Экологическое воспитание – это систематическая деятельность, направленная на развитие экологической образованности и воспитанности детей, через накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение нравственно-эстетических чувств, приобретение нравственных личных качеств и осуществление природоохранной работы.
Воспитание, основанное на обучении при раскрытии конкретных экологических связей, помогает ребятам усваивать правила и нормы поведения в природе. «Человек черпал знания у природы и стал могущественным, сильным. Однако, окрыленный успехами, он едва не погубил свой большой дом – природу. И сейчас, как никогда, надо изучать законы природы, подчиняться им, ибо человеку принадлежит особое место и биосфере. Человек биосоциален, поэтому он подчиняется как биологическим, так и социальным законам» [3].
Изучение природы родного края происходит следующими способами:
- знакомство с краеведческой литературой;
- подбор статей из местных газет;
- составление библиографических списков;
- посещение музеев;
- экскурсии и краеведческие походы.
Во время данных мероприятий ребята ведут наблюдения за природой, делают описание её, производят измерительные работы, собирают ботанические и экологические коллекции, образцы почв, горных пород. А так же выполняют фотоснимки и зарисовки характерных объектов, сочиняют стихи, рассказы и сказки – проявляют свои творческие способности.
Приведу несколько примеров.
1. Познавательная ценность природы.
Экскурсия Тема: «Природа родного края» Описание географической площадки во время экскурсии.
Точка стояния: Шелеховская школа №1. От нее на восток мы отправились на заданный участок. Пройдя через участок школы, перейдя дорогу, мы прибыли к пункту назначения. Пунктом назначения являлась лесная зона…
На экскурсии велись наблюдения за растениями, растущими на данной территории, экологические наблюдения, зарисовки, фотосъемки. Применение краеведческого материала на уроках делает более результативным учебно-воспитательный процесс, в значительной мере повышает научный уровень обучения, уровень эффективности профессиональной работы.
Кружок краеведения «Моя малая Родина»
Цель: географическое описание своего края, в котором на основе научных методов исследования были бы освещены природа, население и хозяйство края.
Задачи: изучать свой край на научной основе; написать научно-практическую работу.
Одна из последних работ призера XXV Региональной научно-практической конференции для молодежи и школьников «Шаг в будущее» Буткевич Ильи, 9 класс МКОУ ШР «СОШ №1», г. Шелехов «Влияние цветовой гаммы города Шелехова на здоровье его жителей».
Целью исследования явилось изучение влияния цветовой гаммы на психологическое состояние и работоспособность жителей города Шелехова. Автор исследования представил анализ домов нашего города, отмечая, что большинство из них представляют из себя здания советских времен серого цвета, цвета домов такие же, как и цвета строительных материалов из которых они сделаны. В основном это цвета цемента, бетона и штукатурки. Большее количество домов данной категории находится в микрорайонах. Отметил разнообразие цветовой палитры домов, построенных за последние 5 лет. Данные оттенки между собой сочетаются не только гаммой, но и положительными свойствами каждого из них. Используя метод наблюдения и сравнения, автор исследования затрагивает актуальную в наше время проблему воздействия характеристик окружающей среды на здоровье человека и предлагает свой вариант оформления жилого дома.
При написании работ происходит более глубокое наблюдение за природой, за окружением, реализуется потребность пытливого исследователя.
2. Эстетическая ценность природы.
«Природа – настоящий храм красоты. И человек, прочувствовавший и понявший ее красоту во всем многообразии, наверняка станет оберегать ее как источник радости и счастья» [3].
Сказка «Счастье» (автор Елена Мелешко, 7 класс)
Живу я в сказочно-красивом городе Шелехов, в долине рек Олхи и Иркута, в окружении удивительной природы. Больше всего люблю природу в летнее время года. В это время деревья в листве, луга в цветах. Надо только эту красоту уметь замечать и беречь.
Однажды летним утром выхожу я на улицу, а меня встречает ласковое солнышко.
- Здравствуй, солнышко, - говорю я ему.
- Здравствуй, Лена, - отвечает оно и протягивает мне свой тёплый лучик.
День чудесный и я решила пойти в лес. Иду, любуюсь цветами, наблюдаю за бабочками, слушаю пение птиц и шепот зелёных листочков.
Вдруг я услышала тихий стон. Нагнулась, и увидела сломанную берёзку. Она стонала, а из её зелёных глазок капали слёзы. Я спросила:
- Берёзка, кто тебя обидел?
- Гулял по лесу мальчик, и из шалости сломал меня. А я мечтала вырасти большой и принести пользу людям.
- Не плачь, я помогу тебе.
Я сняла с себя пояс, перевязала берёзку. Берёзка ожила и счастливым голосом сказала:
- Спасибо тебе, добрая девочка. «Ведь лучше счастья жить на свете, на свете ничего не может быть».
«Общение с природой рождает в душе, открытой познанию добра, высокие нравственные чувства» [1].
Таким образом, экологическое воспитание школьников через систему краеведческих знаний имеет большое значение: позволяет расширить кругозор о многообразии природы, овладеть начальными естественно-научными умениями и навыками, развивать эстетически-творческие способности. И самое главное, чтобы не на словах, а на деле проявлялась забота о природе.
Литература
1. Гусейнов А.А. Природа как ценность культуры // Экология, культура, образование. – М., 1989. С. 5-11.
2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. –Ростов н/Д, 1996.
3. Зебзеева В.А., Теория и методика экологического воспитания детей. – Москва: «Сфера», 2009.
|