Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Формирование читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения.

СКАЧАТЬ (21.4 Kb) 15.12.2020, 11:56
Кряжевских Екатерина Руслановна
Учитель начальных классов, НТПК №1
В данной статье рассматривается актуальность проблемы чтения младших школьников, для решения данной проблемы были рассмотрены роль семьи в формировании читательского интереса, методы и приемы, при использовании которых которые повышается читательский интерес.

Статья на тему «Формирование читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения».

Ключевые слова: читательский интерес, формирование читательского интереса, методы, приемы, любовь к чтению.

В Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации (2017) говорится: «приобщение детей к чтению и к письменной культуре есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и в других сферах».

В таком контексте ключевую руль играет чтение – важнейший способ основания научного, профессионального и обыденного знания, базовой социально значимой информации, содержащейся в печатных и электронных книгах, журналах, газетах, различных документов, Интернет-ресурсов, и первый по значимости источник социального опыта и освоения смыслов, накопляемых человечеством.

Чтение имеет первостепенное значение; для воспитания и образования подрастающего поколения, становления и развития личности; для повышения уровня образованности, культурной и профессиональной компетентности всех членов общества, в том числе принимающих решения на уроне государства, муниципальных властей, учреждений, предприятий, общественных организаций: для формирования общекультурного потенциала страны; для повышения качества жизни.

Среди всех каналов коммуникации чтения, особенно чтение книг (как в печатном, так и в электронном виде), является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержание и приумножение богатств родного языка, формирование речевой культуры.
Предметные результаты освоение основной образовательной программы начального общего образования в предметной области «Филология», отражает, в числе прочих, следующие: «осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении; понимание роли чтения…».

Несмотря на очевидную важность и незаменимость чтения, снижение интереса к нему наблюдается во всем мире, в том числе и в России.

Привычка к чтению у человека формируется в раннем возрасте и требует поддержки на всех этапах взросления – от первых лет жизни до периода обретения социальной и гражданской зрелости.

Вопросы формирования и развития интереса к книге и чтению поднимали в своих работах многие ученые, такие, как В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и другие.

Важная задача учителя – привить учащимся интерес к чтению книг. Одним из средств формирования читательского интереса являются активные методы и приемы работы с художественным произведением на уроках литературного чтения.

Активные методы – это методы, включающие учащихся в процесс добывания знаний и развитие мышления. Они позволяют стимулировать мыслительную деятельность, раскрывать свои способности, приобретать уверенность в себе, совершенствовать коммуникативные навыки, формировать творческое мышление и, безусловно, развивать познавательный интерес к изучаемому предмету.

Однако можно выявить противоречие между необходимостью организации работы по формированию читательского интереса младших школьников и недостаточным использованием на уроках литературного чтения активных методов и приемов работы.

Методы обучения классифицируют по разным признакам:

– по характеру учебной деятельности: репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные, эвристические;
– по степени активности педагога и учащихся: активные и пассивные;
– по источнику учебного материала: словесные, наглядные, практические;
– по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования ЗУН на практике, методы получения новых знаний методы проверки и оценивания.

Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия «учитель = ученик». Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.

Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:

Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.

Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов.

Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме.

Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины,

КВН — это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.

Баскет-метод — основан на имитации ситуации. [9].

Задачи интерактивных методов обучения:

1.Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
2.Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
3.Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты. [6].

Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься в готовом виде. Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.

Самым главным из факторов в формировании любви к чтению у младших школьников является участие родителей. Если ребёнок наблюдает, что взрослые берут в руки книгу, журнал, газету и уделяют им достаточное внимание и время, ему становится любопытен этот процесс. Рождается мотив обращения к книге.

Роль семьи неоспорима в развитии начинающего читателя. Заинтересованные родители главные помощники учителя, поэтому важно заострять внимание родителей на том, что без помощи семьи будет сложно воспитать увлечение к чтению.

Учителю можно проводить работу с родителями по развитию читательских интересов младших школьников начиная с первого класса. При работе с родителями можно использовать следующие методы работы: опрос, анкетирование, беседа. На родительских собраниях обсудить тему «Значение книги в жизни ребенка», предложить родителям приемы для привития у детей интереса к чтению, например:

- зачитывают интересный эпизод из произведения;
- просят прочитать книгу младшим членам семьи;
- просят прочитать книгу бабушке или дедушке;
- читают по ролям вместе с ребенком;
- читают по абзацам вместе с ребенком;
- рассматривают иллюстрации и предполагают содержание произведения.

Также учитель может дать несколько советов родителям:

- Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей сказок.
-Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка. -Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.
-В доме должна быть детская библиотека.

(Из книги В. Уильяме "Нерадивый читатель. Как воспитать и поддерживать в детях привычку к чтению".)

Основными формами пробуждения интереса к чтению ребёнка в семье считается: выбор для чтения литературы, адекватной возрастным потребностям ребенка; одновременное чтение взрослым и ребенком одной и той же книги.

Любовь к чтению можно развить в любом возрасте, но в этом должны принимать участие не только учителя, воспитатели, но и родители.


Категория: Блоги | Добавил: 79505526843
Просмотров: 743 | Загрузок: 12 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог