Понятие эффективный урок может рассматриваться во множестве аспектов: эффективный во времени, эффективный для учителя, эффективный в своей результативности.
Какие же основные элементы, составляющие эффективный урок в режиме дистанционного обучения? Для ответа на этот вопрос я постаралась структурировать элементы требований и ресурсов необходимых для построения урока биологии.
ФГОС требует от учителя нового содержания обучения, новых средств обучения и новых технологий обучения. Ситуация с COVID19 поставила учителей в положение, когда освоение нового стало жизненной необходимостью.
Урок который дало нам вынужденное дистанционное образование позволяет наметить и новые цели использования дистанта в дальнейшем:
1. дистанционный контроль знаний учащихся (массовый, постоянный, унифицированный);
2. возможность проведения доп. элективных курсов (в том числе с преподавателями из других ОО);
3. экстернат (возможность получения качественного образования при отсутствии в штате некоторых преподавателей);
4. профильное обучение для удаленных ОО;
5. уроки для пропускающих занятие по уважительным причинам;
6. организация школьных систем виртуального общения (расширение возможностей совместного обучения, общения, кооперация совместной работы).
Основными элементами ДО стали: технологии, методика, контент.
И если контент сегодня не представляет для учителя серьезной проблемы, его с середины 2000-х годов создано достаточно, то КАЧЕСТВЕННЫЙ контент учитель вынужден или постараться найти, или создать самостоятельно. Одним из элементов такого контента стали видеоуроки.
Технологии же и методику, необходимые для организации ДО учителю приходится осваивать, зачастую, с нуля.
ДО сегодня практически у каждого ассоциируется с информационными технологиями, компьютером и интернетом. Поэтому задача учителя сводится к правильной организации процесса обучения географии: подбору или созданию контента, организации освоения нового материала, его закреплению и организации индивидуального контроля усвоения этого материала.
Далее я постараюсь познакомить вас с некоторыми ресурсами позволяющими самостоятельно конструировать эффективный урок независимо от образовательных порталов.
• LMS сервисы (системы управления обучением) например moodle. Позволяют размещать обучающие материалы различного характра и осуществлять различные типы контроля.
• Портал федерального центра информационных ресурсов www.fcior.edu.ru
На портале представлена коллекция учебных модулей трех типов: информационных, практических , контрольных. Позволяет подобрать контент, в т.ч. интерактивный (требуется установка специального модуля просмотра (OMS)/
• Youtube.com – видеохостинг с огромным количеством учебного материала практически по любой теме.
Дистанционных технологии:
Off-line: телеконференции, месенджеры, электронная почта
On-line: Аудио- и видео-конференции.
Облачные технологии: С помощью облачных сервисов Google можно экспортировать и импортировать: таблицы Excel, Open Office, PDF, CSV, HTML; презентации PDF, PowerPoint, Text; рисунки JPEG, PNG, PDF, SVG. Организовывать тестирование, совместную работу (GOOGLE таблицы, формы…).
Месенджеры Skipe, Viber и т.п. позволяют осуществлять контроль, оперативно взаимодействовать учителю с классом, осуществлять мониторинг.
Zoom, ЯндексТелемост.
Проблемы ДО:
1. Слабое распространение опыта использования элементов дистанционного обучения среди учащихся и педагогов.
2. Неподготовленность учащихся к сетевому общению и самостоятельной работе с ресурсами Интернет.
3. Неподготовленность преподавателей к работе в сети.
4. Приобретая Интернет свободу – теряешь другие свободы…
Перспективы ДО
• Создание учебных и элективных дистанционных курсов для учащихся , ориентированных на профильное обучение и обучение на дому.
• Создание дистанционных курсов, ориентированных на развитие творческих способностей учащихся (Интернет - викторины, подготовка к олимпиадам).
• Владение учителем Интернет – технологиями при преподавании предмета безусловно повышает у учащихся мотивацию к изучению этого предмета.
• Дистанционная форма общения между преподавателем и учениками, а так же между учащимися, воспитывает новую современную культуру общения в информационном пространстве сети Интернет, которую невозможно воспитать на обычном уроке.
• В настоящее время в школах появляется новый вид преподавателя – сетевой преподаватель, который должен научить учащихся общаться в сети и учиться, открывая новые возможности информационного пространства.
|