Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Эколого-педагогическая компетентность педагога

СКАЧАТЬ (22.7 Kb) 05.08.2023, 16:26
Роор Виктория Николаевна
учитель географии и биологии, МОУ "Средняя школа №77 Кировского района Волгограда"
На сегодняшний день актуальной характеристикой нашего общества являются два критических процесса - моделирование новых путей взаимодействия с природой и становление новых технологий развития системы образования. Несмотря на их отличия, есть основания считать целесообразно совместное рассмотрение условий развития обоих процессов, будущее которых одинаково тесно связаны с формированием актуальных аспектов культуры личности.

Эколого-педагогическая компетентность - это интегративное личностное новообразование, проявляющееся как способность и готовность педагога к эффективной эколого-педагогической деятельности. Единство эколого-педагогической деятельности проявляется в необходимости решения экологического обучения и воспитания, которые детерминируют основную функцию этого вида деятельности как ведущего педагогического условия развития экологической культуры личности в системе непрерывного экологического образования.

Экологическое образование и воспитание неразрывно связаны. Без понимания экологических законов природы невозможно грамотно выстраивать практическую деятельность человека, не только на направленную на рациональное использование природных богатств, но и на использование в педагогической этике.

Обобщение результатов сравнительного анализа научных трактовок профессиональной компетентности выявило обязательное наличие в структуре компетентностей таких элементов как знания, умения и навыки, ценности и отношения, которые, взаимодействуя друг с другом, обеспечивают образование новых личностных характеристик.

В настоящее время экологизация образовательной и воспитательной работы стала одним из главных направлений развития образования. Главной целью экологического воспитания и образования выступает формирование экологически культурной личности.

Проблема экологического воспитания и образования широко освещена в государственных законах, нормативных документах государственного и регионального масштаба и в Федеральных государственных образовательных стандартах.

Поскольку через школьную ступень образования по законодательству РФ проходит каждый гражданин РФ, то формирование экологической культуры человека и соответственно педагога совместными усилиями педагогического сообщества является наиболее доступным и перспективным средством.

Основные задачи экологического образования охватывают области обучения, воспитания и развития личности:
- формирование определенной системы знаний по экологии;
- формирование и развитие навыков применения экологически грамотных решений в области природопользования;
- формирование ответственного отношения к природе как общечеловеческому достоянию;
- развитие ясного осознания огромной роли взаимосвязи человеческого общества, его культуры и состояния природы;
- формирование ответственного отношения к роли человека, общества, отдельной личности; к жизни, природе и окружающей среде;
- формирование потребности удовлетворять потребности с учетом свойств биосферы и современных научно обоснованных технологий рационального природопользования.

В статье под экологическим образованием понимается целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими, знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровья.

Для воспитания эколого-педагогической деятельности педагога кране важны целеполагание и мотивационная сфера педагога. Совпадение мотива и цели деятельности, и дальнейшее саморазвитие субъекта эколого-педагогической деятельности позволяет выйти за пределы первоначально заданного движения от «знаю-могу» к «хочу-стремлюсь» или, что более актуализировано в эколого-педагогическом образовании от «хочу-стремлюсь» к «знаю-могу». Это создает условия для развития целенаправленности и концептуальности эколого-педагогической деятельности (могу научить других, так как знаю для чего это необходимо и принимаю это целеполагание).

Критериально-компонентная модель эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования включает компоненты, системные и функциональные критерии сформированности компетентности и соответствующие показатели. Компонентами эколого-педагогической компетенций являются:
• гносеологический (знаниевый), в котором фиксируется система необходимых знаний;
• праксиологический (деятельностный), предъявляющий необходимые умения и навыки, напрямую связанные с компетенцией в профессиональной деятельности;
• аксиологический (ценностный), система ценностных отношений в области эколого-педагогического образования и мотивации эколого-педагогической деятельности определяют экологическую направленность личности специалиста в области образования.

Развитие профессиональной компетентности в целом, и эколого-педагогической, в частности - длительный, непрерывный и, в тоже время, скачкообразный процесс.

Использование теоретических знании педагога в практической деятельности, обеспечивает приобретение опыта использования методов естественных наук и проведения, несложных экологоориентированных экспериментов, что формирует основы экологической грамотности.

Для наиболее эффективного образовательного и воспитательного процесса целесообразно использовать различные формы и методы обучения. Современная система образования все больше использует интерактивные методы обучения (стоит отметить, что одним из лидеров является исследовательская и проектная деятельность педагога и учащегося).

Использование различных форм обучения в экологическом образовании и воспитании способствует развитию экологоориентированных универсальных учебных действий только в случае системного характера. Педагог должен учиться осуществлять исследовательскую деятельность от репродуктивного, фронтального характера работы, через частично - поисковые виды деятельности к самостоятельным полноценным исследованиям. Данная система поэтапного приобщения педагога к деятельности содействует развитию познавательной активности, творческих качеств, инициативности и стремлению к саморазвитию. Только такая личность полноценно реализует экологические знания в своей жизни.

Данный опыт может быть использован педагогами естественнонаучного цикла, для создания экологооринтированной образовательной среды на связях учитель-ученик. Данная стратегия является сочетанием совместных усилий и взаимных влияний саморазвития личности педагога и учащегося.

На основе этого можно говорить о высоком профессионализме учителя с точки зрения личностно-деятельностной концепции педагогики и его эколого-фасилитирующей деятельностью и соответствующей компетентностью.

Литература
1. Кондаурова Т. И. Теория и методика обучения биологии (экологическое образование и воспитание): учеб. пособие. - Волгоград: Перемена, 2006. - 121 с.
2. Захарова О. А. Приоритетные направления современного образования - экологическое воспитание [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2014. - № 2. - С. 384 - 386. –URL:https://moluch.ru/archive/61/8938/. (Дата обращения 16.09.2019).
3. Иванова В. В. Методы экологического образования [Электронный ресурс]
4. Поняшкина В.Д. (Роор В.Н.) Исследовательская деятельность учащихся на внеклассных занятиях по биологии (бакалаврская работа). - Волгоград, 2018 - 55 с.
5. Роор В.Н. Использование исследовательской деятельности учащихся в экологическом образовании и воспитании учащихся. Магистерская диссертация. - Волгоград, 2020 – 96 с.
6. Тимофеева А.Г. Экологическая состовляющая профессиональной компетентности педагога 


Категория: Блоги | Добавил: roorvika
Просмотров: 180 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог