Сегодня: 27.09.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Духовно - нравственное воспитание на уроках литературы

10.08.2020, 08:41
Ядута Анна сергеевна
учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ ст. Евсино"
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Русский писатель ХХ века Борис Васильев («Не стреляйте в белых лебедей», «Завтра была война») настаивает: нужно много говорить о нравственности, потому что он убежден, что все беды в нашей стране мы получили в обмен на ее утрату. А выход он видит в одном слове: в УВАЖЕНИИ. «Уважение к мужчинам и женщинам, детям и старикам, здоровым и больным, военным и невоенным, русским и нерусским, религиозным и атеистам, рыжим, чёрным, белым, курносым, горбоносым – ко всем, ко всем без исключения».

Он утверждает, что «этические и нравственные нормы поведения закладываются в столь раннем возрасте, в который имеют доступ только мать да бабушка: до пяти-шести лет… Именно в этом возрасте выковывается тот нравственный стержень, с которым ребенок уйдет во взрослый мир: трудолюбие, честность, скромность, любовь к семье и детям, уважение к старшим и многое, многое другое, регулируемое внушенным с детства примером личной совестливости. Никакая школа, никакой пионерский отряд, никакая комсомольская организация не в состоянии ни убавить, ни прибавить к нравственному багажу, заложенному семьей, практически ничего. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и личную способность человека адаптироваться к среде обитания, но далеко не каждому удается попасть в такую среду».

В целом, я согласна с этой точкой зрения. Но тогда до обидного обесценивается значимость моего учительского труда, моего вклада в развитие и воспитание поколения, которое через 5 - 10 лет будет основной интеллектуальной или рабочей силой в нашем государстве.

Мне часто доводится слышать сетования взрослых: дети сейчас не те; что с них взять; как мы вам сочувствуем, учителям. Что тут скажешь? Старо, как мир. Как только человек взрослеет, переходит из поколения детей в поколение отцов, все повторяется. (Говорят, что фраза «А вот в наше время…» диагностирует окончание молодости). Так вот ничего не поменялось. Большинство детей переживают те же катаклизмы, что и поколение их родителей. И базовые, нравственные ценности по-прежнему в ходу. Современные дети умеют отличать честность от заигрывания, ценят справедливость, верят в добро, мечтают о чистой светлой любви. Уверена в этом, я преподаю предметы, которые в силу своего содержания, форм работы предполагают выход на осмысление важных жизненных вопросов, рассчитаны на доверительность в отношениях. В сочинениях, различного рода творческих работах дети часто говорят о сокровенном, задают вопросы, вступают в дискуссию. Это доверие рождает ответственность и позволяет видеть глубину в современных детях.

Восьмиклассники размышляют о том, что такое «забота». «У меня есть младший брат Егор. И я чувствую ответственность за него. Мне кажется, что без моих «лекций» он все сделает неправильно. Я слежу за тем, чтобы он оделся по погоде… В этом и заключается забота: ты отдаешь частичку себя другому». «У меня похожая история. Племянники-малыши. Они очень раздражают меня тем, что вечно кричат. Лезут, когда я играю на гитаре. Но я бы, наверное, сошел с ума, если бы с ними что-то случилось».

Размышления о любви. «Не нужно торопить события, искать любовь, ведь можно и ошибиться. Настоящее чувство найдет тебя само, и не нужно усложнять жизнь бессмысленными поисками».

О родине. « В наше время мы не уделяем большого внимания своей родине. Сейчас это кажется не очень важным. Люди перестали об этом говорить. Но может это и не нужно? Мы не говорим, но, уехав из дома, покинув родину, все же тоскуем и при удобном случае возвращаемся. Наверное, если что-то любишь по-настоящему, не обязательно кричать об этом. Но в бешеной суете жизни не стоит забывать о важном, дорогом каждому из нас».
«По чтению можно узнавать и определять человека, ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает: и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочитанного», - так утверждал философ И.А. Ильин. А, например, И. Бродский в своей нобелевской лекции говорил, что политиков надо выбирать не только по их предвыборным программам, но и по книгам, которые они прочитали. Получается, что при массовом нечтении современного школьника (в среднем в стране читают 9 минут в сутки) литература как учебный предмет вряд ли сможет выполнить воспитательные функции, «пробуждать чувства добрые». Как разрешается это противоречие? Способны ли мы, учителя, как-то решать задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения?

Классическая литература учит: для человека (героя), переступающего/нарушающего нравственный закон, невыносимой становится жизнь. Только покаяние способно спасти и вернуть человека к нормальной человеческой жизни.

