Экскурсии как форма обучения биологии
Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной
полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь,
потому что это самое увлекательное занятие в мире.
В. Бианки
Преподавание биологии невозможно представить без живого общения с природой. Непосредственное наблюдение за природными явлениями под руководством учителя стимулирует интерес школьников к предмету, позволяет не просто увидеть, но и сделать выводы из увиденного. В этом отношении, экскурсии стоят на первом месте как могучее средство для создания полного и всестороннего предметного представления окружающих нас предметов. Экскурсия несет в себе огромный образовательный потенциал, который позволяет объединить все полученные на уроках знания в более широкое понятие о природе.
Экскурсия – это непосредственное восприятие природы, которое не просто позволяет любоваться красотой окружающего нас мира, но и получить ответы на многочисленные «почему».
История возникновения экскурсии как метода обучения
Экскурсия (от лат. excursio — вылазка, набег, вторжение).
Еще в XVII веке идея изучения окружающего мира путем организованных наблюдений (экскурсий) в природе принадлежала Коменскому Я. А.: «...источником знаний о природе являются наблюдения. Начало познания должно всегда начинаться с осязания, потому что ничего не существует в познании, чего раньше не было в ощущениях, поэтому и ученье необходимо воспринимать не словесными объяснениями вещей, а предметным наблюдением их».
Русский педагог Ушинский К. Д. (1824 - 1870) высказал ряд ценных идей для методики преподавания естествознания в начальной школе. Он утверждал, что естественные науки «…начинают занимать детский ум прежде всего. Мало видеть, надо зорко смотреть на предстоящий предмет, замечать его особенности».
Другим виднейшим педагогом XIX века был Герд А.Я. (1841 - 1888),который считал, что изучать природу надо с широким применением наглядности, на натуральных объектах, по возможности в самой природе определил требования к наблюдениям, разработал методику наблюдений в природе, которая обеспечивает их необходимую полноту, последовательность, постепенное их расширение и углубление.
Вторая половина XIX века Семенов Д. Д. (1835 - 1902) предлагал использования экскурсионной формы обучения: "лучше всего начинать преподавание природоведения с изучения природы той местности, на которой живут учащиеся… Посредством сравнения близких предметов с отдаленными, посредством занимательных рассказов дети незаметно.
Большой интерес к вопросам преподавания естествознания проявил А.П. Павлов. Он считал правильной постановкой учебного естествознания такую систему, когда учащиеся сами наблюдают факты и делают из своих наблюдений логические выводы… В своей "Методике природоведения" он раскрывает теоретические положения о формах и методах преподавания, дает подробные рекомендации к проведению экскурсий особо останавливается на содержании, организации и методике ведения наблюдений в природе.
Отличие экскурсии от других форм обучения
Как показывает опыт, один лишь разговор о предстоящей экскурсии вызывает у учащихся радость, оживление. Они с большим интересом готовятся к ней и с нетерпением ожидают ее проведения.
Для экскурсий характерны многие признаки уроков, на которых учитель использует различные методы обучения – наблюдение, рассказ, дискуссия. Отличием экскурсии от традиционного проведения урока является то, что урок проводится за пределами класса, основным методом обучения является сбор материала и его фиксация, а ученик оказывается в положении исследователя. Учитель должен так организовать работу ученика, чтобы он получил практические знания в процессе проведения этой работы.
Учебно-воспитательное значение экскурсий
«Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспитательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой особенно добросовестного и любящего свое дело преподавателя, но неотъемлемой составной частью учебного плана школы» — говорил Б. Е. Райков, определяя место экскурсии в обучении учащихся.
Экскурсии должны быть обязательной формой организации обучения. Именно благодаря такой форме обучения, школьники близко знакомятся с представителями растительного и животного мира, наблюдают за ними в естественной обстановке, понимают, насколько все в природе взаимосвязано, осознают роль человека, который является частью этой природы. Экскурсии позволяют конкретизировать и расширить знания учащихся, которые они получили на уроках.
Наблюдение природных объектов в их естественной среде обитания позволяет ученикам познавать их, привлекая знания из других научных дисциплин. Это помогает сформировать у школьников целостную картину мира.
