Обучение чтению закладывается у детей с раннего возраста. Задача начальной школы – приобщить учеников к миру литературы, познакомить с лучшими произведениями, написанными для детей или вошедшими в круг детского чтения. Учителя закладывают желание и умение читать, способствуют развитию читательской грамотности, что подразумевает умение вступать в диалог «автор-читатель», погружаться в атмосферу произведения, понимать текст и извлекать из него нужную информацию, что, в свою очередь, позволит учащимся в дальнейшем свободно осуществлять коммуникацию с обществом.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г., когда IEA, организация, в лоне которой родился PIRLS, искала понятие, определяющее чтение не только со стороны техники, но в широком функциональном контексте — как возможность размышлять о прочитанном и использовать прочитанное инструментально, для достижения личных и общественных целей, в первую очередь для дальнейшего обучения. Дорабатывая исходное определение 1991г., группа создателей PIRLS определила читательскую грамотность четвероклассников как «способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. На основе разнообразных текстов юные читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия». В исследовании PISA «читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Одним из путей формирования читательской грамотности при организации внеурочной деятельности в нашем лицее является курс «Час чтения», ориентированный на учащихся 1-4 классов.
Данный курс способствует формированию читательской грамотности младшего школьника, расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Преемственность курса внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли и т. д.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях внеурочной деятельности предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Через реализацию программы «Час чтения» осуществляется единство урочной и внеурочной деятельности. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, глубоко рассмотреть нравственные проблемы с разных точек зрения, познакомить учащихся с лучшими произведениями мировой детской литературы. Во внеурочной деятельности осуществляется дальнейшее образование, углубление и расширение знаний, которые на уроке далеко не всегда определены в полной мере. Реализация программы курса «Час чтения» способствует успешности при обучении младших школьников по основным предметам языкового цикла «Литературное чтение», «Русский язык» и т.д.
Курс «Час чтения» имеет тесные межпредметные связи с уроками литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, музыки.
Содержание данного курса представлено лучшими произведениями мировой литературы, предназначенными для детского чтения, не вошедшими в основную учебную программу по предмету «Литературное чтение».
Учебный материал курса состоит из 8 разделов:
1. В мире книг.
2. Ты и интернет.
3. Устное народное творчество
4. Региональный список 100 книг
5. Мир вокруг нас.
6. Поэтическая страничка.
7. Зарубежная литература.
8. Как хорошо уметь читать.
Структура курса «Час чтения» основывается на спиралеобразном расположении учебного материала, благодаря которому удается сочетать последовательность и цикличность его изучения. Характерной особенностью этого способа является то, что ученики, не теряя из поля зрения исходный литературный материала, постепенно расширяют и углубляют круг читательских знаний. Содержание программы внеурочной деятельности «Час чтения» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего детскую мировую литературу и готового к восприятию культуры народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. Итогом прочтения произведений является выполнение заданий в Портфеле читателя.
Программа курса ориентирована на создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Таким образом, многолетний опыт изучения данного курса младшими школьниками в рамках внеурочной деятельности показал стабильные положительные результаты при освоении учебной программы по литературному чтению. У учащихся повышается интерес к чтению, формируется потребность в систематическом самостоятельном чтении, совершенствуется сама техника чтения, а также по окончанию курса ученики осознают значимость чтения для личностного развития. Кроме того, у младших школьников улучшаются навыки выполнения письменных работ (эссе, отзывы, синквейны, сочинения, изложения и т.д.). В процессе изучения курса развиваются творческие и интеллектуальные способности учащихся, расширяется их кругозор.
|