Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Элективный курс "финансовая грамотность" как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся начальной шк.

СКАЧАТЬ (22.7 Kb) 22.11.2022, 11:58
Назмиева Лидия Андреевна
студент, ГАПОУ СО "НТПК №1"
Финансовая грамотность особенно важна в современном мире, который является высокотехнологичным, а также высоко конкурентным. Ученик уже нуждается в руководстве по ряду экономических категорий: понимание назначения и формы денег, проведение расчетов при организации питания в школьной столовой, умение делать осознанный выбор в условиях организации внеклассных мероприятий, понимание ценности окружающих предметов, манипулирование такими понятиями, как финансы, бережливость, расточительство и т.д. В основе федеральных государственных образовательных стандартов лежит системно-деятельностный подход, который подразумевает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики и т.д.

Основной целью современного российского образования является комплексное формирование и развитие у учащегося умения самостоятельно ставить учебные задачи, формировать алгоритмы их решения, контролировать процесс и оценивать результаты - то есть научить учащегося учиться. Это должно стать ключом к успешной адаптации в быстро меняющемся обществе. Начальная школа является неотъемлемой частью общей системы непрерывного образования. Одна из его основных задач - заложить потенциал для обогащения личностного развития учеников.

Поэтому важнейшая задача современных систем образования заключается не только в том, чтобы дать возможность ученикам приобрести определенные предметные знания и навыки в рамках одного предмета, но и в формировании набора "универсальных учебных действий", обеспечивающих способность "научить учиться".

Появление концепции "универсальных учебных действий" связано с введением в 2011 году новых федеральных государственных образовательных стандартов, которые изменили парадигму образования: от цели приобретения знаний, умений и навыков к цели развития личности ученика. Под "универсальными учебными действиями" в федеральных государственных общеобразовательных стандартах понимаются ". совокупность способов деятельности ученика, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность самостоятельно осваивать новые знания и навыки, включая организацию этого процесса","... способность к обучению, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта" [2, с 27].

В Федеральном государственном образовательном стандарте универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основные категории: личностные, регулятивные, когнитивные и коммуникативные.

Познавательные УУД - это система способов познания мира, выстраивающая самостоятельный процесс поиска, исследования и набор операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Результатом формирования познавательных УУД станет способность студента определять тип задач и способы их решения; осуществлять поиск необходимой информации; анализировать и преобразовывать информацию; выполнять основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия и т.д.); устанавливать причинно-следственные связи; выбирать наиболее эффективный способ решения проблемы с учетом конкретных условий [1].

На этапе школьного образования младший школьный возраст является наиболее благоприятным временем для формирования познавательных универсальных учебных действий, поскольку все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы.

Таким образом, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования разработана рабочая программа курса "Финансовая грамотность", которая направлена на достижение запланированных результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивацию к познанию и приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (начальное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.

Место курса в образовательной системе:
 курс может быть включен в вариативную часть основной общеобразовательной программы в качестве курса внеурочной деятельности по научно - познавательному направлению;
 курс может быть использован в качестве дополнительной образовательной программы для младших школьников в общеобразовательной организации;
 данный курс может быть использован в качестве дополнительной образовательной программы в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где он является основным, а также в других учреждениях, имеющих соответствующую лицензию;
 курс может быть интегрирован в другие учебные предметы (математика, окружающий мир, технологии, литература) с помощью авторских программ;
 курс может быть использован при подготовке и реализации программы воспитательной работы.

Цели курса "Финансовая грамотность":
 развитие основ экономического мышления;
 воспитание ответственного и компетентного финансового поведения;
 развитие образовательного и познавательного интереса в области экономических отношений в семье;
 формирование опыта применения полученных знаний и навыков для решения элементарных вопросов в области финансовых отношений в семье, а также при осуществлении образовательной, исследовательской и проектной деятельности.
Основные содержательные направления курса "Финансовая грамотность":
 деньги, их история, виды, функции;
 семейный бюджет.

