Сегодня: 18.01.2021
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Формирование читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения.

СКАЧАТЬ (21.4 Kb) 15.12.2020, 11:56
Кряжевских Екатерина Руслановна
Учитель начальных классов, НТПК №1
В данной статье рассматривается актуальность проблемы чтения младших школьников, для решения данной проблемы были рассмотрены роль семьи в формировании читательского интереса, методы и приемы, при использовании которых которые повышается читательский интерес.

Статья на тему «Формирование читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения».

Ключевые слова: читательский интерес, формирование читательского интереса, методы, приемы, любовь к чтению.

В Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации (2017) говорится: «приобщение детей к чтению и к письменной культуре есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и в других сферах».

В таком контексте ключевую руль играет чтение – важнейший способ основания научного, профессионального и обыденного знания, базовой социально значимой информации, содержащейся в печатных и электронных книгах, журналах, газетах, различных документов, Интернет-ресурсов, и первый по значимости источник социального опыта и освоения смыслов, накопляемых человечеством.

Чтение имеет первостепенное значение; для воспитания и образования подрастающего поколения, становления и развития личности; для повышения уровня образованности, культурной и профессиональной компетентности всех членов общества, в том числе принимающих решения на уроне государства, муниципальных властей, учреждений, предприятий, общественных организаций: для формирования общекультурного потенциала страны; для повышения качества жизни.

Среди всех каналов коммуникации чтения, особенно чтение книг (как в печатном, так и в электронном виде), является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержание и приумножение богатств родного языка, формирование речевой культуры.
Предметные результаты освоение основной образовательной программы начального общего образования в предметной области «Филология», отражает, в числе прочих, следующие: «осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении; понимание роли чтения…».

Несмотря на очевидную важность и незаменимость чтения, снижение интереса к нему наблюдается во всем мире, в том числе и в России.

Привычка к чтению у человека формируется в раннем возрасте и требует поддержки на всех этапах взросления – от первых лет жизни до периода обретения социальной и гражданской зрелости.

Вопросы формирования и развития интереса к книге и чтению поднимали в своих работах многие ученые, такие, как В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и другие.

Важная задача учителя – привить учащимся интерес к чтению книг. Одним из средств формирования читательского интереса являются активные методы и приемы работы с художественным произведением на уроках литературного чтения.

Активные методы – это методы, включающие учащихся в процесс добывания знаний и развитие мышления. Они позволяют стимулировать мыслительную деятельность, раскрывать свои способности, приобретать уверенность в себе, совершенствовать коммуникативные навыки, формировать творческое мышление и, безусловно, развивать познавательный интерес к изучаемому предмету.

Однако можно выявить противоречие между необходимостью организации работы по формированию читательского интереса младших школьников и недостаточным использованием на уроках литературного чтения активных методов и приемов работы.

Методы обучения классифицируют по разным признакам:

– по характеру учебной деятельности: репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные, эвристические;
– по степени активности педагога и учащихся: активные и пассивные;
– по источнику учебного материала: словесные, наглядные, практические;
– по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования ЗУН на практике, методы получения новых знаний методы проверки и оценивания.

Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия «учитель = ученик». Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.

Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:

Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.

Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов.

Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме.

Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины,

КВН — это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.

Баскет-метод — основан на имитации ситуации. [9].

Задачи интерактивных методов обучения:

1.Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
2.Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
3.Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты. [6].

Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься в готовом виде. Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.

Самым главным из факторов в формировании любви к чтению у младших школьников является участие родителей. Если ребёнок наблюдает, что взрослые берут в руки книгу, журнал, газету и уделяют им достаточное внимание и время, ему становится любопытен этот процесс. Рождается мотив обращения к книге.

Роль семьи неоспорима в развитии начинающего читателя. Заинтересованные родители главные помощники учителя, поэтому важно заострять внимание родителей на том, что без помощи семьи будет сложно воспитать увлечение к чтению.

Учителю можно проводить работу с родителями по развитию читательских интересов младших школьников начиная с первого класса. При работе с родителями можно использовать следующие методы работы: опрос, анкетирование, беседа. На родительских собраниях обсудить тему «Значение книги в жизни ребенка», предложить родителям приемы для привития у детей интереса к чтению, например:

- зачитывают интересный эпизод из произведения;
- просят прочитать книгу младшим членам семьи;
- просят прочитать книгу бабушке или дедушке;
- читают по ролям вместе с ребенком;
- читают по абзацам вместе с ребенком;
- рассматривают иллюстрации и предполагают содержание произведения.

Также учитель может дать несколько советов родителям:

- Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей сказок.
-Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка. -Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.
-В доме должна быть детская библиотека.

(Из книги В. Уильяме "Нерадивый читатель. Как воспитать и поддерживать в детях привычку к чтению".)

Основными формами пробуждения интереса к чтению ребёнка в семье считается: выбор для чтения литературы, адекватной возрастным потребностям ребенка; одновременное чтение взрослым и ребенком одной и той же книги.

Любовь к чтению можно развить в любом возрасте, но в этом должны принимать участие не только учителя, воспитатели, но и родители.


Категория: Блоги | Добавил: 79505526843
Просмотров: 98 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!



Журнал для педагогов


Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей


© 2012 - 2021 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.01.2021

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог