Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы
Русский писатель ХХ века Борис Васильев («Не стреляйте в белых лебедей», «Завтра была война») настаивает: нужно много говорить о нравственности, потому что он убежден, что все беды в нашей стране мы получили в обмен на ее утрату. А выход он видит в одном слове: в УВАЖЕНИИ. «Уважение к мужчинам и женщинам, детям и старикам, здоровым и больным, военным и невоенным, русским и нерусским, религиозным и атеистам, рыжим, чёрным, белым, курносым, горбоносым – ко всем, ко всем без исключения».
Он утверждает, что «этические и нравственные нормы поведения закладываются в столь раннем возрасте, в который имеют доступ только мать да бабушка: до пяти-шести лет… Именно в этом возрасте выковывается тот нравственный стержень, с которым ребенок уйдет во взрослый мир: трудолюбие, честность, скромность, любовь к семье и детям, уважение к старшим и многое, многое другое, регулируемое внушенным с детства примером личной совестливости. Никакая школа, никакой пионерский отряд, никакая комсомольская организация не в состоянии ни убавить, ни прибавить к нравственному багажу, заложенному семьей, практически ничего. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и личную способность человека адаптироваться к среде обитания, но далеко не каждому удается попасть в такую среду».
В целом, я согласна с этой точкой зрения. Но тогда до обидного обесценивается значимость моего учительского труда, моего вклада в развитие и воспитание поколения, которое через 5 - 10 лет будет основной интеллектуальной или рабочей силой в нашем государстве.
Мне часто доводится слышать сетования взрослых: дети сейчас не те; что с них взять; как мы вам сочувствуем, учителям. Что тут скажешь? Старо, как мир. Как только человек взрослеет, переходит из поколения детей в поколение отцов, все повторяется. (Говорят, что фраза «А вот в наше время…» диагностирует окончание молодости). Так вот ничего не поменялось. Большинство детей переживают те же катаклизмы, что и поколение их родителей. И базовые, нравственные ценности по-прежнему в ходу. Современные дети умеют отличать честность от заигрывания, ценят справедливость, верят в добро, мечтают о чистой светлой любви. Уверена в этом, я преподаю предметы, которые в силу своего содержания, форм работы предполагают выход на осмысление важных жизненных вопросов, рассчитаны на доверительность в отношениях. В сочинениях, различного рода творческих работах дети часто говорят о сокровенном, задают вопросы, вступают в дискуссию. Это доверие рождает ответственность и позволяет видеть глубину в современных детях.
Восьмиклассники размышляют о том, что такое «забота». «У меня есть младший брат Егор. И я чувствую ответственность за него. Мне кажется, что без моих «лекций» он все сделает неправильно. Я слежу за тем, чтобы он оделся по погоде… В этом и заключается забота: ты отдаешь частичку себя другому». «У меня похожая история. Племянники-малыши. Они очень раздражают меня тем, что вечно кричат. Лезут, когда я играю на гитаре. Но я бы, наверное, сошел с ума, если бы с ними что-то случилось».
Размышления о любви. «Не нужно торопить события, искать любовь, ведь можно и ошибиться. Настоящее чувство найдет тебя само, и не нужно усложнять жизнь бессмысленными поисками».
О родине. « В наше время мы не уделяем большого внимания своей родине. Сейчас это кажется не очень важным. Люди перестали об этом говорить. Но может это и не нужно? Мы не говорим, но, уехав из дома, покинув родину, все же тоскуем и при удобном случае возвращаемся. Наверное, если что-то любишь по-настоящему, не обязательно кричать об этом. Но в бешеной суете жизни не стоит забывать о важном, дорогом каждому из нас».
«По чтению можно узнавать и определять человека, ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает: и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочитанного», - так утверждал философ И.А. Ильин. А, например, И. Бродский в своей нобелевской лекции говорил, что политиков надо выбирать не только по их предвыборным программам, но и по книгам, которые они прочитали. Получается, что при массовом нечтении современного школьника (в среднем в стране читают 9 минут в сутки) литература как учебный предмет вряд ли сможет выполнить воспитательные функции, «пробуждать чувства добрые». Как разрешается это противоречие? Способны ли мы, учителя, как-то решать задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения?
Классическая литература учит: для человека (героя), переступающего/нарушающего нравственный закон, невыносимой становится жизнь. Только покаяние способно спасти и вернуть человека к нормальной человеческой жизни.
5 класс, К. Паустовский «Теплый хлеб». Мальчик Филька вместо подаяния, которое просил раненый в войну конь, бродя от калитки к калитке, бьет его по губам и бросает хлеб далеко в рыхлый снег: «На вас не напасешься, на христорадников!» И случился в этой местности страшный мороз, замерзла вода в пруду, встала мельница. Мука у всех вышла. Филька, стуча зубами от страха, прячется на печке, подступает к бабке с вопросом: почему случились такие холода? Бабка объяснила: от злобы людской… И нет покоя Фильке.
Как начинается путь к раскаянию? Вначале он осознает свой поступок (грех), раскаивается в нем, затем преодолевает стыд и страх наказания, потом чистосердечно признается мельнику Панкрату в своем поступке и, наконец, мирится с конем. Покаяние влечет за собой радость, очищение души. Филька плачет.
Принять духовно – нравственные ценности – это значит усвоить знания о нравственности, проведя их через собственный жизненный опыт. Рассуждаем о рецептах счастья человека после изучения трех рассказов: А.П.Чехов «О любви», И.А.Бунин «Кавказ», А.И.Куприн «Куст сирени». Детям, безусловно, симпатичны купринские герои, точнее целеустремленная и решительная Верочка, которая находит выход из сложной ситуации, спасает мужа. И семью, и собственное счастье. « Они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались, чтобы еще раз взглянуть на эту странную парочку».
Говорим о главном герое Алехине из рассказа Чехова. Упустил возможность счастья, жил рядом с любимой женщиной, понимал, что любим, но не смог посягнуть на семейные узы, не смог разрушить семью. Хотя он видит, как страдает Анна Алексевна, как разрушается ее здоровье. Я подначиваю ребят рассуждением о том, что герой слабоволен, инертен, бесконечно рефлексирует и ничего не предпринимает для того, чтобы устроить их счастье. (Вот герои рассказа Бунина смогли нарушить нравственные законы и пробуют строить свое счастье, обманув мужа героини и отправившись отдыхать вдвоем на Кавказ). Итог спора: невозможно быть счастливым, делая несчастным хоть одного человека. А в случае с Алехиным вердикт таков: дети должны жить в семье с обоими родителями. Ведь страдающим будет не только Луганович, муж Анны Алексеевны, но и ее дети. Отрадно слышать подобные выводы.
Читаем рассказ много пережившего, прошедшего фашистский плен, потерявшего семью Андрея Соколова (М.Шолохов «Судьба человека»). Сказовая форма повествования, трагическая судьба, удивительная стойкость и сила духа героя подкупают ребят. Перечисляем беды, выпавшие на долю Соколова, и неожиданно понимаем, что при этом у нас не возникает чувства безысходности. Вот как закончила свое сочинение о герое ученица: «Никогда не знаешь, какой подарок приготовила для тебя судьба. Этого не дано никому из нас. Но этот рассказ дал понять, что любые, даже самые тяжелые испытания, нужно уметь пережить. А главное, помнить, ничего не бывает просто так. Если ты жив, значит, ты кому-то нужен, значит судьбой тебе предназначено что-то еще».
Я вижу необходимость сохранить изучение классической художественной литературы в школе, как единственный способ знать свои национальные корни, имена корифеев слова, помнить, что духовный потенциал классической литературы необходимо прочитать (вычитать) и пережить (примерить на себя) еще в школе. Если зацепит, если заставит удивляться/думать, возможно, человек вернется к произведению и перечитает в нужном возрасте. Художественная литература и хороша своей многослойностью, каждому возрасту – свой уровень понимания/прирастания.
Каков же главный результат нравственного воспитания ребенка в школе? В осознании учеником целей самовоспитания и саморазвития, сначала со значимым для него взрослым человеком - учителем, затем – при его поддержке, а далее – самостоятельно.И самое главное: это становление человека, способного прожить свою жизнь ЧЕСТНО. Возможно ли этого достичь? На все сто процентов – нет. Мы знаем, что азы воспитания ребенка закладываются в семье. Но зародить искру понимания КАК ДОЛЖНО ЖИТЬ, внушить этакий ЭТАЛОН «что такое хорошо, а что такое плохо» - в наших силах. По крайней мере, нельзя опускать рук.
Ядута Анна Сергеевна, учитель русского языка и литературы
|