Пояснительная записка
Программа имеет физкультурно-спортивную направленность, соответствует базовому уровню.
Высокий уровень развития «Роуп-скиппинга (спортивная скакалка)», как вида спорта делает его одним из эффективных средств всестороннего физического развития.
Разнообразие двигательных навыков и движений, отличающихся не только по интенсивности усилий, но и по координационной структуре, способствует развитию всех физических качеств человека: силы, выносливости, быстроты, ловкости в гармоничных сочетаниях.
Способность спортсмена быстро ориентироваться в постоянно изменяющейся ситуации, выбирать из богатого арсенала разнообразных технических средств наиболее рациональное, быстро переходить от одних действий к другим приводит к достижению высокой подвижности нервных процессов.
Занятия роуп-скиппингом содействуют развитию у занимающихся таких ценных качеств, как смелость, настойчивость, инициативность и дисциплинированность. Стремление к общей цели во время выполнения танцевальных комбинаций со скакалками приучает к коллективным действиям, к постоянному сотрудничеству и взаимопомощи, воспитывает чувство дружбы и товарищества.
В процессе занятий роуп-скиппингом спортсмен достигает гармонического развития тела, красоты и выразительности движений. Глубокое наслаждение доставляют слаженность действий, сама спортивная борьба и радость победы.
Основными задачами дополнительного образования являются:
-формирование и развитие творческих способностей обучающихся,
-удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
-формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
-выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
-профессиональная ориентация;
-создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
-подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки;
-социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе;
-формирование общей культуры обучающихся.
Актуальность данной программы состоит в том, что сегодня дополнительное образование детей вместе с модой усиливает внимание на здоровый образ жизни, и развивает такие виды как: шейпинг, атлетизм, фитнес - skip (прыжок, скачок, подпрыгивать, многократные перескакивания). В США и Европе вместе с различными оздоровительными системами Роуп-скиппинг (многократные перескакивания) приобрёл популярность и развивается как вид спорта с 80-х годов уже прошлого века. Спортивные федерации созданы более чем в 30 странах мира. В России же распространение skipping началось во времена Агнии Барто в 50-е годы «с поворотом, и с прискоком, и с разбега, и на месте, и двумя ногами вместе… во дворе и на бульваре, в переулке и в саду, и на каждом тротуаре у прохожих на виду».
Отличительной особенностью программы является совмещение нагрузки умеренной интенсивности, эффективности аэробного бега, атлетической мощи различных прыжков и прыжковых специальных упражнений, эстетичности танца, цикличности и уровня физической подготовленности, которые носят развивающий характер основных двигательных качеств: скоростных, скоростно-силовых, выносливости, координационных способностей, гибкости. В процессе занятий предусматривается профилактика негативных явлений в подростковой среде, пропаганда здорового образа жизни, воспитание толерантности, развитию морально-волевых качеств. Упражнения позволяют эффективно прорабатывать икры, плечи, мышцы рук и брюшного пресса, что улучшает фигуру, повышает функциональное состояние органов кровообращения и дыхания. В процессе занятий проявляется и коммуникативная деятельность: во владении навыками контроля, умении предвидеть возможные последствия своих действий, в учёте особенностей различного ролевого поведения (лидер, 4 подчинённый и др.), в поиске и устранении причин возникших трудностей, в оценивании черт своей личности и эмоционального состояния.
Педагогическая целесообразность программы. Программный материал представлен в виде современных технологий различных типов:
Здоровьесберегающие технологии. Их применение обеспечивает создание безопасных условий для занятий и рациональную организацию образовательного процесса (с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей обучающихся, при соблюдении гигиенических требований), а также соответствие физических нагрузок возрастным особенностям обучающихся.
Технологии обучения здоровью. Включают гигиеническое обучение (правильное питание, гигиена тела), обучение жизненным навыкам в общении (управление эмоциями, разрешение конфликтов), осознанное соблюдение техники безопасности на занятиях, профилактику вредных привычек, стимулирование мотивации на ведение здорового образа жизни, ответственность за собственное здоровье.
Главная задача спортивной школы заключается в подготовке физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов, в воспитании социально активной личности, готовой к трудовой деятельности в будущем. Основным условием выполнения этой задачи является целенаправленная подготовка, которая предусматривает:
- содействие всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья занимающихся;
- повышение уровня владения навыками в данном виде деятельности;
- подготовку волевых, смелых, дисциплинированных спортсменов;
- выполнение нормативных требований.
