На сегодняшний день актуальной характеристикой нашего общества являются два критических процесса - моделирование новых путей взаимодействия с природой и становление новых технологий развития системы образования. Несмотря на их отличия, есть основания считать целесообразно совместное рассмотрение условий развития обоих процессов, будущее которых одинаково тесно связаны с формированием актуальных аспектов культуры личности.
Эколого-педагогическая компетентность - это интегративное личностное новообразование, проявляющееся как способность и готовность педагога к эффективной эколого-педагогической деятельности. Единство эколого-педагогической деятельности проявляется в необходимости решения экологического обучения и воспитания, которые детерминируют основную функцию этого вида деятельности как ведущего педагогического условия развития экологической культуры личности в системе непрерывного экологического образования.
Экологическое образование и воспитание неразрывно связаны. Без понимания экологических законов природы невозможно грамотно выстраивать практическую деятельность человека, не только на направленную на рациональное использование природных богатств, но и на использование в педагогической этике.
Обобщение результатов сравнительного анализа научных трактовок профессиональной компетентности выявило обязательное наличие в структуре компетентностей таких элементов как знания, умения и навыки, ценности и отношения, которые, взаимодействуя друг с другом, обеспечивают образование новых личностных характеристик.
В настоящее время экологизация образовательной и воспитательной работы стала одним из главных направлений развития образования. Главной целью экологического воспитания и образования выступает формирование экологически культурной личности.
Проблема экологического воспитания и образования широко освещена в государственных законах, нормативных документах государственного и регионального масштаба и в Федеральных государственных образовательных стандартах.
Поскольку через школьную ступень образования по законодательству РФ проходит каждый гражданин РФ, то формирование экологической культуры человека и соответственно педагога совместными усилиями педагогического сообщества является наиболее доступным и перспективным средством.
Основные задачи экологического образования охватывают области обучения, воспитания и развития личности:
- формирование определенной системы знаний по экологии;
- формирование и развитие навыков применения экологически грамотных решений в области природопользования;
- формирование ответственного отношения к природе как общечеловеческому достоянию;
- развитие ясного осознания огромной роли взаимосвязи человеческого общества, его культуры и состояния природы;
- формирование ответственного отношения к роли человека, общества, отдельной личности; к жизни, природе и окружающей среде;
- формирование потребности удовлетворять потребности с учетом свойств биосферы и современных научно обоснованных технологий рационального природопользования.
В статье под экологическим образованием понимается целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими, знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровья.
Для воспитания эколого-педагогической деятельности педагога кране важны целеполагание и мотивационная сфера педагога. Совпадение мотива и цели деятельности, и дальнейшее саморазвитие субъекта эколого-педагогической деятельности позволяет выйти за пределы первоначально заданного движения от «знаю-могу» к «хочу-стремлюсь» или, что более актуализировано в эколого-педагогическом образовании от «хочу-стремлюсь» к «знаю-могу». Это создает условия для развития целенаправленности и концептуальности эколого-педагогической деятельности (могу научить других, так как знаю для чего это необходимо и принимаю это целеполагание).
Критериально-компонентная модель эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования включает компоненты, системные и функциональные критерии сформированности компетентности и соответствующие показатели. Компонентами эколого-педагогической компетенций являются:
• гносеологический (знаниевый), в котором фиксируется система необходимых знаний;
• праксиологический (деятельностный), предъявляющий необходимые умения и навыки, напрямую связанные с компетенцией в профессиональной деятельности;
• аксиологический (ценностный), система ценностных отношений в области эколого-педагогического образования и мотивации эколого-педагогической деятельности определяют экологическую направленность личности специалиста в области образования.
Развитие профессиональной компетентности в целом, и эколого-педагогической, в частности - длительный, непрерывный и, в тоже время, скачкообразный процесс.
Использование теоретических знании педагога в практической деятельности, обеспечивает приобретение опыта использования методов естественных наук и проведения, несложных экологоориентированных экспериментов, что формирует основы экологической грамотности.
Для наиболее эффективного образовательного и воспитательного процесса целесообразно использовать различные формы и методы обучения. Современная система образования все больше использует интерактивные методы обучения (стоит отметить, что одним из лидеров является исследовательская и проектная деятельность педагога и учащегося).
Использование различных форм обучения в экологическом образовании и воспитании способствует развитию экологоориентированных универсальных учебных действий только в случае системного характера. Педагог должен учиться осуществлять исследовательскую деятельность от репродуктивного, фронтального характера работы, через частично - поисковые виды деятельности к самостоятельным полноценным исследованиям. Данная система поэтапного приобщения педагога к деятельности содействует развитию познавательной активности, творческих качеств, инициативности и стремлению к саморазвитию. Только такая личность полноценно реализует экологические знания в своей жизни.
Данный опыт может быть использован педагогами естественнонаучного цикла, для создания экологооринтированной образовательной среды на связях учитель-ученик. Данная стратегия является сочетанием совместных усилий и взаимных влияний саморазвития личности педагога и учащегося.
На основе этого можно говорить о высоком профессионализме учителя с точки зрения личностно-деятельностной концепции педагогики и его эколого-фасилитирующей деятельностью и соответствующей компетентностью.
Литература
1. Кондаурова Т. И. Теория и методика обучения биологии (экологическое образование и воспитание): учеб. пособие. - Волгоград: Перемена, 2006. - 121 с.
2. Захарова О. А. Приоритетные направления современного образования - экологическое воспитание [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2014. - № 2. - С. 384 - 386. –URL:https://moluch.ru/archive/61/8938/. (Дата обращения 16.09.2019).
3. Иванова В. В. Методы экологического образования [Электронный ресурс]
4. Поняшкина В.Д. (Роор В.Н.) Исследовательская деятельность учащихся на внеклассных занятиях по биологии (бакалаврская работа). - Волгоград, 2018 - 55 с.
5. Роор В.Н. Использование исследовательской деятельности учащихся в экологическом образовании и воспитании учащихся. Магистерская диссертация. - Волгоград, 2020 – 96 с.
6. Тимофеева А.Г. Экологическая состовляющая профессиональной компетентности педагога
|