Расстройство аутистического спектра вызывает трудности в адаптации, социализации, коммуникации и также овладения социально-бытовыми навыками, навыками самообслуживания. Одной из важнейших целей любого педагогического и коррекционного процесса является адаптация ребенка в социуме. Независимо от уровня способностей, интеллектуального развития, речевых, моторных возможностей человеку необходимо обеспечить достойный уровень функционирования в обществе, соответствующий его потенциалу.
Адаптивные навыки – это практические повседневные навыки, необходимые для функционирования и удовлетворения собственных потребностей в окружающей среде (в том числе — навыки для эффективного и независимого самообслуживания и взаимодействия с другими людьми). Адаптивные навыки составляют основу адаптивного поведения (Аутизм. Энциклопедия). Например, для самостоятельного приема пищи, ребенку необходимо научиться как минимум держать ложку. Или для того, чтобы мыть руки самостоятельно, необходимо овладеть всей цепочкой мытья рук в правильном порядке.
Адаптивные навыки подразумевают самодостаточность в ситуациях повседневной жизни – иными словами, это навык использовать приобретенные знания и опыт в домашних и общественных местах. Понятие адаптивных навыков относится ко всем возрастам и разным уровням интеллектуального развития.
У детей с расстройствами аутистического спектра затруднено развитие многих навыков. Раннее выявление и вмешательство дает возможность детям с РАС и их семьям к дальнейшей наиболее самостоятельной жизни. Именно поэтому в дошкольном учреждении специалисты уделяют немало внимания формированию адаптивных навыков, каких именно рассмотрим далее.
1. Прием пищи: умение правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), есть аккуратно, сохраняя правильную осанку за столом, убирать посуду после еды.
2. Овладение навыками раздевания и одевания: снимать и надевать обувь, завязывать и развязывать шнурки на обуви, аккуратно застегивать «молнию», пуговицы, надевать и снимать одежду (колготки, шорты, брюки, куртку, пальто, шапку, варежки и т.д.).
3. Гигиена тела: мыть руки и лицо, вытирать их насухо полотенцем, правильно пользоваться мылом, зубной щеткой, расческой перед зеркалом, ухаживать за ногтями с помощью щетки, пользоваться носовым платком по мере необходимости.
4. Навыки опрятности: умение пользоваться горшком, туалетом, следить за чистотой одежды и внешним видом (подтягивать штаны, заправлять футболку).
5. Гигиена быта: умение наводить и поддерживать порядок в комнате (собирать игрушки), приводить в порядок свои вещи (складывать одежду, вешать её на вешалку), соблюдать порядок в своём шкафу, полках, содержать обувь в чистоте.
6. Навыки проведения досуга: (рисовать, лепить, складывать пазлы, игры в гаджетах или просмотр мультфильмов).
Затрудняет и тормозит формирование перечисленных навыков, когда взрослые делают все за ребенка, например одевают, кормят, не дают возможности самостоятельно проявить инициативу, а ребенок в это время никак не участвует в данном процессе.
Я не призываю не помогать детям, но рекомендую давать подсказки так, чтобы ребенок был активным участником происходящего. Это касается любого навыка. В конце концов, если взрослый будет делать все за ребенка, то ребенок не научится.
Для знания актуального уровня развития навыков необходимо проведение диагностики, которая включает в себя оценку развития навыков и умений. В обследовании главная роль отводится родителям, а также непосредственному систематическому наблюдению за повседневной жизнью ребенка. Родителям предоставляются опросник по оценке адаптивных навыков, в котором собираются сведения о приеме пищи, туалете, одевании, раздевании, сне и других навыках, на основе которого составляется индивидуальная программа.
Успешное овладение адаптивными навыками повседневной жизнедеятельности создает прочный фундамент для всего дальнейшего развития ребенка, для более сложного его функционирования. Так как именно адаптивные навыки являются тем фактором, который определяет, насколько независим и самостоятелен будет человек.
Список литературы
1. Ахметзянова А.И., Федорова В.Д. Использование метода прикладного анализа поведения в развитии адаптивных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра// Образование и саморазвитие. 2015. № 1 (43). С. 63-68.
2. Барбера М.Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход (TheVerbalBehaviorApproach): Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами / Мэри Линч Барбера, Трейси Расмуссен ; пер. с англ. Д.Г. Сергеева; предисл. М. Сандберга. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. – 304 с.
3. Волкмар Ф.Р., Вайзнер, Л.А. Аутизм: Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. Кн. 1 / Фред Р. Волкмар, Лиза А. Вайзнер ; пер. с англ. Б. Зуева, А. Чечиной, И. Дергачевой и др. – Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2014. – 224 с.
4. Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом : эффективная методика игровых занятий с особыми детьми / Тара Делани ; пер. с англ. В. Дегтяревой ; науч. ред. С. Анисимова. – Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2014. – 272 с.
5. Мелешкевич О. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития / О. Мелешкевич, Ю. Эрц. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2014. – 208 с.
|