Режим учебно – тренировочной работы и требования по спортивной подготовленности
Год обучения |
Возраст учащихся, лет |
Кол-во учащихся в учебной группе |
Кол-во часов в неделю |
Уровень спортивной подготовленности |
1 |
От 15 |
12
(минимальная)
25
(максимальная) |
6
Продолжительность 1 занятия не более 2-х часов |
Прирост показателей по ОФП и СФП |
Общее количество часов в год – 216, общее количество занятий в год – 108.
Формы обучения: очная, занятия групповые и индивидуальные. В летние каникулы обучающиеся осваивают образовательную программу в условиях спортивно-оздоровительного лагеря и (или) самостоятельно по индивидуальной программе. Возможно обучение с применением электронных (дистанционных) технологий.
Адресат программы. К занятиям допускаются все лица, желающие заниматься избранным видом спорта, независимо от их способностей, уровня физического развития и подготовки и не имеющие медицинских противопоказаний.
Возраст детей: 15-17 лет
Срок реализации программы: 9 месяцев
Цель
Цель: ориентация на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения учебных действий и познания, формирования опыта самостоятельной деятельности, самопознания и самоопределения личности, стремления к самовыражению и самореализации своего "Я".
Задачи: для достижения поставленной цели при разработке и реализации образовательной программы предусмотрено решение следующих основных задач: Воспитательные:
- организация воспитательного пространства: воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о своём здоровье, в создание гармоничного единства внешних достоинств и внутренних морально-нравственных качеств;
- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
- пропаганда, как средство здорового образа жизни.
Развивающие:
- развитие и совершенствование физической красоты - красивой фигуры, осанки;
- развитие креативного мышления, пространственного воображения, актёрских и организаторских способностей, а также физическое развитие воспитанников;
- формирование качеств личности, отвечающих требованиям инновации, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного состава. Образовательные:
- предоставление возможности для эффективной самостоятельной работы, включение обучающихся в процессы познания;
- достижение планируемых результатов освоения образовательной программы всеми обучающимися;
- обеспечение планируемых результатов по освоению целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков;
- расширение сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитие потребностей в общении, перспективы личностного и познавательного развития, социальном признании и самовыражении;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе одарённых детей), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Учебный план
Вид подготовки
|
Всего часов |
Количество часов |
Форма аттестации (контроля) по видам подготовки |
Теория |
Практика |
Теоретическая |
8 |
8 |
|
Фронтальный опрос |
Общая физическая |
46 |
+ |
46 |
Педагогическое наблюдение, тесты |
Специальная физическая |
30 |
+ |
30 |
Педагогическое наблюдение, тесты |
Техническая |
62 |
+ |
62 |
Педагогическое наблюдение, тесты |
Интегральная |
44 |
+ |
44 |
Педагогическое наблюдение |
Игровая |
20 |
+ |
20 |
Педагогическое наблюдение, результаты игр |
Контрольные испытания |
6 |
+ |
6 |
Промежуточная аттестация |
Всего часов за 36 недели |
216 |
8 |
208 |
|
Содержание программы
Все предметные области тесно взаимосвязаны между собой. Общая и специальная подготовка представляют собой две неотъемлемые части всесторонней физической подготовки спортсмена. Чем шире круг двигательных умений и навыков, освоенных спортсменом, тем благоприятнее предпосылки для образования новых форм двигательной деятельности и совершенствования освоенных ранее. Единство общей и специальной подготовки заключается также во взаимной зависимости содержания: содержание общей физической подготовки определяется с учетом особенностей избранного вида спорта, а содержание специальной физической подготовки зависит от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой. В процессе многолетней подготовки увеличивается доля средств СФП.
Взаимосвязь физической и технико-тактической подготовки достигается: во-первых, при развитии физических способностей, необходимых для выполнения конкретного приема игры; во-вторых, при развитии физических способностей в рамках структуры приемов; в-третьих, при развитии специальных физических способностей применительно к отдельным приемам в процессе многократного их повторения с повышенной интенсивностью (превышающей соревновательную).
Сегодня успехов в спорте могут достичь лишь те спортсмены, у которых высокий уровень физической, технической, тактической подготовки сочетается с достаточно высокой теоретической подготовленностью.
