Проблема нравственности тонкой нитью тянется из Древней Греции. Философы того времени выдвигали различные теории относительно того, что лежит в основе поведения человека разумного, знающего и чувствующего мир в целом и людей, находящихся рядом. Люди, стоящие у истоков нашей цивилизации задавались вопросами, которые по сей день являются актуальными – как мы определяем такие понятия как добро и зло, каким образом формируются нормы поведения, что лежит в основе морали и этики. Отвечая на них, множество учёных выдвинули различные теории о происхождении и сути нравственности. Различные концепции объединились с педагогикой. По сей день, эти направления обретают все новые грани, выдвигая различные подходы к формированию личности подростка.
За множество тысячелетий человечеству было необходимо выстроить социальный морально-нравственный конструкт, благодаря которому общество смогло бы гармонично существовать. В основу общечеловеческих норм входят такие категории как: свобода, гуманизм, ненасилие, плюрализм и терпимость, моральная неподсудность. Предлагаю выстроить понятийный аппарат и условиться в используемой терминологии, привожу цитату В.А. Мальцева: «Нравственность – это повседневное поведение человека в отношениях с другими людьми, мораль – это правила поведения, которыми должен руководствоваться человек, этика – область философии, изучающая мораль». Какое место среди данных определений занимает понятие духовность?
Разделяя понятия о духовном и нравственном, следует отметить направленность в первом случае к сакральному, непостижимому, высшему началу; нравственность же обуславливается нормами поведения, внутренними ценностями, опираясь на которые человек действует. В рамках школьного образования, среднее и старшее звено, наиболее глубоко прикасаются к данным темам особенно на уроках литературы, истории и искусства. Прослеживая историческую летопись, анализируя влияние реформ, революции, войн, культурной трансформации страны и мира, воспитанник вырабатывает в себе навыки анализа. Сопоставляя жизнь народа и государства сейчас с теми этапами, которые необходимо было пройти, у школьника есть возможность увидеть насколько сильно воздействие личности на ход событий и какого значение того, чем историческая фигура руководствуется, какие морально-нравственные качества ей присущи.
Система образования в целом напрямую влияет на формирование личности подростка. Сама педагогика наряду с такими задачами как эффективная передача знаний, внедрение инструментов для формирования навыков, развитие психофизических качеств, выполняет ещё одну важнейшую функцию, как духовно-нравственное воспитание молодежи, мировоззренческий вклад в сознание учащихся.
На пути формирования личности педагог использует различные инструменты, позволяющие ему грамотно помочь подрастающему поколению выйти в большой мир. Таким образом, мы приходим к такому понятию как нравственное воспитание, которое включает в себя «целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения».
Подросток на своём пути встречается с сильными гормональными перестройками, которые сопровождаются переходом на новый этап жизни. Отныне ему открывается ещё неизведанный мир, где он пытается найти свое место, осмыслить себя, самовыразиться, определить свою самоценность, укрепить свои жизненные ценности – всё это длительный процесс, который определяется как формирование личности.
В условиях образовательной среды необходимо создать для ребёнка условия, в которых он почувствует максимально доверительную и безопасную обстановку. Педагог в системе передачи знаний играет роль наставника, он направляет своего подопечного. В связи с этим необходимо выстроить с учеником необходимую коммуникацию, в которой воспитанник, доверяя, будет погружаться во все новые для себя сферы. Важной составляющей со стороны педагога является усиление сильных качеств ребёнка. Способность рассмотреть наклонности, предрасположенность личности к тому или иному способу восприятия информации влияют на качества передачи знаний любого рода.
Духовно-нравственное воспитание поколения начинается с того, что транслирует преподаватель, какой личностью он является сам для себя. Основы морали невозможно вложить, применяя исключительно теоретический подход, нравственное поведение – это совокупность жизненного опыта, который человек обретает в ходе диалога, общения с миром, в процессе изучения художественной и научной литературы. Духовно-нравственное воспитание подростков зарождается в семье, но выкристаллизовывается в пространстве социума школы, где у ученика есть возможность проиграть различные жизненные сценарии, наработать опыт коммуникации с людьми различного статуса.
Психологический подход ориентирует нас на то, что ребёнку важно научиться проживать свои эмоции, выражая их таким образом, чтобы остаться в рамках своих личных границ и окружающей его среды. На этом этапе необходимо, чтобы такой социальный институт как школа, в лице педагога сумел направить подопечного, поддержал его в период формирования основных жизненных морально-нравственных ценностей.
Источники:
Исмагулова, Б. А. Нравственное воспитание подростков в условиях современной школы: традиции и перспективы / Б. А. Исмагулова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 15-19.
Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности [Текст] / А.З. Рахимов // Классный руководитель. – 2001. – № 6. – С. 11
|