СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Биология в жизни современного человека. (3 часа) 10 класс
Краткая история развития биологии. Система биологических наук. Биологические системы. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Достижения современной биологии на службе человека.
Раздел 2. Основы цитологии (13 часов).
Клеточная теория, ее развитие и роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Химическая организация клетки. Многообразие клеток. Строение прокариотической и эукариотической клетки. Вирусы — неклеточная форма жизни. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Метаболизм. Пластический обмен. Фотосинтез. Энергетический обмен. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз.
Лабораторная работа: Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.
Лабораторная работа: Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Лабораторная работа: Изучение фаз митоза в клетках корешках лука.
Практическая работа: Сравнение строения клеток растений и животных.
Раздел 3. Организм как биологическая система (19 ч)
Размножение организмов (половое и бесполое). Оплодотворение и его виды. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушения развития организма. Генетика как наука, ее методы. Законы Г. Менделя, Т. Моргана. Наследование признаков, сцепленных с полом. Методы изучения наследственности человека. Взаимодействие генов. Виды наследственной изменчивости, ее причины. Мутагены. Селекция, ее задачи, методы и практическое значение. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты клонирования.
Лабораторная работа: Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. Лабораторная работа: Решение элементарных генетических задач.
Практическая работа: Составление простейших схем скрещивания.
Практическая работа: Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка их влияния на организм. Практическая работа: Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
11 класс
Раздел 1. Эволюция живой природы (21 час) История эволюционных идей. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Учение Ч. Дарвина. Синтетическая история эволюции. Микроэволюция. Способы видообразования. Макроэволюция. Направления и пути эволюции. Доказательства происхождение эволюции органического мира. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Происхождение человека. Положение человека в системе животного мира. Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Лабораторная работа: Выявление приспособленности организмов к среде обитания.
Лабораторная работа: Описание особей вида по морфологическому критерию.
Лабораторная работ: Выявление изменчивости у особей одного вида.
Практическая работа. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле
Практическая работа: Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Экскурсия: Многообразие видов (окрестности образовательного учреждения).
Экскурсия: История развития жизни на Земле (краеведческий музей).
Раздел 2. Экологические системы и присущие им закономерности (11 часов)
Среда обитания, Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы. Биосфера, ее компоненты. Проблемы устойчивого развития биосферы.
Лабораторная работа: Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
Практическая работа: Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме.
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности
Решение экологических задач.
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения. Экскурсия: Естественные и искусственные экосистемы.
Обобщающее повторение. (1 час)
Итоговая конференция (2часа
Тематическое планированиев 10 классе
№ п/п Раздел, тема Количество часов Основные виды учебной деятельности обучающихся
1 Раздел 1. Биология в жизни современного человека. 3 Называть и характеризовать различные научные области биологии.
Характеризовать роль биологических наук в практической деятельности людей. Объяснять назначение методов исследования в биологии. Характеризовать и сравнивать методы между собой. Называть и характеризовать признаки живых существ. Сравнивать свойства живых организмов и тел неживой природы, делать выводы.
Различать четыре среды жизни в биосфере. Характеризовать отличительные особенности представителей разных царств живой природы. Объяснять особенности строения и жизнедеятельности вирусов. Определять понятие «биосистема». Характеризовать структурные уровни организации жизни. Объяснять роль биологии в жизни человека. Характеризовать свойства живого. Овладевать умением аргументировать свою точку зрения при обсуждении проблемных вопросов темы, выполняя итоговые задания. Находить в Интернете дополнительную информацию об ученых-биологах
2 Раздел 2. Основы цитологии 13 Определять отличительные признаки клеток прокариот и эукариот.
Приводить примеры организмов прокариот и эукариот. Характеризовать существенные признаки жизнедеятельности свободноживущей клетки и клетки, входящей в состав ткани. Называть имена ученых, положивших начало изучению клетки. Сравнивать строение растительных и животных клеток.у различных биологических объектов. Различать и называть основные неорганические и органические вещества клетки. Объяснять функции воды, минеральных веществ, белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот в клетке. Сравнивать химический состав клеток живых организмов и тел неживой
природы, делать выводы. Различать основные части клетки. Называть и объяснять существенные признаки всех частей клетки. Сравнивать особенности клеток растений и животных.
Выделять и называть существенные признаки строения органоидов. Различать органоиды клетки на рисунке учебника. Объяснять функции отдельных органоидов в жизнедеятельности растительной и животной клеток. Определять понятие «обмен веществ». Устанавливать различие понятий «ассимиляция» и «диссимиляция». Характеризовать и сравнивать роль ассимиляции и диссимиляции в жизнедеятельности клетки, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль АТФ как универсального переносчика и накопителя энергии. Характеризовать энергетическое значение обмена веществ для клетки и организма.
Определять понятие «биосинтез белка». Выделять и называть основных участников биосинтеза белка в клетке. Различать и характеризовать этапы биосинтеза белка в клетке.
Определять понятие «фотосинтез». Сравнивать стадии фотосинтеза, делать выводы на основе сравнения. Характеризовать значение фотосинтеза для растительной клетки и природы в целом.
Определять понятие «клеточное дыхание». Сравнивать стадии клеточного дыхания и делать выводы. Характеризовать значение клеточного дыхания для клетки и организма. Выявлять сходство и различия дыхания и фотосинтеза. Характеризовать значение размножения клетки. Сравнивать деление клетки прокариот и эукариот, делать выводы на основе сравнения. Определять понятия «митоз», «клеточный цикл». Объяснять механизм распределения наследственного материала между двумя
дочерними клетками у прокариот и эукариот. Называть и характеризовать стадии клеточного цикла. Характеризовать существенные признаки важнейших процессов жизнедеятельности клетки. Наблюдать и описывать делящиеся клетки по готовым микропрепаратам. Фиксировать результаты наблюдений, формулировать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы.
3 Раздел 3. Организм как биологическая система 19 Характеризовать живой организм как часть биосистемы. Выделять существенные признаки биосистемы «организм»: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, связи с внешней средой. Объяснять целостность и открытость биосистемы. Характеризовать способность биосистемы к регуляции процессов жизнедеятельности. Выделять существенные признаки бактерий, цианобактерий и вирусов. Объяснять (на конкретных примерах) строение и значение бактерий, цианобактерий и вирусов. Рассматривать и объяснять по рисунку учебника процесс проникновения вируса в клетку и его размножения. Приводить примеры заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами. Выделять и обобщать существенные признаки растений и растительной клетки. Характеризовать особенности процессов жизнедеятельности растений: питания, дыхания, фотосинтеза, размножения. Сравнивать значение полового и бесполого способов размножения растений, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль различных растений в жизни человека. Приводить примеры разных способов размножения растений в хозяйстве и в природе. Выделять и обобщать существенные признаки растений разных групп, приводить примеры этих растений. Выделять и обобщать особенности строения споровых и семенных растений. Различать и называть органы растений на натуральных объектах и таблицах. Сравнивать значение семени и спор в жизни растений. Выделять и характеризовать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности грибов и лишайников на конкретных примерах. Сравнивать строение грибов со строением растений, животных и лишайников, делать выводы. Характеризовать значение грибов и лишайников для природы и человека. Отмечать опасность ядовитых грибов и необходимость знания правил сбора грибов в природе.
Выделять и обобщать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных. Наблюдать и описывать поведение животных. Называть конкретные примеры различных диких животных и наиболее распространенных домашних животных. Объяснять роль различных животных в жизни человека. Характеризовать способы питания, расселения, переживания неблагоприятных условий и постройки жилищ животными. Характеризовать рост и развитие животных (на примере класса Насекомые и типа Хордовые).
Выявлять принадлежность животных к определенной систематической группе (классификации). Различать на натуральных объектах таблицах органы и системы органов животных разных типов и классов, наиболее распространенных домашних животных и животных, опасных для человека.
Приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными. Выявлять и называть клетки, ткани, органы и системы органов человека на рисунках учебника и таблицах. Сравнивать клетки, ткани организма человека и животных, делать выводы. Выделять особенности биологической природы человека и его социальной сущности, делать выводы. Выделять и характеризовать существенные признаки двух типов размножения организмов. Сравнивать половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, делать выводы. Объяснять роль оплодотворения и образования зиготы в развитии живого мира. Выявлять и характеризовать половое и бесполое поколения у папоротника по рисунку учебника. Характеризовать значение полового и бесполого поколений у растений и животных. Раскрывать биологическое преимущество полового размножения. Определять понятие «онтогенез». Выделять и сравнивать существенные признаки двух периодов онтогенеза. Объяснять процессы развития и роста многоклеточного организма. Сравнивать и характеризовать значение основных этапов развития эмбриона. Объяснять зависимость развития эмбриона от наследственного материала и условий внешней среды. Объяснять на примере насекомых развитие с полным и неполным превращением. Называть и характеризовать стадии роста и развития у лягушки. Систематизировать и характеризовать отличительные признаки организмов. Выделять и характеризовать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам живой природы. Объяснять механизмы наследственности и изменчивости
Характеризовать закономерности наследования признаков
Объяснять роль гена в наследовании признаков
Доказывать роль изменчивости в проявлении признаков у организмов
Характеризовать закономерности изменчивости признаков
Доказывать роль изменчивости в проявлении признаков у организмов
Различать наследственную и ненаследственную изменчивость
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций проектов и сообщений по материалам темы
Тематическое планированиев 11классе
№ п/п Раздел, тема Количество часов Основные виды учебной деятельности обучающихся
1 Раздел 1. Эволюция живой природы 21 Определяют достижения науки и технологий в качестве предпосылок смены креационистских взглядов на живую и неживую природу эволюционными представлениями. Характеризуют научные предпосылки, побудившие Ч. Дарвина к поиску механизмов изменения в живой природе. Анализируют экспедиционный материал Ч. Дарвина в качестве предпосылки разработки эволюционной теории. Характеризуют учение Ч. Дарвина об искусственном отборе, формы искусственного отбора и объясняют методы создания новых пород домашних животных и сортов культурных растений. Запоминают основные положения теории Ч. Дарвина о естественном отборе. Характеризуют формы борьбы за существование и механизм естественного отбора; дают определение понятия «естественный отбор». Характеризовать значение размножения клетки. Сравнивать деление клетки прокариот и эукариот, делать выводы на основе сравнения. Определять понятия «митоз», «клеточный цикл». Объяснять механизм распределения наследственного материала между двумя
дочерними клетками у прокариот и эукариот. Называть и характеризовать стадии клеточного цикла. Характеризовать существенные
признаки важнейших процессов жизнедеятельности клетки.
