Сегодня: 18.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Физическая культура

СКАЧАТЬ (66.4 Kb) 02.04.2024, 20:48
Марышева Альбина Игоревна
руководитель физического воспитания, ГАПОУ "Перевозский строительный колледж"
Восточная мудрость гласит: «Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам». Задача педагогов – научить детей покорять эту вершину.

Культура здоровья определяется, прежде всего, умением жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.

В подростковом возрасте, к сожалению, здоровье и здоровый образ жизни не занимают в иерархии потребностей первые места. Но в соответствии с Законом «Об образовании», именно, здоровье обучающихся относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Поэтому вопрос о сохранении здоровья обучающихся на сегодняшний день стоит очень остро.

Проблема эффективности применения здоровьесберегающих технологий при организации занятий физической культуры актуальна как никогда.

Медики отмечают тенденцию к увеличению числа студентов, имеющих отклонения в здоровье - хронические заболевания, напрямую связанные с процессом обучения. В учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности обучающихся, – это предмет «Физическая культура».

Здоровьесберегающие образовательные технологии, применяемые на занятиях физической культурой – это система мер по охране, укреплению здоровья и формированию культуры здоровья обучающимися посредством применения психолого-педагогических приемов, методов, технологий. На своих занятиях сталкиваемся с проблемой организации деятельности обучающихся на занятиях с учетом их подготовленности, оптимальной физической нагрузки и группы здоровья.

Для этого активизируем деятельность обучающихся направленную на формирование интереса к занятиям физкультуры, потребности в здоровом образе жизни, учитывая интересы современной молодежи, сочетая компоненты оздоровительной, тренировочной, образовательной деятельности. Воспитываем у студентов целостное воздействие на самосовершенствование, самореализацию, стимулируя уверенность в себе, волевую устойчивость, т.е признаки психологического здоровья студента.

Повышение работоспособности, высокое качество здоровья, снижение заболеваемости, отличный иммунитет являются функциональными проявлениями здорового образа жизни. Также здоровый образ жизни по поведению обучающегося, проявляется в хорошем настроении, полноценном отдыхе, жизненной энергии. Нельзя забывать, что от рождения человеку дается здоровье, которым при взрослении не все дорожат, неправильно используя дар природы, нарушают основной закон – гармонию. 

При формировании и развитии выше указанных качеств, способствующих потребности в здоровом образе жизни, возникают противоречия:
-многофункциональность занятия, повышение требований к его валеологической направленности;
- высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников и снижение интереса к занятиям физической культуры.
Решение противоречий возможно лишь при условии подхода к организации обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.
 
 

В.И. Ковалько, педагог, автор книг по здоровье сбережению писала: «Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит … от активного участия … обучающихся, создания здоровьесберегающей среды, высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов, планомерной работы с родителями, тесного взаимодействия с социально-культурной сферой. Подготовка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения».

Нарушение требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения занятия, решаются с помощью администрации, медицинского работника, кураторов.

 Для создания условий по оздоровлению на занятиях физической культуры формируем у обучающихся навык соблюдения культуры гигиенического режима. Рассматриваем вопросы сохранения и укрепления здоровья человека, соблюдения гигиенических правил и мероприятий в личной жизни, разрабатываем и проводим мероприятия гигиенического воспитания, направленные на пропаганду гигиенических знаний и здорового образа.

Поясняем, что за 1 неделю через кожу человека выделяется около 200-300 г сала и от 3 до 7 л пота, которые  необходимо с себя постоянно смывать. Если этого не сделать, то защитные свойства кожи могут разрушиться, в результате чего, она превратится в рассадник микробов. Соблюдение простейших правил личной гигиены – это необходимость, которая создает защиту для организма от разных недугов. Кроме поддержания тела в чистоте, неотъемлемой частью личной гигиены являются активный образ жизни и свежий воздух. 

Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления и т.д.

Одним из важных условий по здоровьесбережению является обеспечение оптимального двигательного режима на занятиях физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию двигательных навыков и поддержанию работоспособности в течение всего учебного дня, недели и года.

Насильно заставить всех студентов заниматься физической культурой и своим здоровьем невозможно, нужны стимулы и мотивы.

Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой применяем:
1. Валеологическое просвещение обучающихся и их родителей.
На родительских собраниях широко освещаю и разъясняю вопросы, связанные с состоянием здоровья, условиями его сохранения и укрепления, профилактике заболеваний, о необходимости полноценного питания. Практикуем беседы о здоровом образе жизни. Для более наглядного представления о здоровом образе жизни используем компьютерные презентации.
2. Комбинируем игровой, соревновательный и круговой метод, учитывая физические особенности обучающихся, не допуская переутомления, контролируя нагрузку. Для наглядности показываем последовательность действий и технику упражнений, с последующим разбором упражнений. Это формирует интерес студентов к занятиям, формирует навыки и умения, обеспечивает мотивацию на здоровье.
Проблему организации физической активности студентов, профилактику гиподинамии помогают решать внеурочные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
Для определения состояния физической подготовленности обучающихся в ежегодно проводится мониторинг, позволяющий:
  1. Выявить состояние физической подготовленности и здоровья студентов.
  2. Разработать рекомендации для индивидуальной работы по совершенствованию физической подготовленности обучающихся.
  3. Проанализировать результативность работы по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья студентов.
Мониторинг проводим по схеме:


К общепринятым контрольным тестам, предлагаемые программой, добавляем тесты президентских состязаний, проводимые каждые 2  месяца, направленные на развитие основных двигательных качеств: гибкость, выносливость, сила, скорость, координационные способности. По данным тестирования определяются группы обучающихся, нуждающиеся в корректировке. Это позволяет разработать комплексы упражнений, направленные на развитие отстающих физических качеств: быстроту, ловкость, силу, гибкость, выносливость.

Анализируя результаты работы, отмечаем, что применение здоровьесберегающих образовательных технологий позволило:
 -поднять успеваемость по предмету;
- улучшить динамику роста физической подготовленности;
-мотивировать студентов к соблюдению здорового образа жизни;
- повысить динамику состояния здоровья обучающихся.

Доказано, что здоровьесберегающая образовательная среда позволяет быстрее адаптироваться в науке и производстве, успешнее осваивать новые виды деятельности, лучше выполнять свою работу.

Считаем, что образовательная деятельность будет выполнять функцию укрепления здоровья только в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны нести педагоги, родители, общественность.

Особенностями организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики является реализация качественной физкультурно-оздоровительной работы, создание условий для заинтересованного отношения к учебе, комфортных условий для занятий физкультурой.

Таким образом, комплексное использование системы мер по охране и культуре здоровья обучающихся, применение психолого-педагогических приемов, методов помогает решать задачу оздоровления. Творческий подход к педагогическому процессу позволяет повысить интерес к занятиям физической культурой и спортом, а это главная цель, к которой мы стремимся при решении проблемы организации учебного процесса, направленного на сохранение здоровья обучающихся.

Список используемых источников
  1. И.И. Брехман. Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. – СПБ.: Наука, 1993, 269с.
  2. Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. – М.: ВЛАДОС, 2004.-208с.
  3. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
  4. «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе»


Категория: Блоги | Добавил: binok
Просмотров: 94 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог