровождая мяч, сгибается.
Методика обучения
В начале необходимо научить учащихся принимать исходное положение для выпол-нения подачи, согласовывать работу ног и рук; т.е. мяч подбрасывать вертикально вверх, удар выполнять выпрямленной рукой, активное завершающее движение кистью. Удар по мячу наносят основанием ладони, и в начале обучения, не в полную силу.
Упражнения для обучения подачам
2. Имитация подбрасывания мяча вверх и замах бьющей рукой.
3. Подбрасывание мяча и ловля его в момент удара (левая рука преграждает путь мя-чу)
4. Подачи в стену с расстояния 6-9м на высоту сетки.
5. Подачи через сетку с расстояния 7-8м от сетки.
6. Подача в пределы площадки с места подачи.
7. Чередование способов выполнения подач.
Характерные ошибки встречающиеся при обучении подачам:
1. Неправильное исходное положение.
2. Неточный подброс мяча (в сторону, за голову).
3. Удар по мячу выполнен согнутой в локтевом суставе рукой.
4. В момент удара не разворачивают плечи.
Прием подачи
Прием подачи - технический прием, от которого зависит дальнейший ход игрового эпизода. Ошибки, допущенные здесь, немедленно приводят к потере очка. Плохой прием затрудняет развитие атаки из-за сложности выполнения. Прием подачи требует особого подхода при обучении.
Принимая подачу необходимо сосредоточиться. Между приемом подачи и приемом мяча после нападающего удара есть существенная разница. Поскольку при подаче прохо-дит довольно значительное время от момента удара соперника по мячу до того, когда мяч достигнет принимающего игрока. И если принимающий игрок сразу после подачи сопер-ника излишне напрягается, успешный и точный прием мяча гарантировать невозможно. Избежать этого ненужного напряжения можно специальными тренировками. Главное здесь - научиться сохранять естественный тонус мышц туловища в положении полу присе-да, необходимого для придания телу устойчивости. При всем при этом необходимо пом-нить о том, что умение сохранять расслабленность до момента, пока мяч не перелетел через сетку - это еще полдела. Надо, кроме того, уметь молниеносно передать нервный импульс рукам, когда мяч окажется близко, и моментально сконцентрировать все внимание на при-еме подачи. Нельзя принимать мяч одними руками. Надо, чтобы в этом участвовали мыш-цы всего тела (двигательная - способность координация, ловкость).
Следующий важный элемент в приеме подач - это точка касания рук мячом. Наиболее эффективным сказывается прием мяча на тот участок рук, который называют предплечья, т.е. чуть выше кистей рук. Ожидая мяч вес тела распределяйте на переднюю часть ступни ног.
Методика обучения
После подачи, определив направление, траекторию и скорость полета мяча, игрок принимающий подачу, быстро перемещается к месту падения мяча и принимает исходное
положение ноги согнуты в коленных и голеностопных суставах, тулови-ще
незначительно наклонено вперед, руки выпрямлены и направлены вперед - вниз (рис. ). Мяч принимают на предплечья, ближе к кистям, ноги и туловище выпрямляют. С увеличе-нием скорости полета мяча встречное движение рук замедляется. Иногда мяч летит с малой скоростью по высокой траектории, такие мячи целесообразнее принимать и передавать двумя руками сверху, тогда передача точнее. При приеме подачи снизу двумя руками сле-дует принимать низкую стойку, руки при этом опущены несколько ниже, чем обычно. Сгибание рук в локтевых суставах не допускается. Движение рук навстречу мячу мини-мально и уменьшается по мере увеличения скорости полета мяча. К стремительно летяще-му мячу выставляют предплечья и в момент касания его руки отводят немного назад, амор-тизируя удар. Поскольку большинство мячей с подачи попадает во вторую половину пло-щадки, то обучение лучше начинать располагая игроков в две линии (рис. ) - линия напа-дения - это игроки 2,3,4 зон и защиты - 1,5,6 зон. Затем по мере овладения приемом, распо-лагают их в виде ломаной линии (рис. ).
Обучая учеников технике приема мяча с подачи, учителю следует заострить внимание на след. деталях: учить приему подачи как двумя руками снизу, так и двумя руками сверху; подстраховать игрока принимающего подачу; пошел на прием мяча первым, принимай его не меняй своего решения.
Упражнения при обучении приему подачи
1. В парах, на расстоянии 5 - 6 м друг от друга. Один учащийся подбрасывает мяч вверх и несильным ударом со средней траектории направляет его на партнера. Мяч нужно принять двумя руками сверху.
2. То же, что упражнение 1, но мяч направляет ударом по низкой траектории ниже пояса принимающего. Мяч принимают двумя руками снизу.
3. В парах, на боковых линиях площадки. Один учащийся сверху двумя руками направляет мяч партнеру по различным траекториям и с различной скоростью, другой должен выйти навстречу мячу, занять исходное положение и принять сверху или снизу двумя руками, в зависимости от ситуации.
4. Шесть учащихся располагаются на одной стороне площадки в две линии. Подача выполняется через сетку по высокой или низкой траектории. Игроки принимают мяч свер-ху или снизу двумя руками и направляют его в зону 3.
5. То же, что в упражнении 4, но учащиеся располагаются на площадке в виде
ломанной линии. Принимают мяч двумя руками снизу и передают в зону 3. Обратить
внимание на состояние готовности учащихся перед приемом подачи, не закрепощаться.
Ошибки встречающиеся при приеме подачи:
1. Ирок не принял положение готовности.
2. Попытка принять мяч и отказ от намеченных действий, вводящих в заблуждение партнера.
3. Сгибание рук в локтевых суставах.
4. Запоздалая реакция на мяч.
5. Несвоевременный выход к летящему мячу.

Контроль за физической работоспособностью
Физическое состояние и работоспособность спортсмена постоянно изменяется под влиянием внешних воздействий, тренировочных занятий, соревнований и т.д.. Своевре-менная, точная и эффективная оценка текущего его состояния позволяет судить, во-первых, о возможностях спортсмена, а следовательно, ставить перед ним реально выпол¬нимые за-дачи; во вторых, об уровне тренированности. Поэтому планы тренировок долж¬ны вклю-чать контроль за достижениями спортсмена и оценку его потенциальных способ¬ностей.
Оценивая текущее состояние волейболистов, необходимо соблюдать следующие условия:
1. Тестирование проводить в подготовительном и соревновательном периодах регу¬лярно через равные промежутки времени. 2. Для каждого периода время и место контроль-ных испытаний должно быть одним. 3.Тестированию предшествует активная разминка с 3-5 минутным отдыхом перед началом испытаний.
2. Для более точного определения уровня развития специальных физических качеств адекватные тесты выполнять по одному в день сдачи.
3. К испытаниям допускать только здоровых спортсменов.
Нормативные требования по физической подготовке для студен-тов, специализирующихся на волейболе
Общая выносливость (аэробные возможности)
1. Упражнения в нападающем ударе из зон 2(4) в течение 2 мин.30с с интенсивно¬стью 12-14 нападающих ударов в минуту (разбег из-за 3-х метровой линии или от нее и быстрое возвращение после удара на исходную позицию, т.е. к 3-метровой линии).
Восстановление пульса проверяется пальпаторно до 120-130 уд/мин.


Категория: Блоги | Добавил: ЕКАТЕРИНААЛЕКЕЕВНА
Просмотров: 80 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог