Сегодня: 29.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


"Экологическое воспитание в детском саду как средство развития экологической культуры дошкольников"

СКАЧАТЬ (25.4 Kb) 17.11.2024, 12:22
Лобанова Елена Викторвна
воспитатель, МБДОУ "Еланский ДС №3 "Аленушка"
По мере развития общества экология всё больше приобретала социальное значение и в прошлом столетии вышла за рамки естественных наук. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду обитания приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали видны последствия потребительского отношения людей к природе, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы, когда состояние среды обитания уже отрицательно сказывается на здоровье огромного количества людей. Безумное, а иногда жестокое отношение к природе чаще всего бывает результатом нравственной невоспитанности детей: когда они не могут понять состояние других людей, а тем более животных и растений, когда они не умеют сочувствовать, сопереживать, не способны ощутить чужую боль и прийти на помощь.

В настоящее время экологическое образование стало одним из важных направлений дошкольной педагогики.

Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Хотела поделиться опытом работы по экологическому воспитанию в смешенной дошкольной группе «Горошинки».

Чтобы создать определенную систему работы с детьми, как бы для себя, условно выделила три направления:
1.аналитическое, накопление информации о данном направлении, диагностирование;
2.теоритическое, поиск форм и методов работы по экологическому воспитанию. Это изучение необходимой литературы, методических рекомендаций;
3.практический, это выполнение намеченной работы.

Экологическое развитие у нас в группе осуществляется в основной образовательной деятельности, совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей.

В группе разработала перспективное (по тематическому планированию на учебный год) и ведется ежедневное календарное планирование по экологическому воспитанию для всех возрастных групп. Перспективное планирование представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения.

Форма работы по экологическому воспитанию в группе «Горошинки»
-занятия «Удивительная вода», «Превращение воды», «Как животные готовятся к зиме?»,
«Что за гости на окошке?», «Наш дом – природа!», «По страницам Красной книги»,
«День Земли»;
-систематические наблюдения;
- презентации «Человек часть природы», «Учитесь понимать природу».
-труд на участках: полить клумбы, сбор листвы, посыпать дорожки песком, т. б. во время работы.
-экологические проекты ««Тебе и мне нужна Земля», «Природа и мы»;
-экспериментирование «Летающие семена», «Солнце высушивает предметы», «Состояние почвы в зависимости от температуры».
-экскурсии «Осень золотая», «Зимушка зима», «Весна красна», «Лето красное»;
-проведение экологических праздников «Красавица осень», «Зимние забавы», «Весенние игры», «На полях – просторах», «В весеннем лесу», «Здравствуй весна», «Любимый уголок в Елани», «Люби и знай свой край»;
-родительские собрания «Ознакомление родителей с планом по познавательному развитию»
-экологические акции «Чистый мир», «Поможем птицам», «Умный взгляд на мусор»;
-папки-передвижки «Красная книга своими руками», «Прикоснись к природе сердцем»;
-оформление фотоальбомов «Четыре художника», «Народные приметы»;
-консультации «Учите чувствовать природу», «Маршруты выходного дня»;
-семинары - практикумы «О важности воспитания у детей любви к природе», «Войди в природу другом», «Люби и охраняй окружающую природу».
-походы, тематические беседы, «Наш дом - природа», «Беседа о бережном отношении к природе».
-опытно-исследовательская деятельность «История воды и воздуха», «Кто живет в почве»;
-выпуск газет, экологических альбомов, плакатов, «Животные нашего края», «Деревья», «Цветы – улыбка природы», «Лекарственные растения».
Хотелось бы отметить, что большую роль в развитии играет грамотно организованная предметно – пространственная среда.

У нас в группе создан уголок природы, который позволяет:
• наблюдать и ухаживать за комнатными растениями;
• вести календари погоды;
• вести дневники наблюдений;
• рассматривать картины и иллюстрации о природе;
• играть в дидактические игры о природе;
• делать поделки из природного материала;
• ухаживать за посадками в «огороде на подоконнике»

Ежедневно на прогулке проводятся наблюдения вместе с детьми за сезонными изменениями в природе, птицами, растениями. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, снега, льда, воды.

В группах имеются дидактические игры по экологической тематике.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

В своей группе использую следующие формы работы с родителями по экологическому воспитанию:
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок - передвижек.

Исходя из вышеизложенного, сделала следующие выводы: в процессе общения с природой, рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найди с помощью наблюдений, логического мышления, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного.

Литература
1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.
2. Т. И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.
3. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.
4. Н. Н. Кондратьева и др. «Мы». Программа экологического образования детей. СПб: Детство-Пресс, 2003г.
5.С. А. Козлова. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004г.


Категория: Блоги | Добавил: ЕленаЛ2
Просмотров: 21 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог