Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
(В. Маяковский)
Вам когда-нибудь доводилось, подняв голову вверх, любоваться ночным звёздным небом? Уверена, что да! Это зрелище не оставит равнодушным никого. Ночное небо вызывает восторг, наталкивает на раздумья! Многообразие и бесчисленное количества звезд вскружит голову кому угодно. Каждая звезда по-своему красива, своеобразна, неповторима и загадочна… В какой-то момент я, незаметно для себя, сделала удивительное «открытие» — всё это бесчисленное многообразие ярких звёзд сравнимо с нашими детьми. Каждый ребёнок — звезда! В огромной необъятной вселенной — круговороте нашей жизни, он постоянно дарит свет, радость и одновременно с этим ему важно не затеряться среди миллиардов других, не менее прекрасных звёзд. Окружающий нас мир не прост: к кому-то он добр, к кому-то настроен враждебно. Этот мир дарит нам и радость и горе, удачи и поражения…Важно одно – ребёнок должен быть готов к встрече с ним! Вот с этого и начинается миссия родителей и педагогов – подготовить ребенка ко взрослой жизни. Скорее всего, на свете нет родителей, которые бы не мечтали, чтобы их ребёнок вырос и стал успешнее, чем они сами. Дети разные, но каждый ребёнок индивидуален и неповторим по-своему. Разглядеть искру таланта в каждом, развить, научить применять свой талант в жизни – вот, по-моему мнению, то самое важное, что должен сделать учитель!
Сейчас я даже не могу точно сказать, когда появилось у меня желание стать учителем. Без стеснения скажу, что я с этим желанием, наверное, родилась. Мои школьные учителя оставили в памяти только светлые и тёплые воспоминания. Мой классный руководитель неустанно повторяла мне одну и ту же фразу, которая стала для меня пророчеством: «Быть тебе, Эльза, учителем!». И как же она была права…Мечта, однажды зародившись в моей душе, росла и крепла. Выбор профессии был для меня очевиден. Начала я свою педагогическую карьеру учителем информатики. Многие после окончания колледжа не пошли работать в школу, но я для себя другого пути не видела. Может быть мне повезло, но моими первыми учениками были настолько искренние, чистые и порядочные дети, что во мне только укрепилось желание работать в школе. Ведь в школе каждый день не похож на предыдущий. Учитель – это очень благородная и интересная профессия. На собственном опыте я поняла, что это источник радости, который даёт, прежде всего, радость человеческого общения, счастья, погружения в мир детства.
Но с рождением троих детей, что-то во мне изменилось. Я поняла, насколько я люблю заниматься именно с маленькими детками. Они такие беззащитные, добрые, всегда эмоциональные, исполненные надежд, веры в хорошее и радости открытий. И после осознания этого, можно сказать, что профессия учитель начальных классов сама выбрала меня. Получив дополнительное образование после продолжительного отпуска, я вернулась в школу, но уже в качестве первого учителя – главного «проводника» в мир знаний.
Как я волновалась! Всё-таки, первый раз в первый класс. Начинать всегда страшно, но стоило переступить порог моему первому классу, как волнение исчезло и знаете почему?…Я заглянула им в глаза, в их широко раскрытые глаза…они такие искренние, чистые и доверчивые. Ведь и для них эта встреча волнительна. Первый учитель во многом моделирует судьбу каждого ребёнка: заметит искру в глазах, поможет, подтолкнёт. Равнодушный человек не может быть учителем. Да я, если честно, и не встречала таких. Невозможно оставаться равнодушным рядом с детьми. Основой педагогического мастерства, как мне кажется, является любовь и, конечно же, талант. Любить детей – значит понимать, что они личности со своими характерами, привычками, темпераментами. Ведь даже В.О. Ключевский говорил: «Любите то, что преподаёте и тех, кому преподаёте».
Меняется жизнь, меняется политика в области образования, меняется и роль учителя. Учитель должен идти в ногу со временем, постоянно совершенствуя своё педагогическое мастерство. Учиться надо всегда! Перестаешь учиться – не сможешь учить. Сейчас сделать уроки интересными помогают разные педагогические технологии, методики, информационно-коммуникационные технологии, инновации. В своей практике я пробую многое, анализирую, исправляю ошибки, стараюсь меняться в лучшую сторону.
В школе работать интересно, потому что на уроках никому не скучно. Современные дети не боятся высказывать своё мнение, отстаивать его. Ведь именно в споре рождается истина! А учитель, в свою очередь, должен развивать мышление учащихся, формировать умение самостоятельно открывать новые знания. Конечно, путь познания труден, но перед каждым конкретным учеником я стараюсь ставить только преодолимые для него задачи, чтобы ученик постоянно находился в «состоянии успеха» (по словам педагога В.Ф. Шаталова). Необходимо не только зажечь детей, вызвать интерес к происходящему на уроке, но и постараться удержать его. Дети должны «гореть» желанием узнавать, исследовать и творить.
Школа – это постоянное движение вперёд. Профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть даже и на шаг впереди. У каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система мировоззрения, которую он старается привить ребёнку. Мой принцип – это индивидуальный подход к ребёнку. Найти общий язык с каждым, не подавлять инициативу – цель моего общения с детьми. Хочется, чтобы они видели во мне не только наставника, но и друга, не теряя уважение как к педагогу.
Многие задают вопрос: «Трудна ли работа учителя?» Безусловно, трудна. Но моя профессия – это не только трудности, с трудностями сталкиваются все, это ещё и моменты счастья, когда я вижу широко раскрытые от удивления глаза, вижу в них благодарность, улыбки на лицах своих учеников. Конечно же, учитель не Бог и не вершит судьбы, но, всё таки, непосредственный её участник. Успехи детей делают нас счастливыми, неудачи мы тоже переживаем вместе.
Мой день начинается с уроков и заканчивается уроками. Помимо этого он заполнен событиями, разговорами, смехом, собраниями, обедами в столовой…скучать некогда. Порой складывается впечатление, что по-другому я уже не смогу. Желание приносить людям радость, пользу привело меня в школу. Моя мечта воплотилась в детях, которые растут и развиваются на моих глазах. Пусть за моими плечами и не такой богатый опыт как у других педагогов, но я ни в чём стараюсь не уступать им. Мне очень нравится удивлять детей, а особенно приятно, когда они начинают удивлять меня.
Каждый ребёнок неповторим, как звезда на небе: одна светит ярче, другая – слабее, они отличаются по цвету сияния, размеру, но, в то же время, они все объединены, сплочены в группы – огромные созвездия, которые вместе составляют целую Вселенную. Каждая звезда является частичкой чего-то нерушимого. И наши дети, подобно звёздам, должны сиять в полную силу и должны ощущать свою значимость и ценность для нашего государства в целом.
И вы знаете, я считаю себя счастливым человеком. У меня замечательная профессия! И только счастливые педагоги могут воспитать таких же счастливых учеников.
Ведь, если звёзды
зажигаю –
Значит – это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
|