В данной статье рассматривается актуальность проблемы чтения младших школьников, для решения данной проблемы были рассмотрены роль семьи в формировании читательского интереса, методы и приемы, при использовании которых которые повышается читательский интерес.
Статья на тему «Формирование читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения».
Ключевые слова: читательский интерес, формирование читательского интереса, методы, приемы, любовь к чтению.
В Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации (2017) говорится: «приобщение детей к чтению и к письменной культуре есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и в других сферах».
В таком контексте ключевую руль играет чтение – важнейший способ основания научного, профессионального и обыденного знания, базовой социально значимой информации, содержащейся в печатных и электронных книгах, журналах, газетах, различных документов, Интернет-ресурсов, и первый по значимости источник социального опыта и освоения смыслов, накопляемых человечеством.
Чтение имеет первостепенное значение; для воспитания и образования подрастающего поколения, становления и развития личности; для повышения уровня образованности, культурной и профессиональной компетентности всех членов общества, в том числе принимающих решения на уроне государства, муниципальных властей, учреждений, предприятий, общественных организаций: для формирования общекультурного потенциала страны; для повышения качества жизни.
Среди всех каналов коммуникации чтения, особенно чтение книг (как в печатном, так и в электронном виде), является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержание и приумножение богатств родного языка, формирование речевой культуры.
Предметные результаты освоение основной образовательной программы начального общего образования в предметной области «Филология», отражает, в числе прочих, следующие: «осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении; понимание роли чтения…».
Несмотря на очевидную важность и незаменимость чтения, снижение интереса к нему наблюдается во всем мире, в том числе и в России.
Привычка к чтению у человека формируется в раннем возрасте и требует поддержки на всех этапах взросления – от первых лет жизни до периода обретения социальной и гражданской зрелости.
Вопросы формирования и развития интереса к книге и чтению поднимали в своих работах многие ученые, такие, как В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и другие.
Важная задача учителя – привить учащимся интерес к чтению книг. Одним из средств формирования читательского интереса являются активные методы и приемы работы с художественным произведением на уроках литературного чтения.
Активные методы – это методы, включающие учащихся в процесс добывания знаний и развитие мышления. Они позволяют стимулировать мыслительную деятельность, раскрывать свои способности, приобретать уверенность в себе, совершенствовать коммуникативные навыки, формировать творческое мышление и, безусловно, развивать познавательный интерес к изучаемому предмету.
Однако можно выявить противоречие между необходимостью организации работы по формированию читательского интереса младших школьников и недостаточным использованием на уроках литературного чтения активных методов и приемов работы.
Методы обучения классифицируют по разным признакам:
– по характеру учебной деятельности: репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные, эвристические;
– по степени активности педагога и учащихся: активные и пассивные;
– по источнику учебного материала: словесные, наглядные, практические;
– по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования ЗУН на практике, методы получения новых знаний методы проверки и оценивания.
Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия «учитель = ученик». Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.
Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:
Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.
Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов.
Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме.
Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины,
КВН — это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.
Баскет-метод — основан на имитации ситуации. [9].
Задачи интерактивных методов обучения:
1.Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
2.Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
3.Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты. [6].
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься в готовом виде. Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
Самым главным из факторов в формировании любви к чтению у младших школьников является участие родителей. Если ребёнок наблюдает, что взрослые берут в руки книгу, журнал, газету и уделяют им достаточное внимание и время, ему становится любопытен этот процесс. Рождается мотив обращения к книге.
Роль семьи неоспорима в развитии начинающего читателя. Заинтересованные родители главные помощники учителя, поэтому важно заострять внимание родителей на том, что без помощи семьи будет сложно воспитать увлечение к чтению.
Учителю можно проводить работу с родителями по развитию читательских интересов младших школьников начиная с первого класса. При работе с родителями можно использовать следующие методы работы: опрос, анкетирование, беседа. На родительских собраниях обсудить тему «Значение книги в жизни ребенка», предложить родителям приемы для привития у детей интереса к чтению, например:
- зачитывают интересный эпизод из произведения;
- просят прочитать книгу младшим членам семьи;
- просят прочитать книгу бабушке или дедушке;
- читают по ролям вместе с ребенком;
- читают по абзацам вместе с ребенком;
- рассматривают иллюстрации и предполагают содержание произведения.
Также учитель может дать несколько советов родителям:
- Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей сказок.
-Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка. -Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.
-В доме должна быть детская библиотека.
(Из книги В. Уильяме "Нерадивый читатель. Как воспитать и поддерживать в детях привычку к чтению".)
Основными формами пробуждения интереса к чтению ребёнка в семье считается: выбор для чтения литературы, адекватной возрастным потребностям ребенка; одновременное чтение взрослым и ребенком одной и той же книги.
Любовь к чтению можно развить в любом возрасте, но в этом должны принимать участие не только учителя, воспитатели, но и родители.
|