"Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности". (В.А.Сухомлинский)
Проблемы повышения эффективности преподавания химии и физики в школе решают различными методами, например, внедрением в учебный процесс игры, цель которой направлена на развитие творческих способностей, фантазии, внимания и памяти учащихся, расширение кругозора, приобретение новых знаний и умений. В игре ребёнок раскрепощается, исчезают скованность и неуверенность в своих силах, а при достижении определённого успеха появляется желание играть вновь и вновь. Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Активное участие в игре способствует развитию воображения и мышления, а это, в свою очередь, оказывает влияние на степень развития учебной деятельности и результаты обучения в целом.
История взаимодействия химии и физики полна примеров обмена идеями, объектами и методами исследования. На разных этапах своего развития физика снабжала химию понятиями и теоретическими концепциями, оказавшими сильное воздействие на развитие химии. При этом чем больше усложнялись химические исследования, тем больше аппаратура и методы расчетов физики проникали в химию.
Химия и физика изучают практически одни и те же объекты, но только каждая из них видит в этих объектах свою сторону, свой предмет изучения. Так, молекула является предметом изучения не только химии, но и молекулярной физики. Если первая изучает ее с точки зрения закономерностей образования, состава, химических свойств, связей, условий ее диссоциации на составляющие атомы, то последняя статистически изучает поведение масс молекул, обуславливающее тепловые явления, различные агрегатные состояния, переходы из газообразной в жидкую и твердую фазы и обратно, явления, не связанные с изменением состава молекул и их внутреннего химического строения.
Использование меж предметных связей – одна из наиболее сложных методических задач учителя. Она требует знания содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация меж предметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителей –предметников. На сегодняшнем мероприятии мы и хотим показать взаимосвязь двух великих наук физики и химии.
Предлагаем Вам посмотреть Физико-Химическую игру, в которой учувствуют две команды…
Девиз
Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать на деле
Аристотель
Правила игры: Для оценки работы команд выбирают независимое жюри, призванное следить за соблюдением правил игры и учетом набранных баллов за правильные ответы на вопросы. На обдумывание каждого вопроса дается определенное время.
Оформление. Зал оформлен плакатами:
«Сколько голов – столько умов»
«Дело – делу учит»
«Ум имей хоть маленький – да свой»
«Будешь трудиться – будет у тебя и хлеб и молоко водиться»
Ход игры
Тернист, но славен путь познания и открытий. И только тот достигнет успеха, кто, не страшась трудностей, самозабвенно и бескорыстно служит науке. Я желаю всем вам успехов в сегодняшней игре!
Итак, счёт 0: 0, и мы начинаем.
Первый тур- Рулетка
В мире интересного.
Всего 12 вопросов
правильный ответ – 2 балла.
Вопросы.
1.Ядовитый газ, применяемый как отравляющее вещество во время первой мировой войны. (хлор)
2.Об его открытии газеты писали, что люди на его снимках выглядят не просто в обнаженном, а в каком-то извращенном виде. Кто этот учёный и о каком его изобретении идет речь. (Вильгельм Конрад Рентген, рентгеновские снимки)
3.Какой физический закон открыл Ньютон после падения на его голову яблока? (закон всемирного тяготения)
4.Назовите самый лёгкий газ (водород)
5. Это вещество пользуется широкой популярностью среди населения, особенно детского. Оно применяется доктором Айболитом для лечения ревматизма, бронхита, для обеззараживания ран, дезинфекции рук хирурга. Его открыл в 1811 г. француз Куртуа и тогда его впервые применили для лечения зобной болезни. (Йод)
6. Назовите вещество, образовавшееся при смешивании ванилина и какао (шоколад)
7. При какой температуре по Цельсию при нормальных условиях замерзает вода? (00)
8. Разгадайте олимпийский девиз, зашифрованный с помощью физических величин: v,h,F (быстрее, выше, сильнее)
9. Назовите самое твёрдое природное вещество (алмаз)
10. Вместо ожидаемого золота в этой стране были найдены значительные запасы серебра, что и отразилось в названии этой страны. Какая страна стала разочарованием для золотоискателей? (Аргентина)
11. У меня дурная слава
Я – известная отрава
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит (Мышьяк)
12. Для устранения неприятных запахов в ящиках стола, серванте, холодильнике домохозяйки на время кладут кусочки древесного угля. Какую роль играет уголь? (древесный уголь).
Итоги первого тура
Пауза – мини- сценка
Приходит в школу ученик
И думает отважно
«Предмет я этот не постиг,
Но это и не важно!
Зачем мне без толку учить
Проклятых формул знаки
Ведь это ж не врагов убить!
Помочь не может в драке!»
Конечно, мальчик в чём - то прав,
Ведь для него важнее
Разбить врагов всех в пух и прах
И победить злодеев.
Но все ж напрасно он в мечтах
О боевых наградах
Забыл, что химия – не враг,
Бороться с ней не надо!
Ведь если б больше он учил
Состав веществ и знаки,
Он смог бы просто получить
Оружие для драки.
Знай, химия живёт кругом,
С ней враждовать не надо,
Ведь даже порох без неё
Не принесёшь со склада.
Да, химия всегда, везде
Тем людям помогает,
Кто никогда, никак, нигде
Её не забывает
Второй тур- Великие имена.
По нескольким фразам догадайтесь о каком учёном идёт речь.
Правильный ответ- 2 балла
После каждого вопроса выступают учащиеся с краткой автобиографией.
1
• Родился 19 ноября 1711г в деревне Денисовка
• Разработал корпускулярную теорию строения вещества
• Основал первый в России университет
• Лучшими моментами в детстве были поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след (Ломоносов)
Послушаем сообщение (приложение)
2
• В гимназии он не отличался особым прилежанием
• Воспитывала его мать - владелица небольшого стекольного производства
• Был внуком сельского священника
• Был последним, семнадцатым ребенком в семье
• Создал периодическую систему (Менделеев)
• Послушаем сообщение(приложение)
3
• Это мощная супружеская батарея ученых, произведшая переворот в науке XX столетия.
• занимались выяснением природы уранового излучения и поиском элементов с подобными свойствами
• впервые ввели термин "радиоактивность» (Кюри)
• Послушаем сообщение (приложение)
4
• Его заурядная, серая внешность делала его неприметным для женщин.
• Открыл закон всемирного тяготения.
• Разложил радугу на семь цветов. (Ньютон)
• Послушаем сообщение (приложение)
Итоги второго тура
Пауза – опыт «Вулкан на столе»
Третий тур- Аукцион
Угадав о чём идёт речь, команда приобретает содержимое чёрного ящика-«совершает покупку.»
Правильный ответ -3 балла.
1. Идёт с молотка изящный, лёгкий предмет, который вы можете использовать в самых разнообразных целях
как свисток,
как ёмкость для малого количества жидкости,
как футляр для ручки
Что это?
Продано! Мы поздравляем вас. Вы стали обладателем пробирки
2. Хлеб – голова! А что её мозги?
Она нужна как воздух там и тут,
Чтоб шло в природе вечное кружение
И пусть же сей химический продукт
Вершит всей жизни вечное движение.
Она не просто элемент стола
Для вас она, теперь уж, без сомненья
Химическое есть соединение
Что это?
Итак, с молотка идёт химическое соединение, элемент стола, «мозги» хлеба
Продано!
Поздравляем! Вы стали обладателем поваренной соли!
Неплохие покупки!
3. А теперь с молотка идёт предмет, изготовленный из простого вещества. Символ этого химического элемента находится в электрохимическом ряду напряжений металлов до водорода. С помощью предмета, изготовленного из этого вещества, вы сможете выделить водород из соляной кислоты, а также найдёте ему широкое применение в домашнем хозяйстве.
Что же это за предмет?
Продано! Вы стали обладателем большого железного гвоздя!
Итоги третьего тура
Пауза- частушки
(На мотив песни "Во французской стороне...")
И на суше, и в воде,
На другой планете -
курсы физики везде
Изучайте, дети!
Ах, как физика сложна,
Не сказать словами!
Но зато всегда она
Будет рядом с вами.
Тихо смотрят сверху вниз
На портретах лица:
Ты старайся, не ленись,
В жизни пригодится!
Если пальцем проводок
Оголённый трону,
Сразу вспомню я про ток
И законы Ома,
Если влепится снаряд
Прямо мне в телегу,
Рассчитаю скорость я
И длину пробега!
Если с башни навернусь
Или с самолёта,
Свою скорость наизусть
Вычислю в полёте!
И на суше, и в воде,
На другой планете -
Курсы физики везде
Изучайте, дети!
Четвёртый тур – Отгадай загадку
Правильный ответ- 2 балла
1. И деревьям, и цветам,
И животным тут и там,
Нужен он на свете всем,
Съесть его нельзя совсем.
Ель, сосна,
И кедр, и пихта
Выделяют круглый год
Этот газ прозрачный, чистый
Под названьем ……( Кислород)
2. Я увидел свой портрет, отошёл –
Портрета нет. (изображение)
3. ''Она идет'', ''она прошла'', никто ни скажет, что пришла.
(химическая реакция)
4. Очень положительный,
С массою внушительной
А таких, как он, отряд
Создает в ядре заряд.
Лучший друг его – нейтрон
Догадались? Он - .......! (протон)
5. Клубится, а не дым, ложится, а не снег (туман)
6. Без неё жизнь невозможна,
В клетках тела есть она.
И растеньям, и животным
Каждый день нужна ….. (вода)
Итоги четвертого тура. Общий итог игры
Пауза – звучит песня про школу
Оповещение итогов.
Награждение команд.
|