5 класс, К. Паустовский «Теплый хлеб». Мальчик Филька вместо подаяния, которое просил раненый в войну конь, бродя от калитки к калитке, бьет его по губам и бросает хлеб далеко в рыхлый снег: «На вас не напасешься, на христорадников!» И случился в этой местности страшный мороз, замерзла вода в пруду, встала мельница. Мука у всех вышла. Филька, стуча зубами от страха, прячется на печке, подступает к бабке с вопросом: почему случились такие холода? Бабка объяснила: от злобы людской… И нет покоя Фильке.

Как начинается путь к раскаянию? Вначале он осознает свой поступок (грех), раскаивается в нем, затем преодолевает стыд и страх наказания, потом чистосердечно признается мельнику Панкрату в своем поступке и, наконец, мирится с конем. Покаяние влечет за собой радость, очищение души. Филька плачет.

Принять духовно – нравственные ценности – это значит усвоить знания о нравственности, проведя их через собственный жизненный опыт. Рассуждаем о рецептах счастья человека после изучения трех рассказов: А.П.Чехов «О любви», И.А.Бунин «Кавказ», А.И.Куприн «Куст сирени». Детям, безусловно, симпатичны купринские герои, точнее целеустремленная и решительная Верочка, которая находит выход из сложной ситуации, спасает мужа. И семью, и собственное счастье. « Они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались, чтобы еще раз взглянуть на эту странную парочку».

Говорим о главном герое Алехине из рассказа Чехова. Упустил возможность счастья, жил рядом с любимой женщиной, понимал, что любим, но не смог посягнуть на семейные узы, не смог разрушить семью. Хотя он видит, как страдает Анна Алексевна, как разрушается ее здоровье. Я подначиваю ребят рассуждением о том, что герой слабоволен, инертен, бесконечно рефлексирует и ничего не предпринимает для того, чтобы устроить их счастье. (Вот герои рассказа Бунина смогли нарушить нравственные законы и пробуют строить свое счастье, обманув мужа героини и отправившись отдыхать вдвоем на Кавказ). Итог спора: невозможно быть счастливым, делая несчастным хоть одного человека. А в случае с Алехиным вердикт таков: дети должны жить в семье с обоими родителями. Ведь страдающим будет не только Луганович, муж Анны Алексеевны, но и ее дети. Отрадно слышать подобные выводы.

Читаем рассказ много пережившего, прошедшего фашистский плен, потерявшего семью Андрея Соколова (М.Шолохов «Судьба человека»). Сказовая форма повествования, трагическая судьба, удивительная стойкость и сила духа героя подкупают ребят. Перечисляем беды, выпавшие на долю Соколова, и неожиданно понимаем, что при этом у нас не возникает чувства безысходности. Вот как закончила свое сочинение о герое ученица: «Никогда не знаешь, какой подарок приготовила для тебя судьба. Этого не дано никому из нас. Но этот рассказ дал понять, что любые, даже самые тяжелые испытания, нужно уметь пережить. А главное, помнить, ничего не бывает просто так. Если ты жив, значит, ты кому-то нужен, значит судьбой тебе предназначено что-то еще».

Я вижу необходимость сохранить изучение классической художественной литературы в школе, как единственный способ знать свои национальные корни, имена корифеев слова, помнить, что духовный потенциал классической литературы необходимо прочитать (вычитать) и пережить (примерить на себя) еще в школе. Если зацепит, если заставит удивляться/думать, возможно, человек вернется к произведению и перечитает в нужном возрасте. Художественная литература и хороша своей многослойностью, каждому возрасту – свой уровень понимания/прирастания.

Каков же главный результат нравственного воспитания ребенка в школе? В осознании учеником целей самовоспитания и саморазвития, сначала со значимым для него взрослым человеком - учителем, затем – при его поддержке, а далее – самостоятельно.И самое главное: это становление человека, способного прожить свою жизнь ЧЕСТНО. Возможно ли этого достичь? На все сто процентов – нет. Мы знаем, что азы воспитания ребенка закладываются в семье. Но зародить искру понимания КАК ДОЛЖНО ЖИТЬ, внушить этакий ЭТАЛОН «что такое хорошо, а что такое плохо» - в наших силах. По крайней мере, нельзя опускать рук.

Ядута Анна Сергеевна, учитель русского языка и литературы


Категория: Блоги | Добавил: Kopilova
Просмотров: 41 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.09.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог