Сегодня: 24.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Развитие критического мышления учащихся через решение физических задач

СКАЧАТЬ (168.1 Kb) 30.07.2025, 08:41
Развозжаев Николай Павлович
учитель, МАОУ "СОШ № 33"
Развозжаев Николай Павлович,
учитель математики и физики,
МАОУ «СОШ № 33», ГО Верхняя Пышма

 
Современная школа предъявляет высокие требования к уровню подготовленности выпускников, включая развитие интеллектуального потенциала, готовности самостоятельно мыслить и действовать. Одним из эффективных способов формирования важнейших качеств является обучение решению задач по физике. Решение задач способствует выработке умения формулировать проблему, выдвигать гипотезы, проверять их обоснованность и находить оптимальные способы реализации задуманного плана действий.
Критическое мышление предполагает способность ученика рассуждать объективно, подвергать сомнению факты и идеи, осмысленно подходить к выбору аргументов и критериев оценки различных вариантов решения проблемы. Этот вид мышления особенно важен при работе над физическими задачами, поскольку именно здесь школьник сталкивается с необходимостью анализа условий задачи, выявления скрытых зависимостей и построения четкой последовательности рассуждений.
При правильной постановке учебной задачи перед учеником возникает возможность проявить творческое начало, осознанно применять теоретический материал, формировать умение сопоставлять различные ситуации и устанавливать связи между ними.
Для успешного развития критического мышления учителя могут применять следующие методы:
1. Постановка открытых вопросов. Вместо простых директивных инструкций педагог предлагает учащимся самим сформулировать вопросы, возникшие при анализе физической ситуации. Например, задача может звучать следующим образом: «Что произойдет, если увеличить массу тела?» Такая постановка вопроса стимулирует размышления, требует осмысления и учета взаимосвязей явлений.
2. Работа с альтернативными вариантами решений. Учитель заранее готовит несколько вариантов решений одной и той же задачи, предлагая ученикам оценить каждый из них, выявить сильные и слабые стороны каждого подхода. Таким образом формируется привычка рассматривать возможные альтернативы и взвешенно принимать обоснованные решения.
3. Создание конфликтных ситуаций. Предлагаются задачи, содержащие некоторое количество противоречивых элементов или парадоксальную ситуацию. Задача учащегося – обнаружить ошибку, исправить ее и предложить правильное решение. Это позволяет развивать аналитичность, внимательность и умение воспринимать информацию критически.
Рассмотрим практический пример физического задания, направленного на развитие критического мышления:
Задача. Два шара одинаковой массы движутся навстречу друг другу. Первый шар движется со скоростью v1, второй – со скоростью v2. После столкновения шары разлетаются в разные стороны. Какова скорость первого шара после удара?
Перед решением ученики задают уточняющие вопросы: какой характер столкновения? Можно ли считать удар абсолютно упругим? Какие силы действуют на систему тел в процессе взаимодействия?
Таким образом, учащиеся учатся формулировать дополнительные вопросы, необходимые для полного понимания поставленной задачи, что ведет к систематическому подходу к решению и повышает уровень критичности восприятия информации.
Решение физических задач представляет собой мощнейший инструмент развития критического мышления учащихся. Педагог, применяя предложенные в статье методики, способен создать благоприятные условия для самостоятельного освоения учебного материала, творческого самовыражения и выработки важных жизненных навыков. Регулярные занятия, основанные на принципах критического мышления, способствуют повышению успеваемости, расширяют кругозор и формируют устойчивый интерес к науке среди школьников.

Источники:
1. Давыдов Ю.А. Проблемное обучение и развитие критического мышления студентов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Философия. Социология. Право. 2019. № 1 (30). С. 35–42.
2. Захарова А.В., Шадриков В.Д. Формирование компетентностного подхода в образовании // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2018. № 3. С. 12–21.
3. Новикова Е.Н. Использование кейсов и проблемных задач в учебном процессе // Современные технологии управления образованием. 2017. Т. 5. № 1. С. 45–52.


Категория: Блоги | Добавил: HeartsAndRoses
Просмотров: 49 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 24.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог