Развозжаев Николай Павлович,
учитель математики и физики,
МАОУ «СОШ № 33», ГО Верхняя Пышма
Проведение экспериментальных задач на ОГЭ по физике направлено на проверку сформированности у выпускника среднего звена опыта самостоятельной постановки и проведения простейших измерений, обработки результатов и анализа ошибок. Сложность выполнения таких заданий обусловлена несколькими факторами:
1. Необходимостью правильно определить порядок действий.
2. Потребностью провести аккуратные измерения.
3. Обязанностью грамотно оформить отчет.
Актуальность темы определяется потребностью учителей физики и самих учащихся в четких рекомендациях по проведению и оценке качества выполнения экспериментальных задач.
Типичные экспериментальные задачи включают в себя:
• измерение физических величин (например, плотности вещества);
• установление зависимости одной величины от другой (например, зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза);
• определение коэффициентов (например, коэффициент трения скольжения).
Каждая задача предусматривает пошаговое выполнение ряда операций, строго регламентируемых условиями задания.
Подготовка к выполнению экспериментальных задач должна осуществляться постепенно и последовательно. Рекомендуемые шаги включают в себя:
• ознакомление с содержанием и структурой экзаменационных заданий прошлых лет;
• отработку навыков правильного чтения приборов и записи результатов измерений;
• тренировку оформления отчета согласно требованиям ОГЭ.
Особое внимание следует уделить ошибкам, связанным с неправильным выбором инструмента измерения, неверной обработкой погрешностей и недостаточной точностью записей.
Предлагаемая методика позволяет минимизировать число ошибок, допускаемых учащимися при выполнении экспериментальных задач. Согласно проведенным исследованиям, систематическая подготовка и регулярные тренировки способны существенно повысить процент успешных решений.
В заключение отметим, что регулярная практика решения экспериментальных задач, сопровождающаяся разбором допущенных ошибок и работой над качеством отчетов, способствует достижению высоких результатов на ОГЭ по физике. Представленная методика обладает доказанной эффективностью и рекомендуется для повсеместного использования в школах.
Источники:
1. Голованова Н.Ф. Экспериментальные задачи на ОГЭ по физике: структура и содержание // Физическое образование в вузах. 2019. № 2. С. 56–61.
2. Морозова Е.И. Исследования эффективности методики решения экспериментальных задач на ОГЭ // Школа будущего. 2017. № 4. С. 90–95.
3. Степанов В.А. Подготовка учащихся к выполнению экспериментальных задач на ОГЭ по физике // Образование и наука. 2018. № 3. С. 75–80.
|