Наблюдать и описывать делящиеся клетки по готовым микропрепаратам. Фиксировать результаты наблюдений, формулировать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Использовать информационные ресурсы
для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы
2 Раздел 2. Экологические системы и присущие им закономерности 11 Выделять и характеризовать существенные признаки сред жизни на Земле. Называть характерные признаки организмов — обитателей этих сред жизни. Характеризовать условия жизни организмов в разных средах. Распознавать и классифицировать экологические факторы среды. Выделять и характеризовать основные закономерности действия
факторов среды на организмы. Называть примеры факторов среды.
Анализировать действие факторов на организмы по рисункам учебника. Выделять экологические группы организмов. Приводить примеры сезонных перестроек жизнедеятельности у животных и растений. Приводить конкретные примеры адаптаций у живых организмов. Называть необходимые условия возникновения и поддержания адаптаций. Различать значение понятий «жизненная форма» и «экологическая группа». Выделять, объяснять значение и характеризовать типы биотических связей. Объяснять многообразие трофических связей. Характеризовать типы взаимодействия видов организмов: мутуализм, симбиоз, паразитизм, хищничество, конкуренцию; приводить их примеры. Выделять существенные свойства популяций как разных групп особей у одного вида. Характеризовать особенности популяций на конкретных примерах. Называть и объяснять примеры колебания численности популяций, раскрывать их причины. Называть и характеризовать примеры территориальных, пищевых и половых отношений между особями в популяции. Аргументировать роль демографических показателей для оценки состояния популяций. Выделять и характеризовать структурные компоненты биогеоценоза. Понимать сущность понятия «биотоп». Сравнивать понятия «биогеоценоз» и «биоценоз». Объяснять роль ярусного строения биоценозов, цепи питания, сети питания и экологические ниши. Характеризовать различие функций разных популяций в биогеоценозе. Объяснять на конкретных примерах средообразующую роль видов в биогеоценозе. Конструировать цепи питания в биогеоценозах родного края.
Выделять, объяснять и сравнивать существенные признаки природного сообщества как биогеоценоза или экосистемы. Характеризовать биосферу как глобальную экосистему. Называть и характеризовать структурные компоненты биогеоценоза (экосистемы). Объяснять роль различных видов в процессе круговорота веществ и потоке энергии в биогеоценозе (экосистеме). Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы. Характеризовать роль учения В. И. Вернадского о биосфере. Анализировать и пояснять содержание рисунков учебника. Объяснять и характеризовать процессы смены биогеоценозов и сукцессии. Называть и характеризовать причины смены биогеоценозов, приводить соответствующие примеры. Сравнивать между собой временные и коренные биогеоценозы, делать выводы. Объяснять причины устойчивости коренных природных сообществ. Называть существенные признаки первичных и вторичных сукцессий, сравнивать их между собой, делать выводы о значении их в природе. Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемнойорга-
низации жизни в устойчивом развитии биосферы. Объяснять процессы смены экосистем на примерах природы родного края. Выделять и характеризовать существенные признаки и свойства водных, наземных экосистем и агроэкосистем. Объяснять причины неустойчивости агроэкосистем. Сравнивать между собой естественные и культурные экосистемы, делать выводы. Выделять и характеризовать существенные причины устойчивости экосистем. Приводить примеры видов — участников круговорота веществ в экосистемах. Объяснять на конкретных примерах понятия «сопряженная численность видов в экосистеме» и «цикличность».
Выделять и характеризовать причины экологических проблем в биосфере. Прогнозировать последствия истощения природных ресурсов и сокращения биологического разнообразия. Обсуждать на конкретных примерах экологические проблемы своего региона и
биосферы в целом. Аргументировать необходимость защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой и неживой
природе. Выявлять и оценивать степень загрязнения помещений. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
Наблюдать за природными явлениями, фиксировать результаты,
делать выводы. Находить в Интернете дополнительную информацию о работе
3 Обобщающее повторение. 1 Систематизировать знания по темам раздела « Экологические системы и присущие им закономерности ».
Применять основные виды учебной деятельности при формулировке ответов к итоговым заданиям
4 Итоговая конференция 2
Календарно-тематический план
10 класс
№ урока Содержание (тема урока) Дата
План
Факт
1 Раздел 1. Биология в жизни современного человека. (3 часа)
Краткая история развития биологии. Система биологических наук. Биологические системы. 1
2 Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. 1
3 Достижения современной биологии на службе человека. 1
4 Раздел 2. Основы цитологии (13 часов)
Клеточная теория, ее развитие и роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. 1
5 Химическая организация клетки 1
6 Многообразие клеток. Строение прокариотической и эукариотической клетки. 1
7 Вирусы — неклеточная форма жизни. Значение в природе и жизни человека 1
8 Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. 1
9 Метаболизм. Пластический обмен. Фотосинтез. 1
10 Энергетический обмен 1
11 Жизненный цикл клетки. Митоз. 1
12 Мейоз. 1
13 Лабораторная работа №1 : Наблюдение клеток растений, животных,
бактерий под микроскопом, их изучение и описание. 1
14 Лабораторная работа №2: Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. 1
15 Лабораторная работа №3: Изучение фаз митоза в клетках корешках лука. 1
16 Практическая работа №1: Сравнение строения клеток растений и животных. 1
17 Раздел 3. Организм как биологическая система (19 ч)
Размножение организмов (половое и бесполое). 1
18 Оплодотворение и его виды 1
19 Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. 1
20 Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушения развития организма. 1
21 Генетика как наука, ее методы. 1
22 Законы Г. Менделя, Т. Моргана. Наследование признаков, сцепленных с полом. 1
23 Методы изучения наследственности человека 1
24 Взаимодействие генов. 1
25 Виды наследственной изменчивости, ее причины 1
26 Мутагены. 1
27 Селекция, ее задачи, методы и практическое значение. 1
28 Биотехнология, ее направления. 1
29 Этические аспекты клонирования. 1
30 Лабораторная работа №4: Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. 1
31 Лабораторная работа №5: Решение элементарных генетических задач. 1
32 Практическая работа №2: Составление простейших схем скрещивания. 1
33 Практическая работа № 3: Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка их влияния на организм. 1
34 Практическая работа №4: Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. 1
35 Обобщение изученного материала 1
Календарно-тематический план
11 класс
№ урока Содержание (тема урока) Дата
План
11 Факт
11
1 Раздел 1. Эволюция живой природы (21 час)
История эволюционных идей. 1
2 Вид, его критерии. 1
3 Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. 1
4 Учение Ч. Дарвина. Синтетическая история эволюции. 1
5 Микроэволюция. Способы видообразования. 1
6 Макроэволюция. 1
7 Направления и пути эволюции. 1
8 Доказательства происхождение эволюции органического мира 1
9 Гипотезы возникновения жизни на Земле. 1
10 Эволюция органического мира. 1
11 Происхождение человека 1
12 Положение человека в системе животного мира 1
13 Эволюция человека, основные этапы 1
14 Расы человека. 1
15 Лабораторная работа №1: Выявление приспособленности организмов к среде обитания. 1
16 Лабораторная работа №2: Описание особей вида по морфологическому критерию. 1
17 Лабораторная работа №3: Выявление изменчивости у особей одного вида. 1
18 Практическая работа №1. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле 1
19 Практическая работа №2: Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека 1
20 Экскурсия: Многообразие видов (окрестности образовательного учреждения). 1
21 Экскурсия: История развития жизни на Земле (краеведческий музей). 1
22 Раздел 2. Экологические системы и присущие им закономерности (11 часов) Среда обитания. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. 1
23 Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. 1
24 Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. 1
25 Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы. Биосфера, ее компоненты 1
26 Проблемы устойчивого развития биосферы. 1
27 Лабораторная работа №4: Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. 1
28 Практическая работа №3: Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме. 1
29 Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. Решение экологических задач. 1
30 Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения 1
31 Экскурсия: Естественные и искусственные экосистемы. 1
32 Обобщающее повторение. 1
33 Итоговая конференция 1
34 Итоговая конференция 1
Лист изменений в тематическом планировании
№ записи Дата Изменения, внесенные в КТП Причина Согласование с зам. директора по УР
Интернет ресурсы
1. http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернетматериалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
2. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
3. http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
4. http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
|