Аннотация: В данной статье представлена информация о разработке элективного курса по экологии Архангельской области. Этот курс нацелен на развитие экологического мышления у учеников, стимулирование их познавательного интереса к изучаемой теме, анализ и оценку экологической ситуации в регионе, а также формирование ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. В рамках курса запланировано проведение 9 лекций, 4 семинаров, 5 практических занятий. Общая нагрузка в часах: 38 часов. Курс предназначен для учащихся старших классов.
Ключевые слова: химия, экология, Архангельская область, элективный курс, программа, методы преподавания, экологическое образование.
Abstract: This article provides information on the development of an elective course on the ecology of the Arkhangelsk region. This course is aimed at developing environmental thinking among students, stimulating their cognitive interest in the topic being studied, analyzing and assessing the environmental situation in the region, as well as developing a responsible attitude towards the environment and their health. The course includes 9 lectures, 4 seminars, and 5 practical classes. Total load in hours: 38 hours. The course is intended for high school students.
Key words: chemistry, ecology, Arkhangelsk region, elective course, program, teaching methods, environmental education.
Архангельская область является одним из ключевых в России и играет важную роль в экономике и промышленности страны. Экологическая безопасность становится всё более актуальной проблемой, так как загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и изменение климата угрожают существованию человечества.
Цель исследования заключалась в разработке элективного курса по изучению экологических проблем Архангельской области и способов их решения. Такой курс будет способствовать формированию экологической культуры и ответственности у молодёжи, а также осознанию важности проблемы и обучению принятию правильных решений для её решения.
Для достижения поставленной цели необходимо было провести анализ существующих экологических проблем региона, изучить возможные пути их решения и разработать методические рекомендации для проведения элективного курса.
Результаты исследования представлены в виде методических рекомендаций по разработке элективного курса, а также в форме статей и докладов на конференциях. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего развития экологического образования и воспитания молодёжи, а также для улучшения экологической ситуации в Архангельской области и других регионах России.
Программа элективного курса «Экологическая обстановка в Архангельской области» направлена на изучение и анализ состояния окружающей среды, выявление основных экологических проблем и поиск путей их решения. Актуальность курса обусловлена увеличением антропогенного воздействия на природу, необходимостью повышения экологической грамотности и учётом региональной специфики. Программа включает изучение экосистем, экологических проблем и способов их решения, а также практические занятия.
Курс предназначен для учащихся старших классов. В рамках курса запланировано проведение 9 лекций, 4 семинаров, 5 практических занятий. Общая нагрузка в часах: 38 часов.
Учебно-тематический план к элективному курсу «Экологическая обстановка в Архангельской области» представлен в таблице 1:
Таблица 1 – Учебно-тематический план к элективному курсу «Экологическая обстановка в Архангельской области»:
№ |
Тема и содержание |
Кол-во часов |
Форма занятия |
1 |
Введение в курс. Экологическая обстановка в Архангельской области. |
2 часа |
Лекция |
2 |
Основные экологические проблемы Архангельской области. |
2 часа |
Лекция |
3 |
Влияние промышленных предприятий на экологию региона. |
2 часа |
Лекция |
4 |
Состояние водных ресурсов в Архангельской области |
2 часа |
Лекция |
5 |
Состояние воздуха в Архангельской области |
2 часа |
Лекция |
6 |
Состояние почв в Архангельской области. |
2 часа |
Лекция |
7 |
Пути решения экологических проблем в Архангельской области. |
2 часа |
Лекция |
8 |
Химические аспекты загрязнения окружающей среды |
2 часа |
Лекция |
9 |
Химические методы анализа состояния окружающей среды. |
2 часа |
Лекция |
10 |
Роль химии в решении экологических проблем. |
2 часа |
Лекция |
11 |
Обсуждение основных экологических проблем Архангельской области |
2 часа |
Семинар |
12 |
Анализ влияния промышленных предприятий на экологию региона |
2 часа |
Семинар |
13 |
Оценка состояния водных ресурсов, воздуха и почв в Архангельской области |
2 часа |
Семинар |
14 |
Разработка предложений по улучшению экологической обстановки в регионе. |
2 часа |
Семинар |
15 |
Анализ проб воды из различных источников Архангельской области |
2 часа |
Практическое занятие |
16 |
Анализ проб воздуха в различных районах Архангельской области |
2 часа |
Практическое занятие |
17 |
Оценка экологического состояния почв в Архангельской области |
2 часа |
Практическое занятие |
18 |
Изучение влияния промышленных предприятий на экологию Архангельской области |
2 часа |
Практическое занятие |
19 |
Разработка предложений по улучшению экологической обстановки в Архангельской области |
2 часа |
Практическое занятие |
|
Итого: 38 часов |
|
Содержание практических занятий представлено в таблице 2:
Таблица 2 – Содержание практических занятий к элективному курсу «Экологическая обстановка в Архангельской области»:
№ |
Цель |
Ход работы |
Занятие 1. Анализ проб воды из различных источников Архангельской области |
Цель: Научиться проводить анализ проб воды на содержание основных ионов и органических веществ. |
Материалы: Пробы воды из различных источников Архангельской области, оборудование для анализа воды.
Ход занятия:
1. Изучить методику проведения анализа воды.
2. Провести анализ проб воды на содержание основных ионов (хлориды, сульфаты, нитраты, фосфаты) и органических веществ (перманганатная окисляемость, ХПК, БПК).
3. Сравнить полученные результаты с нормативными значениями.
4. Сделать выводы о качестве воды в различных источниках Архангельской области. |
Занятие 2. Анализ проб воздуха в различных районах Архангельской области |
Цель: Научиться проводить анализ проб воздуха на содержание основных загрязняющих веществ. |
Материалы: Пробы воздуха из различных районов Архангельской области, оборудование для анализа воздуха.
Ход занятия:
1. Изучить методику проведения анализа воздуха.
2. Провести анализ проб воздуха на содержание основных загрязняющих веществ (оксиды азота, оксиды серы, углеводороды, пыль).
3. Сравнить полученные результаты с нормативными значениями.
4. Сделать выводы о качестве воздуха в различных районах Архангельской области. |
Занятие 3. Оценка экологического состояния почв в Архангельской области |
Цель: Научиться оценивать экологическое состояние почв по их химическому составу. |
Материалы: Образцы почв из различных районов Архангельской области, оборудование для анализа почв.
Ход занятия:
1. Изучить методику оценки экологического состояния почв.
2. Провести анализ образцов почв на содержание основных химических элементов (азот, фосфор, калий, кальций, магний) и тяжёлых металлов (свинец, кадмий, ртуть).
3. Сравнить полученные результаты с нормативными значениями.
4. Сделать выводы об экологическом состоянии почв в различных районах Архангельской области. |
|
|
|
Продолжение Таблицы 2 |
№ |
Цель |
Ход работы |
Занятие 4. Изучение влияния промышленных предприятий на экологию Архангельской области |
Цель: Исследовать влияние промышленных предприятий на экологическое состояние Архангельской области. |
Материалы: Данные о промышленных предприятиях Архангельской области, информация об их воздействии на окружающую среду.
Ход занятия:
1. Изучить информацию о промышленных предприятиях Архангельской области.
2. Определить основные виды деятельности предприятий и связанные с ними экологические риски.
3. Проанализировать данные о воздействии предприятий на окружающую среду.
4. Оценить степень влияния промышленных предприятий на экологическое состояние региона.
5. Сделать выводы о необходимости принятия мер по снижению негативного воздействия промышленности на окружающую среду. |
Занятие 5. Разработка предложений по улучшению экологической обстановки в Архангельской области |
Цель: Разработать предложения по улучшению экологической обстановки в Архангельской области. |
Материалы: Результаты предыдущих занятий, информация о существующих экологических проблемах в регионе.
Ход занятия:
1. Обобщить результаты предыдущих занятий.
2. Определить основные экологические проблемы Архангельской области.
3. Предложить меры по улучшению экологической обстановки в регионе.
4. Оценить эффективность предложенных мер.
5. Сделать выводы о возможности реализации предложенных мер и их влиянии на экологическое состояние Архангельской области. |
В рамках элективного курса по химии и практических работ будут проведены следующие опыты:
1 Анализ проб воды из разных источников Архангельской области:
– определение содержания ионов (хлориды, сульфаты, нитраты, фосфаты) с использованием качественных реакций и аналитических методов;
– измерение перманганатной окисляемости, ХПК и БПК для оценки органического загрязнения воды.
2 Анализ проб воздуха в разных районах Архангельской области:
– измерение содержания загрязняющих веществ (оксиды азота, оксиды серы, углеводороды, пыль) с использованием газоанализаторов и фильтров.
3 Оценка экологического состояния почв в Архангельской области:
– анализ образцов почв на содержание химических элементов (азот, фосфор, калий, кальций, магний) и тяжёлых металлов (свинец, кадмий, ртуть) с применением аналитических методов.
4 Изучение влияния промышленных предприятий на экологию Архангельской области:
– сбор и анализ информации о промышленных предприятиях и их воздействии на окружающую среду.
5 Разработка предложений по улучшению экологической обстановки в Архангельской области:
- обобщение результатов предыдущих занятий и определение основных экологических проблем региона;
- предложение мер по улучшению экологической обстановки, включая снижение негативного воздействия промышленности на окружающую среду.
Для анализа проб воды, воздуха и почвы в рамках школьного курса по химии по теме «Экологическая обстановка в Архангельской области» необходимы следующие материалы:
– пробы воды из разных источников Архангельской области;
– оборудование для анализа воды (химические реактивы, лабораторная посуда, приборы для измерения pH и электропроводности);
– пробы воздуха из разных районов области;
– оборудование для анализа воздуха (газоанализаторы, фильтры, лабораторная посуда);
– образцы почв из разных районов;
– оборудование для анализа почв (химические реактивы, лабораторная посуда, приборы для измерения pH и содержания питательных веществ и тяжёлых металлов);
– данные о промышленных предприятиях и их воздействии на окружающую среду;
– результаты предыдущих занятий и информация о существующих экологических проблемах в регионе.
Литература для курса:
-
-
- Перхурова, О.В. Состояние и охрана окружающей среды Архангельской области [Электронный ресурс] / О.В. Перхурова – Режим доступа
- Безуглая Э. Ю., Чем дышит промышленный город [Текст] / Э. Ю. Безуглая, Г. М. Расторгуева, И. П. Смирнова. – Л.: Медицина, 1991. – 251 с.
- Шустов С. Б., Химические основы экологии [Текст] / С. Б. Шустов, Л. В. Шустова. – Москва: Русское слово, 2016 г. – 240 с.
- Абрамов, С.И. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов [Текст] / С.И. Абрамов. – М.: Наука, 1987. – 218 с.
- Беспамятной, Г.П. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде [Текст] / справочник: Г.П. Беспамятной, Ю.А. Кротов. – Л.: Химия, 1985. – 110 с.
- Трушина, Т. П. Экологические основы природопользования. [Текст] / Т. П. Трушина. – 6-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 408 с.
- Коробкин, В. И. Экология и охрана окружающей среды: учебник [Текст] / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. – М.:КноРус, 2013 . – 329с.
- Груздева Н.В., Юный химик, или занимательные опыты с веществами вокруг нас [Текст] / Иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию: Н.В. Груздева, В.Н. Лаврова, А.Г. Муравьев – СПб.: Крисмас+, 2009.
Целью курса является формирование у учащихся экологического сознания и ответственного отношения к окружающей среде.
Задачи курса:
- познакомить учащихся с основными понятиями химии;
- дать представление об экологической обстановке в Архангельской области;
- изучить химические изменения окружающей среды;
- овладеть методиками пробоотбора, пробоподготовки, химического анализа;
- выявить основные проблемы экологии региона;
- научить учащихся анализировать экологическую информацию;
- сформировать навыки экологически безопасного поведения;
- овладеть методиками качественного и количественного анализа проб;
- научиться определять содержание загрязняющих веществ в различных средах.
Курс состоит из теоретической и практической части.
Теоретические занятия проводятся в форме лекций, семинаров. Практические занятия включают в себя работу с картами, статистическими данными, проведение исследований, разработку проектов.
Методические рекомендации:
– при проведении занятий учитывайте специфику региона (Архангельская область — экологически чистый регион, но есть проблемы из-за промышленности, транспорта и сельского хозяйства).
– изучайте разнообразие экосистем, их значимость и влияние на них человека.
– рассматривайте проблемы экологии региона: загрязнение воздуха, воды, почвы, сокращение лесов, исчезновение редких видов.
– обсуждайте пути решения экологических проблем: внедрение чистых технологий, рациональное использование ресурсов, охрана окружающей среды, просвещение населения.
– используйте методы и приёмы для практических занятий: работа с картами, исследования, проекты по охране среды.
Элективный курс «Экологическая обстановка в Архангельской области» поможет учащимся узнать об экологии региона, выявить проблемы и найти их решения, что сформирует экологическое сознание и ответственное отношение к окружающей среде.
Для проведения элективного курса по теме «Экологическая обстановка в Архангельской области» можно использовать кейс-метод. Этот метод предполагает анализ конкретных ситуаций, связанных с экологической обстановкой в регионе.
Кейс-метод подходит для элективного курса по экологической обстановке в Архангельской области. Он включает анализ конкретных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды, и предлагает разработку решений для этих проблем. Метод состоит из шести этапов: ознакомление с проблемой, анализ ситуации, разработка решений, презентация, обсуждение и дискуссия, оценка.
В заключение можно отметить, что разработанный элективный курс имеет потенциал для дальнейшего развития и внедрения в систему образования. Он может стать основой для создания подобных курсов в других регионах России и способствовать повышению уровня экологической осведомлённости и ответственности среди молодёжи.
Список использованных источников:
-
-
- Письмо Минобразования РФ от 13.11.2003 N 14-51-277/13 «Об элективных курсах в профильном обучении» // КонсультантПлюс (дата обращения: 21.12.2023). – Загл. с экрана.
- Баталова А.Е., Экология Архангельской области: учебное пособие для 9-11-х классов общеобразовательной школы [Текст] / А.Е. Баталова, Л.В. Морозова. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 152 с.
- Габриэлян О. С. Теория и практика элективных курсов [Текст] / О. С. Габриэлян. – Химия в школе. - 2006. -№4. - С. 2-4.
- Перхурова, О.В. Состояние и охрана окружающей среды Архангельской области [Электронный ресурс] / О.В. Перхурова – Режим доступа
|