Разработка содержания курса основана на междисциплинарных связях с такими учебными предметами начальной школы, как математика, окружающий мир, технология, литература. При организации занятий учителю и педагогу дополнительного образования детей важно учитывать изменения социальной ситуации в процессе развития детей за последние десятилетия:
 повышенный уровень информированности детей, использование средств массовой информации как важнейший фактор формирования основ финансовой грамотности, но в то же время необходимость обеспечения информационной и психологической безопасности детей;
 недостаточный уровень читательской компетентности и необходимость научить младшего школьника читать целенаправленно, осмысленно, творчески подходить к процессу чтения и осмыслению прочитанного с помощью текстов учебных материалов курса;
 актуальность игровой деятельности для младших школьников, включая совместную игровую и учебную деятельность со сверстниками.

Должны быть созданы условия для развития рефлексии у младшего школьника - умения осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с целью, определять свои знания и незнание. Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика и его направление к саморазвитию. Учебные материалы подготовлены в соответствии с особенностями страниц младших школьников и включают задания, практические задания, игры, образовательные мини-исследования и проекты.

В процессе изучения курса, учащиеся начальной школы развивают такие навыки, как работа с текстами, таблицами и диаграммами; поиск, сбор, обработка и анализ информации; публичные выступления; проектная работа и работа в малых группах. Эффективным средством формирования основ финансовой грамотности являются междисциплинарные проекты, например: "Что такое товары и услуги", "Какие виды денег существуют", "Что я знаю о банковской карте", "Что такое семейный бюджет", "Какие виды семейного дохода существуют", "На что тратятся деньги в семье", "Сколько денег семья тратит на еду", "Сколько денег семье нужно для оплаты коммунальных услуг".

Элективный курс «Финансовая грамотность» направлен на формирование следующих познавательных универсальных учебных действий:
 использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления простой финансовой информации;
 использование логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
 построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к изученным финансовым понятиям;
 использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для решения финансовых задач;
 владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера.
Учащийся младших классов также будет иметь возможность учиться:
 представлять финансовую информацию с использованием ИКТ;
 выполнять элементарную проектную деятельность в малых группах под руководством преподавателя: формулировать проблему, разрабатывать план, находить способы ее реализации, демонстрировать готовый продукт;
 выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых проблем в зависимости от конкретных условий [3].

Таким образом, основным объектом оценки учебных достижений учащихся 2 и 3 классов являются планируемые результаты освоения курса, которые в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом включают личностные, метапредметные и предметные результаты на базовом уровне. Оценка результатов освоения дополнительной образовательной программы курса предполагает комплексную оценку образовательных достижений студентов в области финансовой грамотности.

В то же время учителю и педагогу дополнительного образования важно иметь в виду следующее:
- личностные достижения учащихся выходят на первый план как положительно значимые изменения личностных качеств, возникающие в процессе формирования финансовой грамотности младших школьников;
- методы оценки должны быть ориентированы на создание ситуаций, приближенных к реальной жизни, в которых учащиеся могут продемонстрировать применение знаний и навыков, опыт грамотного финансового поведения;
- система оценки обеспечивает многоуровневый подход к представлению запланированных результатов и инструментов для оценки их достижения. В качестве отправной точки берется базовый уровень образовательных достижений, необходимый для продолжения образования и фактически достигнутый большинством студентов. Оценка индивидуальных учебных достижений проводится методом сложения, при котором фиксируется достижение базового уровня и его превышение [3].

Формирование финансовой грамотности в младшем школьном возрасте позволяет повысить учебную мотивацию, сформировать коммуникативные и регулятивные навыки в области финансов: овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных игровых и реальных экономических ситуациях, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 
Список источников
  1. Дорогова И. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в условиях вариативного образования / И. В. Дорогова, А. В. Невзорова – Ярославль : 2015.
  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования :  утв. Приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г., № 373 ; с измен. и дополн. от 16. 02. 2016. – Москва : Ажур, 2019. – 35 с.
  3. Финансовая грамотность: учебная программа. 2–3 классы общеобразовательной организации – Москва : ВАКО, 2020. – 32 с.


Категория: Блоги | Добавил: nazlyd
Просмотров: 212 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог