Сегодня: 20.09.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Развитие критического мышления учащихся через решение физических задач

СКАЧАТЬ (168.1 Kb) 30.07.2025, 08:41
Развозжаев Николай Павлович
учитель, МАОУ "СОШ № 33"
Развозжаев Николай Павлович,
учитель математики и физики,
МАОУ «СОШ № 33», ГО Верхняя Пышма

 
Современная школа предъявляет высокие требования к уровню подготовленности выпускников, включая развитие интеллектуального потенциала, готовности самостоятельно мыслить и действовать. Одним из эффективных способов формирования важнейших качеств является обучение решению задач по физике. Решение задач способствует выработке умения формулировать проблему, выдвигать гипотезы, проверять их обоснованность и находить оптимальные способы реализации задуманного плана действий.
Критическое мышление предполагает способность ученика рассуждать объективно, подвергать сомнению факты и идеи, осмысленно подходить к выбору аргументов и критериев оценки различных вариантов решения проблемы. Этот вид мышления особенно важен при работе над физическими задачами, поскольку именно здесь школьник сталкивается с необходимостью анализа условий задачи, выявления скрытых зависимостей и построения четкой последовательности рассуждений.
При правильной постановке учебной задачи перед учеником возникает возможность проявить творческое начало, осознанно применять теоретический материал, формировать умение сопоставлять различные ситуации и устанавливать связи между ними.
Для успешного развития критического мышления учителя могут применять следующие методы:
1. Постановка открытых вопросов. Вместо простых директивных инструкций педагог предлагает учащимся самим сформулировать вопросы, возникшие при анализе физической ситуации. Например, задача может звучать следующим образом: «Что произойдет, если увеличить массу тела?» Такая постановка вопроса стимулирует размышления, требует осмысления и учета взаимосвязей явлений.
2. Работа с альтернативными вариантами решений. Учитель заранее готовит несколько вариантов решений одной и той же задачи, предлагая ученикам оценить каждый из них, выявить сильные и слабые стороны каждого подхода. Таким образом формируется привычка рассматривать возможные альтернативы и взвешенно принимать обоснованные решения.
3. Создание конфликтных ситуаций. Предлагаются задачи, содержащие некоторое количество противоречивых элементов или парадоксальную ситуацию. Задача учащегося – обнаружить ошибку, исправить ее и предложить правильное решение. Это позволяет развивать аналитичность, внимательность и умение воспринимать информацию критически.
Рассмотрим практический пример физического задания, направленного на развитие критического мышления:
Задача. Два шара одинаковой массы движутся навстречу друг другу. Первый шар движется со скоростью v1, второй – со скоростью v2. После столкновения шары разлетаются в разные стороны. Какова скорость первого шара после удара?
Перед решением ученики задают уточняющие вопросы: какой характер столкновения? Можно ли считать удар абсолютно упругим? Какие силы действуют на систему тел в процессе взаимодействия?
Таким образом, учащиеся учатся формулировать дополнительные вопросы, необходимые для полного понимания поставленной задачи, что ведет к систематическому подходу к решению и повышает уровень критичности восприятия информации.
Решение физических задач представляет собой мощнейший инструмент развития критического мышления учащихся. Педагог, применяя предложенные в статье методики, способен создать благоприятные условия для самостоятельного освоения учебного материала, творческого самовыражения и выработки важных жизненных навыков. Регулярные занятия, основанные на принципах критического мышления, способствуют повышению успеваемости, расширяют кругозор и формируют устойчивый интерес к науке среди школьников.

Источники:
1. Давыдов Ю.А. Проблемное обучение и развитие критического мышления студентов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Философия. Социология. Право. 2019. № 1 (30). С. 35–42.
2. Захарова А.В., Шадриков В.Д. Формирование компетентностного подхода в образовании // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2018. № 3. С. 12–21.
3. Новикова Е.Н. Использование кейсов и проблемных задач в учебном процессе // Современные технологии управления образованием. 2017. Т. 5. № 1. С. 45–52.


Категория: Блоги | Добавил: HeartsAndRoses
Просмотров: 18 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVII Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
VI Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
V Всероссийский творческий конкурс "Бал цветов, овощей и фруктов"
XVI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний ёжик"
XXI Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
IX Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XVIII Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 20.09.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог