Согласно ФГОС познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; воображения и творческой активности;
формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях.
В настоящее время в системе дошкольного образования сформировался один из самых эффективных способов познания закономерностей и явлений окружающего мира — познание в процессе экспериментирования. В работах многих отечественных педагогов (Н.Н. Поддьякова, А.П. Усовой, Е.Л. Панько) говорится, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития.
В работе с детьми со слуховой депривацией наиболее эффективным является использование ориентировочно-исследовательской деятельности, где исследовательская деятельность организуется педагогом, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий и ребёнок получает заранее запланированные педагогом результаты. В процессе экспериментирования словарь детей обогащается новыми словами, обозначающими новые признаки, свойства явления и объекта. Важным условием овладения речью дошкольника с нарушениями слуха является наличие интереса к предметам и явлениям, поддержания их активности в процессе наблюдений и практических действий.
При организации экспериментальной деятельности применяю методы, актуальные для использования в дошкольном образовательном учреждении. Для поддержания познавательного интереса детей, включаю экспериментирование в различные виды деятельности: прогулку, наблюдения, игры, самостоятельную деятельность. Изучив методическую литературу по детской опытно - экспериментальной деятельности, наблюдая за детьми, определила объекты неживой природы, которые вызывали познавательный интерес у детей, и в соответствии с этим составила перспективный план по организации экспериментальной деятельности, состоящий из 4-х блоков.:«Умный песок», «Кладовая осени», «Зимняя сказка», «Зеленая полянка».
В группе оборудовала уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы. Уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом и интересами детей.
При организации детского экспериментирования придерживаюсь следующих условий:
- Выбор темы и объекта исследования, который осуществляется с учётом интересов и жизненного опыта детей
- создание мотивации у детей к деятельности
- использование проблемных ситуаций, поля пробности
- ведение диалога с детьми
- поощрение выдвижения гипотез
- осуществление проверки предположений и формулировок вывода
Дети старшего дошкольного возраста задают много вопросов: «Отчего?», «Почему?», «Зачем? Часто этим же занимается озорная девочка «Почемучка», живущая в группе. От её имени создаются проблемные ситуации, задаются вопросы. Она же помогает детям в экспериментировании: подготавливает необходимые материалы к занятию, оставляет подсказки, присылает описание интересных опытов и имеет в запасе много идей для экспериментирования.
Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание уделяю созданию проблемного поля. Например: «Нужно напоить чистой водой котенка, а вода грязная». В некоторых случаях предоставляю детям поле «пробности», например, чтобы определить, из какого материала можно сделать лодку. Дети пробуют, какие материалы тонут, а какие нет.
Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, что бы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю?»
Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положительной мотивации у детей к деятельности.
Применение метода элементарного экспериментирования на занятиях с детьми с нарушением слуха оказало влияние на:
- повышение уровня любознательности, исследовательских умений и навыков;
- повышение уровня познавательных процессов;
- совершенствование речевого развития (обогащение пассивного и активного словаря новыми словами, терминами);
- углубление и расширение знаний о природе и предметном мире;
- на развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими).
У детей с нар. слухом малый социальный и бытовой опыт, поэтому не происходит самостоятельного формирования поискового поведения. Чтобы наиболее эффективно осуществлять процесс по развитию познавательной активности детей, включаем в образовательный процесс специальные занятия. Отличительной чертой этих занятий является то, что экспериментальную деятельность осуществляет педагог, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает определённому алгоритму действий и ребёнок получает заранее запланированный педагогом результат.
Воспринимают материал дети на зрительной основе.
Создаю условия в которых дети манипулируя с предметами наглядно видят результат, могут с ним поиграть, потрогать его.
В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти, активизируются мыслительные процессы, так как необходимо постоянно совершать операции сравнения и классификации, обобщения. Умение выразить свою мысль стимулирует развитие речи. Речевой материал заранее продумывается педагогом и в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития дети воспринимают устно, письменно, на слух, устно-дактильно.
|