Под современным патриотическим воспитанием подразумевается воспитание любви к своей Родине, уважения к ее национальным традициям, истории и культуре.
Сложность процесса гражданско-патриотического воспитания в специальной школе состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе. Но наличие у ребенка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Общая идейная направленность в воспитании учащихся специальной школы остается такой же и для массовой школы.
Педагоги специальных образовательных учреждений, работающие с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, сталкиваются со многими трудностями при формировании их гражданской позиции. Процесс гражданско-патриотического воспитания осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с ментальными нарушениями. Им свойственны безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, сниженная мотивация в учебной, игровой и трудовой деятельности.
Ребенок с ментальными нарушениями с большим трудом усваивает нормы и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, родине.
Патриотические чувства не возникают сами по себе. Их формирование зависит от развития мыслительной деятельности ребенка. Они формируются на основе установок, мировоззрения и его опыта, который приобретается им через ведущий вид деятельности. Исходя из этого, основная роль в воспитании патриотических качеств личности у школьников с ментальными нарушениями принадлежит учителю.
Привить любовь к Родине умственно отсталым школьникам возможно лишь с опорой на яркие, запоминающиеся примеры, путем создания ситуаций, в которых обучающиеся переживают это чувство, и его необходимо мотивировать.
Для успешного формирования чувства патриотизма у детей с ментальными нарушениями необходимо:
• использовать наглядные средства: живые примеры, художественные образы, инсценировки, ролевые игры, поскольку детям интересно инсценировать различные ситуации, сценки из сказок, рассказы, а исполнение той или иной роли помогает усвоить нормы, правила поведения персонажей, «перенося» их на себя;
• обеспечить активность детей на занятиях, уроках: рисование, сочинение сказок, рассказов, отгадывание загадок, пословицы, поговорки;
• стараться делать упор на положительное, исключить назидательность, однообразие, скуку.
Преподносить материал так, чтобы стимулировать желание изучать и познавать. Важна тактичность педагога в оценках детей, их высказываний, неудач, поступков.
Виды деятельности и формы занятий, направленные на воспитание гражданственности, патриотизма включают в себя:
• получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – (в процессе бесед, участия в мероприятиях, посвященных государственным праздникам);
• ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, сюжетно-ролевых игр гражданского содержания, конкурса рисунков);
• ознакомление с историей и культурой родного края, (в процессе бесед, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, праздников, экскурсий);
• проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, (проведение мероприятий военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований)
В работе по гражданско-патриотическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы и формы: тематические беседы, оформление стендов, праздничные концерты, конкурсы рисунков и викторины. Просмотр тематических документальных и художественных фильмов, занятия с показом презентаций. Разучивание игр, стихов, песен, танцев.
Для успешного формирования гражданской позиции необходимо систематическое проведение тематических мероприятий на протяжении всего учебного года, тщательный отбор материала ,заинтересованность детей и учителя.
|