Формирование читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения
(19.1 Kb)
| 01.11.2022, 08:41 |
Куклина Маргарита Михайловна |
студентка специальности 44.02.02 "Преподавание в начальных классах", ГАПОУ СО "НТПК№1" |
Постоянное снижение интереса детей к чтению, в последнее время, становится на современном этапе развития культурной среды нашего общества все более актуальной проблемой. Ведь благодаря исследованиям в области психологии и педагогики достоверно и бесспорно доказано то, что вдумчивое чтение литературы с последующим размышлением над прочитанным материалом и даже сама механика чтения есть эффективнейшее средство повышение уровня интеллекта. Более того, регулярное чтение формирует эмоциональный интеллект, совершенствует мир чувств и духовных качеств души и личности ребенка. Поэтому первоочередная задачей любой образовательной системы (начиная с семьи и заканчивая высшей школой), а особенно начальной школы должна выступать, в первую очередь, целенаправленная организация систематического чтения каждого школьника.
Существует несколько трактовок научного понятия «читательский интерес». Так, Л.Ф, Климанова, описывая диалектику этого понятия отмечает: «в узком смысле читательский интерес рассматривается как интерес к чтению, то есть желание и потребность воссоздания смысла чужой речи по ее письменной форме». Это начальный тип интереса к чтению, он наблюдается у ребенка, в процессе приобщения к чтению и проявляется через ощущение школьником желания понять основной смысл слов, напечатанных в тексте. Часто этот интерес сопровождается стремлением ребенка демонстрировать свои умения окружающим. В широком же смысле читательский интерес, можно представить, как проявление читателем активного заинтересованного отношения к процессу получения знания, к стремлению постичь накопленный человечеством опыт, закрепленный в книгах. Это зрелый интерес, и проявляется он в самостоятельном стремлении получить этот опыт из литературы.
Выявлена достаточная многочисленность факторов, обуславливающих активацию читательского интереса у ребенка. Какова будет глубина заинтересованности ребенка в чтении, зависит от целого комплекса факторов:
– от наследственной и генетической предрасположенности человека;
– от состояния здоровья ребенка (зрение, слух, структура речевого аппарата, органические нарушения мозга и т.п.);
– от отношения к чтению со стороны значимых для ребенка взрослых;
– от ситуаций обучения в семье и в школе;
– от индивидуальных особенностей психики ребенка [1, с. 143].
Каждый день учителя, каждый его урок – это творческий поиск, решение вопросов: как сделать уроки и внеклассные мероприятия по-настоящему обучающими и в то же время интересными? Каким должен быть урок сегодня и завтра? Что помогает улучшить работу, сделать ее более качественной, эффективной?
Литература, бесспорно, занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, речи, творческих сил, то есть играет главную роль в становлении эмоциональной, эстетической, нравственной культуры ученика. Поэтому во главу обучения сейчас поставлено развитие личности ученика, а литературное развитие – основа общего личностного развития человека.
Конечно же, традиционный урок остаётся основным видом уроков литературы, но всё большее значение приобретают необычные, творческие, нешаблонные уроки. Сюда входят уроки-диспуты, уроки-семинары, уроки-композиции, уроки-экскурсии, уроки игрового типа, пресс-конференции и многое другое. Любой урок, у которого есть что-то оригинальное, инновационное, классифицируется как нестандартный.
В практике обучения литературе чаще всего выделяются следующие основные этапы урока:
1) организационный этап;
2) опрос и проверка домашнего задания;
3) объяснение нового материала;
4) закрепление изученного;
5) обобщение и систематизация материала;
6) постановка домашнего задания.
Педагогической наукой доказано, что психологическая основа познавательного интереса, является неразрывной частью системы духовной жизни человека, то есть его волевых, интеллектуальных, эмоциональных 19 качеств. Педагоги-исследователи определяют читательский интерес, как часть познавательного интереса, являющийся личностным морально волевым качеством, имеющим сугубо индивидуальные свойства и проявления [3].
Принято процесс формирования навыка чтения разделять на четыре основных этапа:
1) Этап познания звуков и букв – характерен для добукварного и букварного периода обучения грамоте (старший дошкольный возраст).
2) Этап слогового чтения – период фрагментарного чтения (слова и словосочетания).
3) Этап овладения целостными приемами чтения – уверенное и осознанное чтение предложений и текстов (3-4 классы).
4) Этап синтетического чтения – способность полного абстрактного погружения в объемные, сложные и многоуровневые текстовые массивы, с глубоким анализом, а возможно с техникой скорочтения и др. [4, с. 234]
В данном аспекте важна научная оценка соотношения духовных потребностей личности младшего школьника с особенностями психологии читателя. Чаще всего, читательский интерес у ученика проявляется через выделение им из огромного мира литературы, именно таких произведений, которые приносят ему эмоциональное удовлетворение. Поэтому читательский интерес формируется у ребенка не только и не столько, как интерес к книгам вообще, а скорее, как интерес к конкретным темам, жизненным сюжетам, с которыми он желает себя соотнести в данный период времени.
Н. Н. Светловская выделяет следующие основания проявления читательского интереса у младших школьников:
– заинтересованность сюжетом текста, к примеру, ученик, не читавший произведение, слышал о нем от значимых людей, через это возникает заинтересованность в его прочтении;
– ситуативная заинтересованность, когда младшего школьника привлекают яркие иллюстрации, необычное оформление книги. Важным моментом здесь является занимательность книги с самого начала текста или нестандартная форма изложения сюжета. Школьник берет книгу, чтобы полистать, но имеются большие шансы, что он начнет ее читать, или полностью прочитает;
– личная заинтересованность, этот этап заключительный, он проявляется в устойчивой потребности школьника младшего возраста, регулярно читать печатные произведения, проявляя интерес все к большему количеству сюжетов и тем [2, с. 336].
Процесс обучения, сам по себе формирует читательский интерес школьника, который подкрепляется под влиянием как внутренних, так и внешних причин, а также биологических, генетических и возрастных особенностей школьников, которые мы рассмотрим ниже. Литературное чтение, как предмет обучения призвана решать целый комплекс учебных задач: формировать эстетические чувства, развивать образное мышление, нравственность, и, в конце концов, мировоззрение будущего взрослого человека.
Список используемой литературы:
- Гончарова Е. Л. Ранние этапы становления читательской деятельности при норме и при отклонениях в развитии. – Москва : Педагогика, 2016. – 240 с.
- Дождикова Н. М. Измерение уровня читательской самостоятельности младших школьников // Филологическое образование в период детства, 2015. – №22. – С. 122-126.
- Котова С. А. Педагогика начального образования. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 336 с.
- Смахтина А.В. Психолого-педагогические ресурсы развития потребности в чтении младших школьников // Вестник Брянского государственного университета, 2016. №2. С. 233-239.
|
Категория: Блоги | Добавил: КуклинаММ
|
Просмотров: 380 | Загрузок: 2
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|