| 
				
			 Развозжаев Николай Павлович,учитель математики и физики,
 МАОУ «СОШ № 33», ГО Верхняя Пышма
 Проведение экспериментальных задач на ОГЭ по физике направлено на проверку сформированности у выпускника среднего звена опыта самостоятельной постановки и проведения простейших измерений, обработки результатов и анализа ошибок. Сложность выполнения таких заданий обусловлена несколькими факторами:
 1. Необходимостью правильно определить порядок действий.
 2. Потребностью провести аккуратные измерения.
 3. Обязанностью грамотно оформить отчет.
 Актуальность темы определяется потребностью учителей физики и самих учащихся в четких рекомендациях по проведению и оценке качества выполнения экспериментальных задач.
 Типичные экспериментальные задачи включают в себя:
 • измерение физических величин (например, плотности вещества);
 • установление зависимости одной величины от другой (например, зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза);
 • определение коэффициентов (например, коэффициент трения скольжения).
 Каждая задача предусматривает пошаговое выполнение ряда операций, строго регламентируемых условиями задания.
 Подготовка к выполнению экспериментальных задач должна осуществляться постепенно и последовательно. Рекомендуемые шаги включают в себя:
 • ознакомление с содержанием и структурой экзаменационных заданий прошлых лет;
 • отработку навыков правильного чтения приборов и записи результатов измерений;
 • тренировку оформления отчета согласно требованиям ОГЭ.
 Особое внимание следует уделить ошибкам, связанным с неправильным выбором инструмента измерения, неверной обработкой погрешностей и недостаточной точностью записей.
 Предлагаемая методика позволяет минимизировать число ошибок, допускаемых учащимися при выполнении экспериментальных задач. Согласно проведенным исследованиям, систематическая подготовка и регулярные тренировки способны существенно повысить процент успешных решений.
 В заключение отметим, что регулярная практика решения экспериментальных задач, сопровождающаяся разбором допущенных ошибок и работой над качеством отчетов, способствует достижению высоких результатов на ОГЭ по физике. Представленная методика обладает доказанной эффективностью и рекомендуется для повсеместного использования в школах.
 
 Источники:
 1. Голованова Н.Ф. Экспериментальные задачи на ОГЭ по физике: структура и содержание // Физическое образование в вузах. 2019. № 2. С. 56–61.
 2. Морозова Е.И. Исследования эффективности методики решения экспериментальных задач на ОГЭ // Школа будущего. 2017. № 4. С. 90–95.
 3. Степанов В.А. Подготовка учащихся к выполнению экспериментальных задач на ОГЭ по физике // Образование и наука. 2018. № 3. С. 75–80.
 
 
 |