Сегодня: 27.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Экологическое воспитание на уроках биологии

СКАЧАТЬ (1.54 Mb) 03.08.2021, 20:32
Разгуляева Анна Игоревна
учитель биологии, Школа экономики и права
 
                                                                «Человек, овладевший экологической культурой,
подчиняет все виды своей деятельности требованиям
                                                         рационального природопользования, заботится об
                                              улучшении окружающей среды, не допуская ее
          разрушения и загрязнения».
А.А.Плешаков
    
Сегодня истинную близость к природе нельзя считать само собой разумеющейся. Современные дети предпочитают пребывать в цифровом мире, а не в лоне живой природы. Именно поэтому психологи уже говорят о синдроме дефицита природы. Отчуждение от природы нарастает и показывает достаточно странные результаты. Недавно, при проведении ВПР по биологии в 5 классе детям было предложено описать окраску снегиря. К моему удивлению, правильный ответ был лишь у 20% учеников, а остальные даже не знали про эту птицу. Несколько человек попытались установить аналогию названия птицы с ее окраской, результатом оказался снегирь с синим оперением.

   Конечно все это вызовет легкую усмешку, но все это имеет тяжелые последствия для отдельных людей и общества в целом. И дело даже не в том, что природа стала незнакомой и далекой, а в том, что ее перестали воспринимать как ценность, значит ее можно разрушать. Отчуждение нас от природы отчуждает нас от человечности, ведь мы сами являемся частью этой природы.

     Окружающий нас мир очень разнообразен и задача учителя помочь детям установить гармоничное отношение к его обитателям, акцентировать их внимание на красоте и многоликости природы, объяснить необходимость бережного отношения к живым организмам.

1. ЗАДАЧИ ФГОС И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ
        На сегодняшний день имеется ряд пробелов в воспитательной работе со школьниками. Одной из таких проблем является проблема в воспитании экологической культуры подрастающего поколения. Несмотря на высокий уровень технического прогресса, мы всегда остаемся зависимыми от окружающего нас мира живой природы. Воспитание любви к природе, ее охрана, решение экологических проблем местного значения, организация научно-исследовательской работы и реализация социально-значимых экологических, природоохранных проектов – реальные, эффективные направления по экологическому образованию и воспитанию школьников, формирования их нового экологического мышления. Актуальность проблемы воспитания экологической культуры школьников никогда не утратит своего значения. В настоящее время данной проблеме необходимо уделять особое внимание, как в рамках общего образования, так и во внеурочной деятельности.

     Задачи ФГОС по экологическому образованию и воспитанию
-Экологическая грамотность;
-Экологическая культура;
-Экологическое мышление;
-Навыки здорового и экологически целесообразного образа жизни;
-Осознание значимости концепции устойчивого развития.

     Правовые основы РФ в сфере экологии и устойчивого развития экологического образования
- Конституция РФ Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
- Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 №1225-р «Об экологической доктрине Российской Федерации»
- «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.)

2. РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
     Экологическое воспитание — это формирование у школьников заботливого и бережного отношения ко всему живому на Земле, развитие понимания ценности природы, готовности к рациональному природопользованию и участию в сохранении природных богатств. Основной целью экологического воспитания является экологическая культура личности и общества. Экологическая культура — важнейшая часть общей культуры, это особое качество личности осознавать непреходящую ценность жизни, природы и проявлять активность в их защите.

     Воспитание экологически грамотных детей дает нам надежду, что экологическая обстановка изменится в лучшую сторону.

     Предмет биологии занимает особое место в экологическом воспитании, так как именно на уроках биологии изучается все живое многообразие нашей планеты. Учителю необходимо сформировать систему знаний о взаимодействии человека с природой и ценностные экологические ориентации, обеспечить школьника умениями и навыками по изучению природы и ее охране.

     Экологическое воспитание стало насущной необходимостью, так как в современном мире все чаще обостряются противоречия во взаимодействии между обществом и природой. Сегодня трудно найти человека, которого бы не волновало будущее нашей планеты. Одной из причин такого положения событий – это забытые традиции народа и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.

     В результате экологического воспитания у школьников формируется не только бережное отношение к природе, но и такие личностные качества как самоконтроль, критическое отношение к себе и другим, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своей деятельности.

     Цель экологического воспитания:
  • Формирование у школьников ответственного отношения к окружающей среде
  • Готовность к рациональному природопользованию
  • Умения принимать и выполнять решения, направленные на поддержание сил природы
  • Сохранение природы для будущих поколений
     Экологическое воспитание сложный и длительный процесс. Он обеспечивается содержанием школьного курса с самого начала его изучения.

1) При изучении бактерий и грибов в 5 классе мы знакомимся с положительным значением этих организмов в природе и жизни человека, глубже раскрывается их почвообразующая роль, раскрывается сложная система их взаимодействия с другими обитателями экосистемы, рассматривается понятие лихеноиндикации, как метода биологического мониторинга.

2) В процессе ознакомления учащихся с растениями в 6 классе школьники получают знания о роли растений в обогащении воздуха кислородом, снижении в нем концентрации углекислого газа, очистки от пыли, увлажнении воздуха, смягчения температуры в жаркую погоду, шумопоглащения и эстетического достоинства. Особое значение уделяется редким и исчезающим видам, причинам уменьшения их численности. Устанавливается связь особенностей строения растений со средой обитания, с последующим их делением  на экологические группы.

3) В процессе ознакомления учащихся с миром животных в 7 классе учащиеся знакомятся со сложными взаимодействиями животных друг с другом, с растениями, грибами, бактериями и с окружающей их неживой природой, что образует единую сложную экологическую систему. Рассматриваются вопросы о причинах миграции животных и сокращения их численности. Особое значение уделяется редким и охраняемым видам. Изучается возможное взаимодействие животных и человека  

4) При изучении раздела «Человек» в 8 классе делается акцент о необходимости живой природы, как среды обитания человека.

5) Особое значение в формировании экологической культуры имеют общебиологические разделы школьного курса биологии в 9-11 классах, связанные с изучением биогеоценотического и биосферного уровней организации жизни.

     Задачи для формирования экологической культуры:
  • Проведение уроков-экскурсий в живую природу с выполнением практических заданий по установлению взаимосвязей в природе и выяснению антропогенного влияния на ее состояние
  •  Внесение в тематическое планирование уроков-дискуссий, связанных с обсуждением экологических проблем
  • Обеспечение взаимосвязи биологии с другими предметами школьного курса (проведение интегрированных уроков). Экологическое воспитание носит междисциплинарный характер, так как экологические проблемы связаны с изучением химии, физики, географии, обществознания, истории, астрономии, ОБЖ
  • Активизация внеурочной деятельности, направленной на мониторинг воздействия человека на окружающую среду и экологические проблемы своего региона
  • Формирование гражданской ответственности через уроки, открытые мероприятия и внеурочную деятельность: подкормка птиц зимой, оказание помощи по выращиванию посадочного материала, сбор макулатуры, оформление стендов, проведение экологических праздников и конкурсов
  • Расширение информационной среды на уроках биологии при помощи проведения экологических игр, решения экологических задач на уроках, защиты исследовательских и творческих проектов, подготовки сообщения и написания рефератов

Фото 1 «Проведение недели экологии в Школе экономики и права»    

      Осознание ценности жизни, природы и проявление активности в их защите – это одно из главных качеств в формировании экологически культурной личности. Необходимо с раннего возраста целенаправленно вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.

     Экологическое воспитание в системе образования проводится непосредственно в процессе учебной деятельности (на уроках) и во внеурочное (свободное от уроков) время.

3. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
     Основная программа биологического образования школьников сохраняется, выдерживается преемственность биологических предметов, сохраняется авторская образовательная линия.  Уроки проводятся с использованием теоретического и наглядного материала (теоретические задания, презентации, коллекции и гербарии, лабораторные объекты, наглядные демонстрационные материалы).

     Большое значение в формировании и развитии у школьников экологических знаний имеет проведение нестандартных уроков с использованием уроков-дискуссий, практических уроков, игровых уроков. Проводятся уроки-экскурсии в природу при изучении отдельных тем. Такие формы уроков способствуют формированию у учащихся многих компетентностей. В плане экологического воспитания на уроках широко используются межпредметные связи с географией, химией, ОБЖ, и другими предметами школьной программы. Эффективность и результативность образовательной и воспитательной деятельности основывается на активизации познавательного интереса обучающихся посредством активного применения современных образовательных технологий – использования ИКТ, проектного метода, личностно-ориентированного образования, в сочетании с использованием традиционных методик. Особое внимание уделяется созданию здоровьесберегающей среды на всем образовательном пространстве, так как именно биологические науки играют в этом первостепенную роль. Постоянно, на уроках подчеркивается неповторимость и красота природы родного края, рассказывается о достижениях отечественных исследователей, ученых, медиков.

       Применение различных методов, приемов и технологий, типов уроков в основном образовательном звене обусловлено спецификой преподаваемого предмета и возрастом учащихся. В 5 классе на уроках биологии очень эффективны игровые формы уроков в сочетании с групповым методом. Учащимся так легче адаптироваться при переходе из начального звена в основное, что очень важно с позиции здоровьесбережения. Учащиеся с удовольствием готовят сообщения по данной тематике.

      В 6 классе при изучении биологии эффективно используются ИКТ, которые позволяют экономить время, а значит глубже изучить материал. Изучение строения растений проводится при помощи лабораторных работ. Такие темы как: «Природные сообщества», «Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир» проводятся в виде экскурсий.

     При проведение уроков биологии в 7 классе  эффективно используется проектный метод при проведении исследовательских работ. Практикуется использование ИКТ, элементы опережающего обучения в виде индивидуальных сообщений и докладов, активно формируются на научной основе гигиенические и санитарные знания и навыки (элементы здоровьесбережения). У учащихся формируется установка – «окружающий мир природы разнообразен и прекрасен, в нем нет ничего лишнего, научись жить в гармонии с ним, береги и охраняй его». 

           В 8 классе, при изучении раздела биологии «Человек» - основное внимание уделяется формированию ценностного отношения к своему здоровью на основе научных знаний. Помимо традиционных занятий, здесь эффективно применяются уроки-дискуссии. Так же активно используются межпредметные связи с ОБЖ. Можно предложить учащимся творческую работу по написанию авторской программы «Как прожить 100 лет». В данной работе ребята смогут проанализировать состояние своего здоровья и составить для себя программу, придерживаясь которой они смогут дожить до 100 лет. Особое внимание в данной работе следует уделить правилам здорового образа жизни, особенностям физиологии человека и вреда некоторых привычек.

      При изучении основ общей биологии в 9 классе используются все вышеназванные формы методик и различные типы уроков. Помимо общетеоретической подготовки, особое внимание уделяется формированию естественнонаучного мировоззрения учащихся, гармонизации взаимоотношений человека с окружающей средой, в том числе с социумом, формированию гражданской ответственности каждого человека за будущее человечества как биологического вида (при изучении тем по генетике, селекции, эволюции и экологии). Ключевая идея здоровьесбережения – «здоровье каждого индивидуума – здоровье нации, здоровье вида в целом».

     В 10-11 классах продолжается изучение общебиологических разделов. Знания, полученные в 9 классе, расширяются и углубляются. У учащихся приходит осознание гармонической сущности природы, механизма ее функционирования и понимание того, как легко можно нарушить существующие естественные взаимосвязи. При правильном понимании действия антропогенных факторов формируется истинная оценка современных экологических проблем, появляется готовность к созиданию, установка на рациональное природопользование. Такие знания и умения помогают школьникам понять возможность экологически грамотного управления процессами, протекающими в живой природе, развить осознание ценности жизни (здоровьесберегающий компонент) и значение ее разнообразия для природы и человечества.

     В программе 10 класса не так много тем, связанных с экологическим воспитанием. Проблемы экологии можно затронуть при изучении  онтогенеза (влияние окружающей среды на развитие организма), в теме изменчивость и причины мутаций (роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков)

     В программе 11 класса рассматриваются вопросы взаимоотношения организма и среды, основы экологии и влияние человека на биосферу. Предлагаются темы проектных работ, связанные с мониторингом загрязнения окружающей среды в микрорайоне, составление экологического паспорта школы, составление карты источников загрязнения в микрорайоне.

     Особое место занимают уроки с использованием ИКТ и современных технических средств обучения. В этом очень помогает учебное пособие «1С:Школа.Экология,10-11 классы» и серия «Наглядная школа» «Введение в экологию». Здесь собран богатый материал, который можно использовать на уроках для формирования экологического сознания учащихся: большое количество фотографий животных и растений, в том числе занесенных в Красную книгу, видеофрагменты, виртуальные экскурсии, работа с 3D-моделями, слайд-шоу, демонстрации, дидактические игры. Для проверки уровня  экологических знаний учащихся предложены экологические тесты и задания с элементами моделирования, с неполными данными, с элементами исследования, контрольные вопросы, упражнения и задачи.

     Экологически ориентированный урок должен отвечать следующим требованиям:
- экологические аспекты должны пронизывать все педагогические цели, стоящие перед уроком;
- образовательная цель (выступать как элемент содержания экологических знаний);
- развивающая цель (сформировать умения готовности учащихся использовать приобретаемые знания для решения экологических задач)
- воспитательная цель (побуждение учащихся к природоохранной активности).

      Экологически ориентированные уроки должны строиться с учетом следующих принципов:
  • Комплементарность, то есть каждый последующий урок должен дополнять предыдущий и обеспечивать прирост убежденности и самостоятельности в природоохранном поведении
  • Междисциплинарности
  • Непрерывности
  • Сочетания восприятия среды с практикой ее охраны

4. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
     Если на уроках школьники изучают природу, определяют свое место во всем живом многообразии, то во внеурочное время проводимые мероприятия должны сформировать правильное отношение ко всему живому, научить школьника общаться с живой природой и ее обитателями.

     Доброжелательное и бережное отношение к природе помогают сформировать внеурочные мероприятия: экологические конкурсы и праздники, массовые мероприятия. Эмоционально насыщенная и красочная атмосфера таких мероприятий позволяет прислушаться к насущным проблемам, задуматься о путях их преодоления.

Фото 2 «Конкурс на создание лучшего костюма из упаковочных материалов»

     Практическая деятельность в природе позволяет школьникам осознать свою причастность к значимому для общества делу. Конечно, не все учащиеся с одинаковым энтузиазмом относятся к такой работе, но всегда можно организовать группу детей, готовых поддержать инициативу, чтобы помочь природе. В качестве практической работы можно предложить такие мероприятия, как: сбор макулатуры, уборка территории школы, посадка растений на территории школы, создание и развешивание скворечников для птиц.

Фото 3 «Создание цветника на территории Школы экономики и права»

     Никакие уроки не смогут заменить живого общения с природой. С этой целью можно организовать поход в природу. Природа – это то пространство, где ребенок может реализовать различную деятельность. Мы организуем поход в природу с заданиями и играми по станциям, которые соответствуют различным предметам. На станции «Медицина» ребята показывают свои умения оказывать первую медицинскую помощь. На станции «Биология» необходимо ответить на ряд вопросов, связанных с многообразием местной флоры и фауны. На станции «ОБЖ» ребята показывают свое умение разжигать костер. На станции «Физкультура» проводится эстафета. В таком формате общения с природой приобретаются навыки общения с окружающим миром и его обитателями, чувство коллективизма в командной работе, школьники учатся бережно относится ко всему живому. В конце похода ребятам предоставляется свободное время для обмена впечатлениями, фотографирования и любования красотой родного края.

Фото 4  «Туристический поход в природу в Школе экономики и права»

     Научно-исследовательская работа - еще одна форма экологического воспитания, которая проводится в свободное от учебы время. В нашей школе после уроков организуются научно-практические конференции, на которых ребята защищают свои проекты. Занимаясь исследовательской работой, учащиеся сами находят проблему, которую надо решить, ищут причины и пути решения этой проблемы, проводят анализ результатов, оформляют выводы и формулируют рекомендации. Выступления ребят оцениваются комиссией. Это создает стимул для личностного роста и творческого саморазвития. Безусловно, не все ребята принимают участие в конференции, но чтобы их мотивировать на дальнейшую работу они участвуют в качестве зрителей: задают вопросы, оценивают выступления и присуждают приз зрительских симпатий.

5. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
     Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры.

     Воспитание экологически грамотных детей дает надежду на изменение экологической обстановки к лучшему. Наша задача помочь детям установить гармоничное отношение с окружающим миром, обратить их внимание на его красоту и многообразие, акцентировать внимание на необходимости бережного отношения к живым организмам.

     Экологическое сознание имеет ряд особенностей:
  • Одинаковую ценность имеют все живые организмы (в том числе и человек) и экосистемы
  • Целью взаимодействия с природой является удовлетворение потребностей человека и потребностей всего природного сообщества
  • Правильно только то, что полезно и природе, и человеку, чтобы не нарушать экологическое равновесие
  • Этические нормы и правила распространяются равным образом как на взаимодействие людей между собой, так и на взаимодействие их с миром природы
  • Развитие природы и человека должно идти путем коэволюции (совместного равноправного развития)
  • Природа охраняется человеком в первую очередь ради нее самой
     Формирование экологического сознания проходит длительный путь, который можно разделить на три уровня:
1 уровень. Уровень эмпирических представлений, которые сформировались путем опыта природоохранных умений
2 уровень. Овладение комплексом знаний и практических природоохранных умений, что соответствует  устойчивой системой экологических знаний, нравственного отношения к природе и соответствующим поведением
3 уровень. Достижение экологического сознания, когда оно превращается в мировоззрение личности и определяет не только природоохранную деятельность, но и любую другую деятельность.

     Результатом сформированности экологического сознания является экологическое поведение.  Это поведение всегда строго индивидуально и отражает неповторимые особенности человека. Задача школы в экологической работе состоит в том, чтобы сформировать у детей экологическое сознание, которое в дальнейшем сформирует экологическое созидательное поведение.

     Для успешного экологического воспитания учащихся экологическая работа в школе должна выполнять следующие функции:
  • Просветительская. Помогает ребенку осознать природу как среду своего обитания, а также понять необходимость использовать свои знания о природе с целью ее сохранения
  • Развивающая. Формирует у детей умение осмысливать экологические явления, устанавливать связи в мире живых организмов, делать выводы о состоянии природы, давать рекомендации по взаимодействию с ней
  • Воспитательная.  Формирование нравственного и эстетического отношения к природе. Бережное отношение к природе побуждает учеников вести посильную природоохранную деятельность и является выражением патриотизма
  • Организующая. Стимулирует активную деятельность учащихся по охране природы. Выстраивает систему реальных побудительных мотивов личности ребенка к природоохранной деятельности
  • Прогностическая. Развивает у школьников умение предсказывать возможные последствия различных действий в природе, прогнозировать вероятные нарушения биологических связей, разрабатывать комплекс полезных для природы мероприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     Отношение учащихся к природе противоречивое. Они любуются ею, осуждают зло и жестокость людей в отношении к окружающей среде. При этом сами часто разрушают природную среду, не замечая этого. Учащиеся не связывают экологические проблемы со своей жизнедеятельностью. Такая ситуация вызвана наличием противоречий во взаимодействии школьника с природой:

- Осознанием учащимися необходимости решать экологические проблемы и непониманием личной роли в этом процессе;
- Авторитетом взрослых, поступки которых не всегда экологически целесообразные, и личной экологической позицией;
- Осознанием школьниками необходимости сохранения природы и негативным отношением к отдельным объектам и явлениям природы;
- Желанием осуществлять практические экологические мероприятия и недостаточной поддержкой друзей и взрослых.

     В такой ситуации остро встает проблема экологической грамотности и формирования экологической культуры каждого человека.

     Люди должны научиться жить на Земле по-новому. Каждому человеку необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний, способов деятельности для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным.

     Самым эффективным будет такое экологическое воспитание учащихся, которое максимально приблизится к их жизнедеятельности; когда учащиеся смогут пользоваться полученными экологическими знаниями в жизни.

     Современные школьники, к сожалению, не обучены в повседневной деятельности должным образом вести себя с позиции экологической целесообразности. Они больше разбираются в экологических проблемах и их последствиях для окружающей среды в целом, и не связывают возникновение экологических проблем со своим бытом, не знают какие отходы являются бытовыми, как уменьшить их количество, как они разлагаются в природе и сколько времени нужно для этого. Ученики не осознают того вреда, который наносит каждый, кто выбрасывает мусор где попало. Забывают, что к загрязнителям окружающей среды относится использование духов, курения, пожары. Следовательно, очень важно, приблизить экологическое воспитание в школе в повседневной жизни, деятельности с позиции экологической целесообразности. Хотелось бы, чтобы грядущее поколение приблизилось к гармоничному сосуществованию с природой.


Категория: Блоги | Добавил: annet070776
Просмотров: 2319 | Загрузок: 74 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог