Мастер-класс
Тема: «Физическая культура для всех»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов, участников мастер-класса, через педагогическое общение с учителем по физической культуре.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с применением здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися.
2. Раскрыть возможности применения данной технологии в работе с учащимися, как способа сохранения и укрепления физического здоровья детей, раскрытия их внутреннего потенциала и творческой активности.
3. Способствовать развитию творческих способностей участников мастер- класса.
Планируемые результаты:
1. Практическое освоение педагогами методов и игровых приёмов, предлагаемых педагогом на мастер- классе.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области физического воспитания.
3. Рост мотивации участников мастер - класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Эпиграфом для своего мастер-класса я выбрала фразу П.П. Блонского «Образованный человек – большая ценность, но разве меньшая ценность – здоровый ребенок?»
Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье, как состояние «Полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Главная составляющая на уроке – это психологический комфорт на уроке, где учитель передает свои знания, умения. Ученик овладевает знаниями, получает свой опыт, получает базовые навыки. Результат будет более плодотворным, если ребенку на уроке комфортно. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Как найти наиболее эффективные формы организации школьной жизни, пути и средства внедрения здоровьесберегающих технологий, возможности разгрузки учебного процесса и снятия утомляемости школьников? Как сделать так, чтобы дети спешили в школу, хотели учиться, и при этом им было бы комфортно и интересно?
В рамках физкультурно-оздоровительной работы в нашей школе проводятся Дни здоровья, предметная неделя, месячник Оборонно-спортивной работы, спортивные праздники, соревнования по различным видам спорта, демонстрируются элементы физической культуры и спорта на различных внутришкольных и внеклассных мероприятиях.
Таким образом, в результате использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе решаются задачи:
• формирование знаний о пользе двигательной активности, значении правильной осанки в жизнедеятельности человека;
• формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений, связанных с профилактикой здоровья и коррекцией осанки;
• воспитание навыков коллективных взаимодействий и организованности;
• способствование формирования опыта ценностного отношения к собственному здоровью.
Мы с вами знаем, что школьник не может усидеть на месте больше 10-15 минут. Как или с помощью чего мы можем восстановить умственную работоспособность на уроке?
(педагоги делятся опытом работы по выполнению данного задания)
Правильно! Но хочу отметить, что не только физминутка восстанавливает умственную работоспособность, но и любая смена деятельности, например разгадывание загадок. Предлагаю вам разгадать следующие загадки.
(показ слайдов)
1. Оля ядрышки грызет, падают скорлупки, а для этого нужны нашей Оле… (зубки).
2. Не часы, а тикает…. (сердце).
3. Ношу их много лет, а счету им не знаю. Не сеют, не сажают, сами вырастают (волосы).
4. Оля ягодки берет по 2 по 3 штучки. А для это нужны нашей Оле…. (ручки).
5. На лице он выдается, не в свои дела суется, но сопеть и нюхать тоже с удовольствием он может (нос).
6. Стоят 2 кола, на колах – бочка, на бочке – кочка, на кочке лес дремучий… (человек).
7. Пятерка братьев неразлучны, им вместе никогда не скучно, они работают пером, пилою, ложкой, топором…. (пальцы).
8. День закончился, затих, ты легла, закрыла их, и легонечко зевнула и тихонечко заснула (веки).
Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходим из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, о неблагоприятных для здоровья факторах. А какие факторы влияют на наше здоровье? (ответы педагогов)
(на экран выводятся название факторов)
На столах перед Вами лежат «Дневники здоровья». Предлагаю Вам открыть их и выполнить 1 практическое задание: Выявить, каждый для себя, порядок значимости факторов здоровья.
(на экране последовательно высвечивается круговая диаграмма)
Итак, поднимите руки, кто поставил на первое место генетический фактор. По данным Всемирной организации здравоохранения в России на этот фактор выпадает 20%. А кто выбрал медицину? На этот фактор выпадает всего 10%. А кто выбрал экологию, окружающий нас мир? На этот фактор выпадает 20%. И, образ жизни, кто выбрал? Несложно подсчитать, что образ жизни влияет на 50%.
Здоровый образ жизни не должен восприниматься как цель или как большой, серьёзный выбор в жизни. Лучший способ как стать здоровым – это двигаться маленькими, постепенными шагами, постепенно убирая все факторы, приводящие к проблемам и болезням. И, видя происходящие изменения, вы будете укреплять свою уверенность в том, что идёте правильным путём.
Ученые подсчитали, что человеческое сердце может проработать более 120 лет. К сожалению, не все могут дожить до такого возраста. Сердце – это мышечный орган, его можно и нужно тренировать. Как вы думаете, только на уроках физической культуры можно тренировать сердце? (ответы педагогов). Вы все на своих уроках можете это делать.
Предлагаю вам выполнить исследование по выявлению уровня работоспособности своего сердца и влияние нагрузки на его работу.
С помощью чего здесь и сейчас мы можем ощутить свое сердце? (ответы педагогов). Послушаем пульс. В «Дневнике здоровья» выполним второе практическое задание. В таблице №2 «Критерии работоспособности сердца» в графе «Примечание» попрошу всех сделать предположение - какое у Вас сердце.
Подсчитаем свой пульс за 15 секунд. Записываем свой результат в таблицу№1 «Частота сердечных сокращений».
В ходе нашего мастер- класса, мы продолжим исследовательскую работу по влиянию нагрузки на работоспособность вашего сердца.
Попрошу вас выполнить следующее элементарное упражнение. (показ упр.) Теперь с закрытыми глазами в течение 30 сек. Достаточно. Были ли затруднения в выполнении этого упражнения? (комментирую это упр.)
Подбородком потянулись
Все друг другу улыбнулись.
Головой все повращаем.
Мастер-класс наш продолжаем!
Переходим к следующему этапу мастер- класса «Физкультминутка». Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением. Попрошу всех сесть поудобней, отодвинуться назад от парт. А сейчас урок химии…(Надеваю белый халат и обращаюсь к участникам: «Спасибо, что ничего не взорвали, а сейчас динамическая пауза»)
(Упражнения выполняются под музыкальное сопровождение)
Посчитаем свой пульс после нагрузки и запишем результат в дневник. После любой физической нагрузки нужно восстановить свой организм.
(Далее звучит мелодичная музыка и выполняются упражнения на восстановление).
Возвращаемся к нашему исследованию, подсчитаем пульс после восстановления. Заполнили таблицу результатов.
Теперь рекламная пауза. (Просмотр записи). Поаплодируем друг другу. Молодцы!
Подведем итоги нашего исследования. Для этого нам потребуется формула Руфье: . Получаем индекс Руфье.
(высвечивается таблица индексов)
Критерии работоспособности сердца
Теперь вы можете сравнить свой исходный результат с первоначальным предположением.
Подведем итог мастер-класса. Какие выводы мы можем сделать? (ответы педагогов). Итак, физкультминутки на уроках нужно проводить не только с целью предупреждения утомления, восстановления работоспособности, но и для укрепления организма. Они снимают утомление мышц, укрепляют сердечно-сосудистую систему (улучшают кровообращение, тренируют сердечную мышцу). Тем самым активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к знаниям. Нельзя забывать и про санитарно-гигиенические нормы: как кабинета для занятия, так и гигиену самих учащихся. Все выше сказанное входит в здоровосберегающие технологии.
|