Сегодня: 18.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Эмоциональное выгорание педагога

СКАЧАТЬ (34.8 Kb) 25.06.2022, 09:24
Фомина Людмила Николаевна
педагог-психолог, МБОУ "Русская национальная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского г. Элисты"
Термин «эмоциональное сгорание» был введен американским психологом Фреденбергом в 1974 году и предложен для описания особого состояния, которое наблюдается среди широкого круга профессионалов, работающих в сфере «человек-человек»: консультанты, врачи, преподаватели, священнослужители, продавцы, менеджеры, юристы, социальные работники, психиатры, психотерапевты, психологи.

Представители этих профессий, в процессе своей деятельности часто сталкиваются с эмоциональными «переживаниями» своих клиентов, в силу чего сами испытывают повышенное эмоциональное напряжение.

Джозеф Гринберг, американский лингвист, один из выдающихся лингвистов XX века предложил рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс.

1. Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Работник обычно доволен работой и относится к ней с энтузиазмом. Однако по мере возникающих рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия, и работник становится менее энергичным.

2. Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, возможны проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника исчезает привлекательность работы, теряется интерес к своему труду, снижается продуктивность деятельности. На этом этапе могут возникать нарушения трудовой дисциплины и отстраненность от профессиональных обязанностей.

3. Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к измождению, хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).

4. Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Происходит усиление переживаний неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.

5. Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.

При синдроме эмоционального выгорания подразумевается нарушения и сложности, возникшие в профессиональной деятельности специалистов. Это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Всё изложенное выше относится к педагогическим работникам. Синдром эмоционального/профессионального выгорания является одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога.

По данным исследований, проведенных Н.А. Аминовым, через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное выгорание, к 40 годам эмоционально сгорают все учителя.

Эмоциональному выгоранию подвержены чаще всего педагоги старше 35 – 40 лет, заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает «блеск в глазах», нарастает усталость. Иногда такие люди уходят из школы, меняют профессию и всю оставшуюся жизнь скучают по общению с детьми.

Одним из важнейших факторов риска в плане появления эмоционального выгорания педагогов можно назвать сниженное чувство собственного достоинства. Такие педагоги часто не удовлетворены своим статусом. Из сниженного самоуважения часто вытекают трудоголизм, высокая мотивация успеха и стремление всё и всегда делать лучше всех, безукоризненно.

Еще немаловажный фактор возникновения эмоционального выгорания – это склонность к интроверсии и направленность интересов на свой внутренний мир.

Огромную роль в развитии у членов педагогического коллектива профессионального выгорания может сыграть и неэффективный стиль руководства.

Кроме того, отрицательно влияет на педагогов и работа в условиях дефицита времени, при этом желание всё сделать безукоризненно. Это приводит не только к эмоциональной, но и к физической перегрузке и, как правило, к появлению психосоматических заболеваний.

Отсутствие сплочённого социального окружения, которое могло бы оказывать поддержку так же способствует профессиональному выгоранию педагогов.

Таким образом, профессиональному выгоранию особенно подвержены педагоги, которым свойственно чрезмерное стремление быть замеченным или наоборот незаметным, желание делать всё очень хорошо или не стараться вовсе.

Риску эмоционального выгорания подвергаются и те, у кого часто возникают мысли о несправедливости к ним со стороны окружающих, которые недооценивают их трудовые заслуги. Так же постоянное чувство усталости, подавленности, незащищённости, отсутствие желаний, боязнь ошибок, страх перед неопределёнными ситуациями, страх показаться недостаточно совершенным, неуверенность в собственных силах способствует развитию эмоционального выгорания педагогов.

Качества, которые помогут избежать эмоциональное выгорание:
1. Хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (занятия спортом, здоровый образ жизни); высокая самооценка и уверенность в себе, в своих способностях и возможностях.
2. Опыт успешного преодоления профессионального стресса, способность конструктивно меняться в напряженных условиях, высокая мобильность, открытость. Общительность, самостоятельность, стремление опираться на собственные силы.
3. Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

«Спасение утопающих в руках самих утопающих». Эта фраза подчеркивает важность самих специалистов заботиться о своем внутреннем состоянии и предпринимать для этого необходимые меры.

К профилактическим мерам эмоционального выгорания относятся:
1. Позитивная жизненная позиция. «Если можешь изменить ситуацию – измени ее, не можешь изменить обстоятельства – измени свое отношение к ним».
2. Философское отношение к некоторым события. Проблемы и трудности могут коснуться каждого, это норма жизни. Они не указывают на слабость или снижение профессионализма – это особенности деятельности специалистов «помогающих» профессий. Жизнь ритмична, спады чередуются с подъемами.
3. Жизнь именно своей интересной и наполненной жизнью, не вместо людей, а вместе с ними.
4. Тому, кто верит в Бога, предотвратить или снять стресс может помочь молитва или посещение церкви.
5. Разумный образ жизни. «Не можешь жить напряженнее, начинай жить умнее».
6. Внимательное отношение к себе. Это поможет своевременно заметить первые симптомы усталости и принять меры.
7. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Он может подсказать, в каких-то мероприятиях участвовать не следует. Это предупредить стресс.
8. Проявляйте заботу о себе, стремитесь к равновесию и гармонии, ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении.
9. Оптимальный сон. Его нарушение приводит к риску оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.
10. Уважение и любовь к себе.
11. Интересное дело сообразно своим склонностям и возможностям позволит обрести себя и поверить в свои силы.
12. Находить свободное для себя время. В.А. Сухомлинский писал: «Свободное время педагога – это корень, питающий ветви педагогического творчества». Вечно занятые педагоги редко читают бестселлеры, не смотрят нашумевшие фильмы…, постепенно теряют к этому вкус. Следствием может стать потеря уважения со стороны учеников. Такого учителя ученики считают безнадежно отставшим от жизни, а затем переносят свой вывод на предмет, который тот преподает.
13. Занятие по душе, хобби.
14. Отвлечение от переживаний, связанных с работой.
15. Трезвое осмысление событий каждого дня. Можно сделать традицией вечерний анализ событий.
16. Путешествия, проведенные вдали от дома, помогут отвлечься и взглянуть на свои проблемы со стороны.
17. К. Чапек писал о важности юмора в своей жизни: «Юмор – соль жизни, кто лучше просолен, дольше живет». Смех – это отдушина. Посмеявшись над чем-то, человек чувствует себя свободнее. Юмористическое отношение к событию несовместимо с повышенной тревожностью по поводу его влияния на нашу жизнь.

Ольга Владимировна Хухлаева предлагает свой вариант данной работы с педагогами.
1. Информирование педагогов о существовании проблемы, обусловленной объективными причинами: работой в сфере «человек – человек». Очевидно, что данную информацию педагоги воспримут с сознанием того, что их понимают.
2. Уделить время осознанию и принятию педагогами своего перфекционизма, боязни сделать ошибку, не достигнуть успеха. Для этого можно повести беседу о взаимосвязи эмоционального благополучия и психосоматики.
3. Организация системы публичных поощрений педагогов. Работа по сплочению коллектива, позволяющая учителям выйти из привычной роли.
4. Проведение тренингов, направленных на актуализацию личностных ресурсов стрессоустойчивости с целью сплочения коллектива, формирование доверия, осознание стереотипов поведения и расширение репертуара поведенческих стратегий, на осознание и принятие своих чувств, на концентрацию внимания, на визуализацию, на осознание своих личностных ресурсов.

Как уже отмечалось выше, каждому учителю необходимо заботиться о себе, владея приемами саморегуляции, которые можно легко освоить и применять в своей жизни.

Риск выгорания смягчают стабильная и привлекательная работа, представляющая возможности для творчества, профессионального и личностного роста, удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах, наличие разнообразных интересов, перспективные жизненные планы.

Оптимистические и жизнерадостные люди, умеющие успешно преодолевать жизненные невзгоды и возрастные кризисы, кто занимает активную жизненную позицию, и обращается к творческому поиску решения при столкновении с трудными обстоятельствами, владеет средствами психической саморегуляции, заботится о восполнении своих психоэнергетических и социально-психологических ресурсов в меньшей степени подвержены в меньшей степени эмоциональному выгоранию.

Сфера работы педагога всегда предполагает три направления деятельности, на которые уходит много сил и энергии: дети, коллеги с начальством и родители. У каждого из нас, как уже известно, есть свои потребности, желания и мнения. А значит - возникают конфликты.
Конфликт – это когда какие-то наши потребности (мнения или желания) идут перекрест с потребностями другого человека.

Ниже предлагается один из способов выхода из конфликтов, который можно использовать с целью решения конфликта в любой жизненной сфере. Это незаконченные предложения:
1. Как я понимаю ситуацию ;
2. Что я чувствую ;
3. Что я хочу / собираюсь сделать ;
4. Что я хочу от тебя ;

Как я понимаю ситуацию?
Способствует прояснению ситуации, что позволяет выяснить и сопоставить взгляды участников конфликта.

Что я чувствую?
Позволяет социально приемлемо выразить свои чувства. Тем самым обозначить свое отношение к проблемному поведению другого человека, а так же обозначить свои границы.

Что я хочу (собираюсь) сделать?
Проговорив наше видение ситуации и отреагировав свои чувства, мы озвучиваем свои намерения, и делаем со своей стороны максимум усилий для решения конфликта.

Что я хочу от тебя?
Мы призываем другого человека, также совершить ответные действия. Для достижения компромисса или решения необходимо озвучить не только свою позицию, но и наши ожидания от другого участника конфликта.

Неразрешимых проблем нет. Если есть проблема, значит, есть и решение. Если есть профессиональное сгорание, значит, есть способы его предотвращения и коррекции.
У каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе «сгореть на работе» или, наоборот, приложить все усилия, чтобы исключить возможность возникновения синдрома. Важно помнить, что наша жизнь – это наша жизнь, наше здоровье – это наше здоровье!

Литература
1. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост.– О.И. Бабич. Волгоград: Учитель, 2009.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996,
3. Гринберг Дж. С. Управление стрессом. - СПб.: Питер, 2002,
4. Демченко В.В. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика, 2008, Консалтинговая компания CASE
5. Селье Г. Психофизиология стресса.- М., 1991,
6. Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами. – М.: Генезис, 2008.


Категория: Блоги | Добавил: milafomina65
Просмотров: 294 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог