Сегодня: 18.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников с нарушением слуха

СКАЧАТЬ (18.6 Kb) 08.01.2024, 18:39
Чепёлкина Оксана Валентиновна
воспитатель, МКОУ "Ш-И№18"
Согласно ФГОС познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; воображения и творческой активности;
формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях.

В настоящее время в системе дошкольного образования сформировался один из самых эффективных способов познания закономерностей и явлений окружающего мира — познание в процессе экспериментирования. В работах многих отечественных педагогов (Н.Н. Поддьякова, А.П. Усовой, Е.Л. Панько) говорится, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития.

В работе с детьми со слуховой депривацией наиболее эффективным является использование ориентировочно-исследовательской деятельности, где исследовательская деятельность организуется педагогом, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий и ребёнок получает заранее запланированные педагогом результаты. В процессе экспериментирования словарь детей обогащается новыми словами, обозначающими новые признаки, свойства явления и объекта. Важным условием овладения речью дошкольника с нарушениями слуха является наличие интереса к предметам и явлениям, поддержания их активности в процессе наблюдений и практических действий.

При организации экспериментальной деятельности применяю методы, актуальные для использования в дошкольном образовательном учреждении. Для поддержания познавательного интереса детей, включаю экспериментирование в различные виды деятельности: прогулку, наблюдения, игры, самостоятельную деятельность. Изучив методическую литературу по детской опытно - экспериментальной деятельности, наблюдая за детьми, определила объекты неживой природы, которые вызывали познавательный интерес у детей, и в соответствии с этим составила перспективный план по организации экспериментальной деятельности, состоящий из 4-х блоков.:«Умный песок», «Кладовая осени», «Зимняя сказка», «Зеленая полянка».

В группе оборудовала уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы. Уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом и интересами детей.

При организации детского экспериментирования придерживаюсь следующих условий:
- Выбор темы и объекта исследования, который осуществляется с учётом интересов и жизненного опыта детей
- создание мотивации у детей к деятельности
- использование проблемных ситуаций, поля пробности
- ведение диалога с детьми
- поощрение выдвижения гипотез
- осуществление проверки предположений и формулировок вывода

Дети старшего дошкольного возраста задают много вопросов: «Отчего?», «Почему?», «Зачем? Часто этим же занимается озорная девочка «Почемучка», живущая в группе. От её имени создаются проблемные ситуации, задаются вопросы. Она же помогает детям в экспериментировании: подготавливает необходимые материалы к занятию, оставляет подсказки, присылает описание интересных опытов и имеет в запасе много идей для экспериментирования.

Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание уделяю созданию проблемного поля. Например: «Нужно напоить чистой водой котенка, а вода грязная». В некоторых случаях предоставляю детям поле «пробности», например, чтобы определить, из какого материала можно сделать лодку. Дети пробуют, какие материалы тонут, а какие нет.

Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, что бы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю?»

Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положительной мотивации у детей к деятельности.

Применение метода элементарного экспериментирования на занятиях с детьми с нарушением слуха оказало влияние на:
- повышение уровня любознательности, исследовательских умений и навыков;
- повышение уровня познавательных процессов;
- совершенствование речевого развития (обогащение пассивного и активного словаря новыми словами, терминами);
- углубление и расширение знаний о природе и предметном мире;
- на развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими).

У детей с нар. слухом малый социальный и бытовой опыт, поэтому не происходит самостоятельного формирования поискового поведения. Чтобы наиболее эффективно осуществлять процесс по развитию познавательной активности детей, включаем в образовательный процесс специальные занятия. Отличительной чертой этих занятий является то, что экспериментальную деятельность осуществляет педагог, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает определённому алгоритму действий и ребёнок получает заранее запланированный педагогом результат.

Воспринимают материал дети на зрительной основе.
Создаю условия в которых дети манипулируя с предметами наглядно видят результат, могут с ним поиграть, потрогать его.

В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти, активизируются мыслительные процессы, так как необходимо постоянно совершать операции сравнения и классификации, обобщения. Умение выразить свою мысль стимулирует развитие речи. Речевой материал заранее продумывается педагогом и в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития дети воспринимают устно, письменно, на слух, устно-дактильно.


Категория: Блоги | Добавил: oksana220174
Просмотров: 145 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог