В.И. Бадейникова
А.И. Бозина
Воспитатель МБДОУ «ДСКВ №102», г. Братск
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни". В. А. Сухомлинский.
Конференция, организованная Международным союзом охраны природы (МСОП) в 1970 г. Экологическое образование - это процесс и результат приобретения систематических знаний, навыков и умений в области воздействия на окружающую среду, состояния окружающей среды и последствий для окружающей среды. изменение.
Кандидат педагогических наук Каропа Г.Н. определяет экологическое образование как непрерывный процесс обучения, воспитания и личностного развития, который направлен на стандартизацию системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и действий, чтобы гарантировать, что люди ответственно относятся к окружающей среде.
Заслуженный деятель науки Ц.А. Сластенин утверждает, что «экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса, уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации».
Экологическое образование - это формирование у дошкольников заботливого, уважительного отношения к природе и всей жизни на Земле, развитие понимания непреходящей ценности природы, готовности рационально использовать природные ресурсы, участвовать в их сохранении. и эта жизнь в целом. Экологическое образование - органическая и первостепенная составляющая всей системы образования, которая придает ему новое качество и иное отношение не только к природе, но и к обществу, к человеку (экогуманизм). Таким образом, несмотря на разницу определений, мнение ученых сходится в том, что существует два условия формирования экологического сознания:
• Освоение теоретических знаний - концепций, идей, фактов и т.д.
• ... вовлечение студентов в практическую дея-тельность по исследованию реальной экологической ситуации и ее территории и до-ступное, посильное участие в ее улучшении.
Целью и планируемым результатом экологического просвещения, по мнению доктора педагогических наук А.Н. Захлебного, является формирование ответственного отношения к окружающей среде, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, умение действовать экологически сознательно. , занять активную жизненную позицию, выразить нетерпимость к проявлениям, безответственное отношение к природе.
По мнению ученого И. Зверева, цель экологического образования - формирование высокой культуры человеческого поведения и гражданской ответственности за рациональное использование природных ресурсов и окружающей среды во всех видах социальной и трудовой деятельности.
Многие ученые считают, что цель экологического образования - развитие экологической культуры личности и общества. Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, необходимо рассматривать как сложный комплексный процесс, во многом зависящий от возрастных особенностей и способностей учащихся. Первый возрастной уровень образования - дошкольная организация. Конкретную цель экологического воспитания в дошкольном возрасте можно сформулировать следующим образом: формирование научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практического отношения к окружаю-щей среде, к здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природы и природы. социальная среда.
Педагоги рассматривают экологическую культуру как культуру единства человека с природой, гармоничное сочетание социальных потребностей и потребностей людей с нормальным существованием и развитием окружающей среды. Например, педагог Л.П. Симонова характеризует человека, овладевшего данным типом культуры, как человека, подчиняющего все силы своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботящегося об улучшении окружающей среды, не допускающего ее разрушения и загрязнения. Следовательно, он должен овладеть научными знаниями, овладеть нравственно-ценностными ориентациями по отношению к природе, а также развивать практические навыки и умения для поддержания благоприятных условий окружающей среды
Основная задача экологического образования - преодоление утилитарно-потребляющего отношения к природе в дошкольном возрасте, формирование ответственного отношения к ней в постоянной связи с мировоззренческой, нравственной, художественной, право-вой сферами общественного сознания Эта общая задача состоит из конкретных педагогических и педагогических задач:
1. Общеобразовательными целями являются:
• система знаний о единстве человека, общества и природы и способах оптимизации природопользования;
• система мировоззренческих, нравственных и эстетических экологических ценностных ориентаций.
2. В образовательные задачи входит подготовка:
• потребности общения с дикими животными, интерес к их законам;
• установки и мотивы деятельности, направленной на осознание общечеловеческой ценности природы;
• вера в необходимость сохранения природы;
• необходимость участия в работе по исследованию и охране природы, для повышения экологической осведомленности.
В. Захлебный выделяет четыре взаимосвязанных компонента в качестве ядра системы экологического образования:
• Наука и образование;
• на основе стоимости;
• Регулирование;
• практическая деятельность.
Научно-познавательная составляющая может быть представлена материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их разнообразие и связи между ними.
Ценностный компонент призван приблизить детей к разным значениям изучаемых предметов в жизни при-роды и людей.
Литература
Жур-л «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы», 2012, №1.
Отношение школьников к природе / Зверев И.Д., Суравегина Л.Т. – М. : Педагогика, 1988. – 128 с.
Зверев И.Д., Салеева Л.Т. Компоненты экологического образования. М., 1991, с.12-26.
Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии / Автореф. дисс. докт. пед.наук. – М., 1986. - 35 с.
Зверев И.Д. Приоритеты экологического образования: Материалы I Московской научно-практической конференции по непрерывному экологическому образованию. – М.: МНЭПУ, 1995. – 198 с.
Хотунцев Ю.Л., Нагибин Н.И. // Экологическое образование. – 2009. - №1. – С. 52-56.
Маркович Д.Ж. Глобализация и экологическое образование // Социологические исследования. 2001. № 1. С. 17-23
Ермаков Д. С., Суравегина И. Т. Экологическое образование: от изучения
экологии к решению экологических проблем. Новомосковск: НФ УРАО, 2005.
Кавтарадзе Д.Н. Принципы экологического образования граждан России - http://ecoedu.iseu.by/uploads/files/eo.pdf
Бейсенова А., Шилдебаева Ж. Концепция экологического образования и воспитания в системе общего образования Республики Казахстан // Высшая школа Казахстана. – 2002. - № 1. - С. 134 – 141.
Дзятковская Е.Н. Экологическая этика: проблемы экологического воспи-тания // Педагогика. – 2012. – 2012. - № 4. – С. 27-34.
Ягодин Г. А. Проблемы экологического образования / Г. А. Ягодин, Л. Т. Третьякова // Образование в области окружающей среды : сб. докл. III Всесоюз. конф. - Казань, 1990. - Т. 1. - С. 3-14.
Глазачев С. Н. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии – М.: Горизонт, 1999. – 244 с.
Лисеев И. Философия. Биология. Культура (работы разных лет) / И.К. Лисеев; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФРАН, 2011. – 315 с.
|