Теоретическая подготовка
Учебный материал по теоретической подготовке можно осваивать как на специально отведенных занятиях, так и в ходе освоения других разделов подготовки юных спортсменов.
Физическая культура и спорт в России |
1 |
Состояние и развитие роуп- скиппинга |
1 |
Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена |
1 |
Влияние физических упражнений на организм спортсмена |
1 |
Гигиенические требования к занимающимся спортом |
1 |
Профилактика травматизма в спорте |
1 |
Основные приёмы владения скакалкой |
1 |
Физические качества и физическая подготовка |
1 |
Всего часов |
8 |
1.Физическая культура и спорт в России. Задачи физкультуры и спорта, их оздоровительное и воспитательное значение. Характеристика волейбола.
2.Состояние и развитие роуп - скиппинга. История возникновения роуп-скиппинга. Развитие роуп-скиппинга в России.
3.Сведения о строении и функциях организма человека. Общие понятия о строении организма человека, взаимодействие органов и систем. Понятие об утомляемости и восстановлении.
4.Влияние физических упражнений на организм человека. Воздействие упражнений на работоспособность мышц и подвижность суставов, развитие сердечно – сосудистой и дыхательной систем.
5.Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Общие гигиенические требования к занимающимся волейболом, местам занятий, инвентарю, одежде и обуви. Понятие о травмах, их предупреждение, первая помощь. Врачебный контроль. Режим дня и питания.
6.Основы техники базовых упражнений со скакалкой.
7.Характиристика прыжков через скакалку – силовые прыжки, прыжки в парах с одной короткой скакалкой.
8. Характеристика вращения длинных скакалок «Треугольник», «Радуга», «Дабл – Дач». Характеристика прыжков через длинные скакалки «Треугольник», «Радуга», «Дабл – Дач».
9.Нагрузка и отдых. Характеристика нагрузки в роуп-скиппинге. Соревновательные и тренировочные нагрузки.
10.Правила игры в волейбол. Упрощенные правила. Судейская терминология. Права и обязанности игроков.
11.Правила соревнований их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке. Виды соревнований, способы проведения. Обязанности судей и методика судейства. Подготовка мест для соревнований. Документация.
12.Места занятий и инвентарь. Площадка для роуп- скиппинга. Оборудование и инвентарь. Тренажерные устройства и технические средства, применяемые при обучении.
Практическая часть
Общая физическая подготовка
Теоретическая часть. Физические качества и физическая подготовка. Профилактика травматизма в спорте.
Практическая часть
Ритмика, элементы музыкальной грамоты. Связь музыки и движения. Темп музыки и ритм. Музыкальное вступление и музыкальная фраза. Самостоятельное использование музыкально-двигательной деятельности в импровизациях. Построение и перемещения.
Скиппинг. Прыжки на короткой скакалке и начальное обучение прыжкам на одной длинной скакалке. Сложные прыжки на короткой скакалке с согласованием движений рук и ног, с перемещением, используя две длинные скакалки. Прыжки классические (вперед, назад). Прыжки на одной ноге (вперед, назад) К ОФП направлена на развитие основных двигательных качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. Средства ОФП подбираются с учетом возраста занимающихся и специфики роуп-скиппинга.
В состав ОФП входят строевые упражнения и команды управления группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры.
Гимнастические упражнения для мышц рук и плечевого пояса, для мышц туловища и шеи, для мышц ног и таза. Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, скакалки); на гимнастических снарядах (стенка и скамейка, перекладина и канат); прыжки в высоту с прямого разбега.
Акробатические упражнения включают виды группировки: в приседе, сидя, лёжа на спине. Перекат вперед – назад из упора присев, перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой. Кувырок вперед из упора присев в упор присев, кувырок назад из упора присев, два-три кувырка вперед, кувырок назад и перекатом назад стойка на лопатках. Перекат прогнувшись в упоре лёжа. Кувырок вперед в упор стоя на коленях. Кувырок вперед из упора присев с последующим прыжком вверх. «Мост» наклон назад из стойки ноги врозь (с помощью). Кувырок вперед в стойку на лопатках. Стойка на голове и руках согнув ноги. Кувырок назад в полушпагат. Длинный кувырок с места (прыжком с места и с разбега). Кувырок назад в упор стоя согнувшись, ноги врозь. Стойка на голове и руках. «Мост» и поворот в упор присев.
Полная информация во вложении.
|