Сегодня: 02.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Формирование читательской грамотности обучающихся с разным уровнем подготовки через освоение смыслового чтения

СКАЧАТЬ (25.3 Kb) 04.04.2024, 16:45
Трефилова Елена Александровна
учитель, средняя школа №7
Методическая мастерская «Образовательная практика «Формирование читательской грамотности обучающихся с разным уровнем подготовки через освоение смыслового чтения (на примере патриотических произведений)»

Аннотация. В 9-м классе обучающимся предстоит сдача ОГЭ по русскому языку. По решению ПМПК учащиеся с ОВЗ проходят государственную итоговую аттестацию в форме ГВЭ. Главный этап социализации для детей с ограниченными возможностями - это школа. У таких детей выявляются отклонения в развитии, связанные с изменением нервной системы ребёнка. В связи с дефектами речи, особенностями психической мыслительной деятельности у детей с ограниченными возможностями отмечаются затруднения в изучении и усвоении программного материала. Независимо от формы проведения экзамена, обучающиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Образовательная практика рассчитана для обучающихся с разным уровнем подготовки (7-8 классов). Чтобы написать сочинение на свободную тему, обнаружить полную осведомленность в конкретном вопросе, ученик должен обладать богатым жизненным опытом. Это актуальная проблема. На сегодняшний день, ребята, обучающиеся в классах СКК, да и не только, мало читают, круг общения узкий. Потому в преподавании русского языка детям основной метод обучения — коммуникативный. Это использование методических приемов, опирающихся на живое общение с учеником, на формирование языковой компетенции, раскрытие их творческого потенциала в различных формах деятельности.

Направленность: совершенствование образовательного и воспитательного процессов.

Цель: повышение качества образования путем формирования читательской грамотности обучающихся с разным уровнем подготовки через освоение смыслового чтения (на примере патриотических произведений).

Педагогические задачи: способствовать формированию представления о писателях, поднимающих в своих произведениях нравственные проблемы и рассказывающих о детях, переживших страшную войну; показать учащимся, что война несет разруху, горе, выделить тему произведений, их основную мысль; познакомить с жизнью маленьких героев во время ВОВ, вызвать интерес к книгам о детях на войне; развивать эмпатию (умение сопереживать, сочувствовать) воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свой народ, уважительное отношение к памяти поколений

Целевая группа: обучающиеся 7-8 классов, в том числе дети с ОВЗ

Планируемые результаты:
Предметные: познавательная сфера: иметь представление о творчестве писателей, рассказывающих о детях военного времени, уметь создавать словесный портрет, картину на основе полученных знаний и представлений; выделить тему произведений, их основную мысль; вызвать интерес к книгам о детях на войне;
ценностно-ориентационная сфера: формировать собственное отношение к произведениям писателей, отразивших картины трудных военных лет в повестях, приобщаться к духовно-нравственным ценностям литературы;
коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование;
личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства патриотизма, чувства гордости за свой народ, уважительного отношения к памяти поколений, использование для решения познавательных задач различных источников информации.
Метапредметные: познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи, оценивать свои достижения; поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе, формулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку; планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли.

Предварительная подготовка к мероприятию включает в себя следующие виды деятельности:
поиск и разучивание стихотворений Каменских поэтов, очевидцев событий ВОВ, в процессе которого обучающиеся знакомятся с творчеством и биографией поэтов, участников Великой Отечественной войны, понимают значение литературы о войне; развивают навыки выразительного чтения, устной монологической речи;
разучивание песен о мире, дружбе позволяет формировать мнение, что музыкальный жанр наряду с лирическими произведениями, как самый оперативный, соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями;
конкурс рисунков «Литературный герой Победы» (обучающиеся с ОВЗ). Задачи: популяризация ценности чтения детской литературы как важнейшего средства духовно-нравственного воспитания личности; развитие творческих способностей, воображения, фантазии детей;
создание буктрейлера «Читай, страна!» (по произведениям о ВОВ) (сильные обучающиеся). Цель работы: формирование активной жизненной позиции по отношению к чтению, пропаганда чтения книг о войне, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств;
мастерская творческого письма. Подготовка к сочинению “Зачем нам помнить о войне?” (сочинение – рассуждение для детей с ОВЗ).

Внеклассное мероприятие «Дети войны» по рассказу Л. Ашкенази «Дети».
Ресурсное обеспечение: компьютер, проектор, экран, выставка рисунков детей (иллюстраций к рассказам), выставка книг о войне, текст Л. Ашкенази «Дети» для обучающихся, кубик Блума, фонограмма песни «Мир без войны» Автор музыки и слов: Екатерина Комар, текст песни «Мир без войны» для всех участников, шаблон «Голубь мира» для каждого участника и один большой готовый шаблон для рефлексии.

Опыт практики обобщен и представлен во Всероссийском конкурсе на лучшую методическую разработку воспитательного мероприятия, заявлен на семинар-практикум «Образовательная среда и функциональная грамотность обучающихся: взаимосвязи, ресурсы, возможности развития» (ГАОУ ДП СО «Институт развития образования»). Опыт практики представлен в работе городской творческой группы учителей русского языка и литературы.

Внеклассное мероприятие «Дети войны» получило высокую оценку в областном конкурсе «Лучший учитель патриотического воспитания» и было представлено в форме открытого урока.


Категория: Блоги | Добавил: dgeksik
Просмотров: 24 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 02.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог