Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Экологическое воспитание школьников через систему краеведческих знаний

СКАЧАТЬ (22.9 Kb) 06.11.2022, 04:36
Иванова Елена Александровна
учитель географии, МКОУ ШР "СОШ №1"
Экологическое воспитание – это систематическая деятельность, направленная на развитие экологической образованности и воспитанности детей, через накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение нравственно-эстетических чувств, приобретение нравственных личных качеств и осуществление природоохранной работы.

Воспитание, основанное на обучении при раскрытии конкретных экологических связей, помогает ребятам усваивать правила и нормы поведения в природе. «Человек черпал знания у природы и стал могущественным, сильным. Однако, окрыленный успехами, он едва не погубил свой большой дом – природу. И сейчас, как никогда, надо изучать законы природы, подчиняться им, ибо человеку принадлежит особое место и биосфере. Человек биосоциален, поэтому он подчиняется как биологическим, так и социальным законам» [3].

Изучение природы родного края происходит следующими способами:
- знакомство с краеведческой литературой;
- подбор статей из местных газет;
- составление библиографических списков;
- посещение музеев;
- экскурсии и краеведческие походы.

Во время данных мероприятий ребята ведут наблюдения за природой, делают описание её, производят измерительные работы, собирают ботанические и экологические коллекции, образцы почв, горных пород. А так же выполняют фотоснимки и зарисовки характерных объектов, сочиняют стихи, рассказы и сказки – проявляют свои творческие способности.

Приведу несколько примеров.
1. Познавательная ценность природы.
Экскурсия Тема: «Природа родного края» Описание географической площадки во время экскурсии.
Точка стояния: Шелеховская школа №1. От нее на восток мы отправились на заданный участок. Пройдя через участок школы, перейдя дорогу, мы прибыли к пункту назначения. Пунктом назначения являлась лесная зона…

На экскурсии велись наблюдения за растениями, растущими на данной территории, экологические наблюдения, зарисовки, фотосъемки. Применение краеведческого материала на уроках делает более результативным учебно-воспитательный процесс, в значительной мере повышает научный уровень обучения, уровень эффективности профессиональной работы.

Кружок краеведения «Моя малая Родина»
Цель: географическое описание своего края, в котором на основе научных методов исследования были бы освещены природа, население и хозяйство края.
Задачи: изучать свой край на научной основе; написать научно-практическую работу.
Одна из последних работ призера XXV Региональной научно-практической конференции для молодежи и школьников «Шаг в будущее» Буткевич Ильи, 9 класс МКОУ ШР «СОШ №1», г. Шелехов «Влияние цветовой гаммы города Шелехова на здоровье его жителей».

Целью исследования явилось изучение влияния цветовой гаммы на психологическое состояние и работоспособность жителей города Шелехова. Автор исследования представил анализ домов нашего города, отмечая, что большинство из них представляют из себя здания советских времен серого цвета, цвета домов такие же, как и цвета строительных материалов из которых они сделаны. В основном это цвета цемента, бетона и штукатурки. Большее количество домов данной категории находится в микрорайонах. Отметил разнообразие цветовой палитры домов, построенных за последние 5 лет. Данные оттенки между собой сочетаются не только гаммой, но и положительными свойствами каждого из них. Используя метод наблюдения и сравнения, автор исследования затрагивает актуальную в наше время проблему воздействия характеристик окружающей среды на здоровье человека и предлагает свой вариант оформления жилого дома.

При написании работ происходит более глубокое наблюдение за природой, за окружением, реализуется потребность пытливого исследователя.

2. Эстетическая ценность природы.
«Природа – настоящий храм красоты. И человек, прочувствовавший и понявший ее красоту во всем многообразии, наверняка станет оберегать ее как источник радости и счастья» [3].
Сказка «Счастье» (автор Елена Мелешко, 7 класс)

Живу я в сказочно-красивом городе Шелехов, в долине рек Олхи и Иркута, в окружении удивительной природы. Больше всего люблю природу в летнее время года. В это время деревья в листве, луга в цветах. Надо только эту красоту уметь замечать и беречь.

Однажды летним утром выхожу я на улицу, а меня встречает ласковое солнышко.
- Здравствуй, солнышко, - говорю я ему.
- Здравствуй, Лена, - отвечает оно и протягивает мне свой тёплый лучик.
День чудесный и я решила пойти в лес. Иду, любуюсь цветами, наблюдаю за бабочками, слушаю пение птиц и шепот зелёных листочков.

Вдруг я услышала тихий стон. Нагнулась, и увидела сломанную берёзку. Она стонала, а из её зелёных глазок капали слёзы. Я спросила:
- Берёзка, кто тебя обидел?
- Гулял по лесу мальчик, и из шалости сломал меня. А я мечтала вырасти большой и принести пользу людям.
- Не плачь, я помогу тебе.
Я сняла с себя пояс, перевязала берёзку. Берёзка ожила и счастливым голосом сказала:
- Спасибо тебе, добрая девочка. «Ведь лучше счастья жить на свете, на свете ничего не может быть».
«Общение с природой рождает в душе, открытой познанию добра, высокие нравственные чувства» [1].

Таким образом, экологическое воспитание школьников через систему краеведческих знаний имеет большое значение: позволяет расширить кругозор о многообразии природы, овладеть начальными естественно-научными умениями и навыками, развивать эстетически-творческие способности. И самое главное, чтобы не на словах, а на деле проявлялась забота о природе.

Литература
1. Гусейнов А.А. Природа как ценность культуры // Экология, культура, образование. – М., 1989. С. 5-11.
2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. –Ростов н/Д, 1996.
3. Зебзеева В.А., Теория и методика экологического воспитания детей. – Москва: «Сфера», 2009.


Категория: Блоги | Добавил: ivanova1963
Просмотров: 250 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог