По мере развития общества экология всё больше приобретала социальное значение и в прошлом столетии вышла за рамки естественных наук. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду обитания приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали видны последствия потребительского отношения людей к природе, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы, когда состояние среды обитания уже отрицательно сказывается на здоровье огромного количества людей. Безумное, а иногда жестокое отношение к природе чаще всего бывает результатом нравственной невоспитанности детей: когда они не могут понять состояние других людей, а тем более животных и растений, когда они не умеют сочувствовать, сопереживать, не способны ощутить чужую боль и прийти на помощь.
В настоящее время экологическое образование стало одним из важных направлений дошкольной педагогики.
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Хотела поделиться опытом работы по экологическому воспитанию в смешенной дошкольной группе «Горошинки».
Чтобы создать определенную систему работы с детьми, как бы для себя, условно выделила три направления:
1.аналитическое, накопление информации о данном направлении, диагностирование;
2.теоритическое, поиск форм и методов работы по экологическому воспитанию. Это изучение необходимой литературы, методических рекомендаций;
3.практический, это выполнение намеченной работы.
Экологическое развитие у нас в группе осуществляется в основной образовательной деятельности, совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей.
В группе разработала перспективное (по тематическому планированию на учебный год) и ведется ежедневное календарное планирование по экологическому воспитанию для всех возрастных групп. Перспективное планирование представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения.
Форма работы по экологическому воспитанию в группе «Горошинки»
-занятия «Удивительная вода», «Превращение воды», «Как животные готовятся к зиме?»,
«Что за гости на окошке?», «Наш дом – природа!», «По страницам Красной книги»,
«День Земли»;
-систематические наблюдения;
- презентации «Человек часть природы», «Учитесь понимать природу».
-труд на участках: полить клумбы, сбор листвы, посыпать дорожки песком, т. б. во время работы.
-экологические проекты ««Тебе и мне нужна Земля», «Природа и мы»;
-экспериментирование «Летающие семена», «Солнце высушивает предметы», «Состояние почвы в зависимости от температуры».
-экскурсии «Осень золотая», «Зимушка зима», «Весна красна», «Лето красное»;
-проведение экологических праздников «Красавица осень», «Зимние забавы», «Весенние игры», «На полях – просторах», «В весеннем лесу», «Здравствуй весна», «Любимый уголок в Елани», «Люби и знай свой край»;
-родительские собрания «Ознакомление родителей с планом по познавательному развитию»
-экологические акции «Чистый мир», «Поможем птицам», «Умный взгляд на мусор»;
-папки-передвижки «Красная книга своими руками», «Прикоснись к природе сердцем»;
-оформление фотоальбомов «Четыре художника», «Народные приметы»;
-консультации «Учите чувствовать природу», «Маршруты выходного дня»;
-семинары - практикумы «О важности воспитания у детей любви к природе», «Войди в природу другом», «Люби и охраняй окружающую природу».
-походы, тематические беседы, «Наш дом - природа», «Беседа о бережном отношении к природе».
-опытно-исследовательская деятельность «История воды и воздуха», «Кто живет в почве»;
-выпуск газет, экологических альбомов, плакатов, «Животные нашего края», «Деревья», «Цветы – улыбка природы», «Лекарственные растения».
Хотелось бы отметить, что большую роль в развитии играет грамотно организованная предметно – пространственная среда.
У нас в группе создан уголок природы, который позволяет:
• наблюдать и ухаживать за комнатными растениями;
• вести календари погоды;
• вести дневники наблюдений;
• рассматривать картины и иллюстрации о природе;
• играть в дидактические игры о природе;
• делать поделки из природного материала;
• ухаживать за посадками в «огороде на подоконнике»
Ежедневно на прогулке проводятся наблюдения вместе с детьми за сезонными изменениями в природе, птицами, растениями. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, снега, льда, воды.
В группах имеются дидактические игры по экологической тематике.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
В своей группе использую следующие формы работы с родителями по экологическому воспитанию:
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок - передвижек.
Исходя из вышеизложенного, сделала следующие выводы: в процессе общения с природой, рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найди с помощью наблюдений, логического мышления, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного.
Литература
1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.
2. Т. И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.
3. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.
4. Н. Н. Кондратьева и др. «Мы». Программа экологического образования детей. СПб: Детство-Пресс, 2003г.
5.С. А. Козлова. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004г.
|