Проблемы формирования всесторонне развитой личности издавна привлекали внимание педагогики.
Согласно последним государственным документам, понятие «образование» отождествляется с определением воспитания в широком смысле слова и является процессом передачи знаний, накопленных поколениями, опыта и культурных ценностей.
Следовательно, образование можно рассматривать как явление общественное, которое в то же самое время решает и задачи социокультурного направления, а именно:
1) образование представляет собой средство социализации человека и взаимосвязь между сменой поколений;
2) образование является сферой, в которой происходит общение и знакомство с всемирной культурой, наукой и техникой;
3) образование, несомненно, является способом эффективного развития личности и определения человека как индивида, значимой единицы общества;
4) образование в то же самое время выполняет функцию определения и формирования духовности в человеке и его мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов.
Образование как система представляет собой совокупность учреждений разного типа и уровня. Образование (дошкольное, школьное, дополнительное, среднее специальное, высшее и послевузовское), являясь процессом, показывает структуру и особенность развития в целом всей системы образования.
Следовательно, весь процесс образования можно представить в качестве двух составляющих: обучение и воспитание. В свою очередь и обучение, и воспитание представляют собой определенный законченный и сформированный процесс.
Суть данных процессов обучения и воспитания можно представить следующим образом:
1. под обучением понимается приобретение знаний, умений и навыков через различные приемы и уровни творческого восприятия и практической деятельности, культурные и морально-этические идеи.
2. воспитание в данном случае представляет собой процесс зарождения и становления различных отношений, например таких как этические, эстетические, моральные, социальные и т. д., а также различных степеней поведения, убеждения, привычек и чувств.
Таким образом комплексный подход к воспитанию школьников предполагает такую организацию всей деятельности ученика, при которой с учётом возможностей школы, семьи, общества, возрастных особенностей и различий учащихся развиваются все стороны личности, вся совокупность её способностей.
Комплексность означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия.
Некоторые функции комплексного подхода:
ориентирование процесса организации системы воспитания целостной личности и её отдельных качеств;
всестороннее развитие личности как результат комплексного решения воспитательно-образовательных задач;
гармоничное развитие личности посредством взаимосвязи и единства всех направлений современной системы воспитания, их определённого соподчинения и соотношения;
эффективность организованного воспитательного процесса через одновременное решение нескольких воспитательных задач, что оказывает положительное влияние на повышение его результативности.
Некоторые условия комплексного подхода:
1. учёт возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей;
2. опора на положительное в личности ребёнка;
3. доверие к ребёнку;
4. выявление мотивов поведения;
5. дифференцированный подход.
В документах последних лет, регламентирующих деятельность образовательных организаций: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования, Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», большое значение уделяется проблеме воспитания обучающихся. Такое внимание к реализации воспитательного компонента образования объясняется результатами образования на рубеже веков, когда прежние советские ценности воспитания были практически извергнуты, а новые не сформулированы, что привело к размыванию морально-нравственных норм, культу потребительства и вседозволенности, утрате традиционного российского патриотического сознания, росту проявления деструктивных форм социального поведения, особенно среди подростков и молодежи.
Во всех упомянутых документах прямо или косвенно подчеркивается мысль о единстве обучения и воспитания как двух сторонах процесса образования. Однако достижение этого единства в рамках традиционной парадигмы образования, обоснованной еще в 17-м веке в работах Я.А. Коменского, затруднено в силу того, что, сама эта парадигма «привела к расхождению научной педагогики на две не пересекающиеся ветви — теорию обучения (дидактику) и теорию воспитания.
Опытом доказано, чем активнее деятельность обучающихся, тем успешнее решаются учебные, воспитательные и образовательные задачи. Именно поэтому особую значимость приобретает усиление проблемности в решении педагогических вопросов, развитие состязательности между людьми в овладении знаниями, внедрение личностно-ориентированного подхода к человеку, проведение творческих дискуссий, решение профессиональных задач, увеличение удельного веса самостоятельной поисковой работы, умелое руководство самообразованием сотрудника, студента, учащегося. Все это усиливает обучающие, образовательные и развивающие возможности педагогической деятельности.
Практика педагогической работы в организациях, учреждениях, учебных заведениях убедительно показывает значительность воспитательного и образовательного потенциала общественной работы, вовлечения человека в проведение тех или иных общественно-полезных мероприятий, установление и поддержание контактов с другими организациями, школами, детскими домами, вузами по спортивным, культурно-досуговым вопросам, шефским делам.
Умственному развитию человека содействуют образование, воспитание и обучение в целом. Вместе с тем в любом педагогическом явлении имеются концептуальные, принципиально значимые положения, которые могут быть глубоко усвоены при достаточном уровне развития таких качеств ума, как логичность, быстрота, гибкость, глубина мышления. Опыт показывает: когда человек побуждается к эвристическому мышлению, обучение, воспитание и развитие идут в единстве. Если же педагогические воздействия проводятся шаблонно, путем формального пересказа положений из учебных пособий, сообщения готовых ответов на поставленные вопросы, то развития умственных сил обучающихся не происходит — они привыкают к интеллектуальному иждивенчеству и, как следствие, к умственной беспомощности при принятии самостоятельных решений, формулировании выводов.
Чтобы обеспечить развивающий характер обучения, воспитания и образования необходимо учитывать уровень подготовленности обучающихся и расширять их познавательные возможности. Опыт показывает, что успешнее эта проблема решается при такой организации педагогических дел, когда учитель, родитель, преподаватель, руководитель знает и учитывает как общий уровень умственного развития человека, так и особенности его мышления; работа проходит в процессе решения познавательных задач, научного поиска, когда обучающиеся не просто слушают и запоминают, наблюдают и копируют, а активно осуществляют поиск, как бы открывают новые знания, изыскивают нешаблонные приемы действий. При таком характере обучения, воспитания и образования развиваются ум и способности, шлифуется мышление, формируется его творческий характер, закаляется воля.
Все это убеждает в том, что когда воспитание, обучение, образование и развитие органически слиты воедино в педагогическом процессе, тогда обеспечивается системность воздействий на человека, оно усиливается, делается плодотворнее, полезнее для него самого.
|