Основное значение экскурсий:
- Знакомство учащихся с растениями и животными в их естественной обстановке, что позволяет сформировать взаимосвязь организмов в живой природе, показать приспособленность организмов к их естественной среде обитания
- Изучение живых организмов непосредственно в природе обеспечивает правильное представление о наблюдаемых растениях и животных, прочное закрепление их в памяти. Как правило, все увиденное и услышанное на экскурсии запоминается надолго. Возможно, это связано с особым настроем учащихся при проведении нестандартного урока, обостренным вниманием к явлениям природы, которые раньше не замечались
- В ходе проведения экскурсии у школьников развивается наблюдательность и интерес к изучению живой природы
- Данная форма работы способствует воспитанию сознательной дисциплины, коллективной работе
- В процессе выполнения заданий у учащихся развивается инициатива и самостоятельность в индивидуальной работе
- Работа в природе сближает учителя с учениками, позволяет выявить ряд особенностей, которые не выявляются при работе в классе
- У школьников воспитывается любовь к природе, развиваются эстетические вкусы. «Мы теряем преданных друзей природы, глушим в людях призвание, если не открываем молодежи глаза на «красоты окружающего мира», - писал академик. Н. П. Анучин
- Большое воспитательное и познавательное значение имеют экскурсии в питомники, на селекционные станции, в опытные лаборатории, где показывается применение биологических знаний на практике. Это дает возможность определиться школьникам в выборе профессии
Виды биологических экскурсий
По времени использования в учебном процессе экскурсии могут быть:
1) вводные. Цель такой экскурсии заинтересовать учащихся изучением нового учебного материала, нового раздела, собрать необходимый для работы на уроках демонстрационный материал
2) текущие. Проводятся для закрепления материала, полученного на уроках при изучении соответствующих тем
3) заключительные (обобщающие). Проводятся после завершения определенного раздела или в конце учебного года для обобщения полученных знаний
По содержанию:
1) ботанические
2) зоологические
3) анатомические
4) общебиологические
5) экологические
По месту проведения:
1) в природу
2) пришкольный учебно-опытный участок
3) в музей
4) в зоопарк
5) в ботанический сад
6) на выставку
7) на производство
По объему учебного материала:
1) однотемные. Затрагивают одну тему биологического предмета
2) многотемные. Затрагивают несколько тем биологического предмета
3) комплексные. Изучение одной темы по ряду предметов
4) интегрированные. Изучение разных тем из разных предметов, которые помогают сформировать целостную картину
По характеру познавательных задач:
1) созерцательные. Ученики знакомятся с объектами, изучают их с помощью учителя, собирают интересный фактический материал
2) практические. Предусматривают не только обзор объекта, но и работу с ним, использование приобретенных знаний на практике
Тематика экскурсий
Экскурсии входят в систему уроков по темам учебных курсов с 5 по 11 класс.
Тематика экскурсий может быть многообразной, но при составлении годового тематического плана изучения биологии следует учитывать программу по биологии, в которую включены экскурсии, обязательные для проведения.
Программные экскурсии проводятся за счет часов, отведенных на изучение конкретной темы. Их проведение необходимо фиксировать в классном журнале.
Раздел «Бактерии, грибы, растения» - 5 класс.
1. Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами
2. Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных
3. Многообразие растений разных форм и мест произрастания
Раздел «Многообразие покрытосеменных растений» - 6 класс
1. Природное сообщество и человек. Правила поведения человека в природе
2. Весенние явления в жизни растений в различных экосистемах
3. Растения зимой
4. Распространение плодов и семян. На этой же экскурсии предусматривается сбор семян растений
5. Экскурсия по изучению многообразия растений может быть проведена в ботанический сад или оранжерею
Раздел «Животные» - 7 класс
1. Разнообразие и роль насекомых в природе
2. Птицы леса (или другой экологической группы)
3. Экскурсия по изучению многообразия животных может быть проведена в зоопарк или в контактный зоопарк
4. Разнообразие животных в природе
5. Экскурсия в зоологический музей
Раздел «Человек и его здоровье» - 8 класс
1. Музей-выставка «Тело человека»
2. Анатомический Эрмитаж
3. Музей гигиены
4. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого
5. Музей Военно-Медицинской Академии
6. Музей истории института экспериментальной медицины РАМН
7. Музей морфологии и анатомии человека им. П.Ф.Лесгафта
8. Мемориальный музей-квартира академика И.П.Павлова
9. Музей института мозга
10. Музей сновидений Зигмунда Фрейда
Раздел «Общая биология» - 9 -11 класс
1. Многообразие видов в природе
2. Приспособления растений и животных к совместному обитанию
3. Экскурсия на селекционную станцию по выведению новых сортов растений
4. Антропогенное влияние на природную среду
5. Выезд на геологические обнажения в природе
Методика проведения экскурсии.
В проведении экскурсий выделяют следующие этапы:
1. подготовительный
2. непосредственно сама экскурсия
3. обработка материала и подведение итогов
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Любая экскурсия требует серьезной предварительной подготовки и для учителя, и для учеников. Для педагога очень важно правильно определить место экскурсии в системе уроков, чтобы придать работе учащихся поисковый характер, активизировать их мыслительную деятельность. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, ставятся вопросы, которые возможно разрешить только на экскурсии, распределяются задания для наблюдений и сборов. О времени, месте и цели проведения экскурсии учитель оповещает учащихся заранее, на подготовительном занятии, определяет цель и место экскурсии в системе уроков, разрабатывает ее задачи, описывает ход, намечает географический пункт, составляются задания для учащихся.
Учитель заранее посещает место проведения экскурсии, отбирает объекты для изучения, запоминает их расположение, изучает литературу. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии, экскурсионными объектами в пунктах остановок дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, во и продумать методы ведения работы в том или ином пункте. Они могут быть очень разнообразны в зависимости от содержания в места экскурсии.
Необходимо подготовить к экскурсии и самих учащихся. Они должны знать, что взять с собой (блокнот, карандаш, линейка, лупа). Учитель должен подумать о том, как должны быть одеты учащиеся. Если предстоит длительная экскурсия, необходимо предусмотреть, что учащиеся могут взять с собой на обед.
Учителю целесообразно до экскурсии распределить учащихся на группы и в каждой группе выделить ответственных.
В основу экскурсии должны быть положены 10 «заповедей» экскурсионного дела. Эти правила были разработаны еще в 20-е годы прошлого века на Павловской инструкторской экскурсионной станции (близ Петербурга) и остаются полезными по сей день.
1) Помните, что экскурсия – это не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
2) Перед экскурсией изучите место, куда поведете детей, продумайте ее тему, цель и составьте план-маршрут.
3) Придерживайтесь темы экскурсии, не отвлекайтесь случайными наблюдениями и ответами на вопросы, Подбирайте для беседы только тот материал, который соответствует теме и возрасту учащихся.
4) Рассказывайте на экскурсии только о том, что можно увидеть и что можно показать, используйте также наглядные пособия, подготовленные заранее.
5) Избегайте длительных объяснений, чтения больших рассказов, задавайте 3-4 занимательных вопроса.
6) Экскурсанты не должны быть только слушателями, привлекайте их к активной работе, к сбору наглядных пособий, пусть они делают записи или зарисовки. Для изготовления гербария используйте опавшие листья, сорняки, дары природы, не нанося вред растениям и животным
7) Не перегружайте память экскурсантов многочисленными понятиями и названиями (они их забудут).
8) Умейте правильно показать объекты наблюдений и обучайте слушателей правильно рассматривать их (объекты должны быть видны всем).
9) Не утомляйте экскурсантов длительными переходами, они перестанут вас слушать, снизится дисциплина в группе.
10) Закрепите увиденное и услышанное на экскурсии в памяти учащихся последующей проработкой материала (на последней остановке, или на последующем занятии).
Экскурсии в музеи имеют свои особенности. Их обычно проводят профессиональные экскурсоводы. Учитель в этом случае заранее договаривается об экскурсионной теме и основных задачах экскурсии.
Таким образом, в процессе подготовки экскурсии можно выделить 2 этапа:
Теоретическая подготовительная часть
Сюда входят: составление развернутого плана-конспекта экскурсии с учётом темы, времени года и места проведения экскурсии, подготовка индивидуальных и групповых заданий для учащихся, подбор материалов для бесед, занимательного материала с учетом темы экскурсии, рассмотрение отдельных вопросов, связанных с темой предстоящей экскурсии
Практическая организационная часть
Она включает предварительное знакомство с маршрутом; изготовление плана-схемы маршрута, разделении детей на группы для проведения наблюдений, опытов и сбора материала для коллекции, гербария и других наглядных пособий; определение начала и конца экскурсии, напоминание детям маршрута движения, инструктаж о форме одежды и безопасности, повторение правил поведения во время экскурсии
2. СТРУКТУРА ЭКСКУРСИИ
- Краткое общее введение в экскурсию. Учитель напоминает тему и цель экскурсии. Проводит инструктаж, распределяет задания (5-7 минут). Учитель кратко отвечает на вопросы, указывает на что следует обратить внимание при выполнении заданий и как нужно собирать материал и вести записи. Вводная беседа возбуждает интерес к изучаемому, способствует сосредоточению внимания учащихся. Данный этап экскурсии не должен превышать 10 минут, иначе экскурсия превращается в лекцию и наставления, что будет неинтересно и утомительно для учеников. Рассказ учителя должен быть кратким, понятным и интересным. Все теоретические пояснения следует давать до или после проведения экскурсии, на уроке в классе.
Очень важно правильно выбрать место для вводной беседы. Все учащиеся должны хорошо видеть и слышать учителя.
- Самостоятельная работа по заданиям (20 минут). Эта часть экскурсии самая важная, так как начинается непосредственное общение учеников с природой. Учителю необходимо заранее подготовить задания с инструкциями их выполнения.
Цель данного этапа экскурсии – научить учащихся видеть происходящие в окружающей природе явления, понимать их, обращаться к самой природе за ответами на вопросы.
Задания должны быть доступными для выполнения учащимися, определенными и ясными. Задания должны предусматривать сочетание репродуктивной и творческой познавательной деятельности.
Во время самостоятельного этапа работа учащихся должна носить исследовательский характер.
Например, найти и выкопать растение подорожник. Подумать, почему у этого растения листья и стебли не ломаются, если на них наступают?
Во время выполнения самостоятельной работы учитель обходит все группы, помогает найти нужные объекты, охарактеризовать наблюдения, подготовить материал для дальнейшей обработки.
Во время экскурсии желательно использовать неожиданные ситуации и наблюдения, обращать внимание на все прекрасное и необычное, подчеркивать своеобразие и красоту природы, используя художественные образы из литературы и живописи.
- Отчет по выполнению заданий, обсуждение наблюдений и собранного материала (10-15 минут). Эта часть экскурсии проводится после самостоятельной работы, по сигналу учителя. Учащиеся заслушивают отчеты друг друга, коллективно их обсуждают, а учитель уточняет и дополняет их новыми сведениями. Не стоит превращать экскурсию в занятие с опросом ребят, так как экскурсия должна сохранить свою специфику и содержание. Учитель обращает внимание учащихся на наиболее интересные наблюдения и объекты.
- Итоговая беседа по теме экскурсии (3-5 минут). Учитель обращает внимание учеников на самое главное, что является целью экскурсии. В ходе итоговой беседы нет необходимости повторять увиденное и услышанное. Необходимо продолжить развивать мыслительные способности школьников. Поэтому учитель отвечает на вопросы учеников, возникшие у них в ходе проведения экскурсии и дает домашнее задание по оформлению отчета или сообщения.
Дети обмениваются впечатлениями, высказывают свои мысли и мнения. Беседа должна быть краткой, чтобы не ослабить эмоциональные впечатления от самой экскурсии.
- Осмотр территории и приведение ее в порядок и организованное возвращение детей в школу
3. ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Дома ученикам необходимо обработать собранный материал и подготовить отчет или сообщение. Составление отчета заставляет учащихся осмыслить еще раз все то, что они увидели и узнали на экскурсии. Лучшие и хорошо оформленные отчеты и сообщения зачитываются перед всем классом на следующем уроке. Благодаря выполненной работе ребята учатся правильно оформлять результаты своих наблюдений в форме отчета, сообщения или презентации, а также воссоздают более полное представление об изученном объекте. Работа должна носить исследовательский и практический характер
Идеально выполненная работа сопровождается схемами, рисунками, графиками, таблицами, диаграммами и фотографиями. Собранные гербарные материалы оформляются в школьную коллекцию. Лучшие отчеты могут быть оформлены в стенд, который будет служить учебно-наглядным пособием для дальнейшего изучения тем.
Результаты экскурсии будут эффективны лишь в том случае, если у учителя получится максимально использовать все материалы в преподавании. Только тогда экскурсия будет не элементом развлекательной программы, а будет способствовать прочности и осознанности знаний, полученных на экскурсии.
На следующем после проведения экскурсии уроке необходимо закрепить все самое главное и существенное, связать увиденное и услышанное с содержанием программы. Материал экскурсии закрепляется в процессе итоговой беседы, оформления стенда, использования рисунков, написания сочинения. Сочинение помогает детям не просто вспомнить увиденное и услышанное на экскурсии, но и выразить свои чувства, описать полученные впечатления, развить письменную речь и обогатить активный словарь.
Собранный в процессе экскурсии материал (с учетом правил охраны природы) оформляется в виде гербария или коллекции. Он необходим для дальнейших уроков в классе. Данная работа очень важна для учеников, так как в процессе ее выполнения приобретаются навыки сбора растений, работы на учебно-опытном участке, навыки коллекционирования и гербаризации.
Начинать экскурсии по биологии необходимо с 5 класса, следуя от простого созерцания живой природы в 5 классе к сложному выполнению практических заданий и оформлению результатов своей работы в 11 классе.
Трудности, возникающие при проведении экскурсии
Проведение экскурсий в школе встречает значительные трудности.
1. Школа работает по строго составленному расписанию. На урок по каждому предмету отводится 45 минут. Провести экскурсию за это время не всегда удаётся. На экскурсию может потребоваться больше времени, что срывает последующие уроки у данного класса по другим предметам. Для преодоления этой трудности необходимо такие экскурсии вносить заранее в календарный план, учитывать их при составлении расписания и по возможности экскурсии проводить в последние часы занятий.
2. Провести хорошую экскурсию труднее, чем дать обычный урок. Учителям необходимо иметь экскурсоводческий навык. Нужно на практике учиться проводить экскурсии, накапливать опыт. Первые экскурсии трудны, но со временем качество и эффективность экскурсий будут возрастать.
3. Отсутствие в школах всего оборудования, необходимого для проведения экскурсии. Учителю необходимо заранее согласовывать с руководством школы закупку необходимого оборудования.
4. На экскурсии труднее организовать обучение детей и поддерживать дисциплину, чем в классе. Дети очень любят проводить уроки в таком формате, а это создает особое игривое настроение. Чтобы создать рабочее настроение, нужно хорошо продумать план экскурсии и стремиться к тому, чтобы все ученики были вовлечены в учебную работу.
5. Проведение экскурсии зависит от погодных условий. Плохая погода может испортить или даже сорвать заранее назначенную экскурсию. В таком случае, экскурсию переносят на другой день.
6. Проблема, связанная с планированием выбора транспортного средства для дальних экскурсий.
Чтобы преодолеть определенные трудности, связанные с проведением экскурсий на природе, удобно иметь на территории школы пришкольный учебно-опытный участок. Это имеет ряд преимуществ:
- возможность проведения экскурсий длительностью 45 минут (длительность одного урока по расписанию);
- экскурсия проводится рядом с образовательным учреждением
- лучший контроль за выполнением заданий
- больше времени у учителя на подготовку к экскурсии
- возможность контролировать видовое разнообразие растений и использовать только необходимые виды для лучшего объяснения и исследования
- возможность проводить практические задания на местности
- возможность прослеживать динамику работы, выполненной на участке
Важность экскурсии, как формы обучения
Интерес к познанию живой природы, миру растений и животных пробуждается у человека в раннем детстве. Ребенка интересует, почему мандарин желтый, а листочек зеленый, зачем птицам крылья, а рыбам плавники, как животные общаются между собой, а растения защищаются от нападения на них, и много других «почему, зачем, откуда». Чем старше становится ребенок, тем больше знаний, умений и навыков он приобретает, но количество вопросов не уменьшается. Экскурсия помогает не просто получить ответы на многие вопросы, но и увидеть эти ответы собственными глазами путем непосредственного наблюдения за живыми объектами природы. Она расширяет и закрепляет, полученные на уроках знания о животных и растениях, о влиянии на них различных экологических факторов, о важности умения приспособиться к различным условиям среды и возможности сосуществовать различным организмам друг с другом. Экскурсии не просто формируют у детей любознательность, интерес, внимательность и наблюдательность, но и воспитывают в ребенке бережное отношение к окружающей природной среде, помогают осознать единение человека с природой.
Каждый человек должен любить природу, проявлять уважение ко всему живому, предвидеть последствия своего поведения в природе, осознавать хрупкость, уникальность и ценность всего живого. Для того чтобы охранять природу и её обитателей их надо знать и понимать. И в этом помогают экскурсии.
Конечно, экскурсия не должна быть сухим продолжением урока, набором заданий, вопросов, ответов и лекции со стороны учителя. В план экскурсии всегда должны быть включены элементы игры, самостоятельных наблюдений, практическая работа на местности. Ведь никакой доклад, никакая дискуссия и презентация не могут заинтересовать так, как умело проведенная экскурсия.
Конкретность наблюдаемый явлений, необходимость кратко фиксировать увиденное, проводить сравнение, делать соответствующие выводы, а затем применять полученные знания в жизни – все это способствует развитию мышления и наблюдательности учащихся, заставляет задуматься над тем, на что раньше не обращалось внимание.
Выполнение во время экскурсии заданий, связанных с конкретными наблюдениями, развивает у учащихся исследовательские наклонности и самостоятельность в добывании знаний. При этом ученики входят в тесный контакт с объектами природы, который оказывает на них большое воспитывающее влияние.
|