Сегодня: 31.01.2023
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Элективный курс "финансовая грамотность" как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся начальной шк.

СКАЧАТЬ (22.7 Kb) 22.11.2022, 11:58
Назмиева Лидия Андреевна
студент, ГАПОУ СО "НТПК №1"
Финансовая грамотность особенно важна в современном мире, который является высокотехнологичным, а также высоко конкурентным. Ученик уже нуждается в руководстве по ряду экономических категорий: понимание назначения и формы денег, проведение расчетов при организации питания в школьной столовой, умение делать осознанный выбор в условиях организации внеклассных мероприятий, понимание ценности окружающих предметов, манипулирование такими понятиями, как финансы, бережливость, расточительство и т.д. В основе федеральных государственных образовательных стандартов лежит системно-деятельностный подход, который подразумевает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики и т.д.

Основной целью современного российского образования является комплексное формирование и развитие у учащегося умения самостоятельно ставить учебные задачи, формировать алгоритмы их решения, контролировать процесс и оценивать результаты - то есть научить учащегося учиться. Это должно стать ключом к успешной адаптации в быстро меняющемся обществе. Начальная школа является неотъемлемой частью общей системы непрерывного образования. Одна из его основных задач - заложить потенциал для обогащения личностного развития учеников.

Поэтому важнейшая задача современных систем образования заключается не только в том, чтобы дать возможность ученикам приобрести определенные предметные знания и навыки в рамках одного предмета, но и в формировании набора "универсальных учебных действий", обеспечивающих способность "научить учиться".

Появление концепции "универсальных учебных действий" связано с введением в 2011 году новых федеральных государственных образовательных стандартов, которые изменили парадигму образования: от цели приобретения знаний, умений и навыков к цели развития личности ученика. Под "универсальными учебными действиями" в федеральных государственных общеобразовательных стандартах понимаются ". совокупность способов деятельности ученика, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность самостоятельно осваивать новые знания и навыки, включая организацию этого процесса","... способность к обучению, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта" [2, с 27].

В Федеральном государственном образовательном стандарте универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основные категории: личностные, регулятивные, когнитивные и коммуникативные.

Познавательные УУД - это система способов познания мира, выстраивающая самостоятельный процесс поиска, исследования и набор операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Результатом формирования познавательных УУД станет способность студента определять тип задач и способы их решения; осуществлять поиск необходимой информации; анализировать и преобразовывать информацию; выполнять основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия и т.д.); устанавливать причинно-следственные связи; выбирать наиболее эффективный способ решения проблемы с учетом конкретных условий [1].

На этапе школьного образования младший школьный возраст является наиболее благоприятным временем для формирования познавательных универсальных учебных действий, поскольку все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы.

Таким образом, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования разработана рабочая программа курса "Финансовая грамотность", которая направлена на достижение запланированных результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивацию к познанию и приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (начальное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.

Место курса в образовательной системе:
 курс может быть включен в вариативную часть основной общеобразовательной программы в качестве курса внеурочной деятельности по научно - познавательному направлению;
 курс может быть использован в качестве дополнительной образовательной программы для младших школьников в общеобразовательной организации;
 данный курс может быть использован в качестве дополнительной образовательной программы в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где он является основным, а также в других учреждениях, имеющих соответствующую лицензию;
 курс может быть интегрирован в другие учебные предметы (математика, окружающий мир, технологии, литература) с помощью авторских программ;
 курс может быть использован при подготовке и реализации программы воспитательной работы.

Цели курса "Финансовая грамотность":
 развитие основ экономического мышления;
 воспитание ответственного и компетентного финансового поведения;
 развитие образовательного и познавательного интереса в области экономических отношений в семье;
 формирование опыта применения полученных знаний и навыков для решения элементарных вопросов в области финансовых отношений в семье, а также при осуществлении образовательной, исследовательской и проектной деятельности.
Основные содержательные направления курса "Финансовая грамотность":
 деньги, их история, виды, функции;
 семейный бюджет.

Разработка содержания курса основана на междисциплинарных связях с такими учебными предметами начальной школы, как математика, окружающий мир, технология, литература. При организации занятий учителю и педагогу дополнительного образования детей важно учитывать изменения социальной ситуации в процессе развития детей за последние десятилетия:
 повышенный уровень информированности детей, использование средств массовой информации как важнейший фактор формирования основ финансовой грамотности, но в то же время необходимость обеспечения информационной и психологической безопасности детей;
 недостаточный уровень читательской компетентности и необходимость научить младшего школьника читать целенаправленно, осмысленно, творчески подходить к процессу чтения и осмыслению прочитанного с помощью текстов учебных материалов курса;
 актуальность игровой деятельности для младших школьников, включая совместную игровую и учебную деятельность со сверстниками.

Должны быть созданы условия для развития рефлексии у младшего школьника - умения осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с целью, определять свои знания и незнание. Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика и его направление к саморазвитию. Учебные материалы подготовлены в соответствии с особенностями страниц младших школьников и включают задания, практические задания, игры, образовательные мини-исследования и проекты.

В процессе изучения курса, учащиеся начальной школы развивают такие навыки, как работа с текстами, таблицами и диаграммами; поиск, сбор, обработка и анализ информации; публичные выступления; проектная работа и работа в малых группах. Эффективным средством формирования основ финансовой грамотности являются междисциплинарные проекты, например: "Что такое товары и услуги", "Какие виды денег существуют", "Что я знаю о банковской карте", "Что такое семейный бюджет", "Какие виды семейного дохода существуют", "На что тратятся деньги в семье", "Сколько денег семья тратит на еду", "Сколько денег семье нужно для оплаты коммунальных услуг".

Элективный курс «Финансовая грамотность» направлен на формирование следующих познавательных универсальных учебных действий:
 использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления простой финансовой информации;
 использование логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
 построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к изученным финансовым понятиям;
 использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для решения финансовых задач;
 владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера.
Учащийся младших классов также будет иметь возможность учиться:
 представлять финансовую информацию с использованием ИКТ;
 выполнять элементарную проектную деятельность в малых группах под руководством преподавателя: формулировать проблему, разрабатывать план, находить способы ее реализации, демонстрировать готовый продукт;
 выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых проблем в зависимости от конкретных условий [3].

Таким образом, основным объектом оценки учебных достижений учащихся 2 и 3 классов являются планируемые результаты освоения курса, которые в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом включают личностные, метапредметные и предметные результаты на базовом уровне. Оценка результатов освоения дополнительной образовательной программы курса предполагает комплексную оценку образовательных достижений студентов в области финансовой грамотности.

В то же время учителю и педагогу дополнительного образования важно иметь в виду следующее:
- личностные достижения учащихся выходят на первый план как положительно значимые изменения личностных качеств, возникающие в процессе формирования финансовой грамотности младших школьников;
- методы оценки должны быть ориентированы на создание ситуаций, приближенных к реальной жизни, в которых учащиеся могут продемонстрировать применение знаний и навыков, опыт грамотного финансового поведения;
- система оценки обеспечивает многоуровневый подход к представлению запланированных результатов и инструментов для оценки их достижения. В качестве отправной точки берется базовый уровень образовательных достижений, необходимый для продолжения образования и фактически достигнутый большинством студентов. Оценка индивидуальных учебных достижений проводится методом сложения, при котором фиксируется достижение базового уровня и его превышение [3].

Формирование финансовой грамотности в младшем школьном возрасте позволяет повысить учебную мотивацию, сформировать коммуникативные и регулятивные навыки в области финансов: овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных игровых и реальных экономических ситуациях, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 
Список источников
  1. Дорогова И. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в условиях вариативного образования / И. В. Дорогова, А. В. Невзорова – Ярославль : 2015.
  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования :  утв. Приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г., № 373 ; с измен. и дополн. от 16. 02. 2016. – Москва : Ажур, 2019. – 35 с.
  3. Финансовая грамотность: учебная программа. 2–3 классы общеобразовательной организации – Москва : ВАКО, 2020. – 32 с.


Категория: Блоги | Добавил: nazlyd
Просмотров: 37 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
V Всероссийский творческий конкурс "Зимняя сказка"
II Всероссийский творческий конкурс "Жил да был Снеговичок"
II Всероссийский творческий конкурс "Рождественское чудо"
VII Всероссийский творческий конкурс "Вальс снежинок"
XI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
VII Всероссийский творческий конкурс "Путешествие в зоопарк"
V Всероссийский творческий конкурс "Птицы вокруг нас"
III Всероссийский творческий конкурс "Волшебный мир сказок"
XXIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2023 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 31.01.2023

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог