Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Формирование читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения

СКАЧАТЬ (19.1 Kb) 01.11.2022, 08:41
Куклина Маргарита Михайловна
студентка специальности 44.02.02 "Преподавание в начальных классах", ГАПОУ СО "НТПК№1"
Постоянное снижение интереса детей к чтению, в последнее время, становится на современном этапе развития культурной среды нашего общества все более актуальной проблемой. Ведь благодаря исследованиям в области психологии и педагогики достоверно и бесспорно доказано то, что вдумчивое чтение литературы с последующим размышлением над прочитанным материалом и даже сама механика чтения есть эффективнейшее средство повышение уровня интеллекта. Более того, регулярное чтение формирует эмоциональный интеллект, совершенствует мир чувств и духовных качеств души и личности ребенка. Поэтому первоочередная задачей любой образовательной системы (начиная с семьи и заканчивая высшей школой), а особенно начальной школы должна выступать, в первую очередь, целенаправленная организация систематического чтения каждого школьника.

Существует несколько трактовок научного понятия «читательский интерес». Так, Л.Ф, Климанова, описывая диалектику этого понятия отмечает: «в узком смысле читательский интерес рассматривается как интерес к чтению, то есть желание и потребность воссоздания смысла чужой речи по ее письменной форме». Это начальный тип интереса к чтению, он наблюдается у ребенка, в процессе приобщения к чтению и проявляется через ощущение школьником желания понять основной смысл слов, напечатанных в тексте. Часто этот интерес сопровождается стремлением ребенка демонстрировать свои умения окружающим. В широком же смысле читательский интерес, можно представить, как проявление читателем активного заинтересованного отношения к процессу получения знания, к стремлению постичь накопленный человечеством опыт, закрепленный в книгах. Это зрелый интерес, и проявляется он в самостоятельном стремлении получить этот опыт из литературы.

Выявлена достаточная многочисленность факторов, обуславливающих активацию читательского интереса у ребенка. Какова будет глубина заинтересованности ребенка в чтении, зависит от целого комплекса факторов:
– от наследственной и генетической предрасположенности человека;
– от состояния здоровья ребенка (зрение, слух, структура речевого аппарата, органические нарушения мозга и т.п.);
– от отношения к чтению со стороны значимых для ребенка взрослых;
– от ситуаций обучения в семье и в школе;
– от индивидуальных особенностей психики ребенка [1, с. 143].

Каждый день учителя, каждый его урок – это творческий поиск, решение вопросов: как сделать уроки и внеклассные мероприятия по-настоящему обучающими и в то же время интересными? Каким должен быть урок сегодня и завтра? Что помогает улучшить работу, сделать ее более качественной, эффективной?

Литература, бесспорно, занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, речи, творческих сил, то есть играет главную роль в становлении эмоциональной, эстетической, нравственной культуры ученика. Поэтому во главу обучения сейчас поставлено развитие личности ученика, а литературное развитие – основа общего личностного развития человека.

Конечно же, традиционный урок остаётся основным видом уроков литературы, но всё большее значение приобретают необычные, творческие, нешаблонные уроки. Сюда входят уроки-диспуты, уроки-семинары, уроки-композиции, уроки-экскурсии, уроки игрового типа, пресс-конференции и многое другое. Любой урок, у которого есть что-то оригинальное, инновационное, классифицируется как нестандартный.

В практике обучения литературе чаще всего выделяются следующие основные этапы урока:
1) организационный этап;
2) опрос и проверка домашнего задания;
3) объяснение нового материала;
4) закрепление изученного;
5) обобщение и систематизация материала;
6) постановка домашнего задания.

Педагогической наукой доказано, что психологическая основа познавательного интереса, является неразрывной частью системы духовной жизни человека, то есть его волевых, интеллектуальных, эмоциональных 19 качеств. Педагоги-исследователи определяют читательский интерес, как часть познавательного интереса, являющийся личностным морально волевым качеством, имеющим сугубо индивидуальные свойства и проявления [3].

Принято процесс формирования навыка чтения разделять на четыре основных этапа:
1) Этап познания звуков и букв – характерен для добукварного и букварного периода обучения грамоте (старший дошкольный возраст).
2) Этап слогового чтения – период фрагментарного чтения (слова и словосочетания).
3) Этап овладения целостными приемами чтения – уверенное и осознанное чтение предложений и текстов (3-4 классы).
4) Этап синтетического чтения – способность полного абстрактного погружения в объемные, сложные и многоуровневые текстовые массивы, с глубоким анализом, а возможно с техникой скорочтения и др. [4, с. 234]

В данном аспекте важна научная оценка соотношения духовных потребностей личности младшего школьника с особенностями психологии читателя. Чаще всего, читательский интерес у ученика проявляется через выделение им из огромного мира литературы, именно таких произведений, которые приносят ему эмоциональное удовлетворение. Поэтому читательский интерес формируется у ребенка не только и не столько, как интерес к книгам вообще, а скорее, как интерес к конкретным темам, жизненным сюжетам, с которыми он желает себя соотнести в данный период времени.

Н. Н. Светловская выделяет следующие основания проявления читательского интереса у младших школьников:
– заинтересованность сюжетом текста, к примеру, ученик, не читавший произведение, слышал о нем от значимых людей, через это возникает заинтересованность в его прочтении;
– ситуативная заинтересованность, когда младшего школьника привлекают яркие иллюстрации, необычное оформление книги. Важным моментом здесь является занимательность книги с самого начала текста или нестандартная форма изложения сюжета. Школьник берет книгу, чтобы полистать, но имеются большие шансы, что он начнет ее читать, или полностью прочитает;
– личная заинтересованность, этот этап заключительный, он проявляется в устойчивой потребности школьника младшего возраста, регулярно читать печатные произведения, проявляя интерес все к большему количеству сюжетов и тем [2, с. 336].

 
Процесс обучения, сам по себе формирует читательский интерес школьника, который подкрепляется под влиянием как внутренних, так и внешних причин, а также биологических, генетических и возрастных особенностей школьников, которые мы рассмотрим ниже. Литературное чтение, как предмет обучения призвана решать целый комплекс учебных задач: формировать эстетические чувства, развивать образное мышление, нравственность, и, в конце концов, мировоззрение будущего взрослого человека.

Список используемой литературы:
  1. Гончарова Е. Л. Ранние этапы становления читательской деятельности при норме и при отклонениях в развитии. – Москва : Педагогика, 2016. – 240 с.
  2. Дождикова Н. М. Измерение уровня читательской самостоятельности младших школьников // Филологическое образование в период детства, 2015. – №22. – С. 122-126.
  3. Котова С. А. Педагогика начального образования. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 336 с.
  4. Смахтина А.В. Психолого-педагогические ресурсы развития потребности в чтении младших школьников // Вестник Брянского государственного университета, 2016. №2. С. 233-239.


Категория: Блоги | Добавил: КуклинаММ
Просмотров